разработка урока по биологии "Структура экосистемы" для 9 класса

  • docx
  • 26.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала структура экосистемы биология 9 кл.docx

Технологическая карта урока

 

Дата проведения урока:

 Учитель:

Предмет: биология

Класс: 9

Тема урока: Структура экосистемы

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: учебный практикум

Цели урока

Образовательная (формирование познавательных УУД):в процессе самостоятельной работы с различными источниками информации выяснить особенности и многообразие сообществ, рассмотреть их структуру, дать представление о цепях и сетях питания;

Развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать  умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать факты и умения, формулировать выводы;

Воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УУД): организовать взаимодействие обучающихся в ходе урока,  учить детей выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе работы, побуждать к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями.

Задачи: сформировать  у учащихся представление о структурной организации сообщества: видовая структура, как показатель состояния и устойчивости сообщества; формировать знания об особенностях морфологической, пространственной и трофической структур сообщества; закрепить  знания  пищевых связей, которые отображают реальный путь круговорота веществ.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- овладение  определенной биологической информацией, навыками ее применения в различных ситуациях.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

учащиеся должны

- знать особенности структурной организации природного сообщества;

- уметь составлять пищевые связи;

- обобщать полученную информацию.

Регулятивные УУД:

- сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- развивать умения выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- сформировать умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- совершенствовать навыки работы с текстом, схемой, рисунком;

- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее для успешного достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать речь других людей;

- развивать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.

Предметные УУД:

- формировать умение рассматривать видовую структуру как показатель состояния и устойчивости сообщества;

- формировать умение объяснять пространственную структуру сообщества;

- формировать умение называть составляющие трофической структуры и объяснять значение трофических связей в сообществе.

Приемы обучения: объяснение, самостоятельная работа; беседа, выполнение интерактивных учебных  заданий.

Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный, интерактивный, эвристическая беседа.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Учебно-методическое оснащение: презентация, раздаточный материал на столы, ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебник биологии «Введение в общую биологию»/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А.9 класс.

 

                                                                                    Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент (1 мин)

Цель: создать условия для быстрого включения учащихся в работу и учебную деятельность.

 

►Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, выясняет,  кто отсутствует. 

►- Ребята, рассаживаемся по группам, согласно списку. Произведите осмотр рабочего места, все ли готово к уроку.

Раздает листы индивидуальных достижений:

Задание

Содержание

Самооценка

Что узнали

Чему научились

Отметка

 

 

 

 

 

 

►Определяют свое рабочее место, оценивают свою готовность к уроку.

Личностные УУД:

-  умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД:

- умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

II этап. Актуализация знаний (5 мин)

Цель:  проверить уровень усвоения ранее полученных знаний,  создать условия для вторичного осмысления знаний,  формулирования учащимися целей и задач урока.

 

►Проводит  терминологическую перестрелку  

Понятия:

Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера.

►Оценивает  знания учащихся.

 

 

 

►-Что является структурной  единицей биосферы?

 

 

 

 ►Дают определения понятиям.

 

 

 

 

экосистема

(это сообщество живых существ вместе со средой обитания)

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

- умение формулировать высказывание, сравнивать различные точки зрения и находить общее решение; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Познавательные УДД:

- построение речевого высказывания

-  подведение  под понятие

аналогия, обобщение

- установление причинно-следственных связей

- аргументация своего мнения и позиции

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Личностные УУД:

- умение сотрудничать с одноклассниками в данной учебной ситуации

- проявление интереса к новому

Познавательные УУД:

-  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным.

III. Определение темы урока. Целеполагание (3 мин.)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

►Подводит учащихся к определению темы урока с помощью  наводящих подсказок.

- Какие компоненты экосистемы можете назвать?

 

Работа с шаблоном 1 Группы живых организмов

 

 

 

 

Итак, что такое экосистема вы знаете, компоненты знаете, как думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Попробуйте сформулировать  тему урока

Тема урока Структура экосистемы

записать на рабочем листе

► Подводит учащихся к осознанию целей и задач урока с помощью наводящих вопросов.

- Как вы думаете, какова цель вашей деятельности на уроке?

 

Обобщает ответы, озвучивает цель урока: Мы сегодня на уроке мы изучим структуру экосистем.

 

-Зачем мы  должны знать структуру экосистемы живых организмов?

 

 

Продуценты, консументы, редуценты

 

► Один ученик отмечает на схеме, спроектированной на сладе

►Работа в паре: остальные

 Работают с конструктором

 

►Затрудняются ответить.

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.

 

 

 

Ставят перед собой цели, которые хотели бы достигнуть на уроке.

Озвучивают цели.

Предполагаемые ответы:

-Изучить состав и строение  

биогеоценоза.

 

►Ожидаемые ответы:

-Чтобы сохранить природу.

-Грамотно  создавать  искусственные сообщества      для удовлетворения потребностей человека                                                                                           

Познавательные УДД:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение

- структурирование знаний

- определение основной и второстепенной информации

-определение     познавательной цели, определение логической цепи рассуждения

Коммуникативные УУД:

- выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

- умение работать с информацией на опережение

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому

IV этап. Открытие новых знаний (9 мин.)

Цель:  создать условия для успешной работы  каждой группы, поиска нужной информации, уяснения нового материала, формирование способов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

► Обеспечивает глубокое и полное усвоение нового материала, с помощью презентации. Руководит деятельностью учащихся. Корректирует работу.

-Чтобы узнать, что такое структура экосистемы мы  поработаем с учебником (стр.166): Запишем в рабочий лист.

 

►Чем характеризуется  структура  сообщества?

 

►Предлагает выяснить Видовую структуру

►Выдает учащимся материал, необходимый для выполнения задания. с.166+раздаточный материал.

Создает условия  для комфортного психологического состояния отвечающих, организует порядок  отчетов.

Предлагает учащимся поработать в группах выполняя  задания на бланке  и учебником (С.166-169).

Организует самостоятельное творческое исследование для получения нового знания.

 «Видовая структура сообщества:

1.      Изучите текст видовое разнообразие.

2.      Подготовьте ответы на вопросы:

- Что такое видовое разнообразие?

- От каких факторов зависит видовой состав сообщества?

- Что такое виды-средообразователи?

-  Какую роль в жизни сообщества играют виды-средообразователи?

- Каково видовое разнообразие в молодых сообществах?

-Сделайте общий вывод: как связано видовое разнообразие и устойчивость сообщества

-Заполните раздел "Видовая структура на Рабочем листе"

 

Работа с Шаблоном 4 слайд 1

Определите виды-средообразователи в следующих сообществах: ельник, березняк, дубрава, сосновый лес.

 

Группа 1 «Пространственная структура сообщества»

1.      Изучите текст параграфа  пункт  «Пространственная структура сообщества»  с. 166 - 168 и информацию кейса.

2.      Определите, чем представлена пространственная структура сообщества по вертикали и горизонтали.

3. Что такое ярус?

4. Что такое внеярусные организмы?

5. Сделайте вывод: как зависит ярусность от условий местообитания

6. Заполните раздел рабочего листа "Пространственная структура сообщества "

 

Заполните таблицу - задание 1

 

Работа с Шаблоном 2 Пространственная структура

 

 

Группа 2 «Трофическая  структура сообщества»

1.      Изучите текст параграфа  пункт  «Трофическая структура сообщества»  с. 168-169 (до Экологических пирамид)+материал кейса

2.      Определите, чем представлена трофическая  структура сообщества? Дайте определения на рабочем листе

3. заполните схему "Структура биогеоценоза (экосистемы)"

4. заполните таблицу - задание 1

 

Работа с Шаблоном 3 Структура экосистемы

 

Работа с Шаблоном 4 слайды 2-3-4

 

 

Работа с Шаблоном 4 слайд 5-6

3. Прочтите  внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками.

… Свирепый волк с кормящею волчат

  Волчицей – гроза невинных стад;

  Орел, стремясь из-под небес стрелою

  Грозит голубке смертью злою;

  Голубка ж, как овца должна,

  Кормясь губить ростки и семена.

 

 (Пищевые цепи: трава – овца - волк; ростки и семена – голубь - орел).

► Учащиеся демонстрируют  умение  работать с источниками информации, выделять главное, готовить выступления,  сотрудничать

 ►Работа с источниками информации, формулировка определения понятия «структура сообщества». Запись определения в РЛ.

►Затрудняются ответить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

►Самостоятельная работа в группах:

- Вспоминают правила работы в группе, распределяют обязанности в группе, получают задание и материалы для выполнения задания.

- Работают  с бланками заданий, работают с  текстом учебника, обсуждают проблему, изучают и заполняют схемы, оформляют ответы в тетради.

 

 

Личностные УУД:

- проявление интерес к изучению темы и желание делать соответствующие выводы по результатам работы.

- осознание ответственности  за общее дело.

Познавательные УДД:

- формирование навыков самостоятельной работы с текстом,

-формирование умения сравнивать и анализировать биологические объекты, развивать умения обобщать и делать выводы

 - изучение  особенностей структурной организации природного сообщества;

-осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

- определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД:

- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- формулирование высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

-учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Регулятивные УУД:

- выполнение учебного я используя инструкцию;

- выполнение взаимопроверки и корректировки учебного задания.

 

 

Физкультминутка(2 мин)

Цель этапа: эмоциональная и физическая разрядка

►Учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.

 

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх)

Он на ветках среди леса

Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети садятся  на места)

►Учащиеся выполняют действия, предложенные учителем.

ЛичностныеУУД:

- осуществление профилактики утомления, активное участие в физкультминутке

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

Регулятивные УУД: 

- организация внимания и самоконтроля

V этап. Проверка результатов работы и коррекция  (12 мин)

Цель этапа: закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала

 

Работа с РЭШ Итоговое задание 1

заполните таблицу - задание 2

 

Работа с 1С:УРОК: биология- Виртуальные лаборатории по общей биологии, 9-11 класс- Лаборатория «Равновесие в экосистемах»- Пищевая цепь (в задании - опишите экосистему, назовите трофические уровни)

заполните таблицу - задание 3

 

Предлагает учащимся сделать выводы о проделанной работе. Руководит деятельностью учащихся. Корректирует работу.

►Оценивает ответы детей.

►Давайте сделаем вывод об устойчивости сообщества (биоценоза)

►Ученики представляют результаты групповой познавательной деятельности: демонстрируют первичное  осознание, осмысление и  применение нового материала,  делают выводы, проявляют  организаторские способности, умение взаимодействовать при выполнении заданий.

Участники других групп конспектируют услышанную информацию.

1группа: Пространственная  

        структура  сообщества

2 группа: Трофическая структура сообщества

 

►Индивидуальная работа с интерактивными учебными заданиями:

►Задают уточняющие вопросы, проводят взаимопроверку.

Делают соответствующие записи в тетрадь.

Познавательные УУД:

 - использование приобретенных знаний для выполнения учебных заданий.

Регулятивные УУД:

-  выполнение учебного действия, используя известный алгоритм.

Предметные умения:

- использование знаний, полученных в ходе изучения структуры сообщества

Коммуникативные УУД:

- умение определять свои функции и соответственно действовать

-  взаимодействие с учителем и сверстниками фронтально, обсуждение ответов

Личностные УУД:

- умение  использовать полученные знания в данных ситуациях

- умение сотрудничать в группе

и брать

ответственность за результат работы

VI этап. Оценочно-рефлексивный  этап( 4 мин)

Цель: создать условия для обобщения и закрепления содержания нового материала, оценивания результативности собственной  деятельности.

 

► Учитель создает условия для понимания учениками значимости полученных знаний и способов деятельности,  выяснения эмоционального настроя обучающихся (задает вопросы, возвращаясь к цели урока):

- Подведем итоги. Какова была цель урока?

 

-Где в жизни вам поможет знание данной  темы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какой вывод можно сделать?

 

 

 

 

 

Какое задание оказалось более сложным? Почему?

 

 

-Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

 

 

►Учитель анализирует ответы. Выставляет оценки и комментирует их.

Отвечают на вопросы

 

 Ожидаемые ответы:

 

► Создать полное представление о составе и строении  сообщества

 ►-В профессиональной деятельности (прокладывание дорог, строительство домов, поджигание для чистки территории т.д. ).

- Правильное поведение во время отдыха  на природе.

- Понимание последствий незаконного истребления животных.

 

 

►- Живые организмы в природе связаны различными отношениями, образуя  цепи и ярусы, исчезновение одного  звена  приводит к  нарушению гармонии.

 

►Рефлексируют свою деятельность, используя лист личных достижений

Анализируют свою деятельность,

 

►Проводят  краткую самооценку

Личностные УУД:

- проявление осознания собственной успешности при изучении темы;

Регулятивные УУД:

- соотношение поставленной цели и полученного результата  деятельности;

- оценивание результата собственной деятельности.

Познавательные УУД:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности.

Метапредметные УУД:

умение объективно оценить свою работу и своих товарищей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII этап. Домашнее задание(2 мин)

Цель:  создать условия для обобщения  и закрепления новых знаний, умения их практического применения

 

►Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Задает и комментирует дифференцированное задание.

«5» - §45 -Ответить на вопрос письменно в тетради: почему, чем сложнее экосистема, тем выше ее устойчивость.

«4» - §45,  -Нарисовать биоценоз пруда.

«3»-§45,-Ответить на вопросы в конце параграфа.

 

Творческое задание:

-Сочинение «Жизнь в тропическом лесу».

 

►Спасибо за работу. Урок окончен

► Воспринимают информацию, выбирают уровень

Осознанно фиксируют информацию.

Записывают домашнее задание,

задают вопросы учителю по домашнему заданию.

Личностные УУД;

- формирование научного мировоззрения на основе сравнения структур природного сообщества.

- овладение определенной  биологической  информацией, навыками ее применения в различных  ситуациях.