ТЕМА: Объединение Германии в 1871 г.
ЦЕЛЬ: раскрыть причины, задачи, движущие силы, ход, особенности, итоги
политического объединения Германии и его последствия.
Охарактеризовать личность Отто фон Бисмарка. Формировать умения
учащихся устанавливать причинно- следственные связи методом
аналогии и ассоциаций, работать с исторической картой;
развивать личностное объективное отношение к революции и
контрреволюционным средствам достижения цели в политике, к
событиям и деятелям.
ТИП УРОКА: Комбинированный.
МЕТОД: Традуктивный.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник § 10, карта « Образование национальных
Государств в Италии и Германии», хрестоматия
по новой истории 1640 – 1870. – М.
Просвещение,1990, с. 195, таблицы « Рост
промышленности в Германии», « Два пути
объединения Германии».
таблица.
Годы |
Добыча каменного угля (млн. т.) |
Производство чугуна (тыс. т.) |
Производство стали ( тыс. т.) |
Потребление шерсти ( тыс. т.) |
1850 |
5,2 |
208 |
6 |
17,8 |
1855 |
9,8 |
420 |
11 |
44,0 |
1860 |
12,3 |
529 |
50 |
66,8 |
1865 |
21,8 |
988 |
98 |
46,4 |
1870 |
26,4 |
1391 |
170 |
80,9 |
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ: 1834г. – создание немецкого Таможенного
союза;
1850г. – указ об урегулировании отношений
между помещиками и крестьянами.
Франкфуртский парламент.
1859г. – создание Национального союза.
1861 г. – вступлении на прусский престол
короля Вильгельма І.
1862 г. – назначение министром – президентом
Пруссии Отто фон Бисмарка.
1866 г. – война Пруссии и Италии против
Австрии. Победа при Садове.
Образование Северогерманского Союза.
1867 г. – принятие новой конституции
учредительным рейхстагом.
Северогермеаского Союза.
1869 г. – образование С ДРПГ.
1870 г. – начало франко – прусской войны. Битва
при Седане. Взятие в плен Наполеона ІІІ.
1871 г. – завершения объединения и создание
Германской Империи во главе с
Вильгельмом І.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:
Фридрих Вильгельм IV, Вильгельм І,
Отто фон Бисмарк,Наполеон ІІІ. Август Бабель,
Карл Либкнехт, Ф. Лассаль, Гельмут фон Мольтке.
ВЕДУЩИЕ ИДЕИ
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: объединения страны «сверху» и «снизу»,
объединение «железом и кровью», юнкер,
Северогерманский Союз, «Новая Эра», канцлер,
Франкфуртский сейм, бундесрат, гроссбауэр. рейхстаг, «прусский путь».
ХОД УРОКА
І. Проверка домашнего задания, индивидуально по тестам, дидактическим
карточкам на классной доске и по исторической карте. Фронтальный
опрос. По вопросам параграфа § 11
ІІ. Актуализации опорных знаний учащихся.
1. Каков был состав Германского Союза на Венском конгрессе в
1815г.?
2. Каковы основные задачи и результаты революции в1848 – 1849 гг.?
ІІІ. Мотивация темы: Политическая раздробленность Германии, как и
Италии сдерживала рост промышленности и торговли,
наталкиваясь на большие препятствия. Трудным становилось
проведение железных дорог, а так же перевозка товаров через
границы множества малых государств со своими
таможнями, валютами единицами мер и веса. Сохранялись
феодальные пережитки. Эти факторы негативно влияли на на
развитие капитализма. С одной стороны общий язык,
национальная культура, а также потребности дальнейшего
развития промышленности и сельского хозяйства выдвигали
задачу объединения, а с другой – объединенная Германия
становилась очагом европейской и мировой нестабильности и
агрессии. Почему?
ІV. Проблемный вопрос:
В чём состоит противоречивость характера и особенность
объединения Германии? Доказать, что объединение
Германии происходило не речами и постановлениями, а
«железом и кровью». И не «снизу», а «сверху».
V. Объяснение нового материала:
ПЛАН:
1. Германия после революции 1848 – 1849 гг.
2. Пути объединения Германии /методом беседы по аналогии с темой предыдущего урока /.
таблица
Два пути объединения Германии.
План сравнения |
Объединения «сверху» |
Объединения «снизу» |
Под руководством, какого класса происходит. |
Реакционные прусские помещики при поддержке трусливой немецкой буржуазии. |
Немецкий пролетариат |
Каким способом проводится |
Путём войн и реформ господствующих классов. |
Народная революция. |
Кокой государственный строй будет установлен после объединения. |
Образование Германской империи во главе с Пруссией и полуфеодальной монархической династией. |
Свержение полуфеодальной династии и установления республики. |
3. Характеристика Отто фон Бисмарка по памятке и его внутренняя
и внешняя политика.
4. Войны Пруссии с Данией и Австрией.
5. Создание Северогерманского Союза.
6. Франко – прусская война.
7. Рабочее движение.
8. Завершение объединения Германии.
9. Вывод.
/ Объяснение материала сопровождается с работой на карте. /
VI. Закрепление темы урока:
1. Каковы причинно – следственные связи между Венским
конгрессом 1815 г. и объединением Германии «железом и
кровью».
2. Какими средствами Бисмарк добивался объединения Германии?
Как характеризуют его личность выражения: « В деле объединения сила преобладает над правом», «Не речами и постанов-
лениями решаются великие вопросы современности, а «железом и кровью».
3. Назовите основные этапы объединения Германии.
4. Почему объединения Германии происходило «сверху», а не
«снизу».
5. Покажите на карте процесс объединения.
6. Почему объединения «снизу» было не возможно?
7. В чём различие и сходство объединения Италии и Германии?
8. Сопоставив пути объединения Италии и Германии, докажите, в какой из этих двух стран борьба за объединение «снизу» сыграла более значительную роль?
9. Раскройте значение терминов и понятий по изученной теме.
10. Какие препятствия существовали на пути объединения Германии?
11. Почему Германская империя стала очагом агрессии?
VII. Подведение итогов. Домашнее задание § 10, заполнить сравнительную таблицу.
Объединённые страны |
Италия |
Германия |
Общие черты |
|
|
Отличия |
|
|
Препятствия объединения |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.