Технологическая карта урока
Дата проведения урока:
Учитель:
Предмет: биология
Класс: 9
Тема урока: Структура экосистемы
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: учебный практикум
Цели урока:
Образовательная (формирование познавательных УУД):в процессе самостоятельной работы с различными источниками информации выяснить особенности и многообразие сообществ, рассмотреть их структуру, дать представление о цепях и сетях питания;
Развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать факты и умения, формулировать выводы;
Воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УУД): организовать взаимодействие обучающихся в ходе урока, учить детей выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе работы, побуждать к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями.
Задачи: сформировать у учащихся представление о структурной организации сообщества: видовая структура, как показатель состояния и устойчивости сообщества; формировать знания об особенностях морфологической, пространственной и трофической структур сообщества; закрепить знания пищевых связей, которые отображают реальный путь круговорота веществ.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- овладение определенной биологической информацией, навыками ее применения в различных ситуациях.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
учащиеся должны
- знать особенности структурной организации природного сообщества;
- уметь составлять пищевые связи;
- обобщать полученную информацию.
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;
- развивать умения выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- сформировать умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- совершенствовать навыки работы с текстом, схемой, рисунком;
- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение слушать и понимать речь других людей;
- развивать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.
Предметные УУД:
- формировать умение рассматривать видовую структуру как показатель состояния и устойчивости сообщества;
- формировать умение объяснять пространственную структуру сообщества;
- формировать умение называть составляющие трофической структуры и объяснять значение трофических связей в сообществе.
Приемы обучения: объяснение, самостоятельная работа; беседа, выполнение интерактивных учебных заданий.
Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный, интерактивный, эвристическая беседа.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.
Учебно-методическое оснащение: презентация, раздаточный материал на столы, ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебник биологии «Введение в общую биологию»/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А.9 класс.
Структура урока |
|||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||
I этап. Организационный момент (1 мин) Цель: создать условия для быстрого включения учащихся в работу и учебную деятельность.
|
►Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, выясняет, кто отсутствует. ►- Ребята, рассаживаемся по группам, согласно списку. Произведите осмотр рабочего места, все ли готово к уроку. Раздает листы индивидуальных достижений:
|
►Определяют свое рабочее место, оценивают свою готовность к уроку. |
Личностные УУД: - умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД: - умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: - выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью |
||||||||||||
II этап. Актуализация знаний (5 мин) Цель: проверить уровень усвоения ранее полученных знаний, создать условия для вторичного осмысления знаний, формулирования учащимися целей и задач урока.
|
►Проводит терминологическую перестрелку Понятия: Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. ►Оценивает знания учащихся.
►-Что является структурной единицей биосферы?
|
►Дают определения понятиям.
►экосистема (это сообщество живых существ вместе со средой обитания)
|
Коммуникативные УУД: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - умение формулировать высказывание, сравнивать различные точки зрения и находить общее решение; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества Познавательные УДД: - построение речевого высказывания - подведение под понятие аналогия, обобщение - установление причинно-следственных связей - аргументация своего мнения и позиции - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций Личностные УУД: - умение сотрудничать с одноклассниками в данной учебной ситуации - проявление интереса к новому Познавательные УУД: - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным. |
||||||||||||
III. Определение темы урока. Целеполагание (3 мин.) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
►Подводит учащихся к определению темы урока с помощью наводящих подсказок. - Какие компоненты экосистемы можете назвать?
Работа с шаблоном 1 Группы живых организмов
Итак, что такое экосистема вы знаете, компоненты знаете, как думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Попробуйте сформулировать тему урока Тема урока Структура экосистемы записать на рабочем листе ► Подводит учащихся к осознанию целей и задач урока с помощью наводящих вопросов. - Как вы думаете, какова цель вашей деятельности на уроке?
Обобщает ответы, озвучивает цель урока: Мы сегодня на уроке мы изучим структуру экосистем.
-Зачем мы должны знать структуру экосистемы живых организмов? |
Продуценты, консументы, редуценты
► Один ученик отмечает на схеме, спроектированной на сладе ►Работа в паре: остальные Работают с конструктором
►Затрудняются ответить. Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.
Ставят перед собой цели, которые хотели бы достигнуть на уроке. Озвучивают цели. Предполагаемые ответы: -Изучить состав и строение биогеоценоза.
►Ожидаемые ответы: -Чтобы сохранить природу. -Грамотно создавать искусственные сообщества для удовлетворения потребностей человека |
Познавательные УДД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение - структурирование знаний - определение основной и второстепенной информации -определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждения Коммуникативные УУД: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - умение работать с информацией на опережение Личностные УУД: - проявление интереса к новому |
||||||||||||
IV этап. Открытие новых знаний (9 мин.) Цель: создать условия для успешной работы каждой группы, поиска нужной информации, уяснения нового материала, формирование способов деятельности.
|
► Обеспечивает глубокое и полное усвоение нового материала, с помощью презентации. Руководит деятельностью учащихся. Корректирует работу. -Чтобы узнать, что такое структура экосистемы мы поработаем с учебником (стр.166): Запишем в рабочий лист.
►Чем характеризуется структура сообщества?
►Предлагает выяснить Видовую структуру ►Выдает учащимся материал, необходимый для выполнения задания. с.166+раздаточный материал. Создает условия для комфортного психологического состояния отвечающих, организует порядок отчетов. Предлагает учащимся поработать в группах выполняя задания на бланке и учебником (С.166-169). Организует самостоятельное творческое исследование для получения нового знания. «Видовая структура сообщества: 1. Изучите текст видовое разнообразие. 2. Подготовьте ответы на вопросы: - Что такое видовое разнообразие? - От каких факторов зависит видовой состав сообщества? - Что такое виды-средообразователи? - Какую роль в жизни сообщества играют виды-средообразователи? - Каково видовое разнообразие в молодых сообществах? -Сделайте общий вывод: как связано видовое разнообразие и устойчивость сообщества -Заполните раздел "Видовая структура на Рабочем листе"
Работа с Шаблоном 4 слайд 1 Определите виды-средообразователи в следующих сообществах: ельник, березняк, дубрава, сосновый лес.
Группа 1 «Пространственная структура сообщества» 1. Изучите текст параграфа пункт «Пространственная структура сообщества» с. 166 - 168 и информацию кейса. 2. Определите, чем представлена пространственная структура сообщества по вертикали и горизонтали. 3. Что такое ярус? 4. Что такое внеярусные организмы? 5. Сделайте вывод: как зависит ярусность от условий местообитания 6. Заполните раздел рабочего листа "Пространственная структура сообщества "
Заполните таблицу - задание 1
Работа с Шаблоном 2 Пространственная структура
Группа 2 «Трофическая структура сообщества» 1. Изучите текст параграфа пункт «Трофическая структура сообщества» с. 168-169 (до Экологических пирамид)+материал кейса 2. Определите, чем представлена трофическая структура сообщества? Дайте определения на рабочем листе 3. заполните схему "Структура биогеоценоза (экосистемы)" 4. заполните таблицу - задание 1
Работа с Шаблоном 3 Структура экосистемы
Работа с Шаблоном 4 слайды 2-3-4
Работа с Шаблоном 4 слайд 5-6 3. Прочтите внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками. … Свирепый волк с кормящею волчат Волчицей – гроза невинных стад; Орел, стремясь из-под небес стрелою Грозит голубке смертью злою; Голубка ж, как овца должна, Кормясь губить ростки и семена.
(Пищевые цепи: трава – овца - волк; ростки и семена – голубь - орел). |
► Учащиеся демонстрируют умение работать с источниками информации, выделять главное, готовить выступления, сотрудничать ►Работа с источниками информации, формулировка определения понятия «структура сообщества». Запись определения в РЛ. ►Затрудняются ответить
►Самостоятельная работа в группах: - Вспоминают правила работы в группе, распределяют обязанности в группе, получают задание и материалы для выполнения задания. - Работают с бланками заданий, работают с текстом учебника, обсуждают проблему, изучают и заполняют схемы, оформляют ответы в тетради.
|
Личностные УУД: - проявление интерес к изучению темы и желание делать соответствующие выводы по результатам работы. - осознание ответственности за общее дело. Познавательные УДД: - формирование навыков самостоятельной работы с текстом, -формирование умения сравнивать и анализировать биологические объекты, развивать умения обобщать и делать выводы - изучение особенностей структурной организации природного сообщества; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания - определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД: - умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; - формулирование высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. -учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Регулятивные УУД: - выполнение учебного я используя инструкцию; - выполнение взаимопроверки и корректировки учебного задания.
|
||||||||||||
Физкультминутка(2 мин) Цель этапа: эмоциональная и физическая разрядка |
►Учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.
На поляне дуб зелёный, Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх) Он на ветках среди леса Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны) А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд) Мы размялись от души И на место вновь спешим. (Дети садятся на места) |
►Учащиеся выполняют действия, предложенные учителем. |
ЛичностныеУУД: - осуществление профилактики утомления, активное участие в физкультминутке Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность Регулятивные УУД: - организация внимания и самоконтроля |
||||||||||||
V этап. Проверка результатов работы и коррекция (12 мин) Цель этапа: закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала
|
►Работа с РЭШ Итоговое задание 1 заполните таблицу - задание 2
Работа с 1С:УРОК: биология- Виртуальные лаборатории по общей биологии, 9-11 класс- Лаборатория «Равновесие в экосистемах»- Пищевая цепь (в задании - опишите экосистему, назовите трофические уровни)заполните таблицу - задание 3
Предлагает учащимся сделать выводы о проделанной работе. Руководит деятельностью учащихся. Корректирует работу. ►Оценивает ответы детей. ►Давайте сделаем вывод об устойчивости сообщества (биоценоза) |
►Ученики представляют результаты групповой познавательной деятельности: демонстрируют первичное осознание, осмысление и применение нового материала, делают выводы, проявляют организаторские способности, умение взаимодействовать при выполнении заданий. Участники других групп конспектируют услышанную информацию. 1группа: Пространственная структура сообщества 2 группа: Трофическая структура сообщества
►Индивидуальная работа с интерактивными учебными заданиями: ►Задают уточняющие вопросы, проводят взаимопроверку. Делают соответствующие записи в тетрадь. |
Познавательные УУД: - использование приобретенных знаний для выполнения учебных заданий. Регулятивные УУД: - выполнение учебного действия, используя известный алгоритм. Предметные умения: - использование знаний, полученных в ходе изучения структуры сообщества Коммуникативные УУД: - умение определять свои функции и соответственно действовать - взаимодействие с учителем и сверстниками фронтально, обсуждение ответов Личностные УУД: - умение использовать полученные знания в данных ситуациях - умение сотрудничать в группе и брать ответственность за результат работы |
||||||||||||
VI этап. Оценочно-рефлексивный этап( 4 мин) Цель: создать условия для обобщения и закрепления содержания нового материала, оценивания результативности собственной деятельности.
|
► Учитель создает условия для понимания учениками значимости полученных знаний и способов деятельности, выяснения эмоционального настроя обучающихся (задает вопросы, возвращаясь к цели урока): - Подведем итоги. Какова была цель урока?
-Где в жизни вам поможет знание данной темы?
-Какой вывод можно сделать?
Какое задание оказалось более сложным? Почему?
-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
►Учитель анализирует ответы. Выставляет оценки и комментирует их. |
Отвечают на вопросы
Ожидаемые ответы:
► Создать полное представление о составе и строении сообщества ►-В профессиональной деятельности (прокладывание дорог, строительство домов, поджигание для чистки территории т.д. ). - Правильное поведение во время отдыха на природе. - Понимание последствий незаконного истребления животных.
►- Живые организмы в природе связаны различными отношениями, образуя цепи и ярусы, исчезновение одного звена приводит к нарушению гармонии.
►Рефлексируют свою деятельность, используя лист личных достижений Анализируют свою деятельность,
►Проводят краткую самооценку |
Личностные УУД: - проявление осознания собственной успешности при изучении темы; Регулятивные УУД: - соотношение поставленной цели и полученного результата деятельности; - оценивание результата собственной деятельности. Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности. Метапредметные УУД: умение объективно оценить свою работу и своих товарищей
|
||||||||||||
VII этап. Домашнее задание(2 мин) Цель: создать условия для обобщения и закрепления новых знаний, умения их практического применения
|
►Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Задает и комментирует дифференцированное задание. «5» - §45 -Ответить на вопрос письменно в тетради: почему, чем сложнее экосистема, тем выше ее устойчивость. «4» - §45, -Нарисовать биоценоз пруда. «3»-§45,-Ответить на вопросы в конце параграфа.
Творческое задание: -Сочинение «Жизнь в тропическом лесу».
►Спасибо за работу. Урок окончен |
► Воспринимают информацию, выбирают уровень Осознанно фиксируют информацию. Записывают домашнее задание, задают вопросы учителю по домашнему заданию. |
Личностные УУД; - формирование научного мировоззрения на основе сравнения структур природного сообщества. - овладение определенной биологической информацией, навыками ее применения в различных ситуациях.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.