РАЗРАБОТКА УМК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Зайнуллина Елена Наримановна
Преподаватель специальных дисциплин
Разработка и использование учебно-методических комплексов в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и обучающихся (например, позволяет преподавателю заранее предусмотреть разноплановые задания). Все это способствует развитию творческой активности обучающихся на занятиях. В современных условиях творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, чтобы молодой специалист мог самостоятельно формулировать и решать проблемы производства и общества, быть готовым к дальнейшему самообразованию.
Для достижения эффективного функционирования современного производства необходима мобильная и дифференцированная система обучения специалистов, в которой должна учитываться специфика трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, когда помимо высокого уровня компетентности требуется развитие таких личностных качеств как предприимчивость, ответственность, способность в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям, потребность в самообучении.
К сожалению, традиционное обучение в профессиональных образовательных учреждениях остаются в значительной мере консервативным. Преподаватели пользуются в основном групповыми методами обучения, не уделяя должного внимания саморазвитию студентов.
Традиционно сложилось так, что для учебного процесса разрозненно создавались учебники, сборники задач и упражнений, методические разработки и т.п.
Поэтому считается, что в перестройке нуждается существующая практика разработки для студентов и преподавателей средств и методов обучения, которые создавались разрозненно, бессистемно и носили функционально-практический характер. Наиболее перспективным путем педагогического обеспечения учебного процесса выступает разработка учебно-методических комплексов, ведь в связи с переходом на новые государственные стандарты, возрастает количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов. Поэтому возрастает необходимость обеспечить студентов учебно-методическими комплексами.
Одним из важных видов работы является разработка методического и практического материала по использованию различных форм учебных и особенно внеаудиторных занятий
Особенностью учебно-методических комплексов является то, что в них, кроме разноплановых текстов описательного характера, графических материалов, даются указания, организующие познавательную деятельность студентов. При работе с такими материалами студенты ставятся в условия необходимости совершения определённых направляемых действий: прочти, найди, реши, объясни, покажи. В таких условиях процесс познания основан на системе последовательно чередующихся, строго целенаправленных и взаимосвязанных умственных и материальных действий. Последнее очень важно, так как именно материальные действия подвержены контролю и самоконтролю. Кроме того, они расширяют чувственный контакт студента с объектом познания. При этом эффективность умственных действий знаний значительно повышается. Анализируя этот многоплановый материал, студенты вместе с преподавателем формируют понятия в соответствии с поставленными задачами.
Как показал опыт построения занятий с использованием учебно-методических комплексов, приближение теоретического обучения к практическим задачам способствует росту интереса к дисциплине, повышает активность студентов на занятиях. Студенты с первых же занятий активно участвуют в учебном процессе, учатся логически рассуждать, осознавать необходимость и важность как теоретического, так и производственного обучения.
Здесь не просто передаются готовые знания, а организуется мыслительная деятельность студентов, развивается творческая активность, студенты учатся самостоятельно добывать знания.
Особенности работы электрика делают обучение традиционными методами неэффективным.
Учеными и практиками отмечается, что обучение студентов мало связанно с реальными задачами, которые решают специалисты в профессиональной деятельности. Это находит проявление в том, что выпускник, с одной стороны, испытывает серьезный дефицит необходимых знаний и умений, а с другой – ощущает невостребованность значительной части своих знаний.
Окончательный этап становления молодого специалиста – его стажировка по месту работы, состоящая из целого ряда мероприятий, проводимых на предприятии и направленных на ускорение адаптации выпускника на его рабочем месте.
Использование учебно-методического комплекса по дисциплине «Электротехника» показало, что применение такого средства обучения, как лабораторная работа позволяет существенно повысить эффективность профессиональной подготовки обучающихся в тех же временных рамках учебного процесса, полнее сформировать требуемые профессиональные характеристики.
Приложение:
Лабораторная работа № 1
Тема: Определение емкости батареи конденсаторов.
Цель: Определить емкость батареи конденсаторов расчетным и опытным путем.
Ход работы:
1) Собираем цепь по схеме.
2) Включаем цепь под напряжение, и показание приборов записываем в таблицу
№ п/п |
I |
U |
C1 |
C2 |
C3 |
1 |
|
|
|
|
|
3) Расчетная часть работы:
XC = XC = C =
4) Опытная часть работы:
С2,3 = С2 + С3 С =
Если ответы приблизительно равны, значить все правильно.
Список литературы:
1. Алтайцев, А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / А. М. Алтайцев, В. В. Наумов. – Минск., БГУ, 2002. – 288 с.
2. Гомола, А. И. Учебно-методический комплекс студентов как средство повышения эффективности процесса обучения // Среднее профессиональное образование, 2001. – № 2.
3. Методические указания по разработке учебно-методического комплекса дисциплины / А. А.Кириллина, Е. Н.Павлова. – Якутск, Изд-во Якутского университета, 2007. – 25 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.