Методическая разработка урока
Технологическая карта урока
1. |
Предмет |
Литература |
2. |
Класс |
5 |
3. |
Базовый учебник |
Литература. 5 класс. / Под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский, 8-е издание, М.: Просвещение, 2006 |
4. |
Тема урока |
Русское летописание. Сюжеты русских летописей (с применением приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо).
|
5. |
Тип урока |
Изучение нового |
6. |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные). |
- познакомить с началом летописания на Руси; - воспитывать интерес к русской истории; - учить анализировать в аспекте истории и литературы. |
7. |
Межпредметные связи |
Изобразительное искусство, история, русский язык. |
8. |
Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы (указать источники) |
http://school-collection.edu.ru/ |
9. |
Материалы и оборудование |
Компьютер, презентаци, рисунки учащихся, учебник – хрестоматия.
|
Формы работы: групповая, индивидуальна, творческая.
Методы: метод литературной беседы, эвристический метод, метод творческого чтения и метод эмоционально-образного постижения.
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||||||
|
Организационный момент. Целепологание. (Стадия вызова) 2 мин.
|
Добрый день! Я рада видеть вас, ваши глазки, ваши добрые лица. Вы сейчас посмотрите презентацию и скажете, что объединяет все эти иллюстрации. (Слайды с изображением Древней Руси – костюмы, посуда, воины). Верно, говорить будем о древности, о Древней Руси. Какую цель вы ставите для себя на урок? |
Приветствуют учителя, рассматривают слайды, формулирую тему урока. |
Формирование регулятивных УУД. Обучающиеся учатся: - определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по плану, предложенному детьми. |
||||||
|
Актуализация знаний и постанов ка проблемы (Прием ТРКМЧП Таблица «З Х У») Первичное восприя тие и усвоение нового теоретического материала
6 мин. |
Перед вами таблица. Внесите в нее пометки. Мы переносимся в древность.
Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово. В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись. Отметим на доске и в тетради: Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.) В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям. Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения. В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.
|
Слушают речь подготовленного ученика. |
Познавательные УУД: -применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ. |
||||||
|
6 мин.
|
Прослушивание фонохрестоматии «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
|
Слушают «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
|
Познавательные УУД: - извлекать информацию |
||||||
|
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач. 2 мин. |
- Когда же происходит действие? Какой вопрос я сейчас задала – «тонкий» или «толстый»? Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
|
|
Формирование личностных УУД: - мотивация к творческому труду, к работе на результат. Познавательные УУД. |
||||||
|
физминутка 1 мин. |
Выполняет действия вместе с учителем. |
Под руководством своего одноклассника делают движения. |
Создание здоровьесберегающей среды. |
||||||
|
Осмысление содержания (Прием ТРКМЧП Кластер) 5 мин.
|
Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси. В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок. В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов. Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным. Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
|
|
Формирование коммуникативных УУД: - высказывать свое мнение; - умение работать в паре по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения.
|
||||||
|
Использование сформированных умений и навыков (Прием ТРКМЧП «Тонкие» и «толстые» вопросы.) 7 мин.
|
Я задаю «тонкие» вопросы, а вы попробуйте задать «толстые» вопросы. — Когда происходили описываемые события? — Кто княжил в Киеве? В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги. — Что вы знаете о княжении Святослава? — Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев? — Как вы понимаете слово отрок? — Как поступил отрок, чтобы спасти город? — Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег? — В чем была хитрость воеводы Претича? — С какими словами обратились жители города к Святославу?
|
Отвечают на вопросы, формулируют в парах «толстые» вопросы. |
Формирование коммуникативных УУД: слушать и понимать речь других; - высказывать свое мнение; умение работать в парах по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения; -сотрудничать в совместном решении проблемы; -осуществлять взаимный контроль. |
||||||
|
Сообщение усвоен ного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД Словарная работа 5 мин.
|
Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота. Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду. Ладья — большая лодка. Тужить — горевать. Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов. Дружина — отряд воинов на службе у князя. Воевода — предводитель дружины. Княжичи — дети князя. Умчим — быстро перевезем. Я муж его (князя) — я служу князю. Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд. Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца. Сокрушался — сильно печалился. Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.
|
Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в зависимости от уровня литературного развития класса.
|
Формирование регулятивных УУД: - применять полученную информацию на практике; -осуществлять сравнение, анализ;
|
||||||
|
Рефлексия 6 мин.
|
1. «Письмо по кругу». Можно разделить ребят на группы и дать каждому листок с именем героя. Каждый должен написать свое предложение или словосочетание, характеризующее этого героя, и передать по часовой стрелке сидящему рядом. Заполнять листки нужно до тех пор, пока листки не сделают круг. Отрок киевлянин -…
2. Прием ТРКМЧП .Синквейн Отрок Находчивый, мужественный. Спасает, прогоняет, помогает, Может врага провести, Молодчина.
|
Создают свои тексты, заполнбт таблицу. оценивают работу друг друга. |
Формирование коммуникативных УУД: - высказывать свое мнение; - умение работать в группе по решению поставленных проблем; - вырабатывать совместные решения; Формирование познавательных УУД: - представлять информацию в виде текста (синквейн); - извлекать информацию ; - анализировать, сравнивать, группировать. |
||||||
|
Домашнее задание 1 мин. |
Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» — «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
|
Записывают дом. задание. |
Формирование личностных УУД: - мотивация к творческому труду, к работе на результат. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.