«Фотосинтез»
К.А. Тимирязев хлорофилловое зерно назвал «Ловушка солнечных лучей». Зелёная окраска специально приспособлена для поглащения солнечных лучей.)
Растение: зебровидная традескация. На зелёном листе имеет белые полосы.
Учитель ставит проблемный вопрос: все ли клетки листа образуют крахмал?
Вывод: органические вещества образуются в зелёных листьях, содержащих хлорофилл, при наличии света.
Ученые называют лист – лабораторией растения.
Представим себя в лаборатории растения.
На ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать карточки с нужными словами на лотках и приклеить на правую часть схемы условия фотосинтеза, а на левую продукты. (хлорофилл, углекислый газ, солнечная энергия, крахмал, пустая карточка)
Проверка.
- У вас осталась чистая карточка.
Может быть она лишняя? А может еще какое- то вещество образуется при
фотосинтезе?
- Давайте выясним. Вспомним опыт английского химика Джозефа Пристли. Проделал
опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло.
При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к
выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные
дыхательным процессам.
Какое вещество, кроме названных, образуется при фотосинтезе? (кислород)
3. Осмысление нового материала (рефлексия).
1. Учитель предлагает ребятам решить познавательные задачи.
Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.
На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания
Фантазеры”.
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.
2. “Математики” Решите задачу: Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)
3. “Натуралисты” На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?
(Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.
В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. )
4. “Историки”
В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта. (Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.)
Все молодцы справились с очень непростыми задачами.
- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?(Посадить растение).
Сегодня на уроке вы хорошо работали. Оценки за урок.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать
Домашнее задание.
Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.
В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…” Чему бы вы хотели поучиться у дерева?
Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.
1. Углекислый газ необходим растениям для:
a. питания б. дыхания в. фотосинтеза г. поглощения воды
2. Кислород необходим растениям для:
a. питания б. дыхания в. фотосинтеза г. размножения
3. В процессе фотосинтеза растение:
а. поглощает углекислый газ б. поглощает кислород
в. выделяет углекислый газ г. образует минеральные вещества
4. Фотосинтез происходит в
а. хлоропластах б. ядре в. вакуолях г. цитоплазме.
5. Процесс фотосинтеза идет
а. только на свету б. только в темноте
в. и на свету и в темноте. г. в любое время суток.
6. Функции дыхания, фотосинтеза, испарения выполняет
а. корень б. лист в. цветок г. плод.
7. Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету называется:
а. питание б. дыхание в. размножение г. фотосинтез
8. Если поместить горящую лучинку в закрытый сосуд с растением, стоящим на свету, она будет ярко гореть, так как растение:
а. поглощает углекислый газ б. выделяет углекислый газ
в. поглощает кислород г. выделяет кислород
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.