Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.»
Задачи урока:
Образовательные:
Þ Рассмотреть состав и классификацию кислот;
Þ Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;
Þ Продолжить формирование умений определять степень окисления химических элементов в соединениях;
Развивающие:
Þ Продолжить развитие мыслительных умений учащихся: сравнивать, анализировать, делать выводы;
Þ Продолжить развитие навыков экспериментальной работы;
Þ Продолжить развитие общеучебных умений и навыков;
Þ Развивать интерес к предмету.
Воспитательные:
Þ Воспитывать культуру умственного труда и сотрудничества;
Þ Воспитывать чувство ответственности, аккуратности;
Þ Способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа);
Иллюстративные;
Демонстрационные;
Частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, образцы кислот: соляная, серная, аскорбиновая, уксусная, лимонная, пробирки, штативы для пробирок, индикаторы, тетради, рабочие листы, таблицы с формулами кислот.
Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Актуализация знаний.
? Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических соединений. С какими классами веществ мы уже успели познакомиться? (Оксиды, гидриды и летучие водородные соединения, основания).
СаО, SО2, Fе2О3 , Nа2О, Сl2О7 (Слайд 1).
? Формулы каких веществ вы видите?
? Какие вещества называют оксидами?
? К какому классу принадлежат следующие вещества КОН, Аl(ОН)3, Ва(ОН)2, Сu(ОН)2?
? Какие вещества относят к основаниям?
? Отчего зависит число гидроксильных групп в основании? (От степени окисления металла.)
(Слайд 2). Крестики-нолики «Основания»
Найдите выигрышный путь, состоящий из формул оснований.
Игровое поле № 1 Игровое поле № 2
Са(ОН)2 |
Ва(ОН)3 |
СО2 |
|
Fе(ОН)2 |
Аl(ОН)3 |
Сu(ОН)2 |
NаН |
КОН |
НI |
СаН2 |
КСl |
НNО3 |
|
Н2О |
СаСl2 |
LiОН |
О2 |
СаСО3 |
Zn(ОН)2 |
Назовите эти основания.
? Что общего у оснований в первом игровом поле и чем они отличаются от оснований, расположенных на игровом поле № 2? (В первом игровом поле – растворимые основания, во втором – нерастворимые.)
Приведите примеры
? В чем особенности растворимых оснований? Какие меры предосторожности нужно соблюдать при обращении со щелочами?
· Задание на классификацию соединений. (Слайд 3)
Распределите приведенные ниже вещества на три группы. Назовите эти группы
СаО, Аl(ОН)3, СuО, НСl, Н2О, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4 .
Оксиды |
Основания |
Кислоты |
СаО, СuО, Н2О, Сl2О7 |
Аl(ОН)3, Fе(ОН)2, NаОН |
НСl, НNО3, Н2SО4 |
III. Изучение нового материала
В третью группу вы поместили пока что незнакомые вам вещества, которые относятся к классу кислот. Именно с веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня. Итак, тема нашего урока «Кислоты: состав, классификация и значение». Запишите тему урока в рабочую тетрадь. (Слайд 4).
? Что же нам необходимо знать о кислотах? (Состав, формулы, названия, классификации, значение, правила техники безопасности).
1. Многообразие кислот (Слайд 5).
План изучения кислот (Слайд 6).
1. Состав.
2. Классификация.
3. Номенклатура и соответствующие оксиды
4. Значение и применение.
5. Правила техники безопасности при работе с кислотами.
2. Состав кислот (Слайд 7).
Вы видите формулы трех кислот: хлороводородной НСl, серной Н2SО4 и фосфорной кислот Н3РО4. Что общего в их составе?
Да, это присутствие в их составе атомов водорода, с которого начинаются все три формулы. Остальная часть называется кислотным остатком.
Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
3. Классификация кислот
А) по наличию кислорода. (Слайд 8)
? Обратите внимание на отличия в кислотных остатках двух групп кислот на доске. В чем заключается это отличие?
Правильно, кислотные остатки серной, азотной, фосфорной и хлорной кислот содержат кислород, а кислотные остатки хлороводородной, бромоводородной, сероводородной и фтороводородной кислот кислорода не содержат.
Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот. По этому признаку кислоты подразделяют на две группы: бескислородные и кислородсодержащие. Приведите примеры бескислородных и кислородсодеражщих кислот из таблицы.
Б) Классификация кислот по основности. (Слайд 9).
? Посмотрите на формулы кислот на доске. Они распределены на три группы по определенному признаку. Как вы думаете, что это за признак?
Основность – число атомов водорода в кислоте.
Приведите примеры одноосновных, двухосновных и трехосновных кислот из таблицы.
По числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде образует отрицательно заряженный ион.
Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1. Обозначение заряда иона имеет свои особенности.
В) Классификация кислот по растворимости в воде (Слайд 10).
Кстати, способности растворяться в воде – ещё один признак классификации кислот. По этому признаку все кислоты подразделяют на две группы: растворимые и нерастворимые. Давайте приведем примеры, используя таблицу растворимости.
4. Степень окисления элементов в кислотах и соответствующие кислотам оксиды. (Слайд 11).
+1 −1 +1 − 2 +1 х − 2 +5 − 2
НСl Н2S Н3РО4 → Р2О5 - фосфорная кислота
(+1) · 3 + х + (−2) · 4 = 0
х − 5 = 0
х = + 5
+1 + 3 − 2 +3 − 2
Н3РО3 → Р2О3 - фосфористая кислота
Определите оксиды, соответствующие кислотам. (Слайд 12).
Н2SО4 → SО3 НNО3 → N2О5
Н2SО3 → SО2 НNО2 → N2О3
Номенклатура кислот
Бескислородные кислоты:
К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о»
и слова «водородная кислота»
HCl – хлороводородная кислота Н2S – сероводородная кислота
Кислородсодержащие кислоты:
К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс:
Если элемент проявляет высшую СО (равную № группы)
+6
– «-н» и окончание «-ая»: H2SO4
серная кислота
Если СО элемента ниже высшей +4
– «-ист» и окончание «-ая»: H2SO3
сернистая кислота
Гимнастика для глаз
Сели спокойно. Выполняем упражнения.
Мы сейчас глаза зажмурим – Раз, два, три, четыре, пять!
На таблицу вверх посмотрим,
А теперь в свою тетрадь,
Влево, вправо, поморгали,
И по кругу пробежали.
Мы глаза зажмурим снова.
Продолжать урок готовы?
Открываем глазки снова!
5. Значение кислот в природе и жизни человека (Слайд 13-14).
Кислоты в природе
Кислоты в жизни человека
В организме человека
В кулинарии продуктах питания
В медицине
В народном хозяйстве
Кислотные дожди
6. Правила техники безопасности при работе с кислотами (Слайд 15-16).
В ХIХ веке в Германии жил и работал ученый Юстус Либих. Он был экспериментатором от Бога, с ранних лет с увлечением помогал отцу готовить лаки, краски и лекарства. Однажды на уроке греческого языка у Либиха взорвался ранец с гремучей ртутью. Отец, убедившись, что мальчик не создан для гимназии, отдал его в ученики аптекарю. Через несколько месяцев тринадцатилетний химик лучше учителя знал, как составлять лекарства. После очередного взрыва его выгнали, но занятий химией он не оставил и в возрасте 23 лет он стал профессором Гиссенского университета. Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. «Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами?
(Нет. При работе с химическими веществами надо быть аккуратными: убрать волосы, закатать рукава одежды, наливать не более 1-2 мл растворов, держа банку этикеткой вверх.)
? Каким образом, не прибегая к экстремальным методам, можно определить кислоту?
IV. Закрепление знаний
Лабораторный опыт
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
Форма работы: парная.
Время работы – 8-10 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы:
3 пробирки с соляной и 3 пробирки с лимонной кислотами, жидкие индикаторы:
лакмус, фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.
Правила техники безопасности:
Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить
ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.
Проведение опыта и оформление результатов:
1
группа: В пробирку с соляной кислотой добавьте каплю фенолфталеина.
Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Во 2-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте
стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с соляной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
2
группа: В пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю
фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите
в таблицу.
Во 2-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте
стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
В 3-ю пробирку с лимонной кислотой добавьте каплю лакмуса. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Действие кислот на индикаторы
Индикатор |
Окраска индикатора в воде |
Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) |
Окраска индикатора в лимонной кислоте |
Лакмус |
Желтая |
|
|
Фенолфталеин |
Бесцветная |
|
|
Метилоранж |
Оранжевая |
|
|
Обсуждение результатов и формулирование выводов:
?
Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (Лакмус и метилоранж).
? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах?
(Да).
? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной
кислотах?
(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).
На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют
свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными
свойствами.
? С чем же это связано? (С наличием
атомов водорода).
При наличии времени. Задание на слайде 18
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Продолжите фразу
1. Сегодня на уроке я узнала…
2. Я научилась…
3. Мне было непонятно…
4. Для меня этот урок…
5. Интерес вызвало, то …
6. Затруднения возникли когда…
VI. Домашнее задание. §20, с. 102-107, выучить формулы и названия кислот, задание 6 ( «Рабочий лист»), задание 1, с.107 (учебник).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.