1 Урок
Тема: Предмет химии. Роль химии в жизни человека.
Методы познания в химии
Цель урока: сформировать у учащихся понятия “химия”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества”, “сложные вещества”, “свойства веществ”; методы познания в химии
Ход урока
1. Организационный момент
Знакомство с работой в химическом кабинете, инструктаж по ТБ. Требования, предъявляемые при изучении химии и проверке работ.
2. Актуализация опорных знаний
Химия относится к естественным наукам.
? Какие еще естественные науки вы знаете и что они изучают?
О. биология, география (наука о Земле, изучает ее природу, население и его хоз. деятельность), физика (наука о материи, ее свойствах и движении)
?. А что изучает химия?
Задание 1. Разгадайте ребус и напишите правильный ответ.
О. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Слайд 2
Тема урока…. Слайд 1
3. Изучение нового материала
1) Предмет химии. Роль химии в жизни человека.
1) вещество
? Что такое вещества и какие они бывают?
О. Чтобы ответить на этот вопрос давайте заглянем в кухонный шкаф. Что же мы там увидим? Вот стоит кастрюля, стаканы, тарелки. А вот баночки с различными специями (пауза) Слайд 3
Всё это предметы, которые нас окружают или физические тела.
?. А из чего сделан этот стакан?
О. Он сделан из стекла.
?. А вот эта кастрюля из чего сделана?
О. Из алюминия.
А подставка для вилок и ножей сделана из пластмассы. И стекло, и алюминий, и пластмасса — это вещества.
Вещества — это то, из чего состоят тела.
Задание 2.
Распределите перечисленные объекты на две равные группы по существенному признаку: снежинка (1), транспортир (2), стекло (3), мяч (4), вода (5), алюминий (6), каучук (7), пробирка (8). Назовите каждую группу.
Группа 1: - это________________________________________________________________
Группа 2: - это________________________________________________________________
Ответ: группа 1 (физические тела – транспортир, мяч, пробирка); группа 2 (вещества – снежинка, стекло, вода, алюминий, каучук)
Вещества окружают нас повсюду - воздух содержит газообразные азот, кислород, аргон. из металлического крана течёт вода, в стеклянной бутыле налит уксус.
Вода и уксус очень похожи — это бесцветные жидкости, их легко перепутать. Но если мы попробуем поднести стаканы поближе, то сразу отличим уксус от воды, потому что он обладает специфическим запахом.
Вещества характеризуются различными признаками, которые называются свойства вещества. Слайд 4
Следует различать физические и химические свойства веществ. С химическими свойствами мы познакомимся позже. А сейчас вспомним физические свойства.
Задание 3. Найдите 12 слов головоломки и запишите в тетрадь.
Ответ:
Примечание: шкала Мооса – таблица №1 (учебник)
Зная различные свойства веществ, человек может использовать их с пользой для себя.
Например, использование алюминия: слайд 5
1. благодаря легкости и прочности его используют в самолето- и ракетостроении
2. легкость и хорошую электропроводность алюминия используют для изготовления электрических проводов
3. его теплопроводность и неядовитость – при изготовлении алюминиевой посуды,
4. неядовитость и пластичность дает возможность применять алюминий для изготовления фольги
5. а такое его свойство, как способность гореть ослепительным пламенем позволят его использовать при производстве бенгальских огней.
6. он не взаимодействует с концентрированной серной и азотной кислотами, поэтому их перевозят в алюминиевых цистернах
При этом алюминий может превращаться и в другие вещества.
Явления, при которых из одних веществ образуются новые вещества, называются химическими явлениями.
Задание 4. Выберите и выпишите буквы, под которыми указаны химические явления.
А) ржавление железа…………………………………………………………..Ф
Б) плавление свинца……………………………………………………………К
В) свечение лампы накаливания…………………………………………И
Г) горение природного газа…………………………………………………О
Д) растворение сахара в воде………………………………………………М
Е) гниение древесины………………………………………………………….С
Ж) получение сахарной пудры с помощью кофемолки……….Е
З) гашение соды уксусом……………………………………………………...Ф
И) фотосинтез……………………………………………………………………….О
К) смешивание акварельных красок на палитре………………….Т
Л) появление зеленого налета на изделиях из меди…………….Р
Ответ: а,г,е,з,и,л (фосфор)
2) Простые и сложные вещества
Задание 5. Угадайте, какие вещества зашифрованы в предложениях
1. При обычных условиях – бесцветная жидкость без вкуса, запаха, температура кипения 1000С, затвердевает при 00С.
2. Твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, обладает высокой пластичностью, из него изготавливают тонкую проволоку.
Ответ: вода и медь
Вещества бывают простыми и сложными
?. Как вы думаете, какое из этих веществ простое, а какое сложное. Почему?
Вещества, образованные атомами одного химического элемента, называются простыми
Вещества, образованные атомами разных химических элементов, называются сложными.
Запись в тетрадь, слайд 6
3) роль химии
Все, что нас окружает, - продукты деятельности науки химии. Бытовая химия, лекарственные препараты, продукты питания, одежда, мебель – все это можно получить благодаря знаниям из области химии.
Даже самые грязные и старые, въевшиеся пятна удаляются при помощи различных стиральных порошков и средств. Кипячение белья уже давно прошлый век. Новые открытия веществ и их свойств позволили сделать быт человека легче, упростили его работу.
Хемофилия – положительное влияние химии
Хемофобия – отрицательное отношение к химии (связано с загрязнением окружающей среды)
2) методы познания в химии
?. Что такое метод?
О. способ достижения какой-либо цели
?. С какими методами вы уже встречались при изучении других естественно – научных предметов?
?. Можно ли применять их в химии?
Методы химии (схема на доске с продолжением)
1) наблюдение
?. Что такое наблюдение?
О. концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения
Различают:
А) непосредственное наблюдение – проводит ученик, наблюдая за изучаемым химическим объектом
Б) опосредованное наблюдение - проводит ученик, используя результаты наблюдений, подготовленные одноклассниками или учителем в виде сообщений, видеозаписи и др.
В) долговременное наблюдение – проводится на протяжении длительного времени (несколько часов, дней, недель; например, коррозия металлов)
Г) кратковременное наблюдение – проводит ученик при выполнении лабораторных опытов или практических работ.
Задание 6. Дайте характеристику наблюдений по различным признакам классификации, рассмотренном в § 2 учебника.
А) учащийся наблюдает за ростом кристаллов поваренной соли с помощью лупы______________________________________________________________________________________________________________.
Б) учащийся наблюдает за горением бенгальского огня________________________________________________.
В) учащийся наблюдает за испарением спирта с поверхности стеклянной пластины________________________________________________________________________________________________________.
Подчеркните пункт, в котором речь идет о наблюдении химического явления.
Ответ:
А) долговременное наблюдение, может быть как непосредственным, так и опосредованным
Б) кратковременное, непосредственное наблюдение
В) кратковременное, может быть как непосредственным, так и опосредованным
Б – химическое явление
2) химический эксперимент
?. Что такое химический эксперимент?
О. исследование, которое проводят с веществами в контролируемых условиях с целью изучения их свойств.
Демонстрация эксперимента с индикаторами
В химии существуют несколько индикаторов, с помощью которых можно распознавать другие вещества. С некоторыми нам предстоит работать в дальнейшем: лакмус, фенолфталеин, метилоранж. Сегодня мы воспользуемся универсальным индикатором.
Универсальные индикаторы – это смесь нескольких индивидуальных индикаторов, подобранных так, что их раствор поочередно меняет окраску, проходя все цвета радуги при изменении кислотности раствора.
Перед вами пластинки для капельного анализа. В лунках находятся кусочки универсального индикатора. На столе растворы соляной кислоты, гидроксида натрия и воду. На полоски, находящиеся в первом ряду, надо нанесем капли каждого вещества в следующей последовательности: в первую – кислоту, во вторую – щелочь, а в третью – воду.
?. Что вы видите?
О. Индикатор изменил окраску в первой на красный цвет, во второй потемнел, а в третьем цвет практически не изменился. Следовательно, в первой лунке кислота, во второй щелочь, а в третьей – вода.
3) моделирование слайд 7
Моделирование – это изучение объекта с помощью построения и исследования моделей.
4. Закрепление материала слайд 8-15
5. Рефлексия
Как вы считаете, узнали ли вы сегодня что-то новое и полезное для себя?
Какова роль химии в нашей жизни?
6. Домашнее задание - файл
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.