Разработка урока по биологии. Тема: Адаптации как результат естественного отбора.
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Разработка урока по биологии. Тема: Адаптации как результат естественного отбора.

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Документация
docx
биология
9 кл—11 кл +1
02.03.2020
Разработка урока по биологии. Тема: Адаптации как результат естественного отбора.
ТЕМА: Адаптации как результат естественного отбора. ЦЕЛИ: • создать условия для усвоения знаний о механизмах возникновения и формирования приспособлений под воздействием естественного отбора; • способствовать развитию умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений наблюдаемых в живой природе; • способствовать развитию умений делать выводы и обобщения.
9кл.docx

03.03.2020г

Биология

9 а, б класс

 

ТЕМА: Адаптации как результат естественного отбора.

ЦЕЛИ:

  • создать условия для усвоения знаний о механизмах возникновения и формирования приспособлений под воздействием естественного отбора;
  • способствовать развитию умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений наблюдаемых в живой природе;
  • способствовать развитию умений делать выводы и обобщения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний

Объясните следующие явления:

- Почему водоплавающие птицы в бассейне ловят рыбу, которая не соответствует свету дна?

- У растений корни растут вниз, а в джунглях Венесуэлы есть 12 видов деревьев, корни которых взбираются вверх. Почему это происходит?

3. Изучение нового материала.

Проблемные вопросы

- Что такое приспособленность?

- В чем она проявляется?

Адаптация - это совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях среды.

«Чтобы выжить, надо быстро изменяться (приспосабливаться)»
Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье»

С появлением эволюционной теории Ч.Дарвина адаптация организмов стали рассматривать как результат действия естественного отбора в определенных условиях внешней среды.

Все живые организмы оптимально приспособлены к своим условиям обитания. Приспособленность повышает шансы организмов на выживание и оставление потомства. Эволюционный процесс в любой популяции протекает в 2 этапа:

  1. Сначала возникает генетическое разнообразие проявляющееся в фенотипических признаках;
  2. сохраняются те признаки и свойства, которые обеспечивают особям приспособленность к условиям среды.

Приспособлениия затрагивают внешние и внутренние признаки и свойства организмов, особенности размножения и поведения, а это приводит к различным формам приспособленности организмов к окружающей среде.

Черты приспособленности:

1. морфологические

Эти адаптации связаны с особенностями строения тела. Они бывают 2-х видов:

  • общие - затрагивают крупные таксоны (отряды, классы, типы)
  • специальные - связаны с более узкими условиями существования (виды)

У Дарвина любимым примером является дятел. Он писал : «Можно ли привести более разительный пример приспособления, чем дятел, лазающий по стволам деревьев и вылавливающий насекомых в трещинах коры?»

Торпедообразная форма тела у акул.

2. покровительственная окраска

Такая окраска служит прекрасным способом защиты от врагов. Благодаря ей животные становятся менее заметны.

Самки птиц, гнездящихся на земле, практически сливаются с общим фоном местности. Так же незаметны и птенцы у этих видов птиц.

В районах Крайнего Севера среди животных очень распространена белая окраска, делающая их незаметными на снежной поверхности.

У некоторых животных существует характерная яркая окраска , образованная чередованием светлых и темных полос или пятен. Такая окраска имитирует чередование света и тени.

3. предостерегающая окраска

Такая окраска свойственна жалящим или имеющим ядовитые железы насекомым. Птица, отведавшая ядовитую божью коровку или ярко-полосатого шмеля. вряд ли будет пытаться сделать это еще раз.

4. маскировка

Маскировка- это соответствие формы тела объектам неживой природы. Сходство с предметами окружающей среды позволяет многим животным избегать нападения хищников.

5. мимикрия

Это явление подражания беззащитного вида хорошо защищенным и имеющим предостерегающую окраску неродственным видам.

6. биохимические адаптации

Многие животные и растения способны образовывать различные вещества, которые служат им для защиты от врагов и для нападения на другие организмы.

7. физиологические адаптации

Эти адаптации связаны с перестройкой обмена веществ. Без них невозможно поддержание гомеостаза в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

8. поведенческие адаптации

Это особый тип поведения в тех или иных условиях, который имеет очень большое значение для выживания в борьбе за существование.  

Все живые организмы оптимально приспособлены к условиям своего обитания. При изменении этих условий адаптации могут потерять свою приспособительную ценность и даже принести вред их обладателю, т.е. адаптации имеют относительную целесообразность.

4. РЕФЛЕКСИЯ:

Выбери один из четырех ответов:

1. Заяц-беляк периодически линяет, изменяя окраску шерсти. Эта приспособленность

  • А) заложена творцом
  • Б) сформировалась исторически
  • В) не обусловлена генетически
  • Г) унаследована от древних млекопитающих.

2. Пример покровительственной окраски:

  • А) зеленая окраска у кузнечика
  • Б) зеленая окраска листьев
  • В) ярко- красная окраска у божьей коровки
  • Г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы

3. Пример мимикрии:

  • А) зеленая окраска у кузнечика
  • Б) сходство в окраске юрюшка у мухи-журчалки и осы
  • В) яркая окраска у божьей коровки
  • Г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки пяденицы с сучком

ВЫВОД (на основе вопросов поставленных в начале урока)

  • приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом естественного отбора ;
  • приспособленность носит относительный характер.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Пр.№ _______________  ответить на вопросы параграфа.

 


 

Биология 9 а, б класс ТЕМА:

Биология 9 а, б класс ТЕМА:

Сначала возникает генетическое разнообразие проявляющееся в фенотипических признаках; сохраняются те признаки и свойства, которые обеспечивают особям приспособленность к условиям среды

Сначала возникает генетическое разнообразие проявляющееся в фенотипических признаках; сохраняются те признаки и свойства, которые обеспечивают особям приспособленность к условиям среды

Это явление подражания беззащитного вида хорошо защищенным и имеющим предостерегающую окраску неродственным видам

Это явление подражания беззащитного вида хорошо защищенным и имеющим предостерегающую окраску неродственным видам

Разработка урока по биологии. Тема: Адаптации как результат естественного отбора.

Разработка урока по биологии. Тема: Адаптации как результат естественного отбора.
скачать по прямой ссылке
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.