Тема четверти. Музыка вокруг нас.
Тема урока. Добрый праздник среди зимы.
Тип урока: УНЗ
Планируемые рзультаты:
Личностные: прививать любовь к искусству, реализация творческого потенциала в процессе коллективного музыцирования.
Метапредметные выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
- определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать (на примере «Марша», «Вальса снежных хлопьев», «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского)
Уметь словами выразить чувства, появившиеся в результате услышанного произведения; знать имена композиторов.
Музыкальный материал:
Балет «Щелкунчик» П.Чайковского;
«Марш»;
«Вальс снежных хлопьев»;
«Вальс цветов»;
Дополнительный материал:
разворот учебника - тетради «Добрый праздник среди зимы»;
портрет П.И.Чайковского;
фотографии с фрагментами сцен из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;
Технические средства обучения:
Проектор; экран;
Ход урока.
Орг. момент.Вход под «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
- Доброе утро, ребята. Сегодня несколько необычный урок – у нас гости. А каким словом мы можем их поприветствовать и поздороваться друг с другом?
Дети: Доброе утро, здравствуйте!
Музыкальное приветствие «Здравствуйте!»
- Скажите, ребята, какой праздник мы праздновали недавно?
Д: Новый год!
- Правильно. Новый год празднуют все люди земли. В новогоднюю ночь и происходят чудеса.
Мотивация. Церепологание.
С миром чудес мы встретимся в балете П.И.Чайковского «Щелкунчик», написанным по сказке немецкого писателя Т. Гофмана. Посмотрите на развороте учебника: Муза знакомит детей с музыкой балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (слайд 1, 2, 3, 4)
- Так как звучит тема урока?
- Чему мы будем учиться на уроке?
- А что же такое балет? Это музыкальный спектакль, в котором все герои…
Д: Танцуют.
- Верно.
Актуализация знаний.
- Итак, сказка начинается… На новогоднем празднике девочке Мари подарили куклу - Щелкунчика, с помощью которой раскалывают орехи. Ночью оживший Щелкунчик во главе кукольного войска вступает в битву с Мышиным Королем и его армией. (слайд 5)
В трудную минуту Мари спасает Щелкунчика. Любовь девочки превращает его в прекрасного принца, и они вместе отправляются в страну сказок.
Сегодня Муза приглашает нас в театр, в атмосферу чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Готовы посетить театр?
Д: Да.
Звучит «Марш» детей у новогодней елки.
Первичное усвоение знаний.
- Какая по настроению, характеру была музыка, которая сейчас прозвучала?
Д: Бодрая, весёлая, энергичная.
- Как вы думаете, что можно делать под эту музыку?
Д: Маршировать.
- Правильно. Кто может маршировать на новогоднем празднике?
Д: Дети.
- Верно. Это маршируют дети вокруг праздничной ёлки. Но это не простой марш, так как этот марш звучит в балете. А балет – это спектакль, в котором все герои…
Д: Танцуют. (Учитель прикрепляет на магнитную доску табличку «Балет»).
- Значит и марш будет…
Д: Танцевальный.
- Как мы с вами будем его танцевать?
Д: На носочках.
- Давайте все вместе попробуем.
Пластическое интонирование под музыку «Марша» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
- Скажите, пожалуйста, а какой инструмент чаще всего сопровождает марши?
Д: Барабан.
- Сейчас мы вместе придумаем ритмическое сопровождение к музыке П.И.Чайковского и исполним его на барабане.
(Пригласить желающего исполнить ритмический аккомпанемент к маршу.) Исполнить индивидуально, а потом вместе с пластическим интонированием всего класса.
- Молодцы. А теперь мы все с вами возьмём в руки бубны – это наши с вами ладошки – и будем аккомпанировать вот так (исполняет учитель):
- Теперь попробуем вместе со мной под музыку.
Исполнение ритмического аккомпанемента под музыку «Марша» вместе с учителем.
-Хорошо. Итак, какой же «кит» нам встретился в балете?
Д: Марш.
- Правильно. (Учитель прикрепляет табличку со словом «Марш» на магнитную доску).
Первичное понимание.
В балете может быть не только маршевая музыка, а какая ещё - мы сейчас с вами послушаем.
Просмотр видеоролика «Вальса снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
- Ребята, музыка, которая сейчас прозвучала, была такая же бодрая и веселая?
Д: Нет.
- А какая?
Д: Плавная, спокойная, певучая, как будто кто-то кружится.
- А кто или что может зимой кружиться?
Д: Снег, снежинки.
- Конечно. А когда снежинки кружатся – это они маршируют?
Д: Нет, танцуют.
- Какой же нам ещё «кит» повстречался в балете?
Д: Танец.
- Правильно. (Учитель прикрепляет табличку со словом «Танец» на магнитную доску). Этот танец называется вальс, «Вальс снежных хлопьев».
Сейчас представьте себя участниками сказки и действующими лицами балета. Все вы будете…
Д: Снежинками.
Пластическое интонирование под «Вальс снежных хлопьев» (покачивание корпуса, плавные движения рук, кружение).
- Молодцы. В нашей сказке, как и во всех, побеждает…
Д: Добро.
- Как гимн добру, радости, любви, свету звучит музыка танца «Вальс цветов». Представьте себя в роли дирижеров симфонического оркестра. Продирижируйте, как на настоящем балетном спектакле, музыкой «Вальс цветов». Фрагмент этого танца мы сейчас посмотрим.
Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
Просмотр отрывка из мультфильма «Щелкунчик».
- Красивая прозвучала музыка?
Д: Да.
- Какая она была по настроению, характеру?
Д: Светлая, яркая, торжествующая, красивая, добрая.
Первичное закрепление
- Далее детям предлагается нарисовать Фею Музыки. Звучит «Вальс цветов». Дети рисуют Музыку, как они себе её представляют. Лучшие рисунки вывешиваются на доску.
- Конечно, ведь любовь, красота и добро всегда побеждают в сказке.
А как одним словом называют музыкантов, которые все вместе на разных инструментах исполнили эту красивую музыку?
Д: Оркестр.
- Правильно. (Учитель прикрепляет табличку со словом «Оркестр» на магнитную доску). Именно он и изображён на этой фотографии (показ фотографии).
- А кто управляет оркестром, кто помогает ему исполнять музыку?
Д: Дирижёр. (Учитель прикрепляет табличку со словом «Дирижёр» на магнитную доску).
- Молодцы. Здесь вы тоже можете его видеть. Вот мы с вами и побывали на спектакле. Посмотрели новогоднюю сказку. Вам понравилось?
Д: Да.
У: А теперь будем готовиться к новогоднему празднику.
Разучивание песни Струве «Пёстрый колпачок».
- Вот мы с вами и встретили Новый год. Понравился вам урок?
Д: Да.
- На каком музыкальном спектакле мы сегодня с вами побывали?
Д: На балете «Щелкунчик».
- А кто его написал?
Д: П.И.Чайковский.
- А исполнил нам его…
Д: Оркестр!
- Управлял им…
Д: Дирижёр!
Итог урока. Рефлексия.
- Как вы думаете, наш урок достиг целей, которые мы поставили в начале урока? Докажите!
- Молодцы. Все вы работали очень хорошо.
Урок наш был посвящён одному из самых любимых праздников – Новому году.
- Благодарю за участие в уроке.
Оцените себя при помощи светофорика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.