Тема урока: Формы естественного обора
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель урока: Сформулировать понятия естественного отбора, как фактора изменения частоты генов в популяциях, определить движущую силу естественного отбора; развивать умения сравнивать биологические процессы между собой, анализировать и делать соответствующие выводы и обобщения, Сформулировать понятия естественного отбора, как фактора изменения частоты генов в популяциях, определить движущую силу естественного отбора; развивать умения сравнивать биологические процессы между собой, анализировать и делать соответствующие выводы и обобщения, формирование представления о графическом изображении биологических процессов; развивать память, внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к окружающему миру и понимание уникальность и значение всех живых организмов; развивать память, внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к окружающему миру и понимание уникальность и значение всех живых организмов.
Оборудование: Тетради, мультимедиа, карточки-задания, учебник: Биология. Общая биология. 11 класс. Захаров В.Б. и др. 2010.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные:
Выделение основных форм естественного отбора, выявление основной причины естественного отбора, умение характеризовать естественный отбор как результат борьбы за существование, умение сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- умение дифференцировать и структурировать знания;
- умение высказывать свою позицию относительно полученных знаний;
- проводить анализ и сравнение новой информации и делать соответствующие выводы;
- обобщать полученную информацию;
- умение проецировать личностный опыт на полученные знания.
Регулятивные УУД:
- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- выполнение коммуникативных задач, поставленных на уроке.
Личностные
Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учеников, подготовка их готовности к уроку, проверка выполнения домашнего задания.
II. Мотивация учебной деятельности
Фронтальная беседа. Учитель:
Человека окружает огромное количество необходимых удивительных вещей, про механизмы, работы которых мало кто задумывается.
· Скажите, пожалуйста, зачем в быту необходима стиральная машина?
· Кто-нибудь интересовался, каким образом она устроена, что за механизмы в себя включает?
· Сколько рабочих приняло участие для создания этого аппарата?
Конечно, стиральная машина – очень необходимая вещь в быту, но сегодня мы поговорим о более важных вещах, о несколько других механизмах.
· Например, замечал ли кто-нибудь отличия во внешнем виде самцов и самок животных?
· Приведите примеры;
· Задумывались ли вы над тем, какое это имеет природное значение или просто воспринимали как должное?
· Что было бы, если бы ротовой аппарат бабочки не имел такую специфическую форму, как бы осуществлялось опыление растений?
· Каким образом образовалась такая неповторимая и уникальная комбинация насекомых опылителей и цветков растений?
· Каким образом из всего многообразия видов была отобрана данная пара?
· Знакомы ли вы с понятием «отбор»? Что он собой представляет? Каким образом может осуществляться?
· Является ли отбором селекция?
(Учитель подводит учеников к тому, что отбор может производиться антропогенными, биотическими и другими факторами)
Всё это интереснейшие природные механизмы, про которые и пойдёт речь в сегодняшнем уроке.
(Объявление темы урока)
III. Актуализация опорных знаний
Учитель:
Из темы урока видно, что мы сегодня будем изучать, каким же образом происходит изменение внешнего вида организмов и видообразование. Но только ли внешнего вида? Давайте вспомним:
· Что такое наследственность?
· Что такое изменчивость?
· Что такое эволюция?
Таким образом, мы можем сформулировать понятие естественный отбор (слайд 1)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель:
Какое же влияние должны оказать природные факторы на живые организмы, чтобы произошли изменения? (Влияние факторов внешней среды).
Под влиянием факторов внешней среды происходит Движущий Отбор (слайд 3). Признаки, которые повышают жизнеспособность и конкурентоспособность живых организмов закрепляются, а иные – отсеиваются. Таким образом, выживают только наиболее стойкие к изменяющимся условиям внешней среды особи. Примером движущего отбора может быть бабочка берёзовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску покрытой лишайниками коры деревьев, на которых она проводит светлое время суток. Очевидно, такая покровительственная окраска сформировалась за многие поколения предшествующей эволюции (слайд 4).
Движущий отбор имеет своё графическое отображение (слайд 5). Особи с новым признаком становятся более устойчивыми к изменению окружающей среды, их количество в популяции увеличивается и, таким образом новая норма реакции закрепляется.
Стабилизирующая форма отбор действует в постоянных условиях существования. Эта форма отбора направлена на сохранение имеющейся нормы. При этом постоянство нормы реакции поддерживается до тех пор, пока остается стабильной среда, особи же, уклоняющиеся от средней нормы, из популяции исчезают (слайд 6). Например, это устойчивое постоянство частей цветка по отношению к другим органам растения, так как пропорции цветка приспособлены к размерам опыляющих насекомых (шмель не может проникнуть в слишком узкий венчик цветка, хоботок бабочки не может коснуться слишком коротких тычинок цветков с длинным венчиком) (слайд 7).
На графике видно, что стабилизирующий отбор направлен на сохранение уже существующих и устоявшихся признаков. В результате можно проследить большое сходство особей многих видов (слайд 8).
Половой отбор проявляется в виде полового диморфизма. А так же в наличии различий во внешнем виде, поведении, безусловных рефлексах самцов и самок внутри одного вида (слайд 9). Функцией его есть продление рода наиболее конкурентоспособными и адаптированными самцами, что повышает устойчивость популяции и вида в целом (слайд 10).
V. Первичная проверка понимания
Задание: необходимо определить вид естественного отбора, глядя на изображения на слайдах:
1. Движущий отбор (слайд 11);
2. Стабилизирующий отбор (слайд 12);
3. Половой отбор (слайд 13).
VI. Первичное закрепление
Упражнение «Ажурная пила»:
Класс делится на группы приблизительно по 4 человека в пределах одного ряда парт.
Группы первого ряда работают с учебником стр. 50-51, изучают особенности движущего отбора, находят примеры такового.
Группы второго ряда работают со стабилизирующим отбором стр. 51-52, приводят примеры живых организмов.
Третий ряд работает с половым отбором, стр. 53-55.
Затем ученики поочерёдно меняются по группам, обмениваясь информацией и в конце несколько учеников представляют проработанную информацию классу.
VII. Контроль результатов первичного запоминания.
Фронтальный опрос:
1. Дать определение трём формам естественного отбора;
2. Привести примеры из учебника к каждой из форм;
3. Проанализировать зависимость форм естественного отбора от условий внешней среды;
4. Может ли естественный отбор привести к появлению новых видов?
VIII. Рефлексия
Упражнение «Микрофон». Все желающие могут поделиться впечатлениями об уроке, проговорить усвоенные умения, знания и навыки.
IX. Заключительная часть
Подведение итогов урока
X. Домашнее задание
§1.4.5, стр. 55 – ответить на вопросы устно.
Хронометраж урока
№ |
Часть урока |
Время/мин |
1 |
Организационный момент |
2 |
2 |
Мотивация учебной деятельности |
3 |
3 |
Актуализация опорных знаний |
7 |
4 |
Первичное усвоение новых знаний. |
5 |
5 |
Первичная проверка понимания |
10 |
6 |
Первичное закрепление |
5 |
7 |
Контроль результатов первичного запоминания |
5 |
8 |
Рефлексия |
3 |
9 |
Заключительная часть |
3 |
10 |
Домашнее задание |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.