Разработка урока на тему "Углеводы"

Разработка урока на тему "Углеводы"

docx
10.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Углеводы.docx

 

№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____

LESSON PLAN № _____

Топ Группа group В41

         Дата___________________________________________________________

Пәні Дисциплина  Discipline: «Основы педиатрии»

Сабақтың тақырыбы:

Тема занятия: __________________________________________________

The theme of the lesson:

Сабақтын түрі

Вид занятия:

occupation _____________________________________________________

Сабақ мақсаты

Цель занятия:

Purpose of the   lesson____________________________________________

  1. Білімділік

Образовательная:

Educational:______________________________________________

  1.  Дамытушылық

             Развивающая:

             developmental:___________________________________________

  1.   Тәрбиелік

 Воспитательная:

            educational:______________________________________________

Пәнаралық байланыс Межпредметные связи  Interdisciplinary connections   :

Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар

Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал

Visual AIDS, handouts textbooks, lecture material, handouts

САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ/ LESSON PROGRESS 

1. Ұйымдастыру кезеңі

Организационная часть:

Organizational part приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.

2. Өткен тақырыпты тексеру

Опрос и проверка пройденного материала:

Survey and verification of the passed material: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу

3. Жаңа тақырыпты зерделеу

Изучение нового материала/ Learning new material

ЖОСПАР / ПЛАН/Plan

4. Нығайту

Закрепление нового материала/ Consolidation of new material: работа по учебнику.

5. Үй тапсырмасы:

Домашнее задание/ Homework: ___________________________________

6. Өзіндік жұмысы

Самостоятельная работа: работа по учебникам/ independent work .

7. Қорыту, подведение итогов занятия/ summarizing the lesson: выставление оценок с комментариями.

Оқытушы

Преподаватель/lecturer: Чапаксин И.В.

 

 

 

 

 

Организм человека состоит из белков (19,6%), жиров (14,7%), углеводов (1%), минеральных веществ (4,9%), воды (58,8%). Он постоянно расходует эти вещества на образование энергии, необ­ходимой для функционирования внутренних органов, поддержания тепла и осуществления всех жизненных процессов, в том числе фи­зической и умственной работы.

Одновременно происходит восстановление и создание клеток и тканей, из которых построен организм человека, восполнение рас­ходуемой энергии за счет веществ, поступающих с пищей. К таким веществам относят: белки, жиры, углеводы, минеральные вещест­ва, витамины, воду и др., их называют пищевыми. Следовательно, пища для организма человека является источником энергии и пла­стических (строительных) материалов.

Белки

Это сложные органические соединения из аминокислот, в со­став которых входят углерод (50—55%), водород (6—7%), кисло­род (19—24%), азот (15—19%), а также могут входить фосфор, сера, железо и другие элементы.

Белки - наиболее важные биологические вещества живых ор­ганизмов. Они служат основным пластическим материалом, из ко­торого строятся клетки, ткани и органы тела человека. Белки со­ставляют основу гормонов, ферментов, антител и других образова­ний, выполняющих сложные функции в жизни человека (пищева­рение, рост, размножение, иммунитет и др.), способствуют нор­мальному обмену в организме витаминов и минеральных солей. Белки участвуют в образовании энергии (12% от всей потребности организма в энергии), особенно в период больших энергетических затрат или при недостаточном количестве в питании углеводов и жиров. Энергетическая ценность 1 г белка составляет 4 ккал (16,7 кДж).

При недостатке белков в организме возникают серьёзные нарушения: замедление роста и развитие детей, изменения в печени взрослых, изменение гормональные, состав крови, ослабление умственной деятельности, снижение работоспособности, риск неустойчивости к инфекционным заболеваниям (ослабление иммунитета).

Белок в организме человека образуется беспрерывно из амино­кислот, поступающих в клетки в результате переваривания белка пищи. Для синтеза белка человека необходим белок пищи в опре­деленном количестве и определенного аминокислотного состава. В настоящее время известно более 80 аминокислот, из которых 22 наиболее распространены в пищевых продуктах. аминокислоты по биологической ценности .делят на незаменимые и заменимые..

Незаменимы 8 аминокислот - - лизин, триптофан, метионин, лейцин, изолейцин, валин, треонин, фенилаланин; для детей нужен также гистидин. Эти аминокислоты в организме не синтезируются и должны обязательно поступать с пищей в определенном соотно­шении, т. е. сбалансированными. Особенно ценны незаменимые аминокислоты триптофан, лизин, метионин, содержащиеся в основ­ном в животных продуктах, соотношение которых в пищевом ра­ционе должно составлять 1:3:3.

Заменимые аминокислоты (аргинин, цистин, тирозин, аланин, серии и др.) могут синтезироваться в организме человека.

Пищевая ценность белка зависит от содержания и сбалансиро­ванности незаменимых аминокислот. Чем больше в нем незамени­мых аминокислот, тем он ценней. Источниками полноценного бел­ка являются мясо, рыба, молочные продукты, яйца, из раститель­ных — бобовые (особенно соя), овсяные крупы, рис.

Суточная норма потребления белка -- 1,2—1,6 г 'на 1 кг массы человека, т. е. всего 57—118 г в зависимости от пола, возраста и вида труда человека. Белки животного происхождения должны составлять 55% суточной нормы. Кроме того, при составлении ра­циона питания следует учитывать сбалансированность аминокис­лотного состава пищи. Наиболее благоприятный аминокислотный состав представлен в сочетании таких продуктов, как хлеб и каша с молоком, пирожки с мясом, пельмени, ватрушки, белип с крупа­ми и овощами.

 

Жиры

Это сложные органические соединения, состоящие из глицери­на и жирных кислот, в которых содержатся углерод, водород, кис­лород. Жиры относят к основным пищевым веществам, они явля­ются обязательным компонентом в сбалансированном питании.

Физиологическое значение жира многообразно. Жир входит в состав клеток и тканей как пластический материал, используется организмом как источник энергии (30% от всей потребности орга­низма в энергии). Энергетическая ценность 1 г жира составляет 9 ккал (37,7 кДж). Жиры снабжают организм витаминами А и В, биологически активными веществами (фосфолипиды, токоферолы, стерины), придают пище сочность, вкус, повышают ее питатель­ность, вызывая у человека чувство насыщения.

Остаток поступившего жира после покрытия потребности орга­низма откладывается в подкожной клетчатке в виде подкожно-жи­рового слоя и в соединительной ткани, окружающей внутренние, органы. Как подкожный, так и внутренний жир является основным резервом энергии (запасной жир) и используется организмом при усиленной физической работе. Подкожно-жировой слой предохра­няет организм от охлаждения, а внутренний жир защищает внут­ренние органы от ударов, сотрясений и смещений. При недостатке в питании жиров наблюдается ряд нарушений со стороны цент­ральной нервной системы, ослабевают защитные силы организма, снижается синтез белка, повышается проницаемость капилляров, замедляется рост и т. д.

Жир человека образуется из глицерина и жирных кислот, по­ступивших в лимфу из кишечника в результате переваривания жи­ров пищи. Для синтеза жира человека необходимы пищевые жи­ры, содержащие разнообразные жирные кислоты, которых в на­стоящее время известно 60, Жирные кислоты делят на предель­ные, или насыщенные (т. е. до предела насыщенные водородом), и непредельные (ненасыщенные).

Насыщенные жирные кислоты (стеариновая, пальмитиновая, капроновая, масляная и др.) обладают невысокими биологически­ми свойствами, легко синтезируются в организме, отрицательно влияют на жировой обмен, функцию печени, способствуют разви­тию атеросклероза, так как повышают содержание холестерина в крови. Эти жирные кислоты в большом количестве содержатся в животных жирах (бараньем, говяжьем) и в некоторых раститель­ных маслах (кокосовом), обусловливая их высокую температуру плавления (40—50еС) и сравнительно низкую усвояемость в орга­низме человека (86—88%).

Ненасыщенные жирные кислоты (олеиновая, линолевая, линоленовая, арахидоновая и др.) представляют собой биологически активные соединения, способные к окислению и присоединению водорода и других веществ. Наиболее актийны из них линолевая, линоленовая и арахидоновая, называемые полиненасыщенными жирными кислотами. По своим биологическим свойствам их отно­сят к жизненно важным веществам и называют витамином Р. Они принимают активное участие в жировом и холестериновом обмене, повышают эластичность и снижают проницаемость кровеносных сосудов, предупреждают образование тромбов. Полиненасыщен­ные жирные кислоты в организме человека не синтезируются и должны вводиться с пищевыми жирами. Содержатся они в свином сале, оливковом и сливочном масле, рыбьем жире. Эти жиры име­ют низкую температуру плавления (28—30°С) и высокую усвояемость (98%).   '

Биологическая ценность жира зависит также от содержания в нем различных жирорастворимых витаминов А и В (в рыбьем жире, сливочном масле), витамина Е (в растительных маслах), фос-фатидов, стеринов. Фосфатиды и стерины, входя в состав всех кле­ток и тканей, влияют на процессы жирового обмена и секрецию гормонов. Ими богаты молоко, сметана, яичный желток, расти­тельные масла.

Суточная норма потребления .жира — 1,4—2,2 г на 1 кг массы человека, т. е. всего 63—158 г в зависимости от возраста, пола, ха­рактера труда и климатических условий местности, из них жиры животного происхождения должны составлять 70%, а раститель­ные — 30%.

Углеводы

Это органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода, синтезирующиеся в растениях из углекислоты и воды под действием солнечной энергии.

Углеводы, обладая способностью окисляться, служат основным источником энергии, используемой в процессе мышечной деятель­ности человека. Энергетическая ценность 1 г углеводов составляет 4 ккал (16,7 кДж). Они покрывают 54—56% всей потребности ор­ганизма в энергии. Кроме того, углеводы входят в состав клеток и тканей, содержатся в крови и в виде гликогена (животного крах­мала) в печени. В организме углеводов мало (до 1% от массы те­ла человека). Поэтому для покрытия энергетических затрат они должны поступать с пищей постоянно.

В случае недостатка в питании углеводов при больших физиче­ских нагрузках происходит образование энергии из запасного жи­ра, а затем и белка организма. При избытке углеводов в питании жировой запас пополняется за счет превращения углеводов в жир, что влечет за собой увеличение массы человека.

Источником снабжения организма углеводами являются расти­тельные продукты, в которых они представлены в виде моносаха­ридов, дисахаридов и полисахаридов.

Суточная норма потребления углеводов от 5 до 8,5 г на 1 кг массы тела человека или всего 275—602 г в зависимости от возра­ста, пола и вида труда. Сладкие углеводы для людей умственного труда и пожилых должны составлять 15%, а для людей физического труда 20—25% от суточной нормы углеводов; 80—85% этой нормы — полисахариды, в основном в виде крахмала.

Источником снабжения организма углеводами являются расти­тельные продукты, в которых они представлены в виде моносаха­ридов, дисахаридов и полисахаридов.

Моносахариды - самые простые углеводы, сладкие на вкус, растворимые в воде. К ним относят глюкозу, фруктозу и га­лактозу. Глюкоза содержится во многих плодах и ягодах (вино­град) и образуется в организме при расщеплении дисахаридов и крахмала пищи. Она быстро и легко из кишечника всасывается в кровь и используется организмом как источник энергии, для обра­зования гликогена в печени, для питания тканей мозга, мышц и поддержания необходимого уровня сахара в крови.

Дисахариды (сахароза, лактоза и мальтоза) — это углево­ды, сладкие на вкус, растворимые в воде, в организме человека расщепляются на две молекулы моносахаридов с образованием из сахарозы — глюкозы и фруктозы, из лактозы — глюкозы и галак­тозы, из мальтозы — двух молекул глюкозы.

Сахарозу человек употребляет в основном в виде сахара, в ко­тором ее 99,7%, кроме того, она. содержится в свекле, моркови, сливах, абрикосах, бананах. Лактоза в организм поступает с молоком и молочными продук­тами, благоприятно действует на жизнедеятельность молочно-кислых бактерий в кишечнике, подавляя тем самым развитие гнило­стных микробов.     

Моно- и дисахариды легко усваиваются организмом и быстро покрывают энергетические затраты человека при усиленных физи­ческих нагрузках. Избыточное употребление сладких углеводов мо­жет привести к повышению содержания сахара в крови, следова­тельно, к отрицательному действию на функцию поджелудочной железы, к развитию атеросклероза и ожирению.

Полисахариды — это сложные углеводы, состоящие из многих молекул глюкозы, не растворимы в воде, обладают неслад­ким вкусом. К ним относят: крахмал, гликоген, клетчатку. Крахмал в организме человека под действием пищеваритель­ных соков расщепляется до глюкозы, постепенно удовлетворяя по­требность организма в энергии на длительный период. Благодаря крахмалу многие продукты, содержащие его (хлеб, крупы, мака­ронные изделия, картофель), вызывают у человека чувство насы­щения.           

Гликоген поступает в организм человека в малых дозах, так как он содержится в небольших количествах в животной пище (пе­чени, мясе). В процессе пищеварения гликоген пищи расщепляет­ся до глюкозы. В организме человека гликоген образуется из глю­козы и накапливается в печени в качестве запасного энергетиче­ского материала. При снижении содержания сахара в крови глико­ген превращается в глюкозу, тем самым поддерживая постоянный проиент его (80—120 мг % или 4,4—6,6 ммоль/л).

Клетчатка в организме человека не переваривается из-за отсут­ствия в пищеварительных соках фермента целлюлазы, но проходя по органам пищеварения стимулирует перестальтику кишок, выво­дит из организма холестерин, создает условия для развития полез­ных кишечных бактерий, способствуя тем самым лучшему пищева­рению и усвоению пищи. Содержится клетчатка во всех раститель­ных продуктах (от 0,5 до 3%).

Пектиновые (углеводоподрбные) вещества, попадая в орга­низм человека с овощами, фруктами, стимулируют процесс пище­варения и способствуют выведению из организма вредных веществ

Витамины

Это низкомолекулярные вещества различной химической природы, выполняющие роль биологических регуляторов жизненных процессов в организме человека.

Впервые витамины были обнаружены в пищевых продуктах в 1880 г. русским ученым Н. И. Луниным, который, вскармливая на­туральной и искусственной пищей подопытных животных, убедил­ся в существовании этих жизненноважных веществ. Свое название витамины получили от латинского слова -  «вита» (жизнь) и слова «амины» (химическое соединение ННа), которое было обнаружено польским ученым К. Функом в 1911 г. Большой вклад в развитие витамицологии (науки о витаминах) внесли советские ученые под руководством Б. А. Лаврова и А. В. Палладина.

В настоящее время открыто более 30 видов витаминов, каждый из которых имеет химическое название и многие из них — буквен­ное обозначение латинского алфавита (С — аскорбиновая кисло­та, В1 — тиамин и т. д.).

Некоторые витамины в организме не синтезируются и не откладываются в запас, поэтому должны обязательно вводится с пищей (С, В1, Р). Часть витаминов синтезируется в организме (В9, РР).

Отсутствие витаминов в питании вызывает заболевания под об­щим названием «авитаминозы»: С—авитаминоз (цинга), В1 — ави­таминоз (бери-бери), РР — авитаминоз (пеллагра), А—авитаминоз (ксерофтальмия), В—авитаминоз (рахит) и др. При недостаточно потреблении витаминов с пищей возникают гиповитаминозы, которые проявляются в виде раздражительности, бессонницы, слабости, снижения трудоспособности и сопротивляемости к инфекционном заболеваниям. Избыточное потребление витаминов, особенно А. и О, приводит к отравлению организма, называемому гипервитаминозом.

Витамины содержатся почти во всех пищевых продуктах. Одна­ко некоторые продукты для повышения их пищевой ценности под­вергают искусственной витаминизации: молоко, кефир, сливочное масле, кондитерские изделия и Др.

В зависимости от растворимости все витамины делят на:

1) во­дорастворимые — С, Р, группа В (В1 В2, В3, ..., 815, холин, РР);

2) жирорастворимые — А, О, Е, К;

3) витаминоподобные вещест­ва — U, Е.

Минеральные вещества

Минеральные или неорганические вещества относят к числу незаменимых, они участвуют в жизненно важных процессах, про­текающих в организме человека: построении костей, поддержании кислотно-щелочного равновесия, состава крови, нормализации во­дно-солевого обмена, в деятельности нервной системы.       

В зависимости от содержания в организме минеральные веще­ства делят на макроэлементы, находящиеся в значительном коли­честве микро- и ультрамикроэлементы, входящие в состав тела человека в малых дозах — от тысячных до десятитысячных долей миллиграмма (йод, фтор, медь, кобальт и др.).

Общая суточная потребность организма взрослого человека в минеральных веществах составляет 20—25 г, при этом важна сбалансированность отдельных элементов. Так, соотношение каль­ция, фосфора и магния в питании должно составлять 1:1, 5:0,5, что определяет уровень .усвоения этих минеральных веществ в ор­ганизме.

Для поддержания в организме кислотно-щелочного равновесия необходимо правильно сочетать в питании продукты, содержащие минеральные вещества щелочного действия (Са, Мд, К, Ла), ко­торыми богаты молоко, овощи, фрукты, картофель, и кислотного действия (Р, 5, С1), которые содержатся в мясе, рыбе, яйцах, хле­бе, крупах.

Вода  

Вода играет важную роль в жизнедеятельности организма. Она является самой значительной по количеству составной частью всех клеток (2/3 массы тела человека). Вода — это среда, в кото­рой существуют клетки и поддерживается связь между ними, это основа всех жидкостей в организме (крови, лимфы, пищеваритель­ных соков). При участии воды происходят обмен веществ, термо­регуляция и другие биологические процессы. Ежедневно человек выделяет воду с потом (500 г), выдыхаемым воздухом (350 г), мочой (1500 г) и калом (150 г), выводя из организма вредные продукты обмена.

Для восстановления потерянной воды ее необходимо вводить в организм. В зависимости от возраста, физической нагрузки и кли­матических условий суточная потребность человека в воде состав­ляет 2—2,5 л, в том числе поступает с питьем 1 л, с пищей — 1,2,л, образуется в процессе обмена веществ 0,3 л. В жаркое вре­мя года, при работе в горячих цехах, при напряженной физической нагрузке наблюдаются большие потери воды с потом, поэтому пот­ребление ее увеличивается до 5—6 л в сутки. В этих случаях пить­евую воду подсаливают, так как вместе с потом теряется много со­лей натрия. Чрезмерное избыточное потребление воды является до­полнительной нагрузкой для сердечно-сосудистой системы и почек и наносит ущерб здоровью. В случае нарушения функции кишеч­ника (поносы) вода не всасывается в кровь, а выводится из орга­низма человека, что приводит к сильному его обезвоживанию и представляет угрозу для жизни.

 

I.                    Закрепление пройденной темы урока ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

II.                 Домашнее задание ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)