01.04.2019
Тема : А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Сравнение литературных сказок.
Цель: Учить анализировать произведения.
УУД:
Предметные:
• Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).
Метапредметные:
• Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
• Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
• Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.
Ход урока
1. Орг.момент
Я хочу с вами поделиться частичкой доброты. Доброта спасёт мир. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.
2. Актуализация знаний
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
-Что мы можем узнать из названия? (в сказке герои царевна и семь богатырей)
-А кто такой богатырь? (ответы детей)
Мы получили неоднозначные ответы.
Как мы можем узнать ответ на вопрос? (спросить у взрослых, узнать из словаря, посмотреть в интернете, СВОЁ МНЕНИЕ)
-Докажите, что это произведение действительно сказка
Работа в группах
1. зачин
2. волшебные предметы
3. сказочные слова и выражения
4. троекратный повтор
5. борьба добра и зла
6. добро побеждает зло
7. концовка
Группы представляют своё исследование.
- Как вы думаете, кто в этой сказке главный герой? (царевна)
- Есть ли еще герои в сказке?
(королевич - Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер)
( помещаю на доске слова- надписи).
- А на какие группы можно разделить всех этих героев?
(Дети высказывают свои предположения)
Я предлагаю разделить героев на такие группы: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники) Есть ли в сказке ещё один герой? К какой группе вы его отнесёте и почему?
Дети работают в парах
Проверяем работу.
3. Создание проблемной ситуации
- Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?
( вокруг нее разворачиваются все события)
Дети высказывают свои предложения.
Проблемный вопрос!!!!
- А почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну?
( вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)
4. Постановка учебной задачи
- Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.
Какова цель урока? (выяснить, почему автор выбрал главной героиней именно царевну)
Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора
5.. Поиск решения
2. Решение проблемы (пошаговое) РАБОТА В ПАРАХ
1. У меня на доске записаны слова, прочитайте их. Как вы думаете, что они обозначают? ( черты характера)
2. попробуйте разделить их на 2 столбика
Добрая Злобная Кроткая Завистливая Ласковая Жадная Нежная
Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная
- Как разделили эти слова? И почему именно так?
( ответ: это черты характера – положительные и отрицательные)
- Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?
( ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки)
3. Характеристика героев
1)-Давайте попробуем дать характеристику двум героиням ПО ВАРИАНТАМ
Составьте синквейн по темам «Царевна», «Царица»
( проверяем)
РАЗМИНКА (физминутка)
2)-Докажите словами из текста, что вы правильно охарактеризовали героев
(выборочное чтение)
Царевна –
а) белолица, черноброва… (стр. 74)
б) речь (стр. 76)
в) любящая (стр. 80). Почему отказала?
г) как она разговаривала с нищей Черницей? (стр. 82)
д) как к ней относится автор?
е) а как вы относитесь к ней?
Царица –
а) докажите, что она действительно красивая, умная (стр. 73)
б) завистливая (стр. 76)
в) злобная (стр. 75)
г) как к ней относится автор? (ответ: она умирает от злобы и ненависти)
д) а как вы к ней относитесь?
- Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь, а теперь давайте выясним, какие между ними были отношения, а также, как складывались отношения между главной героиней и другими персонажами сказки.
6. Выражение решения
7. Реализация продукта
Вывод: Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.
- А царевна, что всем окружающим дарит? (ответ: добро)
- Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну? (ответ)
-Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть - один из главных пороков.
Итог урока:
- Какова же главная мысль этого произведения?
Старайся делать людям добро. Зависть и злоба сами себя наказывают.
Есть такая пословица: « Как аукнется, так и откликнется».
Рефлексия
Оцени себя:
На уроке я
· Работал в группе
· Работал в парах
· Отвечал на вопросы
· Работал с учебником
· Составлял синквейн
Журнал.
· -Поставь отметки на оценочной шкале.
· Оцени, насколько тебе понравился урок
· 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
· Насколько трудны для тебя были задачи урока
· 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
· Оцени своё усердие в решение этих задач
· 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
· Насколько сплоченно работала твоя группа
· 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.
Домашнее задание.
· Выучить наизусть обращение Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
Приложение
ЗАДАНИЕ 1
РАСПРЕДЕЛИ ГЕРОЕВ ПО СТОЛБИКАМ:
королевич Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь, зеркало, месяц, солнце, ветер.
Положительные |
Отрицательные |
нейтральные |
Герои-помощники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАДАНИЕ 2
Добрая Злобная Кроткая Завистливая Ласковая Жадная Нежная
Равнодушная Верный Преданный Любящий Бессердечная
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.