Конспект открытого внеклассного занятия.
Классы: 2,3
Форма проведения: час презентаций проектов
Направление воспитательной работы: «Счастливы
вместе и здоровы»
Тема: «
Польза игр наших бабушек и дедушек»
Цели:
образовательные:
развивающие:
воспитывающие:
Оборудование:
дидактические средства: карточки для работы в
группе (карточки со словами потешек, считалок, предметы для проведения игр
(мяч, обруч, 2 шарфа, костюм Бабы Яги), сигнальные карточки для рефлексии.
Подготовила и провела:
Куренкова Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Задания для детей (даётся за неделю до проведения занятия)
Тема исследования: «Игры наших бабушек и дедушек»
Цель: изучение традиций и культуры народов России.
Задачи:
- опросить родителей, бабушек и
дедушек и подготовить сообщение об играх;
- выяснить влияние игры на развитие ребёнка;
- подготовить презентацию народной игры.
Предмет исследования: русские народные игры.
Гипотеза: игры наших бабушек и дедушек полезны и играют важную роль в нашем
развитии.
Методы исследования:
1. Подбор и изучение материала по теме.
2. Опрос бабушек, дедушек и родителей.
3. Опрос учащихся и учителей.
Продукт исследования: проведение игры.
ХОД
ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач:
На доске картинки-комиксы: 1)Ученик играет в компьютер: « О! Вот тебе! Сейчас догоню!!!
Сейчас достану! Ну вот, снова проиграл!
2) Ученик трёт глаза: «Ой! Глаза уже
болят, голова кружится, опять кошмары сниться будут! Чем заняться?»
Учитель: А, вы тоже так проводите свободное время? Вам нравится
играть в компьютерные игры? Полезно ли проводить всё свободное время за
компьютером? А как же быть? Чем можно заняться? (поиграть в русские народные
игры).
-Сегодня мы обсудим и выясним, полезно ли играть
в игры наших бабушек и дедушек? Какова роль таких игр в вашем развитии?
Учитель: - Итак, тема нашего занятия «Польза игр наших бабушек и дедушек».
-Чем мы будем сегодня заниматься?
- Сегодня мы будем творцами устного народного
творчества, будем учиться передавать информацию об играх, которые знаете вы,
друг другу, гостям, и обмениваться информацией, которую вы получили от своих
родителей, бабушек и дедушек, продолжим учиться применять полученные знания.
- На прошлом занятии вы поделились на группы и каждая группа получила задание. Какое? (Провести исследовательскую работу на тему «Игры наших бабушек и дедушек»)
- Что должно было стать результатом вашей работы?
(Проведение игры).
3.Основная часть.
3.1. Актуализация знаний.
Учитель: Игры являются частью устного народного творчества.
Давайте вспомним, что значит устное народное творчество?
-Что значит «устное»? (Выражение «устное» - означает передачу «из уст в
уста»)
Учитель. Что значит выражение «Передавать из уст в уста»? (Один
человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т.д. Т.е. текст не
записывался...).
Учитель. ... и так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения , потому что мы обычно пересказываем так, как запомнили, своими словами.
Учитель. –Что значит «творчество»? («Творчество» - от слова «творить», создавать).
Учитель. –Что
значит «народное»? («Народное» - это значит, создал
народ, а не кто-то один).
Учитель. Как в России
по-другому называли игры? (В
России игры называли ещё забавами, развлечениями, потехами).
Учитель. – Правильно. А ещё - утехами.
- Что значит утешиться? (Ответы детей.)
Учитель. - А ведь утешиться
- это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение,
перестать огорчаться, горевать. Ведь русскому народу всегда жилось нелегко:
приходилось много работать, возникали трудные жизненные ситуации. И чтобы
отдохнуть и утешиться, люди придумывали игры.
- Ребята, а вы любите играть в русские народные
игры? (Ответы детей).
- А в какие игры вы любите играть? (Догонялки,
салки, прятки, слепой козёл, кошки-мышки, колечко, жмурки, краски, фанты)
3.2.Зазывалки.
Учитель. – А что нужно сделать, чтобы пригласить всех поиграть? (необходимо громко прокричать "зазывалочку").
- Какие «зазывалочки» знает каждая группа?
Например: Кто будет играть в интересную
игру?
А в какую - не скажем!
А потом не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные.
Тай-тай, налетай, в интересную игру
Всех принимаем и не обижаем.
А кто опоздает - в небо
улетает.
3.3. Считалки.
Учитель. В
большинстве игр нужно выбирать водящего. Как это можно сделать без ссор? (надо
посчитаться! ).А что нам в этом помогает? (считалочки).
Учитель. А теперь, ребята, слушайте внимательно задание для
ваших групп: вам необходимо найти продолжение вашей считалочки и соединить с
началом. Я даю вам начало, а концовку вы должны найти среди нескольких, лежащих
на столе.
Начало:
1) Раз, два, три,
четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
2) Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Предложенные концовки:
1)Хочет с нами поиграть,
Всех ребят пересчитать.
2) Кто до месяца дойдёт,
Тот и прятаться пойдёт!
3) А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
4) Все орешки сами съели,
А водить тебе
велели.
Рефлексия.
Учитель: - Время вышло, подводим итоги, посмотрим, как вы справились
с заданием. (Зачитываются полученные варианты, а группы оценивают работу
друг друга с помощью светофора.)
-Считаете, что группа ответила правильно – «включите зелёный
свет», неправильно - красный, если не знаете, сомневаетесь - жёлтый.
3.4. Потешки.
Учитель. - А сейчас я вам предлагаю следующее задание,
соберите из букв слово. (тешкипо)
Учитель. - Какое слово получилось? (потешки).
- Ребята, а что такое потешки? (Ответы детей).
- Потешка – маленькое веселое стихотворение.
- Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми.
-Это игры с пальчиками,
ручками и ножками.
Учитель. -Может, кто из вас знает такие игры?
-Слушайте внимательно следующее задание для ваших групп: вам надо прочитать
начало потешки и придумать продолжение.
1)Пошёл котик на
базар,
Он купил там самовар.
__________________
__________________
2) Зайчишка – трусишка
По полю бежал.
_________________
__________________
(работа детей).
Рефлексия. -Давайте зачитаем, какие у вас
получились потешки.
Давайте оценим работу своих товарищей. Понравилось - зелёный,
не понравилось - красный, не определились - жёлтый.
4. Презентации и проведение игр.
Учитель: - Вот мы вспомнили зазывалочки, считалочки, потешки. А теперь самое время посмотреть на результат вашей групповй исследовательской работы.
4.1. ИГРА «БАБА ЯГА» (проводит 1 группа «____________»).
1) Сообщение названия игры.
-Мы предлагаем поиграть в «Бабку Ёжку». Эту игру нам подсказала
_________________ (мама, папа, бабушка, дедушка).
2) Зазывалочка
Приглашаю детвору
На веселую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
3) Объяснение правил игры.
Рисуют круг, в середине становится Баба Яга. В руках у нее ветка — «помело». Все остальные бегают вокруг и дразнят:
Бабка
Ежка костяная ножка.
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла она на улицу — раздавила курицу,
Пошла Ёжка на базар — раздавила самовар.
Пошла на лужайку — испугала зайку.
Кого запятнает — тот замирает.
А кто отомрёт, тот водить пойдёт.
Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого заденет, тот становится Бабой Ягой.
4) Выбор водящего (Бабы Яги). Считалочка.
Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели.
А водить тебе велели!
5) Представление костюма.
-Для игры мы придумали и сделали костюм: юбку и маску Бабы Яги.
Водящий надевает костюм Бабы Яги.
6) Проведение игры.
7)Рефлексия.
- Ребята, скажите, что развивает эта игра? Какие умения? (быстроту движений, ловкость, внимание). А память развивает эта игра? Ведь нужно запомнить дразнилку.
-Кто считает, что ребята группы «__________________» подготовили и провели полезную игру, «включите зелёный свет», если вы считаете, что эта игра не полезна - «красный свет», сомневаетесь- «жёлтый свет».
-Кому понравилось играть - «включите зелёный свет», не понравилось -«красный свет», сомневаетесь- «жёлтый свет».
-Спасибо группе «________________». Вы отлично поработали, даже подготовили костюм.
4.2. ИГРА «АЛЁНУШКА И ИВАНУШКА» (проводит группа «_____________»).
1)Сообщение названия игры.
-Мы предлагаем всем поиграть в игру « Алёнушка и Иванушка». Эту игру нам подсказала _______________ (мама, папа, бабушка, дедушка).
2) Зазывалочка.
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
Кто не играет,
Друзей потеряет.
3) Объяснение правил игры.
Выбирают Аленушку и Иванушку,
завязывают им глаза. Все остальные встают в круг, берутся за руки и ходят по
кругу. Аленушка и Иванушка находятся внутри круга. Иванушка должен
поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он зовёт ее: «Аленушка!» Аленушка
обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама старается уйти
от Иванушки, чтобы он её не поймал.
Когда Иванушка поймает Аленушку, выбираем других водящих и играем сначала.
4) Выбор водящих (Алёнушки и Иванушки).
Считалочка для девочек (выбираем Алёнушку).
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь ты!
Считалочка для мальчиков (выбираем Иванушку).
Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?!"
Выходи! Тебе водить!
5) Проведение игры.
6) Рефлексия.
- Ребята, скажите, что развивает эта игра? Какие умения?
( ловкость, внимание). - А умение ориентироваться по слуху? (Да) А ещё, ребята, я заметила, что движения Аленушек и Иванушек были очень комичны и вызывали у вас смех. А смех, как известно, полезен для здоровья и даже продляет жизнь.
-Кто считает, что ребята группы «__________» подготовили и провели полезную игру, «включите зелёный свет», если вы считаете, что эта игра бесполезна - «красный свет», сомневаетесь - «жёлтый свет».
-Кому понравилось играть - «включите зелёный свет», не понравилось - «красный свет», сомневаетесь- «жёлтый свет».
-Спасибо группе «_____________» за интересную игру. Вы хорошо подготовились.
4.3. ИГРА «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ» (проводит учитель).
1) Вступительное слово, заинтересовывающее детей (вместо «зазывалочки»), в котором сообщается название игры.
-Ребята, вы знаете, что Россия - страна многонациональная. И даже в нашей школе и сейчас учатся, и раньше учились дети других национальностей. И разные народы нашей страны общаются и дружат. Поэтому встречаются похожие народные игры в разных уголках нашей необъятной Родины.
-И когда я готовилась к нашему сегодняшнему занятию, я вспомнила игру, в которую мы с моими друзьями играли в детстве. Но я немного забыла правила этой игры и начала искать их в Интернете и книгах. Эта игру мы называли «Земля, вода, огонь и воздух». И знаете, какое открытие я для себя сделала? Оказывается, это чувашская народная игра, и называется она «Четыре стихии».
-Хотите поиграть в неё? (Да.)
2) Объяснение правил игры.ы.
Все играющие становятся в
круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из
играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода",
"огонь" или "воздух".
Если водящий сказал слово "земля", то тот, кто поймал мяч,
должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное.
При слове "вода" играющий отвечает названием
какой-либо рыбы, водных существ.
При слове "воздух" называются птицы. Если игрок,
поймавший мяч, замешкался, то водящий начинает (а остальные подхватывают),
медленно считать до трёх.
При слове "огонь" нужно отбить мяч, и все должны
помахать руками, будто тушат пламя. Затем мяч возвращают водящему.
Если игрок не успел назвать слово или ошибся – он меняется местами с водящим.
Если при слове «огонь» он поймал мяч - тоже становится водящим.
3) Выбор водящего. Считалочка. (Прошу посчитать кого-то из детей).
4) Проведение игры.
5)Рефлексия.
- Ребята, скажите, что развивает эта игра? Какие умения?
( ловкость - нужно поймать мяч, внимание - успеть отбить мяч, быстроту мышления - быстро вспомнить и назвать подходящее слово).
-Кто считает, что полезно играть в эту игру, «включите зелёный свет», считаете, что эта игра не полезна - «красный свет», не уверены – «зажгите жёлтый свет».
-Кому понравилось играть? Не понравилось? Сомневаетесь - «жёлтый свет».
4. Итог занятия. Рефлексия.
Учитель. Подведем итог всего нашего сегодняшнего занятия. Какая была тема?
-Поднимите зелёные фонарики те, кто считает, что играть в русские народные игры
гораздо полезней, чем часами
просиживать перед монитором компьютера, красные, если вы считаете, что
русские народные игры вам не нужны. А кто не определился с выбором, «зажгите
жёлтый свет».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.