Тема: «Фразеологизмы и их роль в тексте», 6 класс
Тип урока: Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: систематизировать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Фразеологизмы»;
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и роли в предложении, и употребления в речи.
2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, презентация, компьютер, экран.
Задачи:
1. Находить отличительные признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний;
2. Строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования;
3. Определять лексическое значение фразеологизма;
4. Определять синтаксическую роль устойчивых оборотов речи;
5. Развивать коммуникативные навыки; работать с текстом;
6. Содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;
7. Способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Говорят, с каким настроением проснёшься, с таким и проведёшь целый день.
У вас хорошее настроение? Покажите лайк или дизлайк.
Вы будете клевать носом?
Вы будете бить баклуши?
Вы готовы работать так, чтоб работа закипела?
Вы будете внимательными и грамотными на уроке?
Приступаем к работе засучив рукава. Садитесь.
Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи, традиции. Поэтому мы отправляемся в увлекательное путешествие по красочной стране Фразеология. Нас ожидает экспресс-поезд под названием «Язык до Киева доведёт». Чтобы отправиться в путешествие, необходимо решить лингвистическую задачу.
2. Актуализация знаний:
- Название поезда можно считать фразеологизмом? Что обозначает?
- Как называется наука изучающая устойчивые словосочетания?
- Откуда берутся фразеологизмы? Назовите источники фразеологизмов.
Постановка цели:
Каковы цели нашего урока?
-Узнаем ….
-Научимся….
- Проверим себя…
3.Создание проблемной ситуации. Кейс-стади
Совершая поездку, нам довелось услышать разговор двух чиновников. Их переписка лежит на ваших столах. Прочитаем реплики их диалога.
- Ты знаешь, а был
когда-то я судьей,
В делах утратил здоровье и покой,
В трудах куска не доедал,
Ночей не досыпал:
И я ж за то под гнев подпал;
А всё по клеветам. Ну, сам подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
Чтоб этому был причастен я греху?
Подумай, вспомни хорошенько.
— Нет, дружище. А видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху.
Вопросы и задания по тексту:
1.Поняли друг друга герои?
2. С каким языковым явлением столкнулись два героя?
3. Что может означать последняя реплика чиновника?
4. Замените слово «пух» другим словом, например, вода,
чеснок, мёд, опилки и др.
У вас получился фразеологизм? Объясните свой ответ.
Пояснить что это свободные словосочетания*
5. Слово «рыльце» стилистически окрашенное слово?
Комментарий учителя: Это устойчивое выражение – рыльце в пушкУ в 1813 году придумал И.Крылов в басне «Лисица и сурок».
А конец
басни таков:
Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой,—
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Рыльце в пушку- применима к людям, которые не так невинны, как пытаются доказать всем вокруг. (лицемерные люди)
Во
фразеологизмах замена слов невозможна, слова теряют свою смысловую
самостоятельность.
В его составе смысл имеют не отдельные слова, а лишь всё выражение в целом.
Слова в свободных словосочетаниях создаются в процессе речи, не требуют
запоминания.
Так крылатое выражение стало устойчивым и закрепилось во фразеологическом словаре.
В составе фразеологизмом порой используются слова, которые не всем понятны.
Объясните значения слов.
А) Попасть впросак? (Просак – стан для кручения верёвок).
Б) Точить лясы? (Лясы – точёные столбики для поддержания перил).
4.Проверка дом.работы:
Рассказ об истории происхождения фразеологизмов.
Физкультминутка: Приём «Да –нет». Потянитесь в ту сторону с каким ответом вы согласны.
1. Фразеологизмы – это выразительные сочетания слов, переносные единицы языка. Они имеют нейтральное, особое значение, поэтому делают речь устойчивее.
2. Фразеологизмы можно искажать, дробить их на отдельные слова, менять состав слов в словосочетании.
3. Фразеологизм передаёт не дословно какое-то действие (или понятие), а вносит свой смысл, который было бы невозможно объяснить каким-то другим набором слов.
4. Значение фразеологизма можно передать только двумя словами.
5. Является ли фразеологизм в предложении «У него денег кот наплакал» сказуемым?
6. Работа по учебнику:
Наш экспресс-поезд едет дальше. Откройте с.98, упр.200
В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Какие из них имеют одинаковое значение?
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
6. Самостоятельная работа с.90, упр.183
Давайте вспомним являются ли фразеологизмы членами предложения? Как выделяются?
Подчеркните в составленных предложениях фразеологизмы как члены предложения.
7.Подведение итогов
1. Для чего нужны фразеологизмы?
2. Что вы узнали о строении фразеологизмов?
8. Домашняя работа
9.Рефлексия: Приём «Покажи класс-дизлайк».
1. Вы были внимательны?
2. А грамотность соблюдали?
3. Вы можете себя похвалить?
4. Настроение у вас по-прежнему хорошее?
Давайте попрощаемся, пожелаем друг другу всего самого доброго. И сделаем это тоже при помощи известных фразеологизмов.
§ Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)
§ Пожелание долгой жизни, благополучия (На многие лета)
§ Пожелание удачи в чём-либо (В добрый час, ни пуха ни пера)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.