Конспект занятия по внеурочной деятельности. Направление "Счастливы вместе и здоровы"

  • doc
  • 13.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект.doc

Конспект открытого внеклассного занятия.

Классы: 2,3
Форма проведения: час презентаций проектов

Направление воспитательной работы: «Счастливы вместе и здоровы»
Тема:
« Польза игр наших бабушек и дедушек»

Цели: 

образовательные: 

  • расширить знания об играх в старину, их видах, особенностях, о народных традициях;
  • научиться играть в игры, соблюдая правила, использовать считалочки, зазывалки, потешки, молчанки.


развивающие:

  • развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
  • развитие грамотной устной речи;
  • формирование навыков выразительного чтения


воспитывающие: 

  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,      способствовать  преемственности в семейном воспитании;               
  • воспитание бережного отношения к устному народному творчеству; воспитание нравственных качеств.

Оборудование:
дидактические средства: карточки для работы в группе (карточки со словами потешек, считалок, предметы для проведения игр (мяч, обруч, 2 шарфа, костюм Бабы Яги), сигнальные карточки для рефлексии.

 

 

 

 


Подготовила и провела: 

Куренкова Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории

 

Задания для детей (даётся за неделю до проведения занятия)
Тема исследования: «
Игры наших бабушек и дедушек»

Цель: изучение  традиций и культуры народов России.
Задачи:

- опросить родителей, бабушек и дедушек и подготовить сообщение об играх;
- выяснить влияние игры на развитие ребёнка;

- подготовить презентацию народной игры.
Предмет исследования: русские народные игры.
Гипотеза: игры наших бабушек и дедушек полезны и играют важную роль в нашем развитии.
Методы исследования:

1.     Подбор и изучение материала по теме.

2.     Опрос бабушек, дедушек и родителей.

3.     Опрос  учащихся и учителей.

Продукт исследования: проведение игры.

                                                           ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач:
На доске картинки-комиксы: 1)Ученик играет в компьютер: « О! Вот тебе! Сейчас догоню!!! Сейчас достану! Ну вот, снова проиграл!

 2) Ученик трёт глаза: «Ой! Глаза уже болят, голова кружится, опять кошмары сниться будут! Чем заняться?»

Учитель: А, вы тоже так проводите свободное время? Вам нравится играть в компьютерные игры? Полезно ли проводить всё свободное время за компьютером? А как же быть? Чем можно заняться? (поиграть в русские народные игры).

-Сегодня мы обсудим и выясним, полезно ли играть в игры наших бабушек и дедушек? Какова  роль таких игр в вашем развитии?

Учитель: - Итак, тема нашего занятия «Польза игр наших бабушек и дедушек».

-Чем мы будем сегодня заниматься?
- Сегодня мы будем творцами устного народного творчества, будем учиться передавать информацию об играх, которые знаете вы, друг другу, гостям, и обмениваться информацией, которую вы получили от своих родителей, бабушек и дедушек, продолжим учиться применять полученные знания.

- На прошлом занятии вы поделились на группы и каждая группа получила задание. Какое? (Провести исследовательскую работу на тему «Игры наших бабушек и дедушек»)

- Что должно было стать результатом вашей работы? (Проведение игры).

3.Основная часть.


3.1. Актуализация знаний.
Учитель: Игры являются частью устного народного творчества. Давайте вспомним, что значит устное народное творчество?

-Что значит «устное»? (Выражение «устное» - означает передачу «из уст в уста»)
Учитель. Что значит выражение «Передавать из уст в уста»? (Один человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т.д. Т.е. текст не записывался...).

Учитель.  ... и так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения , потому что мы обычно пересказываем так, как запомнили, своими словами.

Учитель. –Что значит «творчество»? («Творчество» - от слова «творить», создавать).

Учитель. –Что значит «народное»? («Народное» - это значит, создал народ, а не кто-то один).
Учитель. Как в России по-другому называли игры? (В России игры называли ещё забавами, развлечениями, потехами).

 Учитель. – Правильно. А ещё - утехами.
- Что значит утешиться? (Ответы детей.) 
Учитель. - А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать. Ведь русскому народу всегда жилось нелегко: приходилось много работать, возникали трудные жизненные ситуации. И чтобы отдохнуть и утешиться, люди придумывали игры.
- Ребята, а вы любите играть в русские народные игры? (Ответы детей).
- А в какие игры вы любите играть? (Догонялки, салки, прятки, слепой козёл, кошки-мышки, колечко, жмурки, краски, фанты)

3.2.Зазывалки.

Учитель. – А  что нужно сделать, чтобы пригласить всех поиграть? (необходимо громко прокричать "зазывалочку").

- Какие «зазывалочки» знает каждая группа?
 

Например: Кто будет играть в интересную игру? 
                  А в какую - не скажем! 
                
А потом не примем, за уши поднимем. 
               Уши будут красные, до того прекрасные. 

                                     Тай-тай, налетай, в интересную игру
                                     Всех принимаем и не обижаем. 
                                    А кто опоздает - в небо улетает.

3.3. Считалки.

Учитель. В большинстве игр нужно выбирать водящего. Как это можно сделать без ссор? (надо посчитаться! ).А что нам в этом помогает? (считалочки).
Учитель.  А теперь, ребята, слушайте внимательно задание для ваших групп: вам необходимо найти продолжение вашей считалочки и соединить с началом. Я даю вам начало, а концовку вы должны найти среди нескольких, лежащих на столе. 

Начало:

1)  Раз, два, три, четыре, пять
     Нам друзей не сосчитать,

                       2)   Ёжик, ёжик, чудачок,
                             Сшил колючий пиджачок.
Предложенные концовки:


                      1)Хочет с нами поиграть,

                       Всех ребят пересчитать.


2) Кто до месяца дойдёт,

    Тот и прятаться пойдёт!

                                       3) А без друга в жизни туго,

                                          Выходи скорей из круга.
                 
4)  Все орешки сами съели,

     А водить тебе велели.
Рефлексия.
Учитель: - Время вышло, подводим итоги, посмотрим, как вы справились с заданием. (Зачитываются полученные варианты, а группы оценивают работу друг друга с помощью светофора.)

-Считаете, что группа ответила правильно – «включите зелёный свет», неправильно - красный, если не знаете, сомневаетесь - жёлтый.

 

3.4. Потешки.

Учитель. - А сейчас я вам предлагаю следующее задание, соберите из букв слово. (тешкипо)
Учитель. - Какое слово получилось? (потешки). 
- Ребята, а что такое потешки? (Ответы детей).
- Потешка – маленькое веселое стихотворение. 
- Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми.

-Это игры с пальчиками, ручками и ножками. 
Учитель. -Может, кто из вас знает такие игры? 
-Слушайте внимательно следующее задание для ваших групп: вам надо прочитать начало потешки и придумать продолжение.

1)Пошёл котик на базар,
   Он купил там самовар.
__________________
__________________

2) Зайчишка – трусишка
    По полю бежал.
    _________________

__________________ 

(работа детей).
Рефлексия. -Давайте зачитаем, какие у вас получились потешки. 
Давайте оценим работу своих товарищей. Понравилось - зелёный, не понравилось - красный, не определились - жёлтый.

4. Презентации и проведение игр.

Учитель: -  Вот мы вспомнили зазывалочки, считалочки,  потешки. А теперь самое время посмотреть на результат вашей групповй исследовательской работы.

 

4.1. ИГРА «БАБА ЯГА» (проводит 1 группа «____________»).

1) Сообщение названия игры.

-Мы предлагаем поиграть в «Бабку Ёжку». Эту игру нам подсказала

 _________________ (мама, папа, бабушка, дедушка).

2) Зазывалочка

Приглашаю детвору
На веселую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

 

3) Объяснение правил игры.

Рисуют круг, в середине становится Баба  Яга. В руках у нее ветка — «помело». Все остальные бегают вокруг  и дразнят: 

Бабка Ежка костяная ножка. 
С печки упала, ножку сломала, 
А потом и говорит: «У меня нога болит». 
Пошла она на улицу — раздавила курицу, 
Пошла Ёжка на базар — раздавила самовар. 
Пошла на лужайку — испугала зайку.

Кого запятнает — тот замирает.

А кто отомрёт, тот водить пойдёт.

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого заденет, тот становится Бабой Ягой.

4) Выбор водящего (Бабы Яги). Считалочка.

 

Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели.
А водить тебе велели!

 

5) Представление костюма.

-Для игры  мы придумали и сделали костюм: юбку и маску Бабы Яги.

Водящий надевает костюм Бабы Яги.

 

6) Проведение игры.

7)Рефлексия.

 - Ребята, скажите, что развивает эта игра? Какие умения? (быстроту движений, ловкость, внимание). А память развивает эта игра? Ведь нужно запомнить дразнилку.

-Кто считает, что ребята  группы «__________________» подготовили и провели полезную игру, «включите зелёный свет», если вы считаете, что эта игра не полезна - «красный свет», сомневаетесь- «жёлтый свет».

-Кому понравилось играть - «включите зелёный свет», не понравилось -«красный свет», сомневаетесь- «жёлтый свет».

-Спасибо группе «________________». Вы отлично поработали, даже подготовили костюм.

 

4.2. ИГРА «АЛЁНУШКА И ИВАНУШКА» (проводит группа «_____________»).

 

1)Сообщение названия игры.

-Мы предлагаем всем поиграть в игру  « Алёнушка и Иванушка». Эту игру нам подсказала _______________ (мама, папа, бабушка, дедушка).

 

2) Зазывалочка.

Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.

Кто не играет,

Друзей  потеряет.

 

3) Объяснение правил игры.

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Все остальные встают в круг, берутся за руки и ходят по кругу. Аленушка и Иванушка находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он зовёт ее: «Аленушка!»  Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама  старается уйти от Иванушки, чтобы он её не поймал.
Когда Иванушка поймает Аленушку, выбираем  других водящих и играем сначала.

 

4) Выбор водящих (Алёнушки и Иванушки).

   Считалочка для девочек (выбираем Алёнушку).

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь ты!

Считалочка для мальчиков (выбираем Иванушку).

Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?!"
Выходи! Тебе водить!

 

5) Проведение игры.

 

6) Рефлексия.

 - Ребята, скажите, что развивает эта игра? Какие умения?

 ( ловкость, внимание). - А умение ориентироваться по слуху? (Да)  А ещё, ребята, я заметила, что движения Аленушек и Иванушек были очень комичны и вызывали у вас смех. А смех, как известно, полезен для здоровья и даже продляет жизнь.

-Кто считает, что ребята  группы «__________» подготовили и провели полезную игру, «включите зелёный свет», если вы считаете, что эта игра бесполезна - «красный свет», сомневаетесь - «жёлтый свет».

-Кому понравилось играть - «включите зелёный свет», не понравилось - «красный свет», сомневаетесь- «жёлтый свет».

-Спасибо группе «_____________» за интересную игру. Вы хорошо подготовились.

 

4.3. ИГРА «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ» (проводит учитель).

 

1) Вступительное слово, заинтересовывающее детей (вместо «зазывалочки»), в котором сообщается название игры.

 

-Ребята, вы знаете, что Россия - страна многонациональная. И даже в нашей школе и сейчас учатся, и раньше учились дети других национальностей. И разные народы нашей страны  общаются и дружат. Поэтому встречаются похожие народные игры в разных уголках нашей необъятной Родины.

 

-И когда я готовилась к нашему сегодняшнему занятию, я вспомнила игру, в которую мы с моими друзьями играли в детстве. Но я  немного забыла правила этой игры и начала искать их в Интернете и книгах. Эта игру мы называли «Земля, вода, огонь и воздух». И знаете, какое открытие я для себя сделала? Оказывается, это чувашская народная игра, и называется она «Четыре стихии».

-Хотите поиграть в неё? (Да.)

 

2) Объяснение правил  игры.ы.

Все играющие становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь" или "воздух"
Если водящий сказал слово "земля", то тот,  кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное.
При слове "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ.
При слове "воздух" называются птицы. Если игрок, поймавший мяч, замешкался, то водящий начинает (а остальные подхватывают), медленно считать до трёх.
При слове "огонь" нужно отбить мяч, и все должны помахать руками, будто тушат пламя. Затем мяч возвращают водящему.
Если игрок не успел назвать слово или ошибся – он  меняется местами с водящим.

Если при слове «огонь» он  поймал мяч - тоже становится водящим.

 

3) Выбор водящего. Считалочка. (Прошу посчитать кого-то из детей).

4) Проведение игры.

5)Рефлексия.

 - Ребята, скажите, что развивает эта игра? Какие умения?

 ( ловкость - нужно поймать мяч, внимание - успеть отбить мяч, быстроту мышления - быстро вспомнить и назвать подходящее слово).

-Кто считает, что  полезно играть в эту игру, «включите зелёный свет»,  считаете, что эта игра не полезна - «красный свет», не уверены – «зажгите жёлтый свет».

-Кому понравилось играть? Не понравилось? Сомневаетесь - «жёлтый свет».

 

4.     Итог занятия. Рефлексия.

 

Учитель. Подведем итог всего нашего сегодняшнего занятия. Какая была тема?

-Поднимите зелёные фонарики те, кто считает, что играть в русские народные игры

гораздо полезней, чем часами просиживать перед  монитором компьютера,  красные, если вы считаете, что  русские народные игры  вам не нужны. А кто не определился с выбором, «зажгите жёлтый свет».



Скачано с www.znanio.ru