разработка урока по окружающему миру "Семья. Моя родословная"

  • docx
  • 19.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Семья. Моя родословная.docx

Тема: «Семья. Моя родословная»

Цель: способствовать формированию у детей представления о семье как частичке своего рода,  стимулировать познавательный интерес через составление родословной.

Задачи:

Образовательная: повышение интеллектуального и культурного уровня обучающихся;

Развивающая: развитие интереса к истории и традициям своих предков, потребности  узнавать и изучать свою родословную;

Воспитательная: воспитание бережного отношения к истории и традициям своей семьи.

Методическое  оснащение урока:

Материально- техническая база

·        компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение:

·        генеалогическое древо;

·        загадки;

·        пословицы.

Методы обучения:

·        беседа;

·        рассказ- объяснение.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, ИЗО, музыка, технология.

Запись на доске: тема урока, основные понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

Ход урока

I. Психологический настрой

- Ребята! Прозвенел звонок, начинаем наш урок! Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ! А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

 

II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

1.     - Сегодня мы с вами будем говорить о чем-то приятном, согревающим душу каждого. То, без чего человек не может прожить!

 

    Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

– Правильно, это слово «Семья». Сегодня  мы будем говорить о семье.  Существует пословица «Дерево держится корнями, а человек семьёй». Что такое семья?   (Отвечают дети)

- Давайте обратимся к ребятам, которые узнали значение слова «семья» в словаре.

·         Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

·         Словарь Ушакова Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.   

- Ребята, а я решила заглянуть в тайны русского языка.  Слово СЕМЬЯ, которое происходит от слова СЕМЯ (имеет связь с продолжение рода) - это 7 раз Я, три поколения в прошлое (родители, деды, прадеды) по генеалогической лестнице и три поколения в будущее (дети, внуки, правнуки).

2. А это уже целая история,  родословная.

Что означает слово «родословная»?  Учебник стр.46

 (Родословная – история семьи в нескольких поколениях.) 

-Как называется наука, которая изучает родословную? (Генеалогия)

- Итак, наш урок посвящён подведению итогов работы над проектом «Семья. Моя родословная».   

III. Решение учебной задачи

1.     Творческое задание

- Ребята,  на протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук. И если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.

- Я предлагаю вам поработать группой над творческим заданием: представить три поколения родственных связей. (Работают в группах)

2.     Моя родословная

- Мы с вами очень долго готовились: выступали в роли историков - составляли свои родословные; были  журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Думаю, что сегодня есть чем поделиться друг с другом.

 (Выступление детей о родословной)

3. Что означает моё имя?

 -  Есть такая старинная загадка: «Тебе дано, а люди пользуются». А разгадка проста – это имя.

Наши предки давали такие имена:

-по внешности: Мал, Косой,  Милава;

-по характеру: Добр, Молчун,   Несмеяна;

-по месту в семье: Первой, Меньшой, Старшой, Другой.

Сейчас в это трудно поверить. После крещения Руси пришло много имён из

других языков.

Имя  дается человеку при рождении.  Каждое имя имеет свою историю.

 (Выступление детей о своем имени)

 

IV. Физкультминутка «Семейная зарядка»  (видео)

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.  (Дети выполняют соответствующие движения).

V. Решение учебной задачи (Продолжение)

3. Моя фамилия

В наши дни у каждого человека есть фамилия, но так было не всегда. Давным-давно у людей были только имена и прозвища. Семей становилось все больше, и как-то их нужно было различать. Так и появились фамилии, что означает «семья», «общественное мнение».

Ведь фамилии давались по: 

-имени;

-сходству с птицами, животными;

-месту проживания (рождения);

-личным качествам;

-внешним данным;

-занятию, ремеслу. 

  Фамилия может поведать очень много интересной информации о всём фамильном роде. (Выступление детей о происхождении фамилии)

4. Традиции семьи

В каждой семье есть свои традиции. Что такое традиции? (учебник, стр.44)

Традиции - то, что переходит или перешло от одного поколения к другому (обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д.) 

 (Выступление детей о традициях)

5. Практическое занятие (Работа в группах)

- Ребята, подумайте и ответьте на вопрос: «Что объединяет всех членов семьи?»

Изобразите это с помощью схемы.

6. Работа с пословицей

Дерево держится корнями, а человек семьей. Дерево живет и растет до тех пор, пока живы его корни, ведь именно ими растение держится и питается. Вот так и человек – он живет лишь тогда, когда у него есть семья и родные. Без этих людей человек попросту существует.

VI. Домашнее задание

1.     Рассказать  о  любимых блюдах, которые готовят в семьях.

2.     Рассказать интересную историю из жизни семьи.

3.     Рассказать об известном представителе своей фамилии.

VII. Итоги. Рефлексия.

1. Продолжите одно из предложений:

Я сегодня почувствовал...

Мне запомнилось...

Мне захотелось сделать...

Мне понравилось...

Я понял, что...

(Вручение сертификатов)

2.Оценка своей работы на уроке (в виде смайликов)

3.                 Гимн семьи (исполнение детьми)

4.                 Заключительное слово.

- Спасибо за урок! И в заключении мне хотелось прочитать высказывание священника Павла Флоренского: «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти...
Старайтесь записывать всё, что можете, о прошлом рода, семьи, дома... Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду... Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть всё около вас будет напитано воспоминаниями...»