Конспект занятия по внеурочной деятельности. Направление "Счастливы вместе и здоровы"
Оценка 4.7

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Направление "Счастливы вместе и здоровы"

Оценка 4.7
doc
13.01.2021
Конспект занятия по внеурочной деятельности. Направление  "Счастливы вместе и здоровы"
конспект.doc

Конспект открытого внеклассного занятия.

Классы: 2,3
Форма проведения: час презентаций проектов

Направление воспитательной работы: «Счастливы вместе и здоровы»
Тема:
« Польза игр наших бабушек и дедушек»

Цели: 

образовательные: 

  • расширить знания об играх в старину, их видах, особенностях, о народных традициях;
  • научиться играть в игры, соблюдая правила, использовать считалочки, зазывалки, потешки, молчанки.


развивающие:

  • развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
  • развитие грамотной устной речи;
  • формирование навыков выразительного чтения


воспитывающие: 

  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,      способствовать  преемственности в семейном воспитании;               
  • воспитание бережного отношения к устному народному творчеству; воспитание нравственных качеств.

Оборудование:
дидактические средства: карточки для работы в группе (карточки со словами потешек, считалок, предметы для проведения игр (мяч, обруч, 2 шарфа, костюм Бабы Яги), сигнальные карточки для рефлексии.

 

 

 

 


Подготовила и провела: 

Куренкова Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории

 

Задания для детей (даётся за неделю до проведения занятия)
Тема исследования: «
Игры наших бабушек и дедушек»

Цель: изучение  традиций и культуры народов России.
Задачи:

- опросить родителей, бабушек и дедушек и подготовить сообщение об играх;
- выяснить влияние игры на развитие ребёнка;

- подготовить презентацию народной игры.
Предмет исследования: русские народные игры.
Гипотеза: игры наших бабушек и дедушек полезны и играют важную роль в нашем развитии.
Методы исследования:

1.     Подбор и изучение материала по теме.

2.     Опрос бабушек, дедушек и родителей.

3.     Опрос  учащихся и учителей.

Продукт исследования: проведение игры.

                                                           ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач:
На доске картинки-комиксы: 1)Ученик играет в компьютер: « О! Вот тебе! Сейчас догоню!!! Сейчас достану! Ну вот, снова проиграл!

 2) Ученик трёт глаза: «Ой! Глаза уже болят, голова кружится, опять кошмары сниться будут! Чем заняться?»

Учитель: А, вы тоже так проводите свободное время? Вам нравится играть в компьютерные игры? Полезно ли проводить всё свободное время за компьютером? А как же быть? Чем можно заняться? (поиграть в русские народные игры).

-Сегодня мы обсудим и выясним, полезно ли играть в игры наших бабушек и дедушек? Какова  роль таких игр в вашем развитии?

Учитель: - Итак, тема нашего занятия «Польза игр наших бабушек и дедушек».

-Чем мы будем сегодня заниматься?
- Сегодня мы будем творцами устного народного творчества, будем учиться передавать информацию об играх, которые знаете вы, друг другу, гостям, и обмениваться информацией, которую вы получили от своих родителей, бабушек и дедушек, продолжим учиться применять полученные знания.

- На прошлом занятии вы поделились на группы и каждая группа получила задание. Какое? (Провести исследовательскую работу на тему «Игры наших бабушек и дедушек»)

- Что должно было стать результатом вашей работы? (Проведение игры).

3.Основная часть.


3.1. Актуализация знаний.
Учитель: Игры являются частью устного народного творчества. Давайте вспомним, что значит устное народное творчество?

-Что значит «устное»? (Выражение «устное» - означает передачу «из уст в уста»)
Учитель. Что значит выражение «Передавать из уст в уста»? (Один человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т.д. Т.е. текст не записывался...).

Учитель.  ... и так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения , потому что мы обычно пересказываем так, как запомнили, своими словами.

Учитель. –Что значит «творчество»? («Творчество» - от слова «творить», создавать).

Учитель. –Что значит «народное»? («Народное» - это значит, создал народ, а не кто-то один).
Учитель. Как в России по-другому называли игры? (В России игры называли ещё забавами, развлечениями, потехами).

 Учитель. – Правильно. А ещё - утехами.
- Что значит утешиться? (Ответы детей.) 
Учитель. - А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать. Ведь русскому народу всегда жилось нелегко: приходилось много работать, возникали трудные жизненные ситуации. И чтобы отдохнуть и утешиться, люди придумывали игры.
- Ребята, а вы любите играть в русские народные игры? (Ответы детей).
- А в какие игры вы любите играть? (Догонялки, салки, прятки, слепой козёл, кошки-мышки, колечко, жмурки, краски, фанты)

3.2.Зазывалки.

Учитель. – А  что нужно сделать, чтобы пригласить всех поиграть? (необходимо громко прокричать "зазывалочку").

- Какие «зазывалочки» знает каждая группа?
 

Например: Кто будет играть в интересную игру? 
                  А в какую - не скажем! 
                
А потом не примем, за уши поднимем. 
               Уши будут красные, до того прекрасные. 

                                     Тай-тай, налетай, в интересную игру
                                     Всех принимаем и не обижаем. 
                                    А кто опоздает - в небо улетает.

3.3. Считалки.

Учитель. В большинстве игр нужно выбирать водящего. Как это можно сделать без ссор? (надо посчитаться! ).А что нам в этом помогает? (считалочки).
Учитель.  А теперь, ребята, слушайте внимательно задание для ваших групп: вам необходимо найти продолжение вашей считалочки и соединить с началом. Я даю вам начало, а концовку вы должны найти среди нескольких, лежащих на столе. 

Начало:

1)  Раз, два, три, четыре, пять
     Нам друзей не сосчитать,

                       2)   Ёжик, ёжик, чудачок,
                             Сшил колючий пиджачок.
Предложенные концовки:


                      1)Хочет с нами поиграть,

                       Всех ребят пересчитать.


2) Кто до месяца дойдёт,

    Тот и прятаться пойдёт!

                                       3) А без друга в жизни туго,

                                          Выходи скорей из круга.
                 
4)  Все орешки сами съели,

     А водить тебе велели.
Рефлексия.
Учитель: - Время вышло, подводим итоги, посмотрим, как вы справились с заданием. (Зачитываются полученные варианты, а группы оценивают работу друг друга с помощью светофора.)

-Считаете, что группа ответила правильно – «включите зелёный свет», неправильно - красный, если не знаете, сомневаетесь - жёлтый.

 

3.4. Потешки.

Учитель. - А сейчас я вам предлагаю следующее задание, соберите из букв слово. (тешкипо)
Учитель. - Какое слово получилось? (потешки). 
- Ребята, а что такое потешки? (Ответы детей).
- Потешка – маленькое веселое стихотворение. 
- Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми.

-Это игры с пальчиками, ручками и ножками. 
Учитель. -Может, кто из вас знает такие игры? 
-Слушайте внимательно следующее задание для ваших групп: вам надо прочитать начало потешки и придумать продолжение.

1)Пошёл котик на базар,
   Он купил там самовар.
__________________
__________________

2) Зайчишка – трусишка
    По полю бежал.
    _________________

__________________ 

(работа детей).
Рефлексия. -Давайте зачитаем, какие у вас получились потешки. 
Давайте оценим работу своих товарищей. Понравилось - зелёный, не понравилось - красный, не определились - жёлтый.

4. Презентации и проведение игр.

Учитель: -  Вот мы вспомнили зазывалочки, считалочки,  потешки. А теперь самое время посмотреть на результат вашей групповй исследовательской работы.

 

4.1. ИГРА «БАБА ЯГА» (проводит 1 группа «____________»).

1) Сообщение названия игры.

-Мы предлагаем поиграть в «Бабку Ёжку». Эту игру нам подсказала

 _________________ (мама, папа, бабушка, дедушка).

2) Зазывалочка

Приглашаю детвору
На веселую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.

 

3) Объяснение правил игры.

Рисуют круг, в середине становится Баба  Яга. В руках у нее ветка — «помело». Все остальные бегают вокруг  и дразнят: 

Бабка Ежка костяная ножка. 
С печки упала, ножку сломала, 
А потом и говорит: «У меня нога болит». 
Пошла она на улицу — раздавила курицу, 
Пошла Ёжка на базар — раздавила самовар. 
Пошла на лужайку — испугала зайку.

Кого запятнает — тот замирает.

А кто отомрёт, тот водить пойдёт.

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого заденет, тот становится Бабой Ягой.

4) Выбор водящего (Бабы Яги). Считалочка.

 

Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели.
А водить тебе велели!

 

5) Представление костюма.

-Для игры  мы придумали и сделали костюм: юбку и маску Бабы Яги.

Водящий надевает костюм Бабы Яги.

 

6) Проведение игры.

7)Рефлексия.

 - Ребята, скажите, что развивает эта игра? Какие умения? (быстроту движений, ловкость, внимание). А память развивает эта игра? Ведь нужно запомнить дразнилку.

-Кто считает, что ребята  группы «__________________» подготовили и провели полезную игру, «включите зелёный свет», если вы считаете, что эта игра не полезна - «красный свет», сомневаетесь- «жёлтый свет».

-Кому понравилось играть - «включите зелёный свет», не понравилось -«красный свет», сомневаетесь- «жёлтый свет».

-Спасибо группе «________________». Вы отлично поработали, даже подготовили костюм.

 

4.2. ИГРА «АЛЁНУШКА И ИВАНУШКА» (проводит группа «_____________»).

 

1)Сообщение названия игры.

-Мы предлагаем всем поиграть в игру  « Алёнушка и Иванушка». Эту игру нам подсказала _______________ (мама, папа, бабушка, дедушка).

 

2) Зазывалочка.

Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.

Кто не играет,

Друзей  потеряет.

 

3) Объяснение правил игры.

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Все остальные встают в круг, берутся за руки и ходят по кругу. Аленушка и Иванушка находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он зовёт ее: «Аленушка!»  Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама  старается уйти от Иванушки, чтобы он её не поймал.
Когда Иванушка поймает Аленушку, выбираем  других водящих и играем сначала.

 

4) Выбор водящих (Алёнушки и Иванушки).

   Считалочка для девочек (выбираем Алёнушку).

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь ты!

Считалочка для мальчиков (выбираем Иванушку).

Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?!"
Выходи! Тебе водить!

 

5) Проведение игры.

 

6) Рефлексия.

 - Ребята, скажите, что развивает эта игра? Какие умения?

 ( ловкость, внимание). - А умение ориентироваться по слуху? (Да)  А ещё, ребята, я заметила, что движения Аленушек и Иванушек были очень комичны и вызывали у вас смех. А смех, как известно, полезен для здоровья и даже продляет жизнь.

-Кто считает, что ребята  группы «__________» подготовили и провели полезную игру, «включите зелёный свет», если вы считаете, что эта игра бесполезна - «красный свет», сомневаетесь - «жёлтый свет».

-Кому понравилось играть - «включите зелёный свет», не понравилось - «красный свет», сомневаетесь- «жёлтый свет».

-Спасибо группе «_____________» за интересную игру. Вы хорошо подготовились.

 

4.3. ИГРА «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ» (проводит учитель).

 

1) Вступительное слово, заинтересовывающее детей (вместо «зазывалочки»), в котором сообщается название игры.

 

-Ребята, вы знаете, что Россия - страна многонациональная. И даже в нашей школе и сейчас учатся, и раньше учились дети других национальностей. И разные народы нашей страны  общаются и дружат. Поэтому встречаются похожие народные игры в разных уголках нашей необъятной Родины.

 

-И когда я готовилась к нашему сегодняшнему занятию, я вспомнила игру, в которую мы с моими друзьями играли в детстве. Но я  немного забыла правила этой игры и начала искать их в Интернете и книгах. Эта игру мы называли «Земля, вода, огонь и воздух». И знаете, какое открытие я для себя сделала? Оказывается, это чувашская народная игра, и называется она «Четыре стихии».

-Хотите поиграть в неё? (Да.)

 

2) Объяснение правил  игры.ы.

Все играющие становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь" или "воздух"
Если водящий сказал слово "земля", то тот,  кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное.
При слове "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ.
При слове "воздух" называются птицы. Если игрок, поймавший мяч, замешкался, то водящий начинает (а остальные подхватывают), медленно считать до трёх.
При слове "огонь" нужно отбить мяч, и все должны помахать руками, будто тушат пламя. Затем мяч возвращают водящему.
Если игрок не успел назвать слово или ошибся – он  меняется местами с водящим.

Если при слове «огонь» он  поймал мяч - тоже становится водящим.

 

3) Выбор водящего. Считалочка. (Прошу посчитать кого-то из детей).

4) Проведение игры.

5)Рефлексия.

 - Ребята, скажите, что развивает эта игра? Какие умения?

 ( ловкость - нужно поймать мяч, внимание - успеть отбить мяч, быстроту мышления - быстро вспомнить и назвать подходящее слово).

-Кто считает, что  полезно играть в эту игру, «включите зелёный свет»,  считаете, что эта игра не полезна - «красный свет», не уверены – «зажгите жёлтый свет».

-Кому понравилось играть? Не понравилось? Сомневаетесь - «жёлтый свет».

 

4.     Итог занятия. Рефлексия.

 

Учитель. Подведем итог всего нашего сегодняшнего занятия. Какая была тема?

-Поднимите зелёные фонарики те, кто считает, что играть в русские народные игры

гораздо полезней, чем часами просиживать перед  монитором компьютера,  красные, если вы считаете, что  русские народные игры  вам не нужны. А кто не определился с выбором, «зажгите жёлтый свет».



Скачано с www.znanio.ru

Конспект открытого внеклассного занятия

Конспект открытого внеклассного занятия

Задания для детей (даётся за неделю до проведения занятия)

Задания для детей (даётся за неделю до проведения занятия)

Основная часть. 3. 1. Актуализация знаний

Основная часть. 3. 1. Актуализация знаний

Учитель. В большинстве игр нужно выбирать водящего

Учитель. В большинстве игр нужно выбирать водящего

Пошёл котик на базар, Он купил там самовар

Пошёл котик на базар, Он купил там самовар

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом»

Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом»

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза

И когда я готовилась к нашему сегодняшнему занятию, я вспомнила игру, в которую мы с моими друзьями играли в детстве

И когда я готовилась к нашему сегодняшнему занятию, я вспомнила игру, в которую мы с моими друзьями играли в детстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2021