Разработка урока по окружающему миру "Семья. Моя родословная"
Оценка 4.7

Разработка урока по окружающему миру "Семья. Моя родословная"

Оценка 4.7
docx
19.02.2020
Разработка урока по окружающему миру "Семья. Моя родословная"
Семья. Моя родословная.docx

Тема: «Семья. Моя родословная»

Цель: способствовать формированию у детей представления о семье как частичке своего рода,  стимулировать познавательный интерес через составление родословной.

Задачи:

Образовательная: повышение интеллектуального и культурного уровня обучающихся;

Развивающая: развитие интереса к истории и традициям своих предков, потребности  узнавать и изучать свою родословную;

Воспитательная: воспитание бережного отношения к истории и традициям своей семьи.

Методическое  оснащение урока:

Материально- техническая база

·        компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение:

·        генеалогическое древо;

·        загадки;

·        пословицы.

Методы обучения:

·        беседа;

·        рассказ- объяснение.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, ИЗО, музыка, технология.

Запись на доске: тема урока, основные понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

Ход урока

I. Психологический настрой

- Ребята! Прозвенел звонок, начинаем наш урок! Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

 

II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

1.     - Сегодня мы с вами будем говорить о чем-то приятном, согревающим душу каждого. То, без чего человек не может прожить!

 

    Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

– Правильно, это слово «Семья». Сегодня  мы будем говорить о семье.  Существует пословица «Дерево держится корнями, а человек семьёй». Что такое семья?   (Отвечают дети)

- Давайте обратимся к ребятам, которые узнали значение слова «семья» в словаре.

·         Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

·         Словарь Ушакова Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.   

- Ребята, а я решила заглянуть в тайны русского языка.  Слово СЕМЬЯ, которое происходит от слова СЕМЯ (имеет связь с продолжение рода) - это 7 раз Я, три поколения в прошлое (родители, деды, прадеды) по генеалогической лестнице и три поколения в будущее (дети, внуки, правнуки).

2. А это уже целая история,  родословная.

Что означает слово «родословная»?  Учебник стр.46

 (Родословная – история семьи в нескольких поколениях.) 

-Как называется наука, которая изучает родословную? (Генеалогия)

- Итак, наш урок посвящён подведению итогов работы над проектом «Семья. Моя родословная».   

III. Решение учебной задачи

1.     Творческое задание

- Ребята,  на протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. И если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.

- Я предлагаю вам поработать группой над творческим заданием: представить три поколения родственных связей. (Работают в группах)

2.     Моя родословная

- Мы с вами очень долго готовились: выступали в роли историков - составляли свои родословные; были  журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Думаю, что сегодня есть чем поделиться друг с другом.

 (Выступление детей о родословной)

3. Что означает моё имя?

 -  Есть такая старинная загадка: «Тебе дано, а люди пользуются». А разгадка проста – это имя.

Наши предки давали такие имена:

-по внешности: Мал, Косой,  Милава;

-по характеру: Добр, Молчун,   Несмеяна;

-по месту в семье: Первой, Меньшой, Старшой, Другой.

Сейчас в это трудно поверить. После крещения Руси пришло много имён из

других языков.

Имя  дается человеку при рождении.  Каждое имя имеет свою историю.

 (Выступление детей о своем имени)

 

IV. Физкультминутка «Семейная зарядка»  (видео)

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.  (Дети выполняют соответствующие движения).

V. Решение учебной задачи (Продолжение)

3. Моя фамилия

В наши дни у каждого человека есть фамилия, но так было не всегда. Давным-давно у людей были только имена и прозвища. Семей становилось все больше, и как-то их нужно было различать. Так и появились фамилии, что означает «семья», «общественное мнение».

Ведь фамилии давались по: 

-имени;

-сходству с птицами, животными;

-месту проживания (рождения);

-личным качествам;

-внешним данным;

-занятию, ремеслу. 

  Фамилия может поведать очень много интересной информации о всём фамильном роде. (Выступление детей о происхождении фамилии)

4. Традиции семьи

В каждой семье есть свои традиции. Что такое традиции? (учебник, стр.44)

Традиции - то, что переходит или перешло от одного поколения к другому (обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д.) 

 (Выступление детей о традициях)

5. Практическое занятие (Работа в группах)

- Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: «Что объединяет всех членов семьи?»

Изобразите это с помощью схемы.

6. Работа с пословицей

Дерево держится корнями, а человек семьей. Дерево живет и растет до тех пор, пока живы его корни, ведь именно ими растение держится и питается. Вот так и человек – он живет лишь тогда, когда у него есть семья и родные. Без этих людей человек попросту существует.

VI. Домашнее задание

1.     Рассказать  о  любимых блюдах, которые готовят в семьях.

2.     Рассказать интересную историю из жизни семьи.

3.     Рассказать об известном представителе своей фамилии.

VII. Итоги. Рефлексия.

1. Продолжите одно из предложений:

Я сегодня почувствовал...

Мне запомнилось...

Мне захотелось сделать...

Мне понравилось...

Я понял, что...

(Вручение сертификатов)

2.Оценка своей работы на уроке (в виде смайликов)

3.                 Гимн семьи (исполнение детьми)

4.                 Заключительное слово.

- Спасибо за урок! И в заключении мне хотелось прочитать высказывание священника Павла Флоренского: «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти...
Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома... Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду... Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями...»


 

Тема: «Семья. Моя родословная»

Тема: «Семья. Моя родословная»

Ход урока I. Психологический настрой -

Ход урока I. Психологический настрой -

А это уже целая история, родословная

А это уже целая история, родословная

IV. Физкультминутка «Семейная зарядка» (видео)

IV. Физкультминутка «Семейная зарядка» (видео)

Традиции - то, что переходит или перешло от одного поколения к другому (обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т

Традиции - то, что переходит или перешло от одного поколения к другому (обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020