Разработка урока по теме "Добро и зло" модуль Светская этика
Оценка 4.6

Разработка урока по теме "Добро и зло" модуль Светская этика

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
обществознание
10 кл—11 кл
02.02.2020
Разработка урока по теме "Добро и зло" модуль Светская этика
урок светской этики в 4 классе по теме "Добро и зло"
разработка урока по теме.docx

Разработка урока  учителя МБОУ – СОШ №8 п. Крутобережный  Мартыновского района Ростовской области по модулю «Основы светской этики» .

Класс: 4

Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики. /Модуль «Основы светской этики»/.

Тема урока: «Добро и зло».

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Оборудование и материалы:

·         учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики»;

·         толковый словарь С. И. Ожегова;

·         компьютеры, проектор, презентация, видеоролик, электронное приложение к учебному пособию (если отсутствует, то электронный тест);

·         раздаточный материал.

Список литературы

1.     Книга для учителя «Основы светской этики»Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И.Тюляева. М.Просвещение, 2018г.

2.     Учебное пособие «Основы светской этики 4» М.Просвещение, 2018г.

3.     Учебное пособие «Основы светской этики 4» М.Просвещение, 2018г.

4.     Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5к.- М.: Просвещение, 2010.

5.     Электронное пособие к модулю «Основы светской этики».

6.     http://www.protestant.ru/news/culture/?id=2369

7.     www.proshkolu.ru

 

Ход урока:

Цель урока: 
Формировать у учащихся нравственные качества и моральные ориентиры.

Задачи, направленные на формирование и развитие предметных результатов:

·         выработать понимание терминов «добро» и «зло»;

·         учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире.

Учить логично и последовательно излагать свои мысли, уважительно относиться к мнению одноклассников.

Задачи, направленные на формирование и развитие метапредметных результатов:

·         развивать умение обобщать, делать выводы;

·         продолжать учить работать с информацией;

·         развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся

Задачи, направленные на формирование и развитие личностных результатов:

• развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/ и др. ученики в ходе урока:

·         В ходе урока учащиеся познакомятся с терминами добра и зла, научаться различать проявление добра и зла в окружающем мире;

·         Закрепят умение работы с информацией (с кластером, словарем, электронным пособием);

·         Будут развивать такие качества как толерантность, уважительные отношения друг к другу.

 

1.     Ход урока.

 

1. Мотивация учащихся на обучение.

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на своего товарища, улыбнитесь и постарайтесь передать тепло своей души. Улыбка, доброта– это так необходимо в нашей жизни.

 

Звучит песня…. «Дорогою добра».

 

1.     Введение в тему (создание проблемной ситуации).

-А сейчас поверните голову и посмотрите в окно.

-Ребята, какая сегодня погода?

-Что вы чувствуете, глядя в окно? (радостно, тоскливо…)

-Почему? (так как пасмурно…, солнечно)

 

1)Сравнительный анализ двух деревьев.

-  Что это за деревья прикреплены у меня на доске?

 - Ребята, давайте посмотрим на эти две березки и попробуем ответить на вопрос:

О чем они хотят нам рассказать? Чем является березка для русского человека?

-Сравните берёзки.

(Первая березка нам может рассказать о красоте, здоровье, удачи, счастье, успехе, а вторая – о горе, несчастье, печали, болезни)

-Правильно, ребята. ( Глядя на первое дерево, мы представляем здорового , счастливого человека, удачу, радость; второго дерева – больного человека, печаль, боль)

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/21/s_58838fff72b1c/s535173_0_1.png https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/21/s_58838fff72b1c/s535173_0_1.png

2)Творческая работа.

- Я приготовила ряд слов, давайте эти слова разместим на два дерева.

Возможные слова: тепло, зло, добро, война, веселье, мама, слёзы, семья, удача, горе, курение, алкоголь, терроризм, дружба. (Слова прикрепляются на деревья)

- Я согласна, что эти слова вы прикрепили на первую березу, а вторая береза, наверное, от таких «нехороших» слов и и почернела.

- Ребята, давайте посмотрим на два этих дерева и выделим два главных противоположных слова. (противоположные по значачению)

-Какова же цель нашего урока?

 (Сегодня каждый из нас будет учиться различать добро и зло)

-Скажите, что такое добро? - Посмотрите на лист с заданием.

У каждого:

добро

положительное

хорошее

милое

полезное

Напишите антонимы к каждому слову из первого столбика.

- Что такое антонимы? (Антонимы - слова противоположные по значению)

Проверим вашу работу

Зло

отрицательное

плохое

противное

вредное

- Дайте определение значения слова «зло».

Зло - это все отрицательное, плохое, противное, вредное.

- Как проверить, вы дали правильное определение слову?

-Посмотрим значение в толковом словаре

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру, оно уродует человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки. (С.И.Ожегов, стр.230)

Работа с притчей /слайд 1/.

·         Прочитай притчу.

·         В чем заключается смысл притчи?

·         В чем мораль?

·         Какими мыслями и чувствами вам хотелось поделиться? (Чему она вас научила?)

«Притча о Добре и Зле».

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

·         Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

А какого волка «кормишь» ты? /слайд 2/

 

2. Определение темы и целей урока /слайд 3/.

·         Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы будем говорить об основных этических понятиях – добре и зле.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло?

Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

 

3. Работа над новым материалом.

Работа в группах /слайд 4/.

1 группа – создаёт кластер к понятию ДОБРО

2 группа – создает кластер к понятию ЗЛО.

Работа со словарем /слайд 5/.

«Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу»;

«Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

 

«Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Сергей Ожегов

«Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро» /слайд 9/.

Возвращение к кластеру (уточнение информации).

Работа с учебником /стр. 12-13/ /слайд 6/

1.     Что входит в понятие добра?

2.     Найдите в тексте наиболее распространенные проявления зла.

Работа над кластером (уточнение информации).

Работа в группах /Раздаточный материал/.
Задание: Прочитайте текст «Доброта бывает разная» и приведите пример к одному из трех типов понятий доброты.

1 группа

·         Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2 группа

·         Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3 группа

·         И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

 

2.     Первичное закрепление материала.

Дидактическая игра «Добро и зло» 

Работа в группах /слайд 7/. Собери пословицы.

Как вы понимаете смысл данных утверждений?

1.     Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

2.     Жизнь дана на добрые дела.

3.     Доброе слово и железные ворота открывает.

4. «Худо тому, кто добра не делает никому».

5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

6. «Добро и зло творить всегда.

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится».

 

Игра «Найди пару» /работа по карточкам/

 

Добрые дела

половина счастья

Доброе слово

нет доброго имени

Без добрых дел

доброту не унесут

Красоту уносят годы

красят человека

 

5. Включение изученного материала в общую систему знаний.

Проект «Портрет доброго человека» (работа в группах).

 

«Игра узнай литературного героя»

- Из поколения в поколение человек пополнял свой жизненный опыт. Переносил все самое лучшее на бумагу, так до наших дней дошли замечательные произведения — это сказки. А одной из главных тем сказок была тема добра и зла. И в сказках всегда добро побеждает зло.

- А теперь по описанию определите сказочного героя.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса - Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

 

2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)

 

3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)

4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика - семицветика Катаева)

-Сначала мы видим, что Женя совершает глупые поступки.

-А какая она?

(обидчивая, злая, вспыльчивая)

-А когда Женя совершает разумные поступки?

-Какая она?

(добрая, любящая)

Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть, вместе с тем она добрая, любящая, она пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток. Она поняла, что надо делать добрые дела для других людей

 

/слайд8 /

·         Это – человек…

·         Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает

·         Он не совершает поступков …

·         Он не пройдет мимо …

·         Совестливый человек, если и совершает какие - то несправедливые поступки, то …., и они вызывают у него…

·         Совесть выражается в …

·         Она побуждает человека следовать…

·         Отвращает его от…

 

Просмотр притчи (видеофрагмент). О любви и терпении. Притча Воробей.

Сегодня мы с вами очень много говорили о понятиях добра и зла. Давайте посмотрим еще одну притчу. Во время просмотра подумайте, какие чувства и эмоции она у вас вызовет?

 

        

 

7. Рефлексия

Работа с весами.

-Перед вами интересный предмет. Кто знает, что это? (Это чашечные весы.)

-Для чего они нужны? (для того, чтобы взвесить предметы)

-Чего же на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (грубость, жадность, ложь и другие).Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по камешке положим их на чашу весов с «добром»

1.     Улыбнулись ли вы утром маме?

2.     Сказали ей «спасибо» за завтрак?

3.     Помыли за собой посуду?

4.     Поцеловали маму, уходя сегодня в школу?

5.     Хлопнули дверью в доме?

6.     Поссорились ли вы с другом?

7.     Помогли ли вы младшим?

8.     Улыбнулись ли тем, с кем общаетесь?

9.     Придя в школу, вы поздоровались?

10. Сказали обидное слово своему однокласснику?

11. Забыли поздороваться с учителем?

- Что победил -зло или добро?

-Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

-В заключении я хотела бы вам прочитать одну притчу: (притча -маленький рассказ с нравоучением)

Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: « спрошу –какая : о, мудрейший, какая у меня бабочка- живая или мёртвая? Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрец».  Так злой человек и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: какая у меня бабочка - живая или мёртвая? Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

-Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками принесет чудо.

Вы ещё дети. Но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми.

Задание на дом (на выбор)

1.Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.

2. Подготовьте высказывания выдающихся людей о добре и зле.

 

8.     Оценивание (Ребята, активно работающие на уроке, получают наклейки в тетрадь).

   Дидактический материал.

    Доброта бывает разная.

           Существует три понятия доброты.

      Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

 

Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню Надежды Кадышевой  «Добрые дела».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация.

 

  

 

        

                       

                                                 

     

        

                                  

                                        

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Разработка урока учителя МБОУ –

Разработка урока учителя МБОУ –

Закрепят умение работы с информацией (с кластером, словарем, электронным пособием); ·

Закрепят умение работы с информацией (с кластером, словарем, электронным пособием); ·

Творческая работа. - Я приготовила ряд слов, давайте эти слова разместим на два дерева

Творческая работа. - Я приготовила ряд слов, давайте эти слова разместим на два дерева

Работа с притчей /слайд 1/. ·

Работа с притчей /слайд 1/. ·

Работа в группах /Раздаточный материал/

Работа в группах /Раздаточный материал/

Включение изученного материала в общую систему знаний

Включение изученного материала в общую систему знаний

Она побуждает человека следовать… ·

Она побуждает человека следовать… ·

Эта история произошла давным-давно

Эта история произошла давным-давно

Презентация.

Презентация.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020