Технологическая карта урока:
Учитель: Масленникова Т.В (учитель высшей категории)
Урок математики по теме: «Дециметр" (Л.Г. Петерсон)
Класс: 1 класс
Цели урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Методы обучения: : словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Планируемые результаты (предметные): ознакомятся с новой величиной; научатся измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закрепят знания о нумерации чисел, продолжат развивать умения решать задачи;
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Этапы урока, технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (подготовка учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.)
1 мин.
|
-Проговаривает стихотворение - Правила поведения на уроке |
Дорогие ребята, Давайте настроимся все на урок, Улыбнемся друг другу, подарим улыбку нашим гостям, Чудесных открытий желаю всем Вам! - Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но- открытие Чудесных открытий желаю всем Вам!
У вас на партах лежат звездочки: розовые, зелёный и жёлтые. - Розовая– прекрасное настроение, зелёная – хорошее, жёлтая – плохое. Какое у вас сейчас настроение? Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу.
|
Обучающиеся, здороваются, настраиваются рабочую атмосферу |
2. Мотивация к учебной деятельности
1 мин. |
–Учитель задаёт вопросы, мотивирует обучающихся повторять пройденный материал |
-Какое умение поможет нам сегодня сделать ещё одно маленькое открытие в мире цифр и чисел - Что значит учиться? - А что делает учитель? -Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать?
|
Коммуникативные: устная речь. Познавательная: выдвижение гипотезт и их обоснование, постановка проблемной ситуации
Отвечают на вопросы учителя: - умение учиться - делать самому -помогает, руководит - повторить то, что нам потребуется на уроке |
3. Актуализация знаний. (обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность, развитие логических операций -задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал, подвести учащихся к формулированию темы урока)
4 мин.
|
Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать. Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20. |
Ребята, я предлагаю провести разминку. Я загадываю число, а вы выбираете нужные числа, которые лежат у вас на партах. Вы будете работать в парах. Давайте повторим алгоритм работы в парах. I. Учитель загадывает число: 1. Число, предыдущее числу 10; 2. Число, следующее за числом 11; 3. В этом числе 4 десятка 4. Число больше 20 на 1 десяток; 5. число меньше 10 на 3 6. Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 3. Какое число я задумала? 7. Какое число стоит между числами 12 и 14? 8. 1 слагаемое 30, 2 слагаемое 20, найти сумму чисел?
I. Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово.
Что такое величина?
|
Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: моделирование, анализ иллюстраций, Коммуникативные: устная речь.
Работа с раздаточным материалом Дети повторяют алгоритм работы в парах и знание нумерации в пределах 20.
Дети подбирают числа:
ВЕЛИЧИНА Величина – это признак, который можно измерить.
|
4. Подведение к проблеме, выявления места и причины затруднения; (реализация идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании.
7 мин. |
Введение в тему урока.
|
Повторим известные величины. Какие величины Вы знаете? Длина, объём, масса
-Выберете единицы измерений массы, объёма, длины
Единица длины – сантиметр Литр - вместимость сосудов или емкость Килограмм-масса предметов
Одна единица осталась как вы думаете почему? Кто может знает или встречался с этой единицей длины и к какой величине она относится? -Какая тема урока? (Дециметр)
Цель урока? Уметь – измерять, чертить и сравнивать отрезки, используя новую единицу измерения. Научиться пользоваться новой единицей измерения длины. -Для достижения нашей цели
|
Длина, объём, масса
(л, см, кг, дм) Регулятивные: целеполагание, удержание цели деятельности до получения её результата Познавательные: сравнение, работа с информацией, анализ, выводы. Коммуникативные: устная речь.
Дети повторяют известные величины и единицы измерения.
Предположение детей Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод.
У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения. |
5. Формирование нового знания через деятельностный подход, построения проекта выхода из затруднения; (организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний.)
Реализация построенного проекта
8 мин.
|
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует составление совместного плана действий.
Реализует план выхода из затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. |
Проведём практическую работу. -У вас на партах лежат две мерки. Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину книги этой меркой (зеленой. Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем. Удобно? (нет)
-Возьмите другую мерку(белой) и измерьте длину книги этой меркой. Удобно? (да)
-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10) Значит, большая мерка равна 10 см.
Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. Дециметр По латыни [decem] – десять На доске появляется карточка с названием единицы измерения. -Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см) А сейчас нам нужно закрепить наши знания, для этого откройте тетрадочку и запишите число и кл.работу. но чтоб не устать перед серьезной работой, немного отдохнем
|
Регулятивные: планировать решение учебной задачи Коммуникативные: устная речь.
Учащиеся с помощью маленькой мерки пробуют измерить длину книги. Фиксируют индивидуальное затруднение. Учащиеся высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Учащиеся проговаривают по слогам название единицы измерения. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
|
Физкультминутка. (снятие утомляемости, напряжения мышц, реализация здоровьесберегающих задач урока)
2 мин. |
Учитель организует физ. минутку |
Дети вышли по порядку На активную зарядку. На носочки поднимайтесь, (Подняться на носки, руки вверх.) Между парт не потеряйтесь. (Опуститься на всю стопу, руки вниз.) Потянулись, наклонились (Наклон назад, руки в стороны.) И обратно возвратились, (Выпрямиться, руки вниз.) Повернулись вправо дружно, Влево тоже всем нам нужно. (Повороты направо - налево, руки на пояс.) Повороты продолжай И ладошки раскрывай. (Повороты направо - налево, руки в стороны, ладони кверху.) Поднимай колено выше — На прогулку цапля вышла. (Ходьба на месте с высоким подниманием бедра,) А теперь прыжки вприсядку, Словно заяц через грядку. (Приседание с выпрыгиванием вверх.) Закружилась голова? Отдохнуть и сесть пора. (Сесть за парту.)
|
Выполнение зарядки, снятие утомляемости у обучающихся. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, (формирование зрительно-двигательного образа цифры, умения анализировать. ) Реализация идеи педагогического сотрудничества .
5 мин. |
Организация минутки чистописания
|
Откройте рабочую тетрадь и посмотрите на цифру, которая в ней прописана. Дайте характеристику числа 10. Найдите закономерность и продолжите ряд. Как можно назвать эти все числа? Круглыми, почему? Назовите самое маленькое двузначное число, как оно связано с темой нашего урока? (следим за посадкой) Я тетрадочку открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь.
|
Познавательные: анализ, выводы. Коммуникативные: устная речь.
Обучающиеся дают характеристику числа 10. Работа в тетрадях
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
10 мин. |
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
|
-Итак, с чем будем работать на уроке сегодня?... с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам того, чтобы начертить 3 отрезка. 10 см, 12 см, 14 см Вспомните как правильно пользоваться линейкой? Начертите в тетради эти отрезки друг под другом , начиная с красной точки. Какова длина второго отрезка? 12, на сколько он длиннее первого? Как вы нашли? Вспомним правило, как найти на сколько больше или на сколько меньше… Оцените свою работу по шкале Попробуем применить наше знание в преобразовании единиц длины и в их сравнении Раб.тетр. с 35, №2 по цепочке с проговариванием |
Регулятивные: самооценка. Познавательные: работа со схемами, работа с рисунком. Коммуникативные: сотрудничество, взаимопроверка.
Работа в парах, учащиеся выясняют как выглядит дециметр. Дети линейкой измеряют длину предметов.
По алгоритму чертят отрезки, сравнивают их, делают выводы.
|
8. Включение в систему знаний.
5 мин.
|
Организует закрепление новых знаний. |
Чтение основного понятия Раб.тетр.с.35, №3, проверка по эталону на доске №4 |
Познавательные: работа с предметами,учебником, эксперимент, анализ, выводы, доказательства, работа со знаками. Коммуникативные: сотрудничество, устная речь.
Учащиеся читают, анализируют и выполняют задание |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
2 мин. |
Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Благодарит за работу на уроке. |
-Какую цель ставили? Достигли цели? -Какая тема урока была? -О какой новой единице измерения длины узнали? -Когда ей удобно пользоваться? -Оцените свою деятельность на уроке, используя звезды: -розовая (кто собой доволен); -зелёный (я старался, но допустил ошибку); -жёлтая (я не всё понял, остались вопросы).
Либо лестницу успеха |
Регулятивные: анализировать эмоциональное состояние полученное от деятельности, анализировать собственную работу, оценивать уровень владения теми или иными УУД, самооценка. Коммуникативные: устная речь
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают правильность выполнения действий и свою работу на уроке. обсуждение и запись домашнего задания.
|
9 |
12 |
40 |
30 |
7 |
8 |
13 |
50 |
Л |
И |
Н |
И |
В |
Е |
Ч |
А |
9 |
12 |
40 |
30 |
7 |
8 |
13 |
50 |
Л |
И |
Н |
И |
В |
Е |
Ч |
А |
9 |
12 |
40 |
30 |
7 |
8 |
13 |
50 |
Л |
И |
Н |
И |
В |
Е |
Ч |
А |
КГ |
Л |
СМ |
ДМ |
1 ДМ = 10 СМ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.