Дата: 15.02
Класс: 9
Предмет: Обществознание
Тема: «Отклоняющееся поведение»
1. Контролируемые элементы содержания
· Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
2. Контролируемые умения
· Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности (Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности)
3. Проверяемые элементы содержания
· Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения
4. Предметные умения
· Раскрывать смысл понятия отклоняющееся поведение
· Описывать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль непрерывного образования
5. Личностные результаты
· Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации
6. Функциональная грамотность
· Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/f5ec765e
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.1 Мотивация на учебную деятельность
Ответь на вопросы
· Как можно интерпретировать информацию, представленную на изображении?
· О каком аспекте правового поля может идти речь?
· Согласен ли ты с представленной информацией? Объясни свою точку зрения.
· Отражает ли данная информация всю полноту рассматриваемого вопроса? Поясни ответ.
1.2 Актуализация опорных знаний
Человек является членом различных групп, которые прямо или косвенно оказывают на него влияние. У членов разных групп может наблюдаться противоречивое поведение, которое часто не соответствует общепринятым нормам.
Ответь на вопросы
· Как ты думаешь, влиянием каких факторов может быть вызвано противоречивое поведение отдельных членов социальных групп? Поясни свой ответ.
· Если бы тебе предложили изобразить шкалу, согласно которой могут различаться нормы поведения в разных группах, какой принцип лежал бы в ее основе? Поясни свой ответ.
· Какие меры ты можешь предложить для избежания роста количества людей, для которых нормой стало отклоняющееся поведение?
· Какие внешние обстоятельства могут влиять на индивида, поведение которого может быть признано отклоняющимся? Поясни свой ответ.
· Если бы ты мог дать один совет по преодолению роста количества лиц с отклоняющимся поведением, что бы ты сказал, на что обратил особое внимание? Поясни свой ответ.
1.3 Целеполагание
Как вы думаете какие цели нашего урока? Достигнем ли мы ее?
2. Освоение нового материала
2.1 Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Личность — субъект социокультурной жизни, самораскрывающий свою индивидуальность в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Выполни задания
1. Сравни определения понятий в словаре и учебнике.
2. Проиллюстрируй их примерами из курса отечественной и всеобщей истории.
Какое поведение считают отклоняющимся
Вы знаете, что в обществе существуют общепринятые нормы и система социального контроля, призванная регулировать поведение людей в соответствии с этими нормами. Вместе с тем нередки ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами. Такое поведение называется отклоняющимся.
Примеров, когда люди нарушают отдельные нормы, пренебрегают запретами, можно привести немало: один перешел улицу на красный свет, другой припарковал машину на стоянке общественного транспорта, третий развел костер в неположенном месте, четвертый публично оскорбил пожилого человека и т. п.
Из всего многообразия форм отклоняющегося поведения социологи выделяют отдельные группы. Во-первых, можно рассматривать такое поведение на уровне отдельной личности (подросток стал заядлым курильщиком), в рамках межличностных отношений в малых социальных группах (пьющие родители перестали заботиться о малолетних детях), на уровне государства (за предоставление необходимого документа чиновник вымогает взятку). Во-вторых, среди форм отклоняющегося поведения нередко выделяют те, которые нарушают правовые нормы, влекут за собой правовую ответственность. Самые серьезные из них — преступления.
Но главное, что чаще всего используют для различения форм и проявлений отклоняющегося поведения, — это последствия, к которым оно ведет.
Есть такие формы, которые не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность общества. Например, супружеская пара, уединенно проживающая в загородном доме, все свободное время уделяет уходу за размещенными в доме дикими животными, привезенными из разных стран. Такое поведение многие из нас назвали бы необычным, но не более того.
Бывает, что отклоняющееся поведение связано с максимальной концентрацией человека на решении какой-то задачи, на служении определенной идее. Так, глубоко верующий человек уединяется в скит, в пещеру, начинает вести аскетическую жизнь, лишенную каких бы то ни было плотских удовольствий и комфорта. Такая жизнь, по его глубокому убеждению, позволяет ему быть ближе к Богу, очиститься духовно. Обратимся к другому примеру. Гениальный математик целиком поглощен сложной задачей. Он мало внимания обращает на свой внешний облик, правила этикета: приходит на ученое собрание в потрепанной одежде, часто не отвечает на приветствия коллег. В своей повседневной жизни он старается все усилия свести к минимуму и действовать в раз и навсегда установленном порядке: ходит за продуктами в один и тот же ближайший магазин, не смотрит телевизор, не подходит к телефону. Подобное поведение тоже можно отнести к отклоняющемуся. Однако вряд ли оно заслуживает осуждения окружающих. Результатом его могут стать духовные прорывы, научные открытия — все то, что обогащает человечество.
И все-таки во многих случаях отклоняющееся поведение ведет к нежелательным как для личности, так и для общества последствиям. Среди наиболее опасных форм — алкоголизм и наркомания.
3. Применение изученного материала.
3.1 Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
1) Какие меры профилактики отклоняющегося поведения наиболее популярны и удачны в решении разных задач? Перечисли их. Ответ обоснуй.
Вспомни определение понятия «отклоняющееся поведение». Перечисли особенности такого поведения. Какие меры профилактики отклоняющегося поведения наиболее популярны и эффективные?
2) Перечисли категории общества, для которых важно решение вопросов отклоняющегося поведения.
Вспомни, о каких аспектах отклоняющегося поведения ты уже слышал. Каково твое отношение к ним? Приведи примеры конкретных ситуаций.
3) Опиши модель отклоняющегося поведения, с проявлениями которого ты сталкивался.
Вспомни определение понятий «модель», «особенности». В случае затруднений обратись к словарю.
4) Опиши проблемы, которые рассматриваются в вопросах отклоняющегося поведения. Знакомы ли они тебе? Поясни свой ответ.
Возникали ли у тебя в жизни такие проблемы? Как ты им противостоял?
5) Перечисли социальные группы, которые оказали положительное влияние по вопросам мер профилактики отклоняющегося поведения.
Проанализируй группы, которые оказывают влияние по вопросам мер профилактики отклоняющегося поведения.
6) Дай оценку качеству взаимодействия в вопросах решения мер профилактики отклоняющегося поведения на сегодняшний день.
Проанализируй взаимодействие субъектов в вопросах профилактики отклоняющегося поведения.
7) Опиши, как можно было бы изменить подходы к профилактике отклоняющегося поведения.
Вспомни принципы, на которых основывается профилактика отклоняющегося поведения.
8) Сравни модели профилактики отклоняющегося поведения среди различных групп. Выдели черты сходства и различия.
Сравни модели профилактики отклоняющегося поведения.
9) Сделай вывод о методах противодействия и профилактики отклоняющегося поведения. Какие предложения ты можешь внести?
Сделай вывод, опираясь на собственный жизненный опыт. |
В случае затруднений обратись к любым общедоступным учебным и дополнительным источникам информации, в том числе материалы Интернета.
3.2 Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
1) Отметь верные суждения о проявлениях отклоняющегося поведения.
Девиантное поведение приводит исключительно к негативным последствиям.
Алкоголизм, наркомания — не единственные проявления отклоняющегося поведения.
Алкоголизм разрушает личность.
Гениальность вызывает негативные последствия действий личности.
Употреблению наркотических веществ подвержены люди более старшего возраста.
2) Укажи меры профилактики отклоняющегося поведения:
устранение факторов, влияющих на девиацию
обращение в специализированные органы
защита прав и законных интересов
социализация личности
реабилитация лиц «группы риска»
3) Укажи критерии отклоняющегося поведения:
противоречие социальным нормам
развитие творческих возможностей
реализация своего «я»
мотивация к деятельности
препятствие самореализации личности
4) Используя обществоведческие знания, объясни смысл понятия «гениальность».
5) К какому типу относится поведение Бориса? Отметь верный ответ.
Борису 19 лет, и он начал употреблять наркотики. Чтобы получить деньги для приобретения наркотиков, он начал продавать все, что ему принадлежит.
правомерное
противоправное
деликвентное
девиантное
пропагандистское
4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
1) Отметь верные ответы.
Отклоняющееся поведение проявляется в…
наркомании
преступности
правомерности
алкоголизме
2) Отметь верные утверждения об отклоняющемся поведении.
Отклоняющееся поведение может быть только негативным.
Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
Отклоняющееся поведение — феномен XXI века.
Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.
Отклоняющееся поведение подразумевает несоблюдение общепринятых норм.
3) Отметь верный ответ.
Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм, — это…
отказ
преступность
преступление
девиация
отклонение
4) Сформулируй определение понятия «преступность».
5. Подведение итогов, домашнее задание
5.1 Рефлексия
· сегодня я узнал…
· было интересно…
· я понял, что…
5.2 Домашнее задание Прочитай высказывание Аристотеля: «Люди ведут такой образ жизни, который заставляет вести их нужда». Согласен ли ты с данным утверждением? Опиши свою точку зрения в тетради.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.