Разработка урока "Графики зависимостей величин"
Оценка 4.8

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Оценка 4.8
doc
13.01.2020
Разработка урока "Графики зависимостей величин"
Графики зависимостей величин.doc

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Графики зависимостей величин»

Основные цели:

1) сформировать представление о функциональной зависимости величин, разных способах её задания (аналитическом, графическом, табличном) и целесообразности обобщенного исследования функциональных зависимостей;

2) повторить и закрепить: действия с рациональными числами, построение формул зависимостей между величинами, преобразование буквенных выражений.

Оборудование.

Демонстрационный материал:

1) задание для актуализации знаний:

 

Возраст (год)

6

7

8

9

10

Частота сердечных сокращений

94

92

90

88

86

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) понятие функциональной зависимости:

Зависимость, в которой каждому значению x соответствует одно значение y, называется функциональной зависимостью или функцией.

 


Ход урока

 

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность;

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: координатная плоскость;

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Здравствуйте, ребята!

– Какой темой вы занимались последние три урока? (Прямоугольной системой координат.)

– В каких темах вы использовали умение строить точки по координатам? (При построении графиков зависимости между переменными.)

– Где вы умеете строить графики прямой и обратной пропорциональности? (В координатном угле.)

– Сегодня вы рассмотрите построение графиков на координатной плоскости. Как вы будете открывать новые знания?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: чтение графиков;

2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;

3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового

знания: анализ, сравнение, обобщение;

6) мотивировать к выполнению пробного действия;

7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: умножение рациональных чисел.

Организация учебного процесса на этапе 2:

− Точка А имеет абсциссу 7. В каких координатных четвертях она может лежать? (В первой и четвёртой.)

– Может ли она располагаться на одной из координатных осей? Если может, то укажите, на какой оси? (На оси абсцисс.)

– Придумайте различные варианты расположения точки А на координатной плоскости.

На доске карточка с заданием Д-1.

− Пользуясь данной таблицей и используя график, охарактеризуйте зависимость частоты сердечных сокращений от возраста ребенка.

 

Возраст (год)

6

7

8

9

10

Частота сердечных

 сокращений

94

92

90

88

86

 

 

 

 

 

 

− Что интересного вы замечаете на графике?

− Какую зависимость описывает данный график.

− В математики некоторые зависимости между величинами являются функциональными зависимостями.

− Что вы сейчас повторили и узнали?

− Какое следующее задание вы должны выполнить? (Пробное задание.)

− С какой целью вы его будете выполнять, если тема определена?

− Ответьте на вопрос: является ли данная зависимость функциональной зависимостью?

− У кого нет ответа?

− Что вы не можете сделать? (Я не могу определить, является ли данная зависимость функциональной зависимостью.)

− У кого есть ответ, как вы можете доказать, что правильно ответили на вопрос?

− Сформулируйте своё затруднение. (Я не могу доказать, что правильно ответил на вопрос.)

− Что сейчас надо сделать? (Остановиться и подумать.)

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);

4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить, является ли данная зависимость функциональной.)

− В каком месте у вас возникло затруднение? (В определении, каким эталоном воспользоваться при ответе на вопрос.)

− Почему возникло такое затруднение? (У нас нет эталона, в котором определяется, какие зависимости являются функциональными.)

− Что теперь необходимо сделать? (Поставить цель дальнейшей деятельности и построить план достижения цели.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

организовать построение проекта выхода из затруднения:

− учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

− учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

− учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);

− учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Сформулируйте цель деятельности. (Узнать, какие зависимости являются функциональными.)

− Вы будете сегодня узнавать о новом понятии, которое уже определено в математике, чем вы можете воспользоваться для достижения цели? (Справочником, учебником.)

− Как вы будете работать с учебником?


5. Реализация построенного проекта

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднения;

5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организация учебного процесса на этапе 5:

Дальше работу целесообразно организовать в группах. Каждая группа работает с текстом учебника, находят формулировку понятия функциональной зависимости и приводят примеры (рисунки) функциональной зависимости и не функциональной зависимости.

− Чем отличается функциональная зависимость от нефункциональной зависимости?

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально; в парах или группах.

Организация учебного процесса на этапе 6:

211

Задание выполняется устно.

210 (г)

Задание выполняется у доски.

у = х2, функциональная зависимость.

210 (в)

Задание выполняется в парах (одна из пар работает у доски).

у = , функциональная зависимость, обратно пропорциональная зависимость.

− Что теперь надо сделать?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение  работы с подробным образцом);

3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки);

4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Для самостоятельной работы выполнить 210 (а).

На доске дан образец выполнения задания.

y = –2x

Прямая пропорциональная зависимость, функция.

− У кого задание вызвало затруднение?

− В каком месте?

− Почему это задание вызвало затруднение?

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: построение и исследование графиков;

2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: действия с рациональными числами, обобщение зависимостей, построение моделей и работа с ними.

Организация учебного процесса на этапе 8:

212 (а)

Задание выполняется у доски на готовой координатной плоскости.

213 (б)

Задание выполняется у доски на готовой координатной плоскости.

214 (в)

Задание выполняется у доски на готовой координатной плоскости.

215

Задание выполняется устно, фронтально.

а) 0,2; б) –; в) 3,5; г) - 1; д) – 0,5; е) 2; ж) 0,04; з) 5.

217

Задание выполняется устно.

а) у = kx2; б) y = kx + b

218

Задание может выполняться в группах с отчётом групп.

а) a : (b2c2)

Если а = –0,2; b = , c = –, то –0,2 : (()2 – (–)2) = –0,2 : () = –0,2 :  = –;

б) 3а × (bc)2

Если а = –0,2; b = , c = –, то 3 × (–0,2) × ( – (–))2 = –0,6 × ()2 = –0,6 × ()2 =

= –0,6 ×  = –;

в) 2а2b2 – 3c

Если а = –0,2; b = , c = –, то 2 × (–0,2)2 ()2 – 3 × (–) = 2 × 0,04 ×  + 1 = 1,02;

г) –(3а + )2

Если а = –0,2; b = , c = –, то –(3 × (–0,2) +  : (–))2 = –(–0,6 – 1,5)2 =

– (–2,1)2 = –4,41.

9. Рефлексия деятельности на уроке

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.


Организация учебного процесса на этапе 9:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что использовали для «открытия» нового знания?

– Вы достигли поставленной цели?

– Как вы оцените свою работу на уроке?

Домашнее задание:

п. 3.4.2, №№ 224 (один на выбор), 225; 229.

 

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Разработка урока "Графики зависимостей величин"

Разработка урока "Графики зависимостей величин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020