9 класс Урок № 54 Тема: Ядерные реакции.
Цель урока: сформировать умения записывать ядерные реакции, уметь определять неизвестный продукт реакции с использованием законов сохранения массового числа и заряда, обосновать существование ядерной энергии как одной из форм энергии, формировать умение вычислять энергетический выход ядерных реакций.
Задачи урока: образовательная: научить записывать ядерные реакции; сформировать умение вычислять энергетический выход ядерных реакций.
Развивающая: развивать умение анализировать учебный материал; строить логические цепочки решения задач
Воспитательная: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать систематизировать знания. Привить ученикам интерес к науке.
развивающая: развивать умение анализировать учебный материал;
воспитательная: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать,
регулятивные УУД: ставить цели и планировать свою деятельность с помощью учителя; контролировать и оценивать результаты своей деятельности под руководством учителя.
познавательные УУД: определять способы решения проблем под руководством учителя; представлять полученную информацию в виде модели;
коммуникативные УУД: строить понятные для партнеров высказывания, договариваться, участвовать в коллективном обсуждении проблемы и приходить к общему решению в совместной деятельности;
личностными УУД: сформировать ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу; способствовать уважительному отношению к творцам науки, интересу к физике.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент. Проверка д/з Экспериментальные методы исследования частиц
№ |
Название метода |
Принцип действия |
Преимущества и недостатки |
1 |
Метод сцинтилляций |
В местах попадания а-частиц в стеклянный экран, покрытый тонким слоем спец. вещества, возникают вспышки, которые наблюдаются с помощью микроскопа |
Не даёт необходимой точности, так как результат подсчета вспышек в большей степени зависит от остроты зрения наблюдателя |
2 |
Счетчик Гейгера |
Действие основано на ударной иониации газа |
Фиксирует только факт пролета частицы |
3 |
Камера Вильсона (используется пересыщенный пар) |
Фиксируется траектория полёта заряженной частицы, вдоль которой возникают ионы, на которых конденсируется пар и появляются капельки жидкости (виден трек) |
По трекам, их искривлению в магнитном поле можно судить о знак заряда, массе, энергии, заряде |
4 |
Пузырьковая камера (используется перегретая выше точки кипения жидкость), разновидность камеры Вильсона |
Фиксируется траекторию движения частицы, вдоль которой образуются пузырьки при закипании жидкости |
Обладает большим быстродействием по сравнению с камерой Вильсона |
2. Актуализация. Вспомнить:
1. Состав ядра атома;
2. Энергия связи; Дефект массы;
3. Удельная энергия связи
4. Правила смещения.
3. Изучение нового материала. Атомные ядра при взаимодействиях испытывают превращения. Эти превращения сопровождаются увеличением или уменьшением кинетической энергии участвующих в превращениях частиц.
ядерными реакциями называют изменение атомных ядер при взаимодействиях их с элементарными частицами или друг с другом.
Впервые в истории человечества искусственное превращение ядер было осуществлено Резерфордом в 1919 году. Он осуществил мечту всех алхимиков. Ему удалось бомбардировать азот α - частицами и получить ядро изотопа кислорода:
Что называют изотопом? Написать данную реакцию
Резерфорд предположил, что для разрушения или преобразования ядра нужна очень большая энергия. Наиболее подходящими носителями большой энергии в то время и были α-частицы, вылетающие из ядер при радиоактивном распаде.
1932 год, сотрудники Резерфорда, Уолтон и Кокрофт впервые расщепили на две α-частицы, с помощью искусственно ускоренных протонов.
Написать данную реакцию: Это была первая реакция на быстрых протонах.
Физминутка.
Эта реакция идет с выделением огромной энергии 17,6 МэВ. Так как при этой реакции энергия выделяется, такая реакция называется экзотермическая. Выделяющаяся при ядерных реакциях энергия может быть очень большой.
1934 год, Ирен и Фредерик Жолио-Кюри, получили искусственные радиоактивные ядра фосфора, путем бомбардировки α - частицами. Это был впервые полученный радиоактивный Р.
Итальянский физик Энрико Ферми первым начал изучать реакции, вызываемые нейтронами. Он обнаружил, что ядерные превращения вызываются не только быстрыми нейтронами, но и медленными нейтронами. Причем медленные нейтроны оказываются в большинстве случаев даже гораздо более эффективными.
Как уже было сказано, что каждая реакция протекает с выделением или поглощением энергии. Если для реакции необходимо потребление энергии из вне, то она называется эндотермическая, т.е. идет с поглощением энергия. Такая энергия считается отрицательной.
Введем важное понятие: энергетический выход ядерной реакции
Энергетическим выходом ядерной реакции называется разность энергий покоя ядер и частиц до и после реакции.
В этой формуле m1 и m2 – массы частиц до реакции;
m3 и m4 – массы частиц после реакции.
Данная энергия выражается в Джоулях, но нам предстоит ее выражать в МэВ. Для этого наша формула будет выглядеть следующим образом: где ∆m – разность масс, в а.е.м. (ЭТО НЕ ДЕФЕКТ МАССЫ).
А теперь давайте рассчитаем энергетический выход реакции Уолтона и Кокрофта.
Е-? |
Решение |
|
|
На самом деле эта реакция проходит с выделением энергии 17,6 МэВ, у нас значение данной энергии получилось меньше, так как мы не учитывали кинетическую энергию протона, так как он был разогнан на ускорителе.
4. Первичное закрепление
5. Итог урока. Домашнее задание:
6. Рефлексия. Закончить предложения:
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял(а), что…
Я научился (лась)…
Меня удивило…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.