Разработка урока по теме «Фразеологизмы и их роль в тексте», 6 класс

  • docx
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока по ФГОС.docx

Тема: «Фразеологизмы и их роль в тексте», 6 класс

Тип урока: Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: систематизировать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Фразеологизмы»;

1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и роли в предложении, и употребления в речи.

2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация, компьютер, экран.

Задачи:

1.                  Находить отличительные признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний;

2.                  Строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования;

3.                  Определять лексическое значение фразеологизма;

4.                  Определять синтаксическую роль устойчивых оборотов речи;

5.                  Развивать коммуникативные навыки; работать с текстом;

6.                  Содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

7.                  Способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята!
Говорят, с каким настроением проснёшься, с таким и проведёшь целый день.
У вас хорошее настроение? Покажите лайк или дизлайк.
Вы будете клевать носом?

Вы будете бить баклуши?

Вы готовы работать так, чтоб работа закипела?

Вы будете внимательными и грамотными на уроке?

Приступаем к работе засучив рукава. Садитесь.

Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи, традиции. Поэтому мы отправляемся в увлекательное путешествие по красочной стране Фразеология. Нас ожидает экспресс-поезд под названием «Язык до Киева доведёт».  Чтобы отправиться в путешествие, необходимо решить лингвистическую задачу.

2. Актуализация знаний:

- Название поезда можно считать фразеологизмом? Что обозначает?

- Как называется наука изучающая устойчивые словосочетания?

- Откуда берутся фразеологизмы? Назовите источники фразеологизмов.

Постановка цели:

Каковы цели нашего урока?

-Узнаем ….

-Научимся…. 

- Проверим себя…

3.Создание проблемной ситуации. Кейс-стади

Совершая поездку, нам довелось услышать разговор двух чиновников. Их переписка лежит на ваших столах. Прочитаем реплики их диалога.

- Ты знаешь, а был когда-то я судьей,
В делах утратил здоровье и покой,
В трудах куска не доедал,
Ночей не досыпал:
И я ж за то под гнев подпал;
А всё по клеветам. Ну, сам подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
Чтоб этому был причастен я греху?
Подумай, вспомни хорошенько.

— Нет, дружище. А видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху.

Вопросы и задания по тексту:

1.Поняли друг друга герои?

2. С каким языковым явлением столкнулись два героя?

3. Что может означать последняя реплика чиновника?

4. Замените слово «пух» другим словом, например, вода, чеснок, мёд, опилки и др.
 У вас получился фразеологизм? Объясните свой ответ.

Пояснить что это свободные словосочетания*

5. Слово «рыльце» стилистически окрашенное слово?

Комментарий учителя: Это устойчивое выражение – рыльце в пушкУ в 1813 году придумал И.Крылов в басне «Лисица и сурок».

 А конец басни таков:
Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой,—
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.

Рыльце в пушку- применима к людям, которые не так невинны, как пытаются доказать всем вокруг. (лицемерные люди)

Во фразеологизмах замена слов невозможна, слова теряют свою смысловую самостоятельность. 
В его составе смысл имеют не отдельные слова, а лишь всё выражение в целом.
 Слова в свободных словосочетаниях создаются в процессе речи, не требуют запоминания.

Так крылатое выражение стало устойчивым и закрепилось во фразеологическом словаре.

В составе фразеологизмом порой используются слова, которые не всем понятны.

 Объясните значения слов.

А) Попасть впросак? (Просак – стан для кручения верёвок).

Б) Точить лясы? (Лясы – точёные столбики для поддержания перил).

4.Проверка дом.работы:

Рассказ об истории происхождения фразеологизмов.

Физкультминутка: Приём «Да –нет». Потянитесь в ту сторону с каким ответом вы согласны.

1.                  Фразеологизмы – это выразительные сочетания слов, переносные единицы языка. Они имеют нейтральное, особое значение, поэтому делают речь устойчивее.

2.                  Фразеологизмы можно искажать, дробить их на отдельные слова, менять состав слов в словосочетании.

3.                  Фразеологизм передаёт не дословно какое-то действие (или понятие), а вносит свой смысл, который было бы невозможно объяснить каким-то другим набором слов.

4.                  Значение фразеологизма можно передать только двумя словами.

5.                  Является ли фразеологизм в предложении «У него денег кот наплакал» сказуемым?

6. Работа по учебнику:

Наш экспресс-поезд едет дальше. Откройте с.98, упр.200

В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение?

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...

6. Самостоятельная работа с.90, упр.183

Давайте вспомним являются ли фразеологизмы членами предложения? Как выделяются?

Подчеркните в составленных предложениях фразеологизмы как члены предложения.

7.Подведение итогов

1.                  Для чего нужны фразеологизмы?

2.                  Что вы узнали о строении фразеологизмов?

8. Домашняя работа

9.Рефлексия: Приём «Покажи класс-дизлайк».

1.                  Вы были внимательны?

2.                  А грамотность соблюдали?

3.                  Вы можете себя похвалить?

4.                  Настроение  у вас по-прежнему хорошее?

Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.

§ Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)

§ Пожелание долгой жизни, благополучия (На многие лета)

§ Пожелание удачи в чём-либо  (В добрый час, ни пуха ни пера)