Разработка урока Алтайский край в истории и культуре Руси XIII – XIV вв
Оценка 4.8

Разработка урока Алтайский край в истории и культуре Руси XIII – XIV вв

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
01.02.2020
Разработка урока Алтайский край  в  истории  и  культуре  Руси XIII – XIV  вв
Разработка урока истории России для учащихся 6 класса с использованием регионального компонента.
Алтайский край в истории и культуре Руси XIII – XIV вв.doc

Автор разработки

Ребус О.М.

Аудитория

6 класс (История России)

Тема урока

Алтайский край  в  истории  и  культуре  Руси XIII – XIV  вв

Педагогические

цели

Познакомить с историей и культурой родного края в период раннего Средневековья; исследовать особенности и характерные черты его развития; анализировать факты и ис­торические события; развивать патриотизм и чувство гордости за своих предков.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:

овладевать целост­ным представлением об историческом пути Руси в середине XIII — XIV в., о закономерностях развития общества; использо­вать знания о территории и границах родного края в изучаемый период; применять понятийный аппарат исторического знания; определять исторические процессы, события во времени, приме­нять основные хронологические понятия; соотносить и система­тизировать информацию из различных исторических источников; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия предков

Метапредметные:

Познавательные: Самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию, преобразовывают ее. Формируется представление о процессах, происходивших на территории современного Алтайского края и Республики Алтай в XIII – XIV  вв.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом материале, принимают учебную задачу для  выполнения, выполняют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают культурное многообразие мира

Оборудование

презентация, подготовленная учителем, дидактический материал

понятия и термины

найманы

Основные даты

завоевание Южной Сибири монголами (1207 г.), включение Алтае-Саянской горной страны в улус Великого хана (1227 г.), завоевание Саяно-Алтая империей Юань (1293 г.), падение империи Юань (1368 г.).

Персоналии

Джучи, Хубилай

 


 

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Формируемые УУД

Ориентационный.

Приветствие учителя. Проверка готовности  к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Коллективная

Быстрое включение в деловой ритм

 

Мотивационно-целевой

Н. К. Рерих: «И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет собой невскрытую сокровищницу»

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Какой временной период в истории России мы изучаем?

Попробуйте определить тему урока.

Тема: «Алтайский край  в  истории  и  культуре  Руси XIII – XIV  в.в

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемный вопрос

Почему важно изучать историю своей малой Родины?

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по страни­цам истории родного края.

Вспомните, какие исторические источники мы используем для изучения прошлого.

Участвуют в диалоге, в определении темы и целей урока.

Вспоминают различные виды исторических источников.

 

Фронтальная

Беседа

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения.

Содержательно-операционный

Вспомните:

?  Кто такой Чингис-хан?

?  Какие территории были им завоёваны?

Чингис-хан и его армия покорили много земель и народов. Смелыми воинами и полководцами выросли его сыновья - Джучи, Угэдей, Чагатай, Тулуй.

Одним из направлений завоевательной политики стала территория нынешней Южной Сибири. Покорение северных «лесных народов» и кыргызов Чингисхан поручил своему старшему сыну Джучи.

В 1207 г. войско, возглавляемое Джучи, без особого сопротивления подчинило население Алтае-Саянской горной страны. В ходе осуществленной операции монгольские войска

продвинулись в долину Иртыша. Тем самым обозначилось дальнейшее направление действий

по покорению кочевых племен, проживавших в обширных степях.

В 1218 г. Джучи был вынужден повторить поход в южно-сибирские земли в связи с произошедшим там восстанием под эгидой кыргызов. В следующем году он двинулся на территорию восточных кыпчаков и основал свою ставку в долине Иртыша. Именно это событие предложено считать началом создания самостоятельного улуса Джучи в составе Монгольской империи.

При поддержке отца и в ходе проведения самостоятельной политики Джучи значительно расширил владения и перенес свою ставку в центрально-казахстанские степи. К моменту

внезапной смерти старшего сына Чингисхана в 1227 г. территория улуса Джучи охватывала

огромные пространства. Однако после трагического события земли Алтае-Саянского нагорья и некоторые районы Западной Монголии были переданы в управление младшего сына Тулуя и включены в состав улуса Великого хана. Позднее они стали частью Юаньской империи.

После смерти Чингисхана был выбран новый правитель. В 1229 г. им стал его третий сын

и преемник Угэдэй (1186–1241), который продолжил политику отца. В 1235 г. на курултае было принято решение о грандиозном походе в Европу.

?   Кто возглавил этот поход?

?   Каковы были результат походов хана Батыя?

Подготовленный поход реализовывался в течение нескольких лет, но был прекращен в

связи со смертью великого хана Угэдэя. Бату вернулся в Поволжье, где располагалась его ставка, сделавшаяся столицей создаваемого огромного государства, которое получило в научной литературе обозначение «Золотая Орда».

Территория Лесостепного Алтая входила в состав улуса Джучи сразу после его обозначения и осталась за ним после раздела в 1227 г., когда земли Южной Сибири отошли к улусу Великого хана.

Слайд. Вероятно, присоединение Верхнего Приобья в отличие от Алтае-Саянского нагорья проходило относительно мирным путем. Однако отмечаются и значительные изменения, что проявилось в смене ориентации умерших людей при захоронении, в появлении новых элементов погребальной обрядности, а также полное восприятие материальной культуры, основанной на монгольских традициях.

В середине XIII в. остро обозначилась борьба за престол великого хана. С этого же времени

начался процесс распада Монгольской империи, который усилился после смерти Мэнгу-хана в

1259 г. В данный момент на политическую арену выходят два сына Тулуя. Хубилай в борьбе за власть одолел своего брата Ариг-Буга, возведенного на престол во время великого курултая, который состоялся в Каракоруме. Хубилай управлял завоеванными землями Северного Китая, был образован и смог узурпировать власть только при определен-

ной поддержке. В 1260 г. он созвал еще один великий курултай и провозгласил себя монгольским «великим ханом». В течение нескольких лет между братьями продолжались сражения и противостояния, но в конце

концов в 1264 г. Ариг-Буга сдался.

В начале своего правления Хубилай провел целый ряд преобразующих мероприятий, опираясь на китайский опыт. В 1271 г. он дал название формирующемуся новому государству –Юань.

После падения династии Юань в 1367–1368 гг.

Монголия разделилась на две основные части – восточную и западную. В связи с тем, что политический центр улуса Великого хана и затем Юаньской империи находился в восточной части Азии, Алтайские горы были далекой окраиной. Со времен Чингисхана там проживали «государственные крепостные» ойрат-монголы, которые должны были подчиняться наследнику престола. Сведений о них чрезвычайно мало, и все они разрозненные.

?   Определите последствия монгольских завоеваний.

Многолетние войны истощили важные жизненные ресурсы Горного Алтая. Явно сократилось количество населения, о чем свидетельствуют археологические и

письменные источники.

Задание 1. Внимательно изучите иллюстрации по материальной культуре верх-еландинского и усть-бийкенского этапов культуры Алтая монгольского времени. Проведите сравнительный анализ по категориям предметов и особенностям археологических находок.

Этапы развития культуры Алтая монгольского времени:

1.Верх-еландинский этап

XII в.; время сочетания разнокультурных элементов.

Исторические события

Хронологические границы этапа соотносятся с расселением найманов в Западной Мон-

голии около 1100 г. и разгромом найманов монголами в 1204–1205 гг.

Могильники

Верх-Еланда-I, курган №1, 5 (вп.); Элекманар-II, курган №17; Бичикту-Бом; Кудыргэ, курганы №16, 38, 74, 76.

2. Усть-бийкенский этап

XIII–XIV вв.; время сложения единой культуры в степном поясе Евразии, наличие ло-

кальных особенностей для отдельных территорий.

Исторические события

Соотносится с такими событиями, как завоевание Южной Сибири монголами (1207 г.),

включение Алтае-Саянской горной страны в улус Великого хана (1227 г.), завоевание

Саяно-Алтая империей Юань (1293 г.), падение империи Юань (1368 г.).

Могильники

Кудыргэ, курганы №14, 17, 19–21; Яконур, курган №1-А, Д, курган №2; Талдуаир-1, кур-

ган №6 (вп.); Усть-Бийке-III, курганы №1–3, 7; Ак-Алаха, курган №1 (вп.); Бертек-20 и др.

Задание 2. Проследите по предлагаемой карте распространения памятников монгольского времени. В каких районах Республики Алтай располагаются погребальные объекты

монгольского времени?

Задание 3. Прочитайте фрагменты из монографии А.А. Тишкина «Алтай в монгольское время. Подробно изложите зафиксированные результаты изучения погребального обряда населения Алтая монгольского времени.

В Горном Алтае раскопано небольшое количество памятников монгольского времени, и существующие письменные свидетельства крайне слабо отражают те события, которые происходили в данном регионе… Всех этих материалов пока недостаточно для подробного рассмотрения имеющихся проблем изучения кочевого общества развитого средневековья. Можно лишь повторить, что предыдущие тюркские и кыргызские традиции прекратили свое существование. Это явно связано со сменой населения в XII в. и с последующим доминированием восточноазиатских культурных компонентов в результате создания Монгольской империи...

При исследовании пазырыкского кургана №1 было обнаружено впускное погребение монгольского времени. В ходе раскопок удалось зафиксировать процесс оформления могилы. Для этого выбрали часть камней насыпи. В центр образовавшейся овальной ямы положили умершего человека: вытянуто на спину, головой

на запад. Его руки были согнуты в локтях, а кисти сложены ниже живота. Справа, в районе пояса, обнаружены два железных наконечника стрел («двухлопастный плоский с длинным насадом и бронебойный») и железные удила. У костей стоп ног найдены железный предмет и несколько костей овцы. В заполнении могильной ямы зафиксирована

железная пряжка. Погребение по комплексу вещей датировано XIV в. н.э.

БЕРТЕК-20. Этот памятник, как и предыдущий, исследовался в начале 1990-х гг. на территории плоскогорья Укок в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Он представлял собой одиночный курган, который находился в укромном, непривлекательном месте. Небольшая и почти плоская насыпь располагалась близ вершины в пологой ложбинке, ведущей на склон высокой крутой предгорной террасы р. Ак-Алахи, неподалеку от горного озера. Незадернованная подпрямоугольная наброска над могилой почти примыкала к осыпи камней ложбины, как бы являясь ее продолжением. С трех сторон курган был скрыт склонами террасы. Со стороны устья лога (на восток–юго-восток ...) открывался вид на пойму.

Курган №1 зафиксирован в 60 м к западу от памятника Бертек-17 и в 145 м к западу от

объекта №4 могильника Бертек-10, у подножия третьего террасовидного уровня левого берега р. Ак-Алаха . Зачищенная насыпь размерами 2,85x1,45 м в виде плоской вымостки оказалась сложена из мелкого галечника и имела скругленную подпрямоугольную форму. Она была ориентирована длинной осью по линии Ю–С и покрывала могилу. В яме размерами 2,58x1,45 м и глубиной 0,74 м от уровня материка лежал скелет женщины в возрасте 30–35 лет.

Умершую положили на дно могилы вытянуто на спине, головой на север–северо-запад. Кости предплечья правой руки оказались смещены. Левая рука была немного отведена в сторону и согнута в локте, а ее кисть лежала в районе таза. На дне ямы вокруг скелета находились крупные валуны. На черепе, в области поясничного отдела и на костях ног погребенной сохранились остатки истлевшего войлока. Справа от головы найдены фрагменты берестяного туеска (?). В области шеи обнаружено украшение в виде серебряного (?) медальона с каменной вставкой. Верхнюю часть грудной клетки закрывали остатки изделия из прутьев и кожи. На груди погребенной под вышеуказанным изделием зафиксирована войлочная сумочка, в ней находилось китайское бронзовое зеркало, украшенное реалистически выполненной композицией с изображениями

реки, дерева, людей и животных.

Полученный инвентарь и зафиксированные элементы погребального обряда были

подробно охарактеризованы авторами публикации. Объект первоначально датирован

поздним средневековьем (2-я четверть II тыс. н.э.) и с определенной долей условности связывался «…с одной из южных алтайских групп населения». Позднее курган отнесен к монгольскому времени и датирован XII–

XIV вв.

Среди обнаруженных вещей особое внимание заслуживает круглое металлическое зеркало. На одной стороне его рельефно выделен бортик и изображена жанровая сцена, сюжет которой взят из «Предания о Лю И» танского автора Ли Чаовэя.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с исторической картой.

Фронтальная беседа

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии

с поставленной задачей

 

Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя различные источники.

Используют знаково-символические средства.

Коммуникативные: учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве

Контрольно-оценочный (рефлексивный)

Вы совершили виртуальное путешествие в прошлое своего родного края. Возможно, это позволит вам лучше понять историю нашей страны. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы все равно будете вспоминать свою малую Родину. Пото­му что здесь ваш дом, родители, здесь ваши корни.

Наш урок подходит к концу.

Проблемный вопрос

Почему важно изучать историю своей малой Родины?

 

 

 

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние.

Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения

Домашнее задание

Записи в тетради

Написать историческое сочинение на тему «История моей малой Родины».

 

 

 

 

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

 

 

 

 

 

                                                            


Задание.Прочитайте фрагменты из монографии А.А. Тишкина «Алтай в монгольское время. Подробно изложите зафиксированные результаты изучения погребального обряда населения Алтая монгольского времени.

В Горном Алтае раскопано небольшое количество памятников монгольского времени, и существующие письменные свидетельства крайне слабо отражают те события, которые происходили в данном регионе… Всех этих материалов пока недостаточно для подробного рассмотрения имеющихся проблем изучения кочевого общества развитого средневековья. Можно лишь повторить, что предыдущие тюркские и кыргызские традиции прекратили свое существование. Это явно связано со сменой населения в XII в. и с последующим доминированием восточноазиатских культурных компонентов в результате создания Монгольской империи...

При исследовании пазырыкского кургана №1 было обнаружено впускное погребение монгольского времени. В ходе раскопок удалось зафиксировать процесс оформления могилы. Для этого выбрали часть камней насыпи. В центр образовавшейся овальной ямы положили умершего человека: вытянуто на спину, головой на запад. Его руки были согнуты в локтях, а кисти сложены ниже живота. Справа, в районе пояса, обнаружены два железных наконечника стрел («двухлопастный плоский с длинным насадом и бронебойный») и железные удила. У костей стоп ног найдены железный предмет и несколько костей овцы. В заполнении могильной ямы зафиксирована

железная пряжка. Погребение по комплексу вещей датировано XIV в. н.э.

БЕРТЕК-20. Этот памятник, как и предыдущий, исследовался в начале 1990-х гг. на территории плоскогорья Укок в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Он представлял собой одиночный курган, который находился в укромном, непривлекательном месте. Небольшая и почти плоская насыпь располагалась близ вершины в пологой ложбинке, ведущей на склон высокой крутой предгорной террасы р. Ак-Алахи, неподалеку от горного озера. Незадернованная подпрямоугольная наброска над могилой почти примыкала к осыпи камней ложбины, как бы являясь ее продолжением. С трех сторон курган был скрыт склонами террасы. Со стороны устья лога (на восток–юго-восток ...) открывался вид на пойму.

Курган №1 зафиксирован в 60 м к западу от памятника Бертек-17 и в 145 м к западу от

объекта №4 могильника Бертек-10, у подножия третьего террасовидного уровня левого берега р. Ак-Алаха . Зачищенная насыпь размерами 2,85x1,45 м в виде плоской вымостки оказалась сложена из мелкого галечника и имела скругленную подпрямоугольную форму. Она была ориентирована длинной осью по линии Ю–С и покрывала могилу. В яме размерами 2,58x1,45 м и глубиной 0,74 м от уровня материка лежал скелет женщины в возрасте 30–35 лет. Умершую положили на дно могилы вытянуто на спине, головой на север–северо-запад. Кости предплечья правой руки оказались смещены. Левая рука была немного отведена в сторону и согнута в локте, а ее кисть лежала в районе таза. На дне ямы вокруг скелета находились крупные валуны. На черепе, в области поясничного отдела и на костях ног погребенной сохранились остатки истлевшего войлока. Справа от головы найдены фрагменты берестяного туеска (?). В области шеи обнаружено украшение в виде серебряного (?) медальона с каменной вставкой. Верхнюю часть грудной клетки закрывали остатки изделия из прутьев и кожи. На груди погребенной под вышеуказанным изделием зафиксирована войлочная сумочка, в ней находилось китайское бронзовое зеркало, украшенное реалистически выполненной композицией с изображениями реки, дерева, людей и животных.

Полученный инвентарь и зафиксированные элементы погребального обряда были подробно охарактеризованы авторами публикации. Объект первоначально датирован поздним средневековьем (2-я четверть II тыс. н.э.) и с определенной долей условности связывался «…с одной из южных алтайских групп населения». Позднее курган отнесен к монгольскому времени и датирован XII–XIV вв.  Среди обнаруженных вещей особое внимание заслуживает круглое металлическое зеркало. На одной стороне его рельефно выделен бортик и изображена жанровая сцена, сюжет которой взят из «Предания о Лю И» танского автора Ли Чаовэя.


Автор разработки Ребус О

Автор разработки Ребус О

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Южной Сибири. Покорение северных «лесных народов» и кыргызов

Южной Сибири. Покорение северных «лесных народов» и кыргызов

В 1235 г. на курултае было принято решение о грандиозном походе в

В 1235 г. на курултае было принято решение о грандиозном походе в

Хубилай управлял завоеванными землями

Хубилай управлял завоеванными землями

Этапы развития культуры Алтая монгольского времени: 1

Этапы развития культуры Алтая монгольского времени: 1

Задание 3. Прочитайте фрагменты из монографии

Задание 3. Прочитайте фрагменты из монографии

XIV в. н.э. БЕРТЕК-20. Этот памятник, как и предыдущий, исследовался в начале 1990-х гг

XIV в. н.э. БЕРТЕК-20. Этот памятник, как и предыдущий, исследовался в начале 1990-х гг

На черепе, в области поясничного отдела и на костях ног погребенной сохранились остатки истлевшего войлока

На черепе, в области поясничного отдела и на костях ног погребенной сохранились остатки истлевшего войлока

Контрольно-оценочный (рефлексивный)

Контрольно-оценочный (рефлексивный)

Задание. Прочитайте фрагменты из монографии

Задание. Прочитайте фрагменты из монографии
Скачать файл