ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие функциональной грамотности. Особое внимание уделено естественнонаучной грамотности, ее развитию на уроках физики, приведены примеры заданий на ее формирование у обучающихся.
Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, компетентность, учебная деятельность, метапредметный результат, качество образования.
Динамично изменяющийся мир требует от обучающихся новые навыки и умения. Поэтому, работа современной школы нацелена на формирование у выпускника не только прочных знаний, но и умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность (ФГ).
В Декларации ЮНЕСКО отмечается, что «личности должны быть способны...полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники, то есть речь идет о достижении функциональной грамотности – в противоположность элементарной (базовой) грамотности». [5]
В современной литературе можно найти много определений функциональной грамотности. Функционально грамотным человеком можно считать человека, который способен «использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2,8]
Функциональную грамотность можно рассматривать в образовании как переход от утверждения «образование на всю жизнь» к «образование через всю жизнь». Различают несколько форм ФГ: общая грамотность; коммуникативная; информационная; компьютерная. К основным направлениям ФГ можно отнести: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, глобальные компетенции, финансовую грамотность, креативное и критическое мышление.
Остановим внимание на естественнонаучной (ЕН) функциональной грамотности. Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. [3] Умение объяснять или описывать природные явления, анализировать и оценивать, делать выводы, являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности.
Эффективность обучения при таком подходе определяется не только полнотой и систематичностью знаний, но и способностью обучающихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний и умений в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Компетентность не противопоставляется знаниям и умениям, она включает их в себя, но не путём простого суммирования, а посредством свободного использования наиболее эффективного для данной конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале учащегося знаний-умений. [4]
Международное понимание ЕН грамотности включает в себя ряд умений, которые, в свою очередь, находятся в полном соответствии с требованиями ГОС к образовательным результатам (cм.табл. 1).
Таблица 1 - Соответствие между ЕН грамотностью и требованиями
ГОС ООО и СОО Донецкой Народной Республики к результатам образования
Компетентности, определяющие ЕН грамотность |
Требования ГОС ООО и СОО ДНР к результатам образования |
Понимание основных особенностей ЕН исследования (метода познания). |
Приобретение опыта применения научных методов познания (предметный результат – физика). |
Умение объяснять или описывать ЕН явления на основе имеющихся научных знаний, умение прогнозировать изменения |
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели решения учебных и познавательных задач (метапредметный результат образования). |
Умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности |
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (метапредметный результат образования). [1] |
Сравнение показывает, что компетентности, составляющие ЕН грамотность, и требования стандарта согласуются друг с другом.
Нельзя не согласиться с высказыванием российского академика В.А. Болотова: «На протяжении веков человечество создавало систему обучения, настроенную, прежде всего, на решение именно типичных заданий, учила действовать по шаблону, поскольку шаблон предполагает некий стандарт, принятый всеми... Но и пытаться выстроить обучение только на таких задачах также было бы большой ошибкой, ибо прежде, чем научить творчеству, нужно развить репродуктивное мышление. А значит, всё дело в умелом сочетании того и другого». [6]
На практике отмечается, что невысокие результаты обучающихся связаны с недостаточным овладением некоторыми метапредметными умениями. Решить эту проблему можно таким образом, как переход от решения задач по алгоритму, шаблону к проведению исследований, к поиску смыслов и альтернативных решений. На центральное место ставится стимулирование учебной деятельности самих обучающегося; создание мотивирующей образовательной среды; обучение через исследование, и вместе с педагогом оценивание выполнения поставленной задачи. Оценка результатов показывает слабые и сильные стороны работы, указывает направления и цели дальнейшей работы.
При составлении заданий на формирование ЕН грамотности нужно учесть: в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная обучающемуся; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны; требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (физики); использование рисунков, таблиц и т.п.
Пример контекстности задания на ЕН грамотность (см.рис. 1). Ставим вопрос перед обучающимися: «Проанализируйте рекомендации инструкции и дайте пояснение».
Рис.1 – Пример задания на формирование ЕН грамотности
Приведем несколько примеров заданий на формирование ЕН грамотности обучающихся по физике.
Задание 1 (7 класс, тема «Диффузия»). Когда готовят малосольные огурцы, их заливают рассолом (вода с солью). Через несколько дней огурцы готовы к употреблению. Если же залить огурцы таким же рассолом, но другой температуры, то огурцы могут стать малосольными уже через несколько часов. Дайте ответ на вопросы: Что нужно сделать с рассолом: нагреть или остудить, чтобы огурцы засолились быстрее? Когда огурцы заливают рассолом, они через некоторое время становятся солёными. В то же время рассол приобретает огуречный вкус. Почему?
Задание 2 (7 класс, тема «Диффузия»)
1. Иногда случается так, что сельдь купили пересоленую. Что же делать в таком случае? Дайте свой ответ.
2. Совет от соседки тети Анны: если селёдка пересолена, но не слишком сильно, то разделываем её на филе, нарезаем кусочками, складываем в баночку или контейнер и добавляем к ней одну-две головки репчатого лука, нарезанного полукольцами. Заливаем растительным маслом и перемешиваем. На следующий день сельдь станет менее соленой.
А соседка Любовь Ивановна советует: если селёдка очень пересолена, то её нужно вымачивать. Рыбу потрошим, делаем небольшой надрез по спинке. Заливаем селёдку холодной кипяченой водой на 1 час. Затем меняем воду вымачиваем еще 1-2 часа в зависимости от того насколько соленая рыба. Ответьте на вопросы: Почему при первом способе лук и подсолнечное масло становятся солёными? При втором способе предлагают заменить воду через 1 час. Для чего это делают?
Задание 3 (7 класс, тема «Условие плавания тел»). Рыбы могут свободно перемещаться в вертикальном направлении. Некоторые рыбы обладают важным органом – плавательным пузырём. С его помощью рыба может погружаться на дно и подниматься к поверхности воды. Плавательный пузырь располагается в брюшной полости и занимает очень много места. Он представляет собой мешочек, заполненный газами. Если рыбе нужно опуститься на дно, стенки пузыря при помощи грудных и брюшных мышц сжимаются, и рыба погружается. При движении наверх всё происходит наоборот.
Проанализируйте текст и ответьте на вопросы: Как рыба с плавательным пузырём поднимается к поверхности воды? Почему рыбы с плавательным пузырём, когда умирают, всплывают на поверхность водоёма?
Задание 4 (8 класс, тема «Теплопроводность»)
4.1. Известно, что тела бывают в трёх агрегатных состояниях, отличающихся расстоянием между частицами в веществе. В твёрдых телах оно наименьшее, а в газах –наибольшее. Чтобы тело нагрелось, нужно, чтобы механическая энергия движения молекул перешла в тепловую: чем быстрее двигаются молекулы, тем выше температура вещества. Поскольку в газах частицы дальше, то и нагреваться газы будут медленнее, а твёрдые тела – быстрее. Скорость нагревания вещества равна скорости потери им тепла. Многие твёрдые тела быстро принимают и так же быстро отдают тепло – у них хорошая теплопроводность. Газы же нагреваются и остывают медленно, поэтому говорят, что они обладают плохой теплопроводностью. Это свойство газов активно используется в быту: например, при изготовлении прихваток между слоями оставляют воздух, чтобы при контакте с горячей поверхностью тепло медленнее передавалось.
Изучите текст, дайте ответ на вопрос: Почему для изготовления чайников, кастрюль и т.п. используют не пластмассы, а сплавы металлов?
4.2. Вы уже знаете, что теплопроводность различных твёрдых веществ не одинакова. Перед вами значения теплопроводности некоторых из них.
Название вещества |
Теплопроводность |
Название вещества |
Теплопроводность |
Серебро |
428,0 |
Пластмасса |
0,15 |
Алюминий |
237,0 |
Древесина |
0,2-0,1 |
Фарфор |
1,6 |
Железо |
80,0 |
Золото |
308,2 |
Олово |
64,0 |
Основываясь на приведенных данных, ответьте на вопросы: Почему для изготовления тарелок используется не алюминий, а фарфор? Почему кухонные лопатки изготавливают из дерева, а не из металлов? При объяснении укажите, как назначение предмета связано с материалом изготовления.
4.3. Начало формы
Конец формы
Почему в бане висит объявление «Перед входом в парную убедительно просим Вас снять все золотые и серебряные украшения. Вы можете их оставить в камере хранения»? Что может произойти, если этого не сделать?
Конечно, формирование ЕН функциональной грамотности - это очень длительный процесс и реализуется во всех образовательных областях, а не только на уроках физики. В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития ЕН функциональной грамотности:
- метод проблемного обучения, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации;
- метод «корзина идей» - организация индивидуальной и групповой работы обучающихся в начале урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний;
- приём «найди ошибку», активизирующий внимание обучающихся, совместный или индивидуальный поиск решения;
- исследовательский метод направлен на решение практических задач;
- метод кейс-стади, позволяющий обучающемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.
Немало важную роль в развитии ЕН функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, в том числе и практических, которые способствует развитию самостоятельного мышления обучающихся, возможность творчества, возбуждая интерес. Приведем примеры домашних заданий: «Придумать рекламу закона, понятия, явления», «Составить задачу (кроссворд) по теме «…», «Придумать домашний эксперимент по теме …, используя домашние подручные средства», «Усовершенствовать прибор школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты)» и др.
Пример домашней практической работы по теме «Расчёт стоимости электроэнергии бытовых приборов».
Цель: научиться пользоваться паспортом электрического прибора, определять с его помощью мощность бытовых электроприборов и вычислять затраченную им электроэнергию и ее стоимость.
Оборудование: технические паспорта приборов, различные электробытовые приборы (компьютер, зарядное устройство, лампочка).
Порядок выполнения работы (в первый день): 1. Найдите в технических паспортах или на корпусе прибора мощность предложенных вам электрических приборов. 2. Определите работу, совершенную током в этих приборах за указанное время, за сутки и за месяц (30 дней). 3. Рассчитайте стоимость затраченной электроэнергии за месяц по формуле: Стоимость = Работа эл.тока * тариф. |
Порядок выполнения работы (во второй день): 1. Не включайте электроприборы без надобности (в частности электрические лампочки, телевизор…) 2. Выполните расчет сэкономленной энергии за день, месяц, год. 3. Подсчитайте экономию в рублях и сделайте анализ проделанной работы. 4. Составьте план, куда можно потратить сэкономленный бюджет.
|
Таким образом, использование активных форм обучения на уроках и во внеурочное время создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве.
При подготовке к урокам педагогу уместно использовать задания ВПР (всероссийских проверочных работ). Эти задания проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, физики; проверяет сформированность методологических умений – снимать показания приборов, определять значения искомой величины по экспериментальному графику или таблице данных значения искомой величины, выделять цель проведения опыта по его описанию или самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение; проверяют умение применять полученные знания для описания устройства и объяснения принципов действия различных технических объектов или узнавать проявление явлений в окружающей жизни. Есть контекстные задания, где обучающимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования. Есть задания на проверку умения работать с текстовой информацией физического содержания, содержащие различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики).
Таким образом, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся современности. Чему учить? А главное - как учить результативно? Это вопросы, которые решают педагоги ежедневно. Ведь функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников.
Список литературы:
1. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №121-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 80-НП). – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1YPYNnVQkCxy1wwyM-uI_ccCWgk9OP1Cf/view .
2. Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / А.А. Леонтьев; Сост., предисл., комментарии Д.А. Леонтьева. – Москва: Смысл, 2016. – 528 c.
3. Елманова, И. В. Значение формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся / И.В. Елманова // Вестник научных конференций . – 2015. – № 1. – С. 68-70.
4. Демидова, М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М.Ю. Демидова, Д.Ю. Добротин, В.С. Рохлов // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8-19.
5. Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций: образование для всех: резолюция: принята Генеральной Ассамблеей / Генеральная Ассамблея ООН (56-я сессия: 2001-2002). – [Нью-Йорк]: ООН, 2002. – 4 с. – URL: file:///C:/Users/Елена/Downloads/A_RES_56_116-RU.pdf (дата обращения 24.10.2021).
6. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8–14.
7. Абдулаева, О.А. Естественнонаучная грамотность. Физические системы. Тренажер. 7-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцева ; под ред. И.Ю. Алексашиной. – Москва: Просвещение, 2020. – 224 с.
8. Мацкевич, В. Функциональная грамотность / В. Мацкевич, С. Крупник // Всемирная энциклопедия: Философия. – Москва: АСТ; Минск: Харвест - Современный литератор, 2001. – С 1172-1173.
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.