Урок русского языка в 8 классе №67
Тема: Обособление дополнений. Знаки препинания при обособленных дополнениях
Цель урока: дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания учащихся об обособленных членах предложения, развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний учащихся
Фронтальный опрос
· Какие члены предложения называются обособленными?
· Назовите известные вам обособленные члены предложения.
· Какова роль обособленных второстепенных членов предложения? (Помогают выделить особо значимые признаки предмета; пояснить, уточнить, раскрыть смысл того или иного члена предложения)
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы и цели урока
Восприятие и первичное осознание нового материала
1. Ознакомление учащихся с теоретическим материалом по слайду
Какие дополнения обособляются?
· Каковы основные значения обособленных дополнений?
( Обособленные дополнения имеют значения включения, исключения, замещения, то есть, ограничивают или расширяют смысловое поле предложения).
2. Работа с таблицей-схемой «Обособление дополнений» (на слайде)
Предлоги |
+ сущ. |
Примеры |
сверх |
Сверх всяких ожиданий, весна была холодной. |
|
включая, наряду |
Наряду с благородными, попадаются грибы попроще. |
|
за исключением, исключая |
Рассказ очень понравился мне, за исключением нескольких деталей. |
|
вместо, помимо |
Вместо голых утесов, я увидел зеленые горы. |
|
кроме: «не считая кого-чего-либо», «за исключением кого-чего-либо»; «сверх кого-чего-либо»; «вдобавок к кому-чему-либо» |
Кроме сосновых лесов, есть леса еловые, березовые. Ни одного звука, кроме дождевых капель, не слышалось вокруг. Есть в тех лесах, кроме дикого зверя, и разная птица. |
|
вместо = за, взамен (не обособляется) Вместо благодатного дождя пошел град. |
Составление алгоритма выделения обособленного дополнения.
1. Найдите в предложении существительные в косвенном падеже с предлогами: сверх, включая, наряду, за исключением, исключая, вместо, помимо, кроме.
2. Выделите границы обособленного дополнения.
3. Для проверки правильности определения границ обособленного дополнения исключите его из предложения. Если дополнение выделили верно, то смысл предложения не нарушится.
4. Проверьте: имеет ли обособленное дополнение значение исключения, включения, замещения.
5. Обособьте дополнение.
Практическое применение новых знаний
Лингвистический тренинг
Определите, в каких предложениях дополнения необходимо обособить? (знаки препинания не расставлены) Укажите причину обособления: 1) обозначают предметы, включенные в однородный ряд;
2) обозначают предметы, исключенные из него;3) обозначают предметы, замещающие другие.
1. Впереди ничего не было видно кроме тусклых огоньков.
2. В саду помимо сторожа никто не бывал.
3.Вместо фруктов он купил овощи.
4.Воды нигде нет за исключением редких ключей.
5.Сверх всякого ожидания лето оказалось дождливым.
6. Лисица водится почти во всех частях света исключая Австралию.
7. В его коллекции наряду с марками животных встретилось несколько интересных экземпляров.
8. Вместо песчаных дюнов на горизонте показался зеленый оазис.
Работа с учебником. Упр. 267.
Творческая работа
Составьте предложения, в которых данные словосочетания выполняли бы функцию обособленных дополнений: наряду со своими обязанностями; за исключением тенистого сада, кроме нескольких лодок; помимо лесных богатств; сверх наших ожиданий.
Подведение итогов урока. Оценивание.
Рефлексия урока.
Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.