Тема: «Семья. Моя родословная»
Цель: способствовать формированию у детей представления о семье как частичке своего рода, стимулировать познавательный интерес через составление родословной.
Задачи:
Образовательная: повышение интеллектуального и культурного уровня обучающихся;
Развивающая: развитие интереса к истории и традициям своих предков, потребности узнавать и изучать свою родословную;
Воспитательная: воспитание бережного отношения к истории и традициям своей семьи.
Методическое оснащение урока:
Материально- техническая база
· компьютер, проектор.
Дидактическое обеспечение:
· генеалогическое древо;
· загадки;
· пословицы.
Методы обучения:
· беседа;
· рассказ- объяснение.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, ИЗО, музыка, технология.
Запись на доске: тема урока, основные понятия.
Ход урока
I. Психологический настрой
- Ребята! Прозвенел звонок, начинаем наш урок! Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
1. - Сегодня мы с вами будем говорить о чем-то приятном, согревающим душу каждого. То, без чего человек не может прожить!
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
– Правильно, это слово «Семья». Сегодня мы будем говорить о семье. Существует пословица «Дерево держится корнями, а человек семьёй». Что такое семья? (Отвечают дети)
- Давайте обратимся к ребятам, которые узнали значение слова «семья» в словаре.
·
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
·
Словарь Ушакова Д.Н.:
Семья
– группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников,
живущих вместе.
- Ребята, а я решила заглянуть в тайны русского языка. Слово СЕМЬЯ, которое происходит от слова СЕМЯ (имеет связь с продолжение рода) - это 7 раз Я, три поколения в прошлое (родители, деды, прадеды) по генеалогической лестнице и три поколения в будущее (дети, внуки, правнуки).
2. А это уже целая история, родословная.
Что означает слово «родословная»? Учебник стр.46
(Родословная – история семьи в нескольких поколениях.)
-Как называется наука, которая изучает родословную? (Генеалогия)
- Итак, наш урок посвящён подведению итогов работы над проектом «Семья. Моя родословная».
III. Решение учебной задачи
1. Творческое задание
- Ребята, на протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. И если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.
- Я предлагаю вам поработать группой над творческим заданием: представить три поколения родственных связей. (Работают в группах)
2. Моя родословная
- Мы с вами очень долго готовились: выступали в роли историков - составляли свои родословные; были журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Думаю, что сегодня есть чем поделиться друг с другом.
(Выступление детей о родословной)
3. Что означает моё имя?
- Есть такая старинная загадка: «Тебе дано, а люди пользуются». А разгадка проста – это имя.
Наши предки давали такие имена:
-по внешности: Мал, Косой, Милава;
-по характеру: Добр, Молчун, Несмеяна;
-по месту в семье: Первой, Меньшой, Старшой, Другой.
Сейчас в это трудно поверить. После крещения Руси пришло много имён из
других языков.
Имя дается человеку при рождении. Каждое имя имеет свою историю.
(Выступление детей о своем имени)
IV. Физкультминутка «Семейная зарядка» (видео)
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой. (Дети выполняют соответствующие движения).
V. Решение учебной задачи (Продолжение)
3. Моя фамилия
В наши дни у каждого человека есть фамилия, но так было не всегда. Давным-давно у людей были только имена и прозвища. Семей становилось все больше, и как-то их нужно было различать. Так и появились фамилии, что означает «семья», «общественное мнение».
Ведь фамилии давались по:
-имени;
-сходству с птицами, животными;
-месту проживания (рождения);
-личным качествам;
-внешним данным;
-занятию, ремеслу.
Фамилия может поведать очень много интересной информации о всём фамильном роде. (Выступление детей о происхождении фамилии)
4. Традиции семьи
В каждой семье есть свои традиции. Что такое традиции? (учебник, стр.44)
Традиции - то, что переходит или перешло от одного поколения к другому (обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д.)
(Выступление детей о традициях)
5. Практическое занятие (Работа в группах)
- Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: «Что объединяет всех членов семьи?»
Изобразите это с помощью схемы.
6. Работа с пословицей
Дерево держится корнями, а человек семьей. Дерево живет и растет до тех пор, пока живы его корни, ведь именно ими растение держится и питается. Вот так и человек – он живет лишь тогда, когда у него есть семья и родные. Без этих людей человек попросту существует.
VI. Домашнее задание
1. Рассказать о любимых блюдах, которые готовят в семьях.
2. Рассказать интересную историю из жизни семьи.
3. Рассказать об известном представителе своей фамилии.
VII. Итоги. Рефлексия.
1. Продолжите одно из предложений:
Я сегодня почувствовал...
Мне запомнилось...
Мне захотелось сделать...
Мне понравилось...
Я понял, что...
(Вручение сертификатов)
2.Оценка своей работы на уроке (в виде смайликов)
3. Гимн семьи (исполнение детьми)
4. Заключительное слово.
- Спасибо за урок! И в
заключении мне хотелось прочитать высказывание священника Павла Флоренского: «Не
забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов,
работайте над закреплением их памяти...
Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома...
Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и
рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду... Пусть вся история
рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано
воспоминаниями...»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.