Открытый урок по русскому языку в 3 классе
«Корень слова. Однокоренные слова.»
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность для актуализации и уточнения знаний детей об однокоренных словах; создать условия для формирования умения подбирать родственные слова, выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие: создать условия для развития умения находить однокоренные слова, выделять в них корень; развития познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирования орфографической зоркости;
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку.
Тип урока: закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование урока:
-иллюстрации;
-таблицы.
Ход урока:
1.Организационный момент: (хором читают дети).
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
-Мне
очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
-Доброе утро, ребята!
-Доброе утро всем, кто
присутствует на нашем уроке!
-Доброе утро всем, кто сегодня
будет хорошо работать на уроке!
-Сегодня у нас в гостях – учителя из школ района.
-А ещё на наш урок заглянул необычный гость.
-Кто он? Попробуем угадать.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
(ветер)
-Таким представляли ветра люди в древности.
2. Чистописание.
а) Пальчиковая гимнастика
Покажем, как двигается ветер.
Осторожно ветер
За калитку вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Покачал тихонько
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.
б) Вв Ветер, ветер, ты могуч!
-Написание какой буквы мы сегодня будем повторять?
-Какие соединения надо вспомнить?
-Давайте пригласим ветер заглянуть в наши тетради, посмотреть, как красиво наши ребята пишут буквы его имени.
в) запись даты в тетради
-Я тетрадь свою открою
И, как надо, положу.
И от вас сейчас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
3. Словарная работа: (в тетради, проверка осуществляется по презентации).
-А теперь ветер отправляется в своё путешествие, а мы отправляемся вместе с ним.
-Какое первое место он посетит, мы узнаем, выполнив словарную работу.
Ягода, помидор, ветер, урожай, малина, земляника, горох.
-Поднимите руку, кто не сделал ошибок.
-Прочитаем слова.
-На какие 2 группы их можно разделить? По какому признаку? (съедобное – несъедобное)
-Какое слово может быть лишним? Почему? (Ветер – явление природы ).
-Какое же место посетил ветер? (огород – сад – лес).
4.Письмо по памяти.
-А насколько силён ветер, мы сейчас узнаем.
-Откроем блокноты для письма по памяти.
Ветер рушит горы, а слово – дружбу. (7-10 секунд для запоминания)
(Чтение – запись – взаимопроверка – оценка).
-Поменяйтесь блокнотами, проверьте записи соседа, оцените его работу.
-Поднимите руки те, кто получили оценку « 5».
-Те, кто получил «4». Молодцы!
-Кто получил «3». Постарайтесь в следующий раз.
-Как вы понимаете значение этого выражения?( Слово имеет такую же силу, как и ветер. Нужно обдуманно употреблять слова, чтобы не обидеть другого человека и не разрушить дружбу).
5. Физминутка «Дружба».
-Но нам ветер не страшен, потому что мы - дружные ребята. Покажем ему, как мы делаем зарядку.
6.Повторение изученного:
а) постановка темы и целей урока:
-Наш друг ветер прилетел в один необычный сад.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
-Что за чудо-сад? (сад из слов)
-Что общего в словах вы заметили? (общая часть в словах)
-Как называется эта часть? (корень)
-Как называются слова в этом саду? (однокоренными или родственными)
-Назовите тему нашего урока. (Однокоренные или родственные слова).
б) повторение правила по схеме:
Общая часть Общее
(корень) смысловое значение
Однокоренные
(родственные) слова
Однокоренные (родственные) слова имеют общую часть (корень) и общее смысловое значение.
в) упражнения для закрепления и повторения:
-Давайте придумаем новые слова в корнем -сад- и запишем на доске и в тетради, выделим корень, докажем, что слова однокоренные (по очереди у доски, остальные в тетрадях).
Сад – садик – садовый – садовник – садовод - посадит – посадки – рассада.
г) работа по учебнику (с.65 № 142).
–Наш ветерок продолжает свой путь, он отправляется на с.65 нашего учебника в упражнение № 142.
3 ученика работают у доски, остальные в тетрадях по рядам (выделяют корень, находят лишнее слово, дописывают ещё одно слово, обозначают части речи; проверяют по очереди у доски).
- Оценим работу ребят.
д) физминутка .
-Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.
Лес - лесник, река – ручей, стена - потолок, кот - котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка.
е) игра «Чья не встретилась семья?»
-Ветерок продолжил свой путь и заглянул на лесную поляну. Он решил поиграть со зверями и перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек.
На лесной полянке
Летом, спозаранку
Собрался лесной народ –
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго вёлся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: « Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха,
Слон, слонёнок и слониха,
Лис, лисёнок и лисица,
Гусь, гусёнок, гусеница»
Молодец, сова, умна,
Но ошиблась и она.
Догадайтесь же, друзья,
Чья не встретилась семья?
-Вспомните семьи зверей.
-Почему мы не назвали ещё одну семью?
-Почему слова «гусь, гусёнок, гусеница» - это не семья?
ж) самостоятельная работа ( с.65 №143)
–А теперь наш ветерок отправляется на с.65 в упражнение 143.
-Прочитаем задание и определим, что так заинтересовало нашего ветерка.
(самостоятельная работа).
Проверка: читают задание кроссворда, называют слово-отгадку, проверяют по презентации).
-Что же заинтересовало ветра? (грибы).
7. Домашнее задание: с.65 упр.141
-Ветерку нужно продолжать свой путь и на память о себе он оставляет вам домашнее задание.
8. Подведение итогов урока:
-На прощание расскажите ветерку и всем присутствующим в классе о своих впечатлениях от урока.
-Продолжите предложения:
*Было интересно…
*Теперь я могу…
*Мне понравилось…
-Я довольна вашей работой на уроке, вы меня порадовали, вы молодцы!
-Урок окончен. Всем спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.