Тип урока: ОНЗ
Тема: «Графики зависимостей величин»
Основные цели:
1) сформировать представление о функциональной зависимости величин, разных способах её задания (аналитическом, графическом, табличном) и целесообразности обобщенного исследования функциональных зависимостей;
2) повторить и закрепить: действия с рациональными числами, построение формул зависимостей между величинами, преобразование буквенных выражений.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
1) задание для актуализации знаний:
|
2) понятие функциональной зависимости:
Зависимость, в которой каждому значению x соответствует одно значение y, называется функциональной зависимостью или функцией. |
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность;
2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: координатная плоскость;
3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Здравствуйте, ребята!
– Какой темой вы занимались последние три урока? (Прямоугольной системой координат.)
– В каких темах вы использовали умение строить точки по координатам? (При построении графиков зависимости между переменными.)
– Где вы умеете строить графики прямой и обратной пропорциональности? (В координатном угле.)
– Сегодня вы рассмотрите построение графиков на координатной плоскости. Как вы будете открывать новые знания?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: чтение графиков;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового
знания: анализ, сравнение, обобщение;
6) мотивировать к выполнению пробного действия;
7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: умножение рациональных чисел.
Организация учебного процесса на этапе 2:
− Точка А имеет абсциссу 7. В каких координатных четвертях она может лежать? (В первой и четвёртой.)
– Может ли она располагаться на одной из координатных осей? Если может, то укажите, на какой оси? (На оси абсцисс.)
– Придумайте различные варианты расположения точки А на координатной плоскости.
На доске карточка с заданием Д-1.
− Пользуясь данной таблицей и используя график, охарактеризуйте зависимость частоты сердечных сокращений от возраста ребенка.
Возраст (год) |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Частота сердечных сокращений |
94 |
92 |
90 |
88 |
86 |
− Что интересного вы замечаете на графике?
− Какую зависимость описывает данный график.
− В математики некоторые зависимости между величинами являются функциональными зависимостями.
− Что вы сейчас повторили и узнали?
− Какое следующее задание вы должны выполнить? (Пробное задание.)
− С какой целью вы его будете выполнять, если тема определена?
− Ответьте на вопрос: является ли данная зависимость функциональной зависимостью?
− У кого нет ответа?
− Что вы не можете сделать? (Я не могу определить, является ли данная зависимость функциональной зависимостью.)
− У кого есть ответ, как вы можете доказать, что правильно ответили на вопрос?
− Сформулируйте своё затруднение. (Я не могу доказать, что правильно ответил на вопрос.)
− Что сейчас надо сделать? (Остановиться и подумать.)
3. Выявление места и причины затруднения
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций;
2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;
3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);
4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Организация учебного процесса на этапе 3:
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить, является ли данная зависимость функциональной.)
− В каком месте у вас возникло затруднение? (В определении, каким эталоном воспользоваться при ответе на вопрос.)
− Почему возникло такое затруднение? (У нас нет эталона, в котором определяется, какие зависимости являются функциональными.)
− Что теперь необходимо сделать? (Поставить цель дальнейшей деятельности и построить план достижения цели.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
организовать построение проекта выхода из затруднения:
− учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);
− учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
− учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);
− учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Сформулируйте цель деятельности. (Узнать, какие зависимости являются функциональными.)
− Вы будете сегодня узнавать о новом понятии, которое уже определено в математике, чем вы можете воспользоваться для достижения цели? (Справочником, учебником.)
− Как вы будете работать с учебником?
5. Реализация построенного проекта
Цель:
1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;
2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;
3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
4) организовать фиксацию преодоления затруднения;
5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
Организация учебного процесса на этапе 5:
Дальше работу целесообразно организовать в группах. Каждая группа работает с текстом учебника, находят формулировку понятия функциональной зависимости и приводят примеры (рисунки) функциональной зависимости и не функциональной зависимости.
− Чем отличается функциональная зависимость от нефункциональной зависимости?
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально; в парах или группах.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№ 211
Задание выполняется устно.
№ 210 (г)
Задание выполняется у доски.
у = х2, функциональная зависимость.
№ 210 (в)
Задание выполняется в парах (одна из пар работает у доски).
у = , функциональная зависимость, обратно пропорциональная зависимость.
− Что теперь надо сделать?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом);
3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки);
4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Для самостоятельной работы выполнить № 210 (а).
На доске дан образец выполнения задания.
y = –2x
Прямая пропорциональная зависимость, функция.
− У кого задание вызвало затруднение?
− В каком месте?
− Почему это задание вызвало затруднение?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: построение и исследование графиков;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: действия с рациональными числами, обобщение зависимостей, построение моделей и работа с ними.
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 212 (а)
Задание выполняется у доски на готовой координатной плоскости.
№ 213 (б)
Задание выполняется у доски на готовой координатной плоскости.
№ 214 (в)
Задание выполняется у доски на готовой координатной плоскости.
№ 215
Задание выполняется устно, фронтально.
а) 0,2; б) –; в) 3,5; г) - 1; д) – 0,5; е) 2; ж) 0,04; з) 5.
№ 217
Задание выполняется устно.
а) у = kx2; б) y = kx + b
№ 218
Задание может выполняться в группах с отчётом групп.
а) a : (b2 – c2)
Если а = –0,2; b = , c = –, то –0,2 : (()2 – (–)2) = –0,2 : () = –0,2 : = –;
б) 3а × (b – c)2
Если а = –0,2; b = , c = –, то 3 × (–0,2) × ( – (–))2 = –0,6 × ()2 = –0,6 × ()2 =
= –0,6 × = –;
в) 2а2b2 – 3c
Если а = –0,2; b = , c = –, то 2 × (–0,2)2 ()2 – 3 × (–) = 2 × 0,04 × + 1 = 1,02;
г) –(3а + )2
Если а = –0,2; b = , c = –, то –(3 × (–0,2) + : (–))2 = –(–0,6 – 1,5)2 =
– (–2,1)2 = –4,41.
9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что использовали для «открытия» нового знания?
– Вы достигли поставленной цели?
– Как вы оцените свою работу на уроке?
Домашнее задание:
п. 3.4.2, №№ 224 (один на выбор), 225; 229. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.