Разработка урока по географии 7 класса по
теме «Климат Евразии»
Цель урока: Создать условия для самостоятельного изучения учащимися климата материка Евразия.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Евразия через систему географических задач.
2. Рассмотреть причины, определяющие особенности климата.
3. Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата.
4. Продолжить формирование умения работать с климатическими диаграммами и географическими картами.
5. Расширить и углубить знания учащихся о климате Земли.
Развивающие:
1. Используя субъектный опыт каждого обучающегося о климате, умении самостоятельно получать информацию с помощью карт, сформировать знания об особенностях климата Евразии.
2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.
3. Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность.
2. Формировать представление о целостности природы и взаимосвязи её компонентов.
3. Поддерживать психологический комфорт урока.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа).
Форма организации работы: групповая.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, карточки для распределения по группам, кроссворд для географической разминки, условные знаки для устного диктанта, конверты с заданиями, географические атласы.
Примечание: к данному уроку должны быть подготовлены двое ребят-экспертов (опережающее обучение), которые будут проводить экспертизу ответов учащихся класса. Перед уроком ребята с помощью карточек (по типу пазла с изображением материков) распределяются на группы по 4-5 человек.
Ход урока
Евразия, Евразия,
Огромный континент.
Большой до безобразия,
Конца и края нет.
И если ты когда-нибудь
Решишь его пройти,
То сколько же чудесного, ты встретишь на пути!
Географическая разминка. В начале урока в группах проводится традиционная работа по изучению географической номенклатуры. Проверку работы проводят обучающийсяи-эксперты.
I. Постановка цели урока.
На слайде 1 презентации – изображения людей на Чукотке, в Париже, в пустыне Аравийского полуострова и на пляжах островов Индонезии.
Вопросы и ответы учащихся, которые они сформулируют по ходу рассуждения:
· Могут ли эти люди быть одеты таким образом в одно и то же время? - Да.
· Почему это возможно? - Потому что материк Евразия – очень большой по площади и на материке сложился разнообразные природные условия.
· Как вы думаете, какой сегодня будет тема урока? - Климат Евразии.
· По вашему мнению, какую проблему мы должны решить в ходе урока? – В чем причина разнообразия рельефа Евразии?
II. Актуализация знаний.
Слайд 2 - задание «Выберите факторы, которые влияют на климат». Выполнение фронтальное.
III. Изучение нового материала.
1) Для определения влияния географической широты на климат материка применяется диктант в устной форме «Я утверждаю, что…», учащиеся в группе на основе карты климатических поясов мира (слайд 3) принимают решение и сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью условных знаков. Эксперты после каждого вопроса сразу корректируют ответ.
Я утверждаю, что…
1. На территории Евразии и Северной Америки сформировалось 7 климатических поясов.
2. На территории Северной Америки отсутствует субэкваториальный пояс.
3. На территории Северной Америки отсутствует экваториальный пояс.
4. Общими для двух материков являются только арктический, субарктический и умеренный пояс.
5. В отличие от Северной Америки тропический пояс в Евразии прерывается.
6. И в Евразии, и в Северной Америке наибольшую площадь занимает умеренный пояс.
7. Для Северной Америки характерны те же климатические пояса, что и в Евразии, кроме экваториального пояса.
В качестве вывода ребята еще раз называют климатические пояса Евразии.
2) Определение типов климата Евразии по признакам. Ребята работают в группе, формулируют ответы и в письменном виде предоставляют их экспертам для оценки. Данный прием эвристической деятельности позволяет выяснение того, что представляет собой неизвестное по имеющимся данным.
1.
v Не происходит смены времен года.
v Весь год преобладают постоянные воздушные массы, высокие температуры, большое количество осадков.
v В поясе располагаются в основном южные острова, например, острова Индонезии.
(экваториальный)
2.
v Летом преобладают тропические, а зимой – умеренные воздушные массы.
v Зимой выпадают осадки, лето сухое.
v Имеет три климатических сектора.
v На западе сектор средиземноморский, на востоке – муссонный.
v В западной части осадки выпадают зимой, на востоке – летом.
v В центральном секторе находится нагорье Тибет.
(субтропический)
3.
v Располагается на крайнем севере Евразии.
v В течение всего года преобладает одна воздушная масса. Зимой морозно, летом холодно.
v В пределах этого пояса находятся острова Шпицберген.
(арктический)
4.
v Летом преобладают экваториальные воздушные массы, зимой тропические.
v Является переходным климатическим поясом, занимает территорию полуостровов Индостан и Индокитай.
(субэкваториальный)
5.
v Летом господствуют умеренные воздушные массы, а зимой арктические.
v Осадки выпадают в летний период, вызываются приходом умеренных воздушных масс.
v В этом поясе находится остров Исландия.
(субарктический)
6.
v Пояс не протягивается через весь материк.
v Пояс занимает Аравийский полуостров.
v Пояс является постоянным. Осадков мало в течение всего года, температуры высокие, особенно в летний период.
(тропический)
7.
v Пояс имеет наибольшую протяженность с севера на юг.
v Преобладают западные ветры.
v Пояс является постоянным, с холодной снежной зимой и теплым летом.
v Делится на пять секторов.
v Уральские горы являются климаторазделом двух климатических секторов.
v Находится полюс холода Евразии (зафиксирована температура -70ºС).
(умеренный)
Динамическая пауза.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
3) Работа с климатограммами. Учащиеся вовлекаются в дискуссию. После обсуждения каждая группа ребят озвучивает свое мнение и обосновывает его, эксперты подтверждают или опровергают правильность ответа.
Задание: Проанализируйте климатограмму по плану:
1. Чему равны максимальная и минимальная температуры, и на какие месяцы приходится максимум и минимум? Определите амплитуду температур.
2. Определите годовое количество осадков и режим их выпадения.
3. Сделайте вывод: о климате какого города идет речь.
Варианты:
1. Индонезия, город Джакарта.
2. Италия, город Рим.
3. Саудовская Аравия, город Эр-Рияд.
4. Россия, город Москва.
5. Индия, город Мумбаи.
4) С целью выявить другие факторы разнообразия климата Евразии, кроме географической широты, можно применить эвристический метод «мозговой штурм». В целях предотвращения превращения урока в беспорядочную перепалку учащиеся должны владеть правилами участия в мозговом штурме, изучив заранее памятку (приложение). Задание – выбрать конверт с вопросом, в ходе «Мозгового штурма» ответить на вопрос и сделать вывод о влиянии других климатообразующих факторов на формирование климатических условий Евразии. Способствует развитию устной речи.
1. На склонах Уральских гор – западном и восточном – выпадает разное количество осадков. Почему? (Факторы – господствующие в умеренном поясе западные ветра и рельеф – Уральские горы, которые вызывают орографические осадки).
2. Самым влажным местом в мире является деревня Черрапунджи в Индии, у подножия самых высоких гор мира. Объясните, почему в предгорьях Гималаев выпадает самое большое количество осадков? (Факторы – господствующие в субэкваториальном поясе пассаты и рельеф – Гималаи, которые вызывают орографические осадки).
3. На востоке материка реки Амур, Хуанхэ и Янцзы разливаются летом. Чем объяснить летнее половодье именно восточных рек Евразии? (Причина – муссоны, которые господствуют в восточной части умеренного и субтропического поясов).
4. На острове Исландия, который находится за Полярным кругом, можно увидеть среди растений очень теплолюбивые культуры, например, пальмы. Заполярный город Мурманск в России не замерзает зимой и работает круглый год. Чем объяснить эти уникальные факты? (Причина – теплые течения Гольфстрим и Североатлантическое, которые оказывают отепляющее влияние на Исландию и северо-запад России).
5. Почему полюс холода Северного полушария находится не на севере материка, а южнее – в Якутии? (Факторы – удаленность от океана и характер подстилающей поверхности. Полюс холода расположен на территории, удаленной от морей и океанов, в области резко-континентального климата с очень низкой влажностью. К тому же большая масса материка Евразия зимой промерзает быстрее и сильнее, чем вода океанов).
IV. Рефлексия.
«Экспертная комиссия» анализирует деятельность всех групп, указывают успехи и ошибки. В заключении они просят ребят пантомимой показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
V. Творческое домашнее задание.
Представьте в виде презентации смену климатов во время путешествия по Евразии. Варианты:
Приложение.
Правила участия в «мозговом штурме». Памятка для учащихся
1.Формируйте свои мысли точно, но конкретно.
2.Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания.
3.Мозговая атака требует полного раскрепощения воображения.
4.Запрещаются критические замечания и промежуточные оценки - это мешает формулировать новые идеи
5.Чем больше выдвинуто предложений, тем более вероятно, что в результате «мозгового штурма» действительно появятся новые, ценные идеи.
6.Приветствуются все дополнения и уточнения.
7.Разрешаются задавать вопросы, если они не содержат оценки высказываний предыдущих ораторов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.