Математика 1 класс
Тема: Число 10
Цель: познакомить с получением и написанием числа 10.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место числа 10 в натуральном ряду; считать различные объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта .
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Решите задачи.
• Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех? (Вова.)
• Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех? (Сережа.)
• Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?(Черепаха.)
• Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?(Медведь.)
2. Индивидуальная работа
(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)
3+2= 6-1= 7+1=
7-1= 2+6= 1+3=
4-2= 5+1= 8-3=
3. Устный счет
— Сосчитайте:
от 1 до 7 и обратно;
от 1 до 8 и обратно;
от 1 до 9 и обратно;
от 1 до 10 и обратно.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске числовая лесенка.)
— Посмотрите на столбик, изображающий число 8. Какое число при счете идет перед ним? (7.)
— Сравните число 8 с предыдущим числом. (8 > 7.)
— Какое число при счете следует за числом 8? (9.)
— Как получить это число? (9 — это 8 и еще 1.)
— Как это записать? (8 + 1 = 9.)
— Какое число идет при счете за числом 9? (10.)
— Покажите карточку.
— Где вы встречали это число?
— Чем необычно число 10? (Оно состоит из двух цифр.)
· Число 10 двузначное. Числа от 1 до 9 однозначные, так как состоят из одной цифры.
·
Нолик мне терять нельзя,
Без него исчезну я,
Стану тощей единицей,
Буду плакать я и злиться.
Число 10 на обед
Уплетает винегрет.
В нем десяток овощей,
Перечисли их скорей.
— Кто может назвать тему урока? (Число 10.)
— Чему мы должны сегодня научиться? (Получать число 10 из предыдущего и писать его.)
IV. Работа по теме урока
1. Фронтальная работа
— Как получить число 10? (10 — это 9 и еще 1.)
— Как это записать? (9 + 1 = 10.)
— Что больше: 9 или 10? На сколько больше? (10, на 1.)
— Что меньше: 9 или 10? На сколько меньше? (9, на 1.) (Записи на доске: 10 > 9, 9 < 10.)
— Какие еще числа меньше 10? Назовите их.
(Учитель добавляет к числовой лесенке столбик из 10 квадратов.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 60. Сколько цыплят освободилось от скорлупы? (9.)
— Сколько цыплят еще освобождается от скорлупы? (1.)
— Сколько всего цыплят? (10.)
— Как получили число 10? (10 — это 9 и еще 1.)
— Как это записать? Прочитайте запись. (9 + 1 = 10.)
— Сколько стало цыплят? (10.)
— Сколько было? (9.)
— Стало больше или меньше? Почему? (Стало больше, мы прибавили.)
— На сколько больше? (На 1.)
— Какой знак нужно поставить? Прочитайте запись. (10 > 9.)
— Сколько всего цыплят? (10.)
— Сколько из них находится в скорлупе? (1.)
— Сколько цыплят освободилось от скорлупы? (9.)
— Как получили число 9? (9 — это 10 без 1.)
— Как это записать? Прочитайте запись. (10 — 1 = 9.)
— Почему вы поставили знак «минус»? (Из 10 вычли 1, значит, стало меньше.)
V. Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело,
Пощипал немного пух
И с разбегу в воду плюх! Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
—Рассмотрите следующий рисунок. Придумайте вопросы по нему. (Сколько матросов? Сколько капитанов? Сколько всего моряков?)
— Решите примеры, используя числовой ряд.
(Учащиеся решают примеры по цепочке и объясняют решение.)
— Как монетами, изображенными на полях, набрать 10 руб.? (5 руб. + 2 руб. + 2 руб. + 1 руб., 5 руб. + 2 руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб., 5 руб. + 1 руб. + /руб. + 1 руб. + 1 руб. + 1 руб.)
— Какое наименьшее количество монет можно использовать? (4.)
— Рассмотрите рисунок на с. 61. Какую сказку смотрят дети? («Приключения Буратино».)
(Учащиеся по очереди читают вопросы и отвечают на них.)
— Сколько кукол на следующем рисунке? (10.)
— Решите примеры, используя этот рисунок.
(Учащиеся решают примеры по цепочке.)
— Какая из фигур, изображенных на полях, лишняя? (Под цифрой 2 — отличается цветом, под цифрой 3 — 5 клеточек, а не 6, как в остальных.)
— Посчитайте, сколько птиц на нижнем рисунке. (10.)
— Как называются эти птицы? (Фламинго.)
— Что вы о них знаете?
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 23. Посмотрите на числовой ряд. Как соединены числа? (В порядке убывания.)
— Соедините числа в порядке убывания самостоятельно.
(Проверка у слабых учащихся.)
—Прочитайте следующее задание. Закрасьте карточки с примерами самостоятельно.
(Проверка.)
— Какую закономерность увидели? (В каждом столбце есть красный и синий цвет. В строке чередуются синий и красный цвет.)
3. Письмо числа 10.
— Что нужно сделать в следующем задании? (Соединить числа в указанном порядке.)
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какое число последнее? (9.)
— Прочитайте следующее задание. Выполните его самостоятельно.
— В какой строке закрашенных фигур больше? На сколько?
— Посмотрите на последнее задание. Запишите недостающие числа.
— Что интересного вы заметили в порядке записанных чисел? (Записаны две тройки и две двойки.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Какое число узнали?
— Чем число 10 отличается от остальных изученных чисел? Какие еще двузначные числа вы знаете?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.