КЛАСС ____________ Дата___________________
Технологическая карта
урока по физике для 8 класса по теме «Электрическая цепь и её составные части».
Цели урока |
|
Деятельностная цель урока (по линиям развития личности) |
Содержательная цель урока: (обязательный минимум содержания) |
1. Сформировать понятие электрической цепи; рассмотреть составные части простейшей электрической цепи, изучить условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. 2. Развивать умения собирать электрические цепи, изображать схемы электрических цепей. 3. Воспитывать умение работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение грамотно выражать свои мысли. |
- дать понятие электрической цепи; изучить составные части простейшей электрической цепи, показать условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. – обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление составных частей электрической цепи, их назначения и условных обозначений.
|
Этапы урока, время |
Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) |
Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) |
Формируемые УУД |
Организационный момент
2 минуты |
- Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотел бы, чтобы каждый из вас настроился на продуктивную работу. |
Ученики приветствуют учителя |
|
Актуализация знаний 3 минуты |
Фронтальный опрос: 1.Что называется электрическим током? 2.Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал ток? 3.Какую роль выполняет источник тока? 4.Где накапливаются разделенные внутри источника тока заряды? 5.Какие превращения энергии происходят внутри источника тока? Приведите примеры. 6.Чем отличается гальванический элемент и аккумулятор? Какие два типа аккумуляторов вы знаете? Где они используются? Тес |
Отвечают на вопросы учителя |
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
Создание проблемной ситуации 7 минут |
Оборудование: электрическая лампочка, источник тока, провода.ключ.
1. Что нужно сделать, чтобы она загорелась? (собираем последовательную цепь, наблюдаем за работой лампочки)
2. Как назвать совокупность всех устройств, которые позволили загореться лампочке? Правильно и темой сегодняшнего урока будет «Электрическая цепь». Откройте тетради и запишите тему урока. |
Беседа с элементами лекции.
Учащиеся предлагают добавить: источник питания, ключ, соединительные провода.
Обучающиеся отвечают на вопросы: - Соединение, в цепь. Работа в тетрадях.
|
Развитие теоретического мышления на основе умения устанавливать факты, различать причины и следствия, выводить физические законы. |
Открытие нового знания 15 минут |
Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые и сложные, но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка). Вторая составная часть цепи – источник тока (для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ) Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом ключе; ключ выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке. Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь: · потребитель · источник тока · соединительные провода · замыкающее устройство Электрические цепи могут быть сложными. Например: вышел из строя утюг, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь, а содержится информация в электрических схемах. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь. Приборы на схемах обозначают условными знаками. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся:
Сейчас мы с вами изобразим схему простейшей электрической цепи:
Рис.1
|
Просмотр презентации по теме урока. Работа с книгой.
Учащиеся работают в тетрадях.
Фронтальная беседа по теме урока.
Обучающиеся рассматривают приборы, находящиеся на столах.
Учащиеся участвуют в беседе, работают в тетрадях
Работа с магнитной доской, на которой размещены условные обозначения приборов (ученик у доски)
Работа с карточками, на которых размещены условные обозначения приборов (работа в парах)
В тетрадях обучающиеся изображают схему простейшей электрической цепи по рис 1.
|
Развитие теоретического мышления на основе умения устанавливать факты, различать причины и следствия, выводить физические законы
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
|
Первичное применение нового знания
15 минут |
Ребята, прежде, чем выполнить практическую работу, давайте познакомимся с правилами техники безопасности, которые вы будите соблюдать: Памятка по технике безопасности при работе с электрическим током. · Не используйте при сборке электрических цепей провода с повреждённой изоляцией с видимыми повреждениями. · Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. · При сборке электрических цепей избегайте пересечения проводов. · Источники тока подключайте в последнюю очередь. · Все исправления в цепях проводите при отключенном источнике тока. · Не определяйте наличие тока в цепи на ощупь. Практическая работа. Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка загорелась. Оборудование: источник тока, лампа, ключ, соединительные провода.
|
Работа с памятками по ТБ при работе с электрическим током.
По группам собирают простую цепь из предложенного оборудования
|
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
|
Подведение итогов. Рефлексия урока. 3 минут |
Сегодня на уроке мы познакомились с понятием «электрическая цепь». Выяснили, что каждому элементу цепи ставится графический элемент. Научились собирать простую цепь из трех элементов: источника тока, потребителя, замыкающего устройства. Соедините стрелочками название и графическое изображение элемента цепи:
|
Ученики обвечают на вопросы учителя |
Формирование ценностных отношений к результатам обучения |
Домашнее задание 1–2 минуты |
§30,31 |
Записывают домашнее задание. |
|
Приложение 1.
Карточка ученика
ФИ _____________________________ Класс _______________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.