Разработка урока по музыке 3-класс
Оценка 5

Разработка урока по музыке 3-класс

Оценка 5
doc
07.11.2021
Разработка урока по музыке 3-класс
Разработка урока.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРОАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СТАХАНОВСКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 10»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка

открытого урока

по музыке в 3 – А классе

 «Жанры русских народных песен»

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Составитель:

                                                                                 учитель музыки

                                                                                 Руднева Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

Урок № 4-5

Дата__________                        класс 3-А                     предмет МУЗЫКА

 

 

Тема: "Жанры русских народных песен"

Цель:  Раскрытие особенностей жанрового многообразия русских народных песен.

Задачи:

- познакомить с жанровым и видовым разнообразием фольклора; учить различать народные песенные жанры;

-развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

-формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

-воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мульдимедийный проектор

Ход урока:

1.     Организационный момент.

Вход учащихся в класс под звуки  колокольного звона.

 - Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (Поклон в народном стиле.). Присаживайтесь рядком да поговорим ладком.

     2. Мотивация, сообщение темы урока

Ребята, какие звуки встретили вас в классе? (Колокольный звон.) Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. Колокола - это звук  души русской.

- Ребята, как вы думаете, почему я поздоровалась с вами необычно? О чем сегодня пойдет речь на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: - Наверное, будем слушать и исполнять русские народные песни.)

- А что такое народная музыка, фольклор?    

Ответы детей.

Верно, народные песни слагал народ. Раньше люди, особенно деревенские, в большинстве своем были неграмотными, песни сочиняли и передавали друг другу по памя­ти, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению.

Фольклор – это сокровищница культуры и история нашего народа, которая включает и народные песни, и устное творчество, и всеми любимые народные праздники.

Сегодня мы с вами совершим пу­тешествие в мир фольклора и узнаем о его жанрах. Тема сегодняшнего урока звучит так:  «Жанры русских народных песен».

3.     Изучение нового материала

Фольклор представлен тремя жанрами:

1) Эпические жанры

Русские фольклорные жанры эпического рода представлены былинами, историческими песнями, сказками, преданиями, легендами, притчами, небылицами, пословицами и поговорками.

2) Лирические жанры

Примеры фольклорных жанров лирического направления представлены обрядовыми, колыбельными, любовными песнями, частушками, пасхальными и купальскими песнями. Кроме этого, существует отдельный блок - «Фольклорная лирика», который включает литературные песни, романсы.

3) Драматические жанры

Основой драматического произведения является конфликт, содержание которого открывается благодаря игре актеров. Драматические произведения имеют динамичный сюжет. Фольклорные жанры драматического рода представлены семейно-обрядовыми, календарными песнями, народными драмами.

У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни.                                                                                                     У РУССКОГО НАРОДА КАКОЙ ЯЗЫК –                                                                                                                              У НЕМЕЦКОГО ---------                                                                                                                                                                                      У КИТАЙСКОГО ------МОЛОДЦЫ.                                                                                                                     Внимание на экран.                                                                                                                                              - Какие мысли и чувства передает эта песня? Какие особенности исполнения вы услышали?  (ответы детей)

- Песня звучала без музыкального сопровождения.

- Такое пение называется а’капелла.

А’капелла – это пение нескольких голосов (ансамбля или хора) без музыкального сопровождения (аккомпанемента).

 Народное пение сильно отличается от пения оперного или эстрадного, гласные звуки в нём более открыты, из-за этого пение получается ярким и заливистым.                                                                                                                                        

Народная песня при этом – камерная, она в отличие от оперной не для огромных залов.                                                                                                                                        

А как вы думаете, какую песню человек слышит первой  когда только-только появляется на свет? Конечно же, колыбельную, которую поет ему мама, колыбельные песни очень древние они существуют  столько же, сколько существует человечество. Под звуки колыбельной ребёнок засыпает, погружаясь в мир сказочных сновидений, а из слов этой песни узнают самую первую информацию об окружающем мире. Само слово колыбельная происходит от древнерусского глагола колебать, то есть качать колебать. В древние времена петь колыбельные учились с детства, старшие девочки пели их качая люльки со своими младшими братьями и сестрами. А ещё на Руси очень любили водить хороводы. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН.                                                                                                                                      

Одна из  разновидностей народных песен - трудовые. Они сопровождали работу крестьян и бурлаков: « Эй, Дубинушка ухнем! Эй, Зелёная, сама пойдёт. Дёрнем по дернем да ухнем…» как работа начинала спориться и на душе веселее. И ещё одна разновидность народных песен – Лирическая  (внимание на экран).                                                                                                      

Так  какие же жанры русской народной песни бывают? (Ответы детей)

ЛИРИЧЕСКИЕ           ТРУДОВЫЕ            ОБРЯДОВЫЕ       ШУТОЧНЫЕ      ПЛЯСОВЫЕ       СОЛДАТСКИЕ        КАЛЕНДАРНЫЕ    ИГРОВЫЕ

ХОРОВОДНЫЕ.

- Давайте хором назовем все жанры (Дети называют).

- Сколько жанров получилось? (ответ: 9)

- Как думаете, может ли народная песня выразить настроение человека, его мысли, характер? Почему? (Потому, что музыка бывает разной - медленной, серьезной, лирической, печальной и наоборот, веселой, быстрой, шуточной. Тоже и в народных песнях).

Совершенно верно. И в современном мире народная песня также не растеряла своей популярности.

4.     Физминутка                                                                                                                                       А поможет нам провести физкультминутку мишка Панда.

5.     Закрепление изученного материала

Сегодня мы с вами будем разучивать  русскую народную песню «Русская изба ». Но прежде чем начнём над ней работать – мы с вами  распоёмся:

      1. Сделаем гимнастику для артикуляционного аппарата, разогреем голосовые связки:  улыбочка,  укольчик,   машина гудит, свеча.

2.     Скороговорки проговорим для  чёткой дикции: Какие вы знаете скороговорки?    

-  «От топота копыт пыль по полю летит»,                                                  - «У ужа – ужата, у еже – ежата»,                                                                              - «Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход»

      3. Упражнение на  динамику звука: 1.2.3.4.5.6.7.8                                                              4 раза  - ЕЕЕЕ – КРИКОМ.

       4. Распевка  для плавного голосоведения - возьмём русскую народную песню Задание . Прохлопай ритмический рисунок

- Кто догадался, ритм какой песни вы прохлопали?

https://urok.1sept.ru/articles/612620/1.jpg «Во поле берёза стояла» и споём «а капелльно».   Вернёмся к нашему словарю – что означает это слово – пение без сопровождения инструмента.

       5. Упражнение на дыхание: «У Eгорки дом на горке»

Текст песни: «Русская изба» - жанр песни – плясовая, музыка Евгения Птичкина , слова Михаила Пляцковского.

 

1.Наши прадеды любовно

Топором тесали бревна,

Гвозди крепко забивали,

Песни громко запевали.

Припев:

Ставенки узорные

Тонкая резьба...

До чего просторная,

До чего просторная

Русская изба!

2.Что избе капризы моды?

Что ей годы, непогоды!

В ней хозяевам не тесно

И для гостя хватит места.

Припев.

3.Ухмыляются иные,

А изба стоит поныне

Не сломалась, не сгорела,

Лишь немного постарела.

Припев.

4.Дорожим мы стариною,

Стала нам она родною.

Вечно прадедов работа

Будет радовать кого-то!

 

 

6.     Итог урока. Оценивание учащихся

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

7.     Этап рефлексии

Ребята, на ваших столах лежат ноты двух цветов, если  после урока музыки ваше настроение улучшилось, то прикрепите её к весёлой мордашке, а если же настроение оставляет желать лучшего, то прикрепите её к  грустной мордашке!

Работа с классом.  Выделить лишнее слово из перечисленных.

        Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.

        Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.

  Выход из класса под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока.

 Тема урока «Тема: " Жанры русских народных песен " У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.

 Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен.

Задачи:

·         формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

·         воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;

·         воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;

·         развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.

·         развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

·         учить слушать музыку;

·         грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

·          а также задачи развития творческих способностей в процессе певческой и танцевальной импровизации.

 Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся расширили свои знания о русской народной песне, познакомились с традициями исполнения некоторых жанров народных песен, познакомились с русскими народными инструментами и  народным творчеством в целом.  Этот опыт пригодится учащимся на последующих уроках,  когда будет вестись разговор о фольклоре, об истоках русского классического романса, а также об обработках народных песен. На этом уроке был заложен фундамент для понимания этого материала.

 Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся. Некоторые трудности возникали у мальчиков в процессе исполнения песен.

 На уроке были использованы общедидактические методы: словесный (беседа, декламация), наглядно-слуховой (слушание вокальных и инструментальных произведений); наглядно-зрительный видео с исполнением народных песен; практический (исполнение песен, , участие в исполнении песни «Русская изба», «Во поле берёза стояла»,  танцевальная импровизация и др.); метод сравнения (сравнении двух  разножанровых произведений); была использована методика Емельянова «Постановка голоса», где применялись  скороговорки, фонопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения для правильного дыхания, и т.д.; метод музыкального обобщения; метод размышления о музыке, проведена словарная работа. Урок был эмоционально насыщенным, дети были активны, эмоционально отзывчивы, мотивация к деятельности сохранялась на всём протяжении урока.

Поставленные цели были выполнены.

Спасибо за внимание!!!


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРОАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРОАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Урок № 4-5 Дата__________ класс 3-А предмет

Урок № 4-5 Дата__________ класс 3-А предмет

Сегодня мы с вами совершим пу­тешествие в мир фольклора и узнаем о его жанрах

Сегодня мы с вами совершим пу­тешествие в мир фольклора и узнаем о его жанрах

Под звуки колыбельной ребёнок засыпает, погружаясь в мир сказочных сновидений, а из слов этой песни узнают самую первую информацию об окружающем мире

Под звуки колыбельной ребёнок засыпает, погружаясь в мир сказочных сновидений, а из слов этой песни узнают самую первую информацию об окружающем мире

Распевка для плавного голосоведения - возьмём русскую народную песню

Распевка для плавного голосоведения - возьмём русскую народную песню

Итог урока. Оценивание учащихся

Итог урока. Оценивание учащихся

Самоанализ урока. Тема урока «Тема: "

Самоанализ урока. Тема урока «Тема: "

Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся

Урок был выстроен с учётом уровня подготовки и развития учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2021