Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Равнобедренный треугольник"
Оценка 5

Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Равнобедренный треугольник"

Оценка 5
docx
12.08.2023
Разработка урока геометрии в 7 классе по теме "Равнобедренный треугольник"
Разработка.docx

 

ЗАНЯТИЕ №2

(практическое применение информационных компьютерных технологий в обучении математики)

Тема: Равнобедренный треугольник.

Класс: 7 класс.

Тип занятия: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель: Отрабатывать навык применения к решению геометрических задач свойства равнобедренного треугольника.

Задачи:

Образовательные (формирование предметных  и познавательных УУД):

·    сформулировать свойства равнобедренного треугольника;

·    формировать умение пользоваться этими свойствами при решении задач;

·    обеспечить условия для закрепления учащимися  алгоритмов решения и оформление геометрических задач;

·    формировать навыки применения алгоритма при решении практических задач прототипов заданий №15, №19 из ОГЭ открытого банка заданий ФИПИ;

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

·    содействовать развитию умений выделять главное в познавательном объекте (определении алгоритма);

·    формировать умение составлять план действий;

·    развивать логическое мышление, память, познавательный интерес;

·    продолжить формировать математическую речь, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля;

·    развивать исследовательскую деятельность;

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

·    воспитывать умение слушать и вступать в диалог,  культуру групповой и коллективной работы;

·    развитие любознательности и интереса к предмету, воспитание у учащихся навыков учебного труда, доброжелательного отношения друг к другу;

·    сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации;

·    контролировать  и оценивать  результаты деятельности, формирование ответственности за конечный результат.

Оборудование и материалы: Компьютер, интерактивная панель NextPanel 75S КR 203, конверты с заданиями для парной и коллективной работы, карточки с различными изображениями кораблей для рефлексии. 

Методы и приемы проведения урока:   

·    словесный метод (рассказ, дискуссия, тест, осуждение, диалог)

·    наглядный метод (объяснение с использованием иллюстраций на экране интерактивной палели);

·    практический метод (использование функционала интерактивной панели при выполнении геометрических чертежей к задачам, индивидуальная, парная и фронтальная работа);

·    приемы «Креативная отгадка ответа», «Выбор верного из нескольких вариантов», «Вопрос к тексту» и др.

Технологии: Элементы технологии развития критического мышления, элементы проблемной технологии, ИКТ,  элементы технологии обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающие, игровые и информационно-коммуникационные технологии.

Планируемые образовательные результаты (УУД):

Предметные:

·    различать виды треугольников по наглядному изображению;

·    знать свойства равнобедренного, прямоугольного, равностороннего треугольника;

·    применять эти свойства при решении геометрических задач;

·    уметь изображать чертежи по тексту предлагаемой задачи;

·    выполнять соответствие предлагаемых объектов;

·    выполнять арифметические действия с действительными числами.

 

Метапредметные:

·    действовать в соответствии с алгоритмом;

·    видеть учебную задачу в контексте проблемной ситуации; 

·    анализировать информацию;

·    выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации;

·    строить логические рассуждения;

·    владеть навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

·    осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию;

·    участвовать в диалоге; коллективном обсуждении.

 

Личностные:  

·    положительное отношение к уроку;

·    вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

·    осознание необходимости самосовершенствования;

·    проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

·    способность адекватно судить о причинах успеха или неуспеха в изучении математики;

·    аргументировать свою позицию;

·    корректировка своего поведения на уроке в соответствии с моральной нормой.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА №2

 

Этап урока

УУД

Деятельность

Время,

Мин

учителя

учащихся

 

№1. Организа-ционный этап

Цель: создать благоприятный психологи-ческий климат

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии с окружающими. 

Познавательные: определение знаково-символические   действия.                          

Регулятивные: волевая саморегуляция, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Личностные:  формирование познавательных интересов и мотивов.

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!  Все ли ребята в классе?

 

Давайте начнем работать сообща, дружно отвечать, не шуметь. Ребята, сначала определим какое настроение у нас? На партах перед вами два кораблика: голубой и оранжевый. Голубой означает грустное настроение, а оранжевый - веселое. Поднимите вверх тот, который подходит для вас. (Приложение 1)

Готовятся к уроку, настраивают себя на работу, говорят, кто отсутствует.

 

Поднимают сигнальные карточки – голубые или оранжевые кораблики.

 

2

№2. Определе-ние темы и цели урока. Мотивация учебной деятельно-сти учащихся

Цель: познако-мить с темой урока и целью

Предметные: узнавание объектов, определять и объединять их в группы.

Познавательные: анализ известной или неизвестной информации.

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение, не бояться ошибиться.

Регулятивные: умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Личностные: умение вести диалог на основе взаимного уважения.

Ребята, чтобы определиться с темой и целью нашего урока, обратимся к изображению на экране.

Что здесь изображено? (Приложение 2)

А что  их всех объединяет?

Какая тема будет нашего урока?

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Открываем тетради, записываем дату, тему урока.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

Разные виды треугольников.

Они все равнобедренные.

Называют тему урока «Равнобедренный треугольник». Повторять свойства равнобедренного треугольника.

Записывают тему урока.

3

 

 

 

 

 

 

 

№3.

Этап актуализа-ции знаний

Цель: повторить свойства бссектрисы, медианы и высоты в равнобедренном треугольнике, проведенных из вершины к основанию

материала.

Предметные: узнавание свойств равнобедренного треугольника и применение их в решении задач.

Познавательные: выбор подходящего способа решения задания; структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: умение высказываться, не боясь мнения окружающих; сотрудничество. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение работах в паре.

Личностные:  оценивание своей успешности при проверке выполнения задания; проявление терпимости и солидарности.

 

Ребята, посмотрите на экран интерактивной панели. Какие дополнительные элементы проведены в каждом треугольнике? Как вы это распознали по чертежу? (Приложение 3)

 

 

Каким свойством обладают биссектриса, медиана и высота, проведенные из вершины равнобедренного треугольника к его основанию?

 

Теперь решим задачу №203 из учебника, как раз на применение этого свойства. (Приложение 4) Прочитайте задачу.

Кто может на доске изобразить чертеж к задаче и записать, что дано?

(Один ученик самостоятельно изображает чертеж и записывает условие задачи на интерактивной панели)

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что нам поможет решить задачу?

 

 

Кто желает изобразить решение на доске?

(Ученик по желанию выходит и расписывает решение данной задачи)

(Приложение 5)

 

Воспринимают информацию на экране, анализируют, делают вывод. Биссектриса делит угол пополам, медиана – сторону, а высота - это опущенный перпендикуляр.

Они совпадают, если проведены из вершины равнобедренного треугольника к его основанию.

 

Один ученик по желанию расписывает решение задачи на экране, а остальные записывают решение в тетрадях.

 

Нет, нам не известен ни один из углов. Свойство медианы в равнобедренном треугольнике.

 

Учащийся по желанию выходит и записывает решение задачи, комментируя все свои действия.

8

№4.

Этап первичной проверки понимания изученного

 

Цель: проверить и закрепить умения находить периметр равнобедренного и равностороннего треугольника

Предметные: распознавание на чертеже медиан, биссектрис и высот в треугольнике, применение свойств равнобедренного треугольника

Познавательные: формирование умений совместно с другими детьми сверять полученные результаты с образцом, формирование интереса к данной теме.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование индивидуальной деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Личностные:  умение вести диалог на основе взаимного уважения; формирование готовности к самообразованию.

Ребята, а сейчас поработаем в парах над следующей задачей.

Для этого я вам раздаю карточку с готовым чертежом к задаче. Вам необходимо решить задачу, выстраивая в логической последовательности все шаги решения задачи, не забывая пояснять каждый свой шаг. (Приложение 6)

Ребята, давайте будем сверять ваши решения с правильным.

Учитель выводит на экран верное решение задачи и комментирует каждый шаг в решении.

(Приложение 7)

 

Есть у нас в классе ребята, не справившиеся с решением задачи?

Кто допустил ошибки в последовательности объяснения решения задачи? Кто забыл, что все радиусы у окружности равны? Кто сразу догадался, что изображен равносторонний треугольник?

Слушают учителя, воспринимают новую информацию.

 

Учащиеся работают в парах, обсуждают и записывают решение в тетради.

 

 

Учащиеся сравнивают свое решение с решением учителя, по необходимости корректируют его.

 

Отвечают на вопросы учителя, задают свои при необходимости.

10

 

 

№5.

Физминут-ка

Цель: Сменить деятель-ность, обеспечить эмоциональ-ную разгрузку учащихся.

Познавательные: строить логические размышления.

Регулятивные: применять анализ и синтез для информации.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Личностные:  личностная ориентация на здоровый образ жизни.

 

Ребята, давайте немножко отдохнем и выполним нашу геометрическую физминутку. Попрошу вас встать из-за парт.

 (Приложение с видеофлагментом этапа урока «Физминутка»)

Отлично, молодцы!

Мы с вами и физминутку провели и за одно повторили виды различные углов, с которыми мы уже знакомы

Встают и повторяют движения за учителем при этом поют песенку на повторение видов углов.

 

2

№6.

Этап обобщения и системати-зации знаний

 

Цель: Закрепить знания по теме «Равнобедренный треугольник», стимулировать активность ученика на восприятие учебного материала более сложных задач

Предметные: умение устанавливать соответствие чертежа и условия задачи, читать геометрическую задачу по готовому чертежу

Познавательные: умение  ориентироваться в системе своих  знаний; развитие интереса к дальнейшим событиям.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли контроль, коррекция, оценка; сотрудничество.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Личностные:  формирование позитивной самооценки; проявление солидарности и толерантности в парной работе.

 

 

Ребята, теперь поработаем с задачами на готовых чертежах. Посмотрите на экран, здесь треугольник изображен и условие. Что в задаче требуется найти? (Приложение 8)

Кто может пояснить запись 

ЕF:ЕМ =3:2 ? Что она означает?

 

 

 

 

Есть желающие изобразить чертеж задачи и написать дано на доске?

(Приложение с видеофрагментом этапа урока «Обобщение и систематизация знаний»)

 

Как же мы будем решать данную задачу, если в ней известен только периметр треугольника?

Как его находить?

Про третью сторону в треугольнике ничего в задаче не говорится. Как же бы?

Правильно, если мы внимательно посмотрим на чертеж, то увидим, что данный треугольник имеет два равных угла. Это как раз и будет означать, что равенство сторон ЕМ и FM. Кто может сказать почему?

Какой вывод о треугольнике мы можем сделать? Верно, первоначально нам в задаче не говорилось о равнобедренности данного треугольника. Мы об этом догадались сами, правильно прочитав чертеж данной задачи.

Тогда сторона FM тоже две части будет.

 

Каким способом будем решать задачу?

Кто желает у доски решить эту задачу 1 способом? А кто вторым? Остальные выбирают тот способ, который им больше нравиться.

(Два человека у доски решают задачу разными способами, остальные учащиеся в тетрадях, но сверяются с написанным решением на доске.

Учитель контролирует правильность решения задачи.)

(Приложение 9)

Какие ответы у вас получились? Верно, не зависимо, какой способ вы выбирали, ответы должны получиться одинаковыми.

 

Возникли у кого-нибудь затруднения с решением  уравнения, кто решал алгебраическим способом?

На что надо обратить внимание при решении таких уравнений?

 

Молодцы! Справились!

Для закрепления свойств равнобедренного треугольника выполним тест  на карточках.

(Учитель раздает тест с готовыми чертежами к задачам)

Подпишите тесты, правильный ответ обведите  в кружок. Будем работать самостоятельно.  (Приложение 10)

(тест из 5 задач в двух вариантах)

Давайте проверим наши работы. Поменяемся карточками с соседом по парте. Проведем взаимопроверку: у первого варианта правильные ответы под буквами б, а у второго – под буквами в.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

 

Это отношение сторон друг к другу. Сторона ЕF будет три части, а сторона ЕМ будет 2 части. Все части одинаковые.

Один ученик выходит и выполняет чертеж на доске, используя инструменты интерактивной доски.

 

Должны быть известны все три стороны.

Данный треугольник равнобедренный.

 

 

 

Напротив равных углов в треугольнике лежат равные стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгебраическим или арифметическим способом.

Желающие решить задачу выходят к доске.

 

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют оценку результатов деятельности.

 

 

 

10, 10 и 15.

 

 

Отвечают на вопросы учителя. На знаки, в геометрических задачах не может быть в ответе отрицательное число.

 

 

 

 

Выполняют тест.

 

Взаимопроверкой осуществляют проверку. 

 

 

13

 

№7.

Этап информа-ции о домашнем задании

Цель: обеспечение понимания детьми содержания и выполнения домашнего задания

Предметные: умение решать геометрические задачи с применением к ним свойств равнобедренного треугольника.

Познавательные: осуществлять анализ информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; давать нравственную оценку.

Личностные:  умение вести диалог на основе взаимного уважения.

Ребята, как вы думаете, а все ли виды треугольников мы с вами изучили?

В качестве домашнего задания я предлагаю вам ознакомиться с еще одним видом треугольника. Это треугольник Рёла. О его свойствах и особенностях вы узнаете из презентации, которую я прикреплю файлом в электронном журнале.

(Приложение – файл с презентацией о треугольнике Рёла)

Ребята, откроем дневники, запишем домашнее задание – просмотр презентации о треугольнике Рёла, а также письменно решить задачу из учебника №208.  (Приложение 11)

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы, воспринимают информацию на экране.

 

 

 

Фиксируют информацию о домашнем задании, задают вопросы.

3

№8.

Этап подведения итогов учебного занятия

Цель: дать качествен-ную оценку работы класса и отдельных учащихся.  

Познавательные: структурировать, выделять главное и второстепенное.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учета выделенных.

Личностные:  понимание какое значение идет для себя изученный новый материал.

Ребята давайте подведем итоги нашего урока.

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли мы ее достичь?

- Кто может проговорить, какие виды треугольников мы сегодня на уроке повторили?

Какие свойства треугольников вы можете сформулировать?

Отвечают на вопросы.

2

№9.

Рефлексия

Цель: способ-ность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы.

Познавательные: умение анализа и синтеза.

Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции;  делать нравственный выбор.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Личностные:  формирование самооценки, рефлексия.

Ребята, а теперь вернемся к нашим корабликам. Поднимите вверх тот кораблик, которую посчитаете нужным лично для вас. Голубой означает, что на уроке  работал не очень хорошо, так как многое не знал. Оранжевый означает, что на уроке  работал отлично, было всё понятно. (Приложение 1)

Было ли вам интересно сегодня на уроке? Узнали ли вы для себя что-нибудь новое?

 

Всем спасибо за урок!

Поднимают сигнальные карточки.

 

Оценивают свою работу на уроке.

 

Отвечают на вопросы учителя.

2

 

 

 

Источники информационной составляющей при подготовке к уроку:

 

Учебник по геометрии для 7 класса: А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Геометрия  7 класс.  Издательство «Вентана-Граф», 2020

Пособие по геометрии «Задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: 7-9 класс» Балаяна Э. Н. Издательство: Феникс, 2016 г

Материалы личного сайта учителя математики Гонтар Ольги Владимировны:   https://timoshenkool.wixsite.com/mysite

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ЗАНЯТИЕ №2 (практическое применение информационных компьютерных технологий в обучении математики)

ЗАНЯТИЕ №2 (практическое применение информационных компьютерных технологий в обучении математики)

Метапредметные: · действовать в соответствии с алгоритмом; · видеть учебную задачу в контексте проблемной ситуации; · анализировать информацию; · выражать свои мысли, строить высказывания в…

Метапредметные: · действовать в соответствии с алгоритмом; · видеть учебную задачу в контексте проблемной ситуации; · анализировать информацию; · выражать свои мысли, строить высказывания в…

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА №2

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА №2

Предметные: узнавание объектов, определять и объединять их в группы

Предметные: узнавание объектов, определять и объединять их в группы

Этап первичной проверки понимания изученного

Этап первичной проверки понимания изученного

Познавательные: строить логические размышления

Познавательные: строить логические размышления

Предметные: умение устанавливать соответствие чертежа и условия задачи, читать геометрическую задачу по готовому чертежу

Предметные: умение устанавливать соответствие чертежа и условия задачи, читать геометрическую задачу по готовому чертежу

Учитель раздает тест с готовыми чертежами к задачам)

Учитель раздает тест с готовыми чертежами к задачам)

Этап подведения итогов учебного занятия

Этап подведения итогов учебного занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2023