Разработка урока на тему «Портрет в живописи»
Оценка 4.6

Разработка урока на тему «Портрет в живописи»

Оценка 4.6
docx
искусство +1
5 кл—7 кл
29.10.2020
Разработка урока на тему «Портрет в живописи»
Разработка урока на тему «Портрет в живописи»
Изобразительное искусство.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ СЕСТЁР-ПОДПОЛЬЩИЦ

ЛИДИИ И СВЕТЛАНЫ БАБАРИЦКИХ»

улица Мирющенко,1, г. Свердловск, Луганская Народная Республика,

индекс 94801, телефон: 2-26-94, е – mail: svklyceum.one@gmail.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока

на тему «Портрет в живописи»

по изобразительному искусству

учителя

Бородиной Елены Эдуардовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свердловск, 2019 год

Класс: 6

Урок №24

Тема: «Портрет в живописи».

Тип урока: Получение новых знаний.

Цель: дать представление об особенностях портретного жанра в искусстве и о месте портрета в истории искусства в разные эпохи; обучить элементам анализа живописных произведений.

Задачи:

- формировать умение выражать свою эстетическую позицию;

- развивать творческую активность, воображение и навыки работы живописными материалами над портретом;

- воспитывать интерес и уважение к произведениям изобразительного искусства разных эпох и разных народов.

Планируемые результаты:

предметные: научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения.

метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

Оборудование: репродукции картин, презентация «Портрет в живописи»,  карточки с заданием, бумага, карандаши.

 

Ход урока:

1.     Организационный момент. Проверка готовности к уроку – 1 мин.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

 

2.     Сообщение темы и ожидаемого результата урока – 3 мин.

Отгадайте загадку:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется ……… (ответы детей)

Правильно, конечно портрет. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить, и что мы будем сегодня рисовать? (ответы детей)

Да, сегодня мы поговорим о портрете. Если вы посещаете музей или рассматриваете альбом с репродукциями картин, то обязательно встречаетесь с лицами далёких и незнакомых вам людей. Возможно, в жизни вам не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться в окружающих, даже близких людей. Задача создания портрета заставляет нас по-другому увидеть человека, открыть его для себя. Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково – глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности! О чём бы ни говорило искусство, оно говорит о человеке… А о чём нам может рассказать портрет? (ответы детей)

Правильно, рассматривая портрет, мы можем узнать о настроении человека, изображенного там, о его жизни, о среде в которой он жил, о каких-либо традициях, обычаях и т.д.

Сегодня на уроке мы познакомимся с художниками-портретистами, узнаем историю возникновения портретного жанра в искусстве, научимся рисовать портрет.

Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. (ответы детей)

Цель урока: изучить особенности и место портрета в истории искусства в разные эпохи; научиться элементам анализа живописных произведений; выполнить элементы портрета карандашом.

 

3.     Мотивация учащихся – 2 мин.

Перед тем, как мы начнем, посмотрите, пожалуйста, на портреты этих детей. Что хотел изобразить автор? – Правильно, эмоции. А на какой портрет приятнее всего смотреть? (ответы детей)

Да, мне тоже приятнее смотреть на улыбающегося человека. Ведь улыбка является признаком хорошего настроения, хорошего самочувствия и располагает к себе. Улыбнитесь друг другу и мне. Я желаю вам, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока.

 

4.     Актуализация ранее изученных знаний, творческий поиск – 5 мин.

Я уверена, что вы уже не раз в своей жизни сталкивались с жанром портрета, поэтому с легкостью справитесь со следующим заданием. Перед вами на столах лежит несколько картин. Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета. Они все очень известные. Попробуйте вспомнить, как называется картина, если затрудняетесь, то придумайте ей название самостоятельно.

Учащиеся разделились на 4 группы. Выполняют задание учителя, определяют портреты. Учащиеся по очереди демонстрируют результат работы.

Справились, молодцы. (подвести итог самостоятельной работы).

Как вы определили, что именно эта картина является портретом? (ответы учащихся). Да, верно, на портрете будет обязательно изображен человек.

А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать определение, что же такое «портрет». (ответы учащихся)

Давайте запишем определение в тетрадь: «портрет – это жанр изобразительного искусства, изображение человека. Портрет - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности».

 

5.     Изучение нового материала – 12 мин.

Искусство донесло до нас лица разных эпох и народов. Мы видим их такими, какими они представляли себя, но каждое изображение для нас – нечто большее, чем сходство с одним человеком. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни. Портрет возник очень давно.

Я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по эпохам и познакомиться с историей портретного жанра в искусстве. Обратите внимание на слайд: на нем изображена линия времени, с которой вы уже знакомились на уроках истории. А кисточка-указатель покажет вам время, в которое изображенный на слайде портрет был нарисован.

Итак, самое первое изображение лица было зафиксировано 27 тысяч лет тому назад. Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни, и они находили свои способы изображать лица. В древнейшие времена, чтобы сохранить черты лица, с него делали гипсовую или восковую маску. Но такая маска не могла сохранить образ человека. Этот древний метод требовал доработки.

Жанр портера как искусства появился в Древнем Египте в VI веке до н.э. Обратите внимание на изображенных египетских женщин. Что необычного в их внешности? (ответы детей)

Также, первые портреты были найдены в античном искусстве примерно в это же время. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к VI веке до н.э. «Парижанка». Фреска из Кносского дворца, XVI век до н.э. Похоже данное изображение на предыдущее? В чем различия? (ответы детей)

Портрет является, пожалуй, одним из самых древних жанров живописи. И это неудивительно, люди всегда стремились изобразить себя, и в каждый исторический период на это были разные причины. Сначала изображение человека носило сугубо религиозный характер, затем стало необходимым, чтобы передать изображение потомкам, а потом и просто стало вопросом престижа. Заказать свой парадный портрет считалось непременным делом у каждого знатного человека. Художники обращались к этому жанру на протяжении всех временем – менялись стили, менялись художественные задачи, менялись приемы и техники. Но жанр портрета всегда оставался востребованным и всегда служил одной задаче – изобразить человека, но не просто передать его физические черты, а заглянуть гораздо глубже, в самую глубину его глаз.

Движемся по времени дальше. Какой век на линии времени? (ответы детей)  Действительно, I – IV века до н.э. Перед вами «Портрет фаюмской мумии». Самые ранние из древней станковой портретной живописи Древнего Египта написанные в технике энкаустики (восковая живопись).

 А вот начало III века н.э. «Портрет молодого римлянина».

 Делаем большой скачок вперед. Средние века. 13-15 века. Царит эпоха Возрождения. С эпохой Возрождения приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности. Художники итальянского Возрождения стремились к изображению возвышенного и прекрасного. Совершенства достиг Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи. Эпоха Возрождения - расцвет портретного искусства. Перед вами «Мона Лиза (Джоконда)» величайшего художника, изобретателя, учёного Леонардо да Винчи и «Портрет Кардинала» Рафаэля Санти.

В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в 17 веке, и в начале писали их точно таким же методом, как и иконы, - на доске темперными красками. Такие портреты называли «парсунами» от слова «персона». Перед вами парсуна «Князь Скопин-Шуйский» и парсуна «Иван Грозный». Правда ведь манера изображения чем-то напоминает икону?

Стремительно портретное искусство в России стало развиваться со времен Петра I. Русские художники добились выдающихся успехов в искусстве портрета. Перед вами портреты российских художников 18 века: В.Боровиковский «портрет М.И.Лопухиной», Ф.Рокотов «портрет Александры Струйской», Д.Левицкий «портрет Екатерины Нелидовой». 

Художники-портретисты 19 века стремились создать образ России, поставив во главу творчества судьбу народа. Внимание к людям всех слоёв общества, утверждение самоценности каждого стало основной задачей произведений. А.Венецианов «Захарка», В.Тропинин «Женщина в окне».

20 век прославился творчеством современного художника А.Шилова. Перед вами две его картины «Портрет Ольги» и «Сын Родины». Узнали человека на втором портрете? (ответы детей)

 

6.     Физкультминутка – 2 мин.

Мы с вами уже достаточно долго путешествуем по воображаемой галерее. Наверняка ваши глаза устали. Давайте сделаем перерыв. Закройте все глаза. Представьте, что вы и есть картина. Вы висите в галерее. Вы – очень важная персона, вы обрамлены в шикарную рамку. Представили? Но ваш портрет необычный, он живой! И тут вдруг на вас садится муха, прямо на нос! Ох, как она щекочет вам его. Попробуйте мимическими движениями прогнать назойливую муху. А теперь она пересела вам на лоб. А теперь на подбородок и т.д. Отлично, муха улетела, а мы из портретов превращаемся в учеников 6 класса и возвращаемся в класс.

 

7.     Изучение нового материала – 8 мин.

Вы, наверное, заметили, что хоть и основной фигурой на портрете является человек, но все же они различаются. Чем же они отличны? (ответы детей)

Да, действительно, изменяется фон, предметный мир вокруг центровой фигуры, людей может быть различное количество и т.д.

На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост. На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль. Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).

У портретов в зависимости от того, кто и как изображён на нем есть своё название. Давайте вместе выясним эти названия. Я прочитаю определение, а вы назовите название. Графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал – как называется? (ответы детей) Правильно, автопортрет. Перед вами два автопортрета. Первый – автопортрет Рафаэля Санти. Представителем какой эпохи он является? (ответы детей) Второй – автопортрет Ван Гога.

Следующий вид портрета - Военный портрет - разновидность парадного портрета - портрет в образе полководца.

Групповой портрет - портрет, включающий не менее трех персонажей.

Донаторский портрет - разновидность религиозного портрета, на котором человек сделавший пожертвование изображался на картине (например, рядом с Иисусом).

Жанровый портрет - портрет, где портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его предметами быта, природой, архитектурой, людьми и т.п.

Исторический портрет - портрет какого-либо исторического деятеля.

Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

Карикатура - (произошло от итал.caricare - преувеличивать) - сатирический или юмористический портрет.

Мифологический портрет - разновидность костюмированного портрета, в котором человек представлен в виде мифологического персонажа.

Парадный портрет, репрезентативный портрет - портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает: коронационный; тронный; конный; военный в образе полководца.

Шарж - сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека.

Давайте определим, к какому виду относится портрет, который вы выбрали в начале занятия. (ответы детей)

Учащиеся разделились на 4 группы. Выполняют задание учителя, определяют вид портрета. Учащиеся по очереди демонстрируют результат работы.

Молодцы, вы отлично усвоили этот материал.

 

8.     Творческая практическая деятельность учащихся – 10 мин.

А сейчас я предлагаю вам выступить в роли художников реставраторов.

(Ребята получают листы с незаконченными портретами. Необходимо их дорисовать)

А сейчас я предлагаю выставить свои работы. Выберите на ваш взгляд лучшие работы.

 

9. Итог урока. Рефлексия – 2 мин.

- Ребята, что мы изучали на уроке?

- Какие учебные задачи ставили перед собой?

- Решили мы эти задачи?

- Назовите известных художников портретистов.

- Объясните, почему вы выбрали их?

Перед вами две кляксы. Поднимите жёлтую, если на уроке у вас всё получилось. Поднимите фиолетовую, если на уроке у вас были трудности.

 

Спасибо за урок, вы все отлично поработали. Хочется выделить работу … … учащихся.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Класс: 6 Урок №24 Тема: «Портрет в живописи»

Класс: 6 Урок №24 Тема: «Портрет в живописи»

Правильно, конечно портрет. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить, и что мы будем сегодня рисовать? (ответы детей)

Правильно, конечно портрет. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить, и что мы будем сегодня рисовать? (ответы детей)

А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать определение, что же такое «портрет»

А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать определение, что же такое «портрет»

Движемся по времени дальше. Какой век на линии времени? (ответы детей)

Движемся по времени дальше. Какой век на линии времени? (ответы детей)

Вы, наверное, заметили, что хоть и основной фигурой на портрете является человек, но все же они различаются

Вы, наверное, заметили, что хоть и основной фигурой на портрете является человек, но все же они различаются

Учащиеся разделились на 4 группы

Учащиеся разделились на 4 группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020