МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
ГОРОДА ТАТАРСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗРАБОТКА УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ПО ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.
ВЫПОЛНИЛА: МИЗИНА Н.М.,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
ТАТАРСК – 2020
«У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворить.
Надо не только дать время ему поиграть, но надо
пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Обоснование актуальности и практической значимости выбранной темы. В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?
Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке или на любом другом внеклассном мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву урока? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата? На эти и многие другие вопросы можно получить ответ, изучая технологию активных методов обучения.
Технология активных методов обучения (АМО) является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные образовательные стандарты. Активные методы обучения за счет создания высокой познавательной мотивации обеспечивают активную и результативную учебную деятельность обучающихся, делают работу учителя по настоящему творческой, интересной, а обучение результативным и качественным.
Технология АМО позволяет грамотно разработать и провести любое образовательное мероприятие, превратить урок в интересный, увлекательный, насыщенный творчеством процесс, отвечающий современным потребностям детей, родителей, общества, приносящий удовольствие и удовлетворение.
Психолого – педагогическое обоснование проблемы. Родоначальниками идей активизации являются Я.А. Коменский, Ж Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегель, Ф. Фрёбель, А. Дистервег, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский и другие. Однако идеи, получившие наиболее последовательное изложение в работах данных авторов, берут своё начало из высказываний учёных и мыслителей античного мира. Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика.
Приверженцы одной позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники другой позиции считали ученика равноправным участником процесса обучения и отдавали его активности главенствующую роль в обучении.
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого учителя к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Лазарев Т.В. разработал и предложил к использованию технологию активных методов обучения [1].
Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя (приложение 1).
Качество проектирования и реализации процесса обучения, воспитания
Что такое АМО? Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала [2].
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
В данной технологии выделяют две составляющих – структуру и содержание. По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями образовательного мероприятия. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей мероприятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид образовательному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов.
Именно поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения (Приложение 2. Этапы и фазы образовательного мероприятия). И при методически грамотном использовании АМО такая картина непременно создается. Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику урока, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию АМО.
Уроки иностранного языка качественно отличаются от уроков по другим школьным дисциплинам, они имеют свои особенности, вытекающие из специфики самого предмета [3] (Приложение 3).
В качестве первой особенности урока ИЯ многие методисты выделяют тот факт, что и целью, и содержанием уроков ИЯ является иноязычная речевая деятельность. На уроках ИЯ усвоение теоретических знаний занимает подчиненное место, а основное их содержание составляет формирование навыков и умений речевой деятельности, все виды которой являются и основной конечной целью процесса обучения.
Вторая особенность уроков иностранного языка заключается в комплексном, взаимосвязанном характере всей работы по обучению данному предмету. Эта комплексность кроме специфики предмета, вытекает из психологических закономерностей усвоения иноязычной речи и основывается на возможности переноса навыков и умений из одного вида речевой деятельности в другой.
Третья особенность урока иностранного языка состоит в том, что иностранный язык выступает не только как цель, но и как средство обучения. Урок ИЯ является по сути единственным, моделирующим реальные и многообразные ситуации общения в условиях класса.
В рамках технологии АМО выделяется 6 типов уроков:
· Урок ознакомления с новым материалом
· Урок закрепления изученного
· Урок применения знаний и умений
· Урок обобщения и систематизации знаний
· Урок проверки и коррекции знаний и умений
· Комбинированный урок
Каждый тип урока имеет свою дидактическую цель (Приложение 4_1).
Опираясь на дидактические цели и технологию АМО разные типы уроков имеют разную структуру (Приложение 4_2). Я проанализировала долю различных типов урока в своей практике (Приложение 4_3) и определила, что большую часть из них составляют комбинированные уроки.
Далее я проанализировала, какое влияние могут оказать друг на друга отличительные особенности урока английского языка и технология АМО и получила следующие результаты.
Влияние друг на друга со знаком "+" |
Влияние друг на друга со знаком "-" |
Технология АМО позволяет задействовать всех учащихся |
Большая наполняемость классов увеличивает временные затраты на каждый этап |
АМО логично включаются в уроки иностранного языка, так как основная цель – это коммуникация |
Возможно преобладание русского языка на уроке, особенно на начальном этапе (но, я думаю, если систематически использовать АМО, этот минус уйдет) |
1 и 3 фаза образовательного мероприятия важны, как вы уже отмечали ранее, для того чтобы выяснить сильные и слабые стороны обучающихся, мотивировать к активной деятельности, осуществлять эмоциональную разрядку |
Они занимают существенную часть урока |
Многие АМО предполагают групповую работу, контакт с партнером (в обучении иностранному языку также отдается предпочтение парной и групповой работе) |
Не все учащиеся готовы и способны пойти на контакт (почти в каждом классе есть ребенок, а бывает и не один, который лучше сделает сам и один, но ни за что не будет работать в группе) |
Разработка урока иностранного языка по технологии АМО осуществлялась мной в несколько этапов.
1. Оформление организационной информации к уроку: указание автора и темы урока, описание класса обучения и предмета, с указанием количества обучающихся и автора УМК, описание психолого-педагогических особенностях обучающихся.
2. Определение целей и задач урока, исходя из того, что цели обучения должны задаваться и определяться конечными результатами обучения.
3. Определение типа урока и выбор соответствующей конструкции.
4. Разработка АМО для каждого этапа.
Каждый из этапов урока необходимо наполнить активным методом обучения с учетом специфических целей этапа, всего урока. Все, используемые в процессе урока АМО, должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения.
Работа во взаимодействии. Для грамотной разработки урока необходимо наладить взаимодействие с другими специалистами: педагогом-психологом, классным руководителем, другими учителями-предметниками или учителями начальных классов. Итогом совместной работы является психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы, в которой раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать.
Проанализировав варианты конспектов, которые представляются в различных методических пособиях, могу сказать, что предпочтение отдается табличной форме конспекта. Отдельно к этой группе конспектов можно отнести технологические карты урока (как один из разновидностей конспекта урока). Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Для оформления урока, разработанного по технологии АМО, предложен свой шаблон [2] (приложение 5). На первый взгляд он может показаться достаточно большим и подробным, однако такое тщательно описание урока помогает глубже понять особенности и эффекты технологии АМО, а фиксирование в таблице УУД и компетентностей отвечает современным требования к организации урока.
Одним из методов оценки АМО – урока является самоанализ. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.
Авторы технологии АМО предлагают инструмент для оценки как отдельных АМО (приложение 6_1), так и урока в целом (приложение 6_2), предложенными шаблонами можно воспользоваться как на стадии разработки урока, так и после его проведения.
Качественные АМО, в конечном итоге работают на качество всего урока в целом. Такой подробный самоанализ разработанного АМО - урока, позволяет внести коррективы и избежать ошибок еще до проведения урока.
Шаблоны для оценки АМО - урока созданы в программе MS Excel, что позволяет автоматизировать часть операций и, тем самым, облегчить учителю процесс оформления результата оценки.
Обобщение, представление и диссеминация результатов профессиональной деятельности. Моя деятельность по применению технологии АМО получила внешнюю оценку на образовательной платформе ОП "Мой университет" (http://moi-uni.ru), опыт работы по теме был представлен на персональном сайте http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2017/03/22/razrabotka-uroka-inostrannogo-yazyka
Качественные показатели работы в данном направлении на различных уровнях.
Работа в данном направлении позволила получить позитивную динамику результативности по предмету:
· растет уровень сформированности учебно-познавательного интереса с 25% до 30% учащихся по сравнению с предыдущим учебным годом;
· при стопроцентной успеваемости успешность растет (2015-2016 учебный год – 64%, по итогам 3 четверти 2016-2017 учебного года – 65%);
· рост положительной учебной мотивации (приложение 7).
С целью выявления основных мотивов учения школьников я проводила анкетирование по методике «Мотивы учебной деятельности» в трех классах на протяжении двух учебных лет. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что у диагностируемых учащихся повышается мотивация благополучия с 42% до 65%, т.е увеличивается доля учащихся, которым интересно на уроках английского языка, они любят мыслить и анализировать материал. Также повышается уровень мотивации содержания с 62% до 70%. К данной группе относятся школьники, которые любят узнавать новые факты, правила – это основная цель их учебной деятельности. С 28% до 40% увеличивается доля учащихся, имеющих широкие социальные мотивы, что говорит об их профессиональной направленности и социальной зрелости.
Уменьшается количество учащихся с престижной мотивацией (31%-20%), мотивацией прессом (20%-10%) и узкими социальными мотивами (28%-20%), что говорит о смещении учащимися акцента на содержательный аспект изучения английского языка, а не на поверхностные интересы.
· повышение познавательной активности учащихся (участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня выросло от 45% в прошлом учебном году до 48,7% в текущем году от общего количества обучаемых мной школьников);
· уменьшается с 11% до 8% доля учащихся, которые работают на репродуктивном уровне, и увеличивается доля учащихся с 34% до 37%, работающих на творческом уровне.
Учебный год / уровни |
репродуктивный |
продуктивный |
творческий |
2015 – 2016 |
23/11% |
110/55% |
67/34% |
2016 - 2017 |
16/8% |
109/55% |
75/37% |
Доля учащихся, работающих на продуктивном уровне, в среднем стабильна (51-55%) (система Беспалько В.П.);
· раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития (увеличение доли призеров и победителей олимпиад и конкурсов различного уровня);
· активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
· стимулирование самостоятельной деятельности;
· развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
· эффективное усвоение большого объема учебной информации;
· развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
· развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
· развитие навыков самостоятельного умственного труда;
· развитие универсальных навыков.
Выход на перспективу.
Возможность применения технологии АМО широка. Она может быть использована отдельными педагогами (воспитателями) с различным уровнем квалификации при разработке уроков или внеурочных занятий. Активные методы обучения могут быть использованы группой учителей или воспитателей при разработке и проведении семинаров, мастер-классов, педагогических советов и родительских собраний. Применение АМО возможно в условиях с различным уровнем оснащенности учебного кабинета, учебного процесса.
Технология АМО может быть использована на уроках и во внеурочной деятельности по любому предмету, а также при подготовке и проведении любого образовательного мероприятия.
Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.
Список литературы:
1. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч.1: Технология АМО. Петрозаводск: Verso, 2012. - 555с.
2. Электронный курс образовательного портала "Мой университет", http://www.moi-universitet.ru.
3. http://megaobuchalka.ru/10/10873.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.