Разработка урока физики для 8 класса по теме: "Электрическая цепь и её составные части"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал разработан к учебнику "Физика 8" Сферы
Иконка файла материала Разработка урока физики для 8 класса по теме Электрическая цепь и еёсоставные части..docx

КЛАСС ____________                                                                                                                                                          Дата___________________

Технологическая карта

урока по физике для 8 класса по теме  «Электрическая цепь и её составные части».

Цели урока

Деятельностная цель урока

 (по линиям развития личности)

Содержательная цель урока:

(обязательный минимум содержания)

1.    Сформировать понятие электрической цепи; рассмотреть составные части  простейшей электрической цепи,  изучить  условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей.

2.    Развивать умения собирать электрические цепи, изображать схемы электрических цепей.

3.     Воспитывать умение работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение грамотно выражать свои мысли.

- дать понятие электрической цепи; изучить составные части  простейшей электрической цепи,  показать условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей.

– обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление составных частей электрической цепи, их назначения и условных обозначений.

 

 

 

Этапы урока,

время

Учитель

(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Формируемые УУД

Организационный момент

 

2 минуты

- Здравствуйте, ребята.

Прежде  чем  мы  приступим  к  уроку,  я  хотел  бы,  чтобы  каждый  из  вас  настроился  на  продуктивную работу. 

Ученики приветствуют учителя

 

Актуализация знаний

3 минуты

Фронтальный опрос:

1.Что называется электрическим током?

2.Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал ток?

3.Какую роль выполняет источник тока?

4.Где накапливаются разделенные внутри источника тока заряды?

5.Какие превращения энергии происходят внутри источника тока? Приведите примеры.

6.Чем отличается гальванический элемент и аккумулятор? Какие два типа аккумуляторов вы знаете? Где они используются?

Тес

 

 

Отвечают на вопросы учителя

Умение  самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Создание

проблемной

ситуации

7 минут

Оборудование: электрическая лампочка, источник тока, провода.ключ.

 

1.      Что нужно сделать, чтобы она загорелась?

(собираем последовательную цепь, наблюдаем за работой лампочки)

 

 

2.      Как назвать совокупность всех устройств, которые позволили

загореться лампочке?

Правильно и  темой сегодняшнего урока будет «Электрическая цепь».

Откройте тетради и запишите тему урока.

 Беседа с элементами лекции.

 

Учащиеся предлагают добавить: источник питания, ключ, соединительные провода.

 

Обучающиеся отвечают на вопросы:

- Соединение, в цепь.

Работа в тетрадях.

 

Развитие теоретического мышления на основе умения устанавливать факты, различать причины и следствия, выводить физические законы.

Открытие нового знания

15 минут

 Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью.

Цепи бывают простые и сложные, но во всех можно выделить составные части.

          Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка). 

          Вторая составная часть цепи – источник тока (для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи.

         Есть еще одна важная часть электрической цепи. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств.

        Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для  л. р. – ключ) 

Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом ключе; ключ выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:

·         потребитель

·         источник тока

·         соединительные провода    

·         замыкающее устройство      

Электрические цепи могут быть сложными. Например: вышел из строя утюг, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь, а содержится информация в электрических схемах. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения  электрических приборов в цепь.

Приборы на  схемах обозначают условными знаками. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся:

 

Сейчас мы с вами изобразим схему простейшей электрической цепи:

 

Рис.1

 

Просмотр презентации по теме урока. Работа с книгой.

 

 

 

 

Учащиеся работают в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная беседа по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся рассматривают приборы, находящиеся на столах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся участвуют в беседе, работают в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

Работа с магнитной доской, на которой размещены условные обозначения приборов (ученик у доски)

 

 

Работа с карточками, на которых размещены условные обозначения приборов (работа в парах)

 

 

В тетрадях обучающиеся изображают схему простейшей электрической цепи по рис 1.

 

Развитие теоретического мышления на основе умения устанавливать факты, различать причины и следствия, выводить физические законы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение  создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное применение нового

знания

 

15 минут

Ребята, прежде, чем выполнить практическую работу, давайте познакомимся с правилами техники безопасности, которые вы будите соблюдать:

Памятка по технике безопасности при работе с электрическим током.

·               Не используйте при сборке электрических цепей провода с повреждённой изоляцией с видимыми повреждениями.

·               Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях.

·               При сборке электрических цепей избегайте пересечения проводов.

·               Источники тока подключайте в последнюю очередь.

·               Все исправления в цепях проводите при отключенном источнике тока.

·               Не определяйте наличие тока в цепи на ощупь.

Практическая работа.

Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого  на столах так, чтобы лампочка загорелась.

Оборудование: источник тока, лампа, ключ, соединительные  провода.

http://festival.1september.ru/articles/655500/img5.jpg

 

 

 

 

Работа с памятками по ТБ при работе с электрическим током.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По группам собирают простую цепь из предложенного оборудования

 

 

 

Умение  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 

Подведение итогов.

 Рефлексия

урока.

3 минут

Сегодня на уроке мы познакомились с понятием  «электрическая цепь». Выяснили, что каждому элементу цепи ставится графический элемент. Научились собирать простую цепь из трех элементов: источника тока, потребителя, замыкающего устройства.

Соедините стрелочками название и графическое изображение элемента цепи:

Image10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики обвечают на вопросы учителя

Формирование  ценностных отношений к результатам обучения

Домашнее задание

1–2 минуты

§30,31

Записывают домашнее задание.

 

 

 


Приложение 1.

Карточка ученика

ФИ _____________________________         Класс _______________________

 

  Image10