Разработка урока
7 класс
«Свойства степеней с натуральным показателем»
Тип урока: информационно- исследовательский.
Пояснительная записка
Данная разработка урока отличается от традиционного по организации деятельности, по структуре урока, по подбору учебных материалов и критериям их оценки, по методике оценки деятельности учащихся.
В разработке этапы урока взаимосвязаны. Разумная организация деятельности школьников призвана обеспечить активность во всех ее направлениях, что позволит учащемуся развивать коммуникативные способности.
Используемые средства обучения: Мультимедийный проектор, демонстрационный экран, меловая доска, индивидуальные оценочные листы, копировальная бумага.
Сценарий занятия
Сценарий занятия изложен в предлагаемой презентации.
Тема: Свойства степеней с натуральным показателем.
Цель урока:
· Выработка навыков решения задач и умения находить в каждой задаче ее «особенность», определение конструктивного приема решения.
· Формирование умений применять полученные знания на практике, развитие познавательной активности творческих способностей.
· Развитие логического мышления, элементов творческой деятельности, способности четко формулировать свои мысли, навыков устной речи школьников.
· Воспитание у учащихся исследовательских навыков, уверенности в своих силах. Обучение видению красоты логических рассуждений в ходе решения задач. Развитие наблюдательности, памяти, мышления, контроля и самоконтроля.
Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационный экран, меловая доска, копировальная бумага, индивидуальные оценочные листы.
Методы и приемы: словесный, наглядный, информационно- коммуникационный.
Тип урока: информационно- исследовательский.
Ход урока.
I этап. Организационный момент (2мин). ( Приложение1,слайды1и2)
Cоздание ситуации успеха
Девиз урока: Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.
А. Дистервег.
Класс разбивается на 2 разноуровневые группы (можно по рядам). Результат каждого этапа урока ученики заносят в индивидуальные оценочные листы.
Оценочный лист учащегося.
Фамилия, имя ____________________________________
|
Этапы |
Задания |
Количество баллов, оценка. |
|
I |
Игра «Счастливый случай» |
|
|
II |
Составление задач по рисункам, таблицам, символическим записям
|
|
|
№1
|
|
|
|
№2 а)
|
|
|
|
б)
|
|
|
|
в) |
|
|
|
№3
|
|
|
|
№4 а)
|
|
|
|
б)
|
|
|
|
III |
Самостоятельная работа. Обязательная часть |
|
|
Дополнительная часть |
|
|
|
IV |
Творческий отчет.
|
|
|
Ключ к угадыванию цифры
|
|
|
|
Задача№1
|
|
|
|
Задача№2
|
|
|
|
Задача№3
|
|
|
|
Итоговое количество баллов за I,II, IV этапы |
|
|
|
Оценка |
самостоятельная работа |
|
|
I, II, IV этапы |
|
|
Оценка за урок зависит от суммы n набранных баллов по заданиям I, II, IV. За самостоятельную работу (III этап) выставляется отдельная оценка.
Критерии оценивания за I, II, IV этапы (записаны на меловой доске).
Если n
13, то ученик получает «5»; при 10
n
12 – оценка «4»;
при
7
n
9
– оценка «3»; при n
6 ученик получает «2».
II этап. Актуализация опорных знаний в форме интеллектуальной игры «Счастливый случай».(6мин) (Приложение1, слайды3и4)
Моделирующее обучение (игровая), ИКТ.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ученик не справляется с ответом, то отвечает другая команда.
На экране с помощью мультимедийного проектора высвечиваются задания обеих команд по очереди.
Задание I команде
1. Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется …
2. Степень отрицательного числа с четным показателем есть число … (положительное).
3. Квадрат любого числа есть число … (положительное или «0»).
4. При делении степеней с одинаковыми основаниями …(основание оставляют тем же, а из показателя степени делимого отнимают показатель степени делителя).
5. При возведении в степень произведения …(возводят в эту степень каждый множитель и результаты перемножают)
6. Как называют II степень числа а и почему?
7. Назовите степени числа 2 от единицы до десяти.
Задание II команде.
1. Степенью числа а с показателем 1 называется …(само число).
2. Степень отрицательного числа с нечетным показателем есть число … (отрицательное).
3. При умножении степеней с одинаковыми основаниями …(основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают).
4. Степень числа, не равного нулю, с нулевым показателем равно …(единице).
5. При возведении степени в степень …(основание оставляют тем же, а показатели перемножают).
6. Как называют III степень числа а и почему?
7. Назовите степени числа 3 от 1 до 5.
III. Составление задач по рисункам, таблицам, символическим записям (10 мин.) ( Приложение 1, слайды 5,6,7,8)
Коммуникативно-диалоговая технология (развивающее обучение), ИКТ.
Оценка 7 баллов, по одному баллу за каждое правильно сформулированное условие.
Ученики комментируют задания с места. Результаты выполнения задания заносятся в оценочный лист.
Сформулировать условие и требование задачи, закодированные в данных схемах или знаках.
1.

Представить число 81 в виде степени с основанием: -3, 3, -9, 9.
2.

а) Представить число 64 в виде степени с основанием: -2, 2, -8.
б) Куб какого числа равен 64?
в) Существует ли еще какой-нибудь способ представления числа 64 в виде степени с натуральным показателем?
3.
|
у6 |
|
|
у |
у5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представить выражение у6 в виде произведения двух степеней с основаниями у тремя способами.
4.

а) Представить выражение а36 в виде степени с основанием: а) а2; б) а3
б) Найти выражение, девятая степень которого равна а36.
Учащиеся заносят баллы в оценочные листы.
IV. Самостоятельная работа (10 мин). ( Приложение 1, слайды9 и10)
Уровневая дифференциация (индивидуализация обучения), ИКТ.
Самостоятельная работа выполняется под копирку с последующей самопроверкой. Копии решений учащиеся сдают учителю. На экране высвечивается правильное решение, учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку по копиям. За правильное решение обязательной части ставится отметка «3», за каждое следующее задание дополнительной части добавляется 1 балл.
Критерии оценивания за самостоятельную работу записаны на меловой доске.
Результаты самостоятельной работы заносятся в оценочный лист.
I вариант II вариант
Обязательная часть
1. Записать в виде степени
а) а5·а7 a) 25·23
б) х10:х5 б) 58:56
в) (а5)2 в) (32)4
г) (аb)5 г) 27·57
2. Найти значение выражения
1-5х2; при х = - 4 2а3; при а = - 4
Дополнительная часть.
3.Упростить выражение.
0,3а2в3*(-о,5а3в5)2 (-0,1х2у3)3*10х6у7.
4.Вычислите.

V. Повторение и развитие (15 мин) (Приложение1,слайды 11,12,13)
Метод проектов (проблемно- поисковая, исследовательская), ИКТ.
Оценка 2балла за творческий отчет, по одному баллу за решение задач на развитие и задачи№1и№2; и 2 балла за задачу№3.
а) Творческий отчет по домашнему заданию.
Работа ведется фронтально, но пары обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку.
На экране высвечиваются вопросы домашнего задания.
Верно ли утверждение:
а) квадрат натурального числа может оканчиваться любой цифрой; (нет).
б) куб натурального числа может оканчиваться любой цифрой; (да).
в) четвертая степень натурального числа может оканчиваться только одной из цифр: 0, 1, 5, 6; (да).
г) пятая степень натурального числа оканчивается той же цифрой, что и само число ? (да).
В результате обсуждения и проверки домашнего задания, ученики заносят баллы в оценочный лист.
(см. таблицу)
б) Решение задач на развитие «Ключ к угадыванию цифры» (проводится фронтальная работа).
1. Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?
|
п |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
п2 |
0 |
1 |
4 |
9 |
6 |
5 |
6 |
9 |
4 |
1 |
|
п3 |
0 |
1 |
8 |
7 |
4 |
5 |
6 |
3 |
2 |
9 |
|
п4 |
0 |
1 |
6 |
1 |
6 |
5 |
6 |
1 |
6 |
1 |
|
п5 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
п6 |
0 |
1 |
4 |
9 |
6 |
5 |
6 |
9 |
4 |
1 |
2. Что можно сказать про степени числа 5, (6)?
3. Что можно сказать про последнее цифры в записи степени целого числа
(они периодически повторяются с периодом 4).
Решение задач с последующим комментированием.
Задача 1. Какой цифрой оканчивается:
а) 52003; б) 42002
Ответ: а) 5, т.к. 5 в любой степени оканчивается цифрой 5;
б) 6, т.к. 4 в четной степени оканчивается цифрой 6.
Задача 2. Целое число m оканчивается цифрой 6. Какой цифрой будет оканчиваться число
а) m2+1; б) m112 + 25
Ответ: а) 7; б) 1.
Задача 3. Сравните
243 и 1·2·3·4·6·8·12·24
Подсказка. Использовать симметрию, т.е. одинаковость в расположении частей чего-нибудь, по противоположным сторонам от числа, прямой, плоскости.
Для преобразования выражения, стоящего справа, удобно использовать «симметрию» множителей, а именно
1·2·3·4·6·8·12·24=24·24·24·24=24![]()
Ответ. 243< 244.
Учащиеся проставляют количество баллов в оценочный лист. Оценивают свою работу на уроке.
VI. Домашнее задание (1 мин). (Приложение1, слайд14).
Проблемно- поисковая (творческая работа).
№ 432, 460, 476.
Творческое задание:
1. Найдите какое-нибудь значение Р, при котором число Р2+1 делится без остатка на 5 (2 или 3).
2. Доказать, что 2, 6 *(26n-1) – целое число при любом натуральном n. (26n- «6», 26n – 1 –«5», 2,6 (26n-1) – «0», получается целое число).
VII. Выводы и обобщения (1 мин.) (Приложение1, слайд15).
Учитель проводит фронтальный обзор основных этапов урока, оценивает работу учащихся и ориентирует их в домашнем задании.
Графический план урока.
|
Этап |
Время, минуты. |
Методы, технологии. |
|
I |
2 мин. |
Словесный, наглядный, создание ситуации успеха. |
|
II |
6 мин. |
Словесный,наглядный, информационно- коммуникационный; моделирующее обучение (игровая), ИКТ. |
|
III |
10 мин. |
Словесный, наглядный, информационно- коммуникационный; коммуникативно- диалоговая (развивающее обучение), ИКТ. |
|
IV |
10 мин. |
Словесный, наглядный, информационно- коммуникационный; уровневая дифференциация (индивидуализация), ИКТ. |
|
V |
15 мин. |
Словесный, наглядный, информационно- коммуникационный; Метод проектов (проблемно- поисковая, исследовательская),ИКТ. |
|
VI,VII |
2 мин. |
Словесный, наглядный, проблемно-поисковая (творческая работа). |
Самоанализ
В разработке урока «Свойства степеней с натуральным показателем» развивающие аспекты раскрываются через использование исследовательского метода и через индивидуальные, групповые и коллективные способы организации познавательной деятельности.
Для обеспечения активного участия всех учеников в процессе урока применяются различные организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и коллективная работа, творческий отчет по домашнему заданию, решение задач на развитие.
При этом решаются и другие вопросы:
1. Привитие навыков логического мышления: ребята сами пытаются сделать вывод, наблюдая факты.
2. Развитие речи, памяти, настойчивости, самостоятельности, инициативы.
Свободное выражение мнения при решении задач, при обсуждении вопросов способствует работоспособности и творческой атмосферы в коллективе.
Список литературы
1. Буланова Л.М., Дудницын Ю.П., Доброва О.Н. и др. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 классов и 10 классов средней школы: Пособие для учителя. – м.: Просвещение,1992.-80с.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра : учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений; под ред. С.А.Теляковского. – М.: Просвещение,2008.-240с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.