Разработка урока литературы в 5 классе "Русское летописание. Сюжеты летописей"
Оценка 4.9

Разработка урока литературы в 5 классе "Русское летописание. Сюжеты летописей"

Оценка 4.9
docx
23.06.2022
Разработка урока литературы в 5 классе "Русское летописание. Сюжеты летописей"
разработкаНосковаО.П..docx

Методическая разработка урока

 

Технологическая карта урока

1.                   

Предмет

Литература

2.                   

Класс

5

3.                   

Базовый учебник

Литература. 5 класс. / Под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский, 8-е издание, М.: Просвещение, 2006

4.                   

Тема урока

                           

 Русское летописание. Сюжеты русских летописей (с применением приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

 

5.                   

Тип урока

Изучение нового

6.                   

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные).

- познакомить с началом летописания на Руси;

- воспитывать интерес к русской истории;

- учить анализировать в аспекте истории и литературы.

7.                   

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, история, русский язык.

8.                   

Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы (указать источники)

http://school-collection.edu.ru/

9.                   

Материалы и оборудование

Компьютер, презентаци, рисунки учащихся, учебник – хрестоматия.

 

Формы  работы: групповая, индивидуальна, творческая.

Методы: метод литературной беседы, эвристический метод, метод творческого чтения  и метод эмоционально-образного постижения.

 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

 

 

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

 

  Организационный момент. Целепологание.

(Стадия вызова)

2 мин.

 

Добрый день! Я рада видеть вас, ваши глазки, ваши добрые лица. Вы сейчас посмотрите презентацию и скажете, что объединяет все эти иллюстрации.

(Слайды с изображением Древней Руси – костюмы, посуда, воины).

Верно, говорить будем о древности, о Древней Руси.

Какую цель вы ставите для себя на урок?

Приветствуют учителя, рассматривают слайды, формулирую тему урока.

Формирование регулятивных УУД.

Обучающиеся учатся:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, предложенному детьми.

 

Актуализация знаний и постанов

ка проблемы

 (Прием ТРКМЧП Таблица «З Х У»)

Первичное восприя

тие и усвоение нового теоретического материала

 

    6 мин.

Перед вами таблица. Внесите в нее пометки. Мы переносимся в древность.

Знаю

Хочу узнать

Что нового узнал

 

 

 

 

 

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.

      Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.

     В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.        

    Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.

 Отметим на доске и в тетради:

Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)

     В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.

    Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.

     В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

 

 

Слушают речь подготовленного ученика.

Познавательные УУД:                        -применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ.

 

6 мин.

 

Прослушивание фонохрестоматии «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

 

Слушают «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

 

Познавательные УУД:

- извлекать информацию

 

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.    

2 мин.

- Когда же происходит действие? Какой вопрос я сейчас задала – «тонкий» или «толстый»?

    Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.

 

 

Формирование личностных УУД:

- мотивация к творческому труду, к работе на результат.   Познавательные УУД.

 

физминутка 1 мин.

Выполняет действия вместе с учителем.

Под руководством своего одноклассника делают движения.

Создание здоровьесберегающей среды.

 

Осмысление содержания         (Прием ТРКМЧП  Кластер)

5 мин.

 

     Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

      В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.

      В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.

      Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.

      Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.

 

 

Формирование

коммуникативных УУД:

- высказывать свое мнение;

- умение работать в паре по решению поставленных проблем;

- вырабатывать  совместные решения.

 

 

Использование сформированных умений и навыков

 (Прием ТРКМЧП  «Тонкие» и «толстые» вопросы.)

7 мин.

 

Я задаю «тонкие» вопросы, а вы попробуйте задать «толстые» вопросы.

         — Когда происходили описываемые события?

      — Кто княжил в Киеве?

      В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги.

    — Что вы знаете о княжении Святослава?

     — Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев?

     — Как вы понимаете слово отрок?

    — Как поступил отрок, чтобы спасти город?

   — Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?

 — В чем была хитрость воеводы Претича?

   — С какими словами обратились жители города к Святославу?

 

Отвечают на вопросы, формулируют в парах «толстые» вопросы.

Формирование

коммуникативных УУД:

слушать и понимать речь других;

- высказывать свое мнение; умение работать в парах по решению поставленных проблем;

- вырабатывать  совместные решения;

-сотрудничать в совместном решении проблемы;

-осуществлять взаимный контроль.

 

Сообщение усвоен

ного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

Словарная работа

5 мин.

 

Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.

      Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.

Ладья — большая лодка.

 Тужить — горевать.

Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.

Дружина — отряд воинов на службе у князя.

 Воевода — предводитель дружины.

Княжичи — дети князя.

Умчим — быстро перевезем.

Я муж его (князя) — я служу князю.

 Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.

  Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца.

   Сокрушался — сильно печалился.

   Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.

 

Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в зависимости от уровня литературного развития класса.

 

Формирование регулятивных УУД:

 - применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ;

 

 

Рефлексия

6 мин.

 

1. «Письмо по кругу».

   Можно разделить ребят на группы и дать каждому листок с именем героя. Каждый должен написать свое предложение или словосочетание, характеризующее этого героя, и передать по часовой стрелке сидящему рядом. Заполнять листки нужно до тех пор, пока листки не сделают круг.

Отрок киевлянин -…                                                                                                         

Знаю

Хочу узнать

Что нового узнал

 

 

 

 

 

2. Прием ТРКМЧП .Синквейн

Отрок

Находчивый, мужественный.

Спасает, прогоняет, помогает,

Может врага провести,

Молодчина.

 

Создают свои тексты, заполнбт таблицу. оценивают работу друг друга.

Формирование

коммуникативных УУД:

- высказывать свое мнение;

- умение работать в группе по решению поставленных проблем;

- вырабатывать  совместные решения;

Формирование познавательных УУД:

- представлять информацию в виде текста (синквейн);

- извлекать информацию ;

- анализировать, сравнивать, группировать.

 

Домашнее задание

1 мин.

Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» — «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

 

Записывают дом. задание.

Формирование личностных УУД:

- мотивация к творческому труду, к работе на результат.

     

    

 

 

          

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Актуализация знаний и постанов ка проблемы (Прием

Актуализация знаний и постанов ка проблемы (Прием

В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения

В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения

Начиная с 964 года он совершал походы из

Начиная с 964 года он совершал походы из

Сообщение усвоен ного и включение его в систему ранее усвоенных

Сообщение усвоен ного и включение его в систему ранее усвоенных

Рефлексия 6 мин. 1

Рефлексия 6 мин. 1

Разработка урока литературы в 5 классе "Русское летописание. Сюжеты летописей"

Разработка урока литературы в 5 классе "Русское летописание. Сюжеты летописей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2022