ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Оценка 4.9

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Оценка 4.9
docx
01.12.2021
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ .docx

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

 

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие функциональной грамотности. Особое внимание уделено естественнонаучной грамотности, ее развитию на уроках физики, приведены примеры заданий на ее формирование у обучающихся.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, компетентность, учебная деятельность, метапредметный результат, качество образования.

 

Динамично изменяющийся мир требует от обучающихся новые навыки и умения.  Поэтому, работа современной школы нацелена на формирование у выпускника не только прочных знаний, но и умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность (ФГ).

В Декларации ЮНЕСКО отмечается, что «личности должны быть способны...полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники, то есть речь идет о достижении функциональной грамотности – в противоположность элементарной (базовой) грамотности». [5]

В современной литературе можно найти много определений функциональной грамотности. Функционально грамотным человеком можно считать человека, который способен «использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [2,8]   

Функциональную грамотность можно рассматривать в образовании как переход от утверждения «образование на всю жизнь» к «образование через всю жизнь». Различают несколько форм ФГ: общая грамотность; коммуникативная; информационная; компьютерная. К основным направлениям ФГ можно отнести: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, глобальные компетенции, финансовую грамотность, креативное и критическое мышление.

Остановим внимание на  естественнонаучной (ЕН) функциональной грамотности.  Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. [3] Умение объяснять или описывать природные явления, анализировать и оценивать, делать выводы, являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности.

Эффективность обучения при таком подходе определяется не только полнотой и систематичностью знаний, но и способностью обучающихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний и умений в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Компетентность не противопоставляется знаниям и умениям, она включает их в себя, но не путём простого суммирования, а посредством свободного использования наиболее эффективного для данной конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале учащегося знаний-умений. [4]

Международное понимание ЕН грамотности включает в себя ряд умений, которые, в свою очередь, находятся в полном соответствии с требованиями ГОС к образовательным результатам (cм.табл. 1).

Таблица 1 - Соответствие между ЕН грамотностью и требованиями

ГОС ООО и СОО Донецкой Народной Республики к результатам образования

Компетентности, определяющие ЕН грамотность

Требования ГОС ООО и СОО ДНР               к результатам образования

Понимание основных особенностей ЕН исследования (метода познания).

Приобретение опыта применения научных методов познания (предметный результат – физика).

Умение объяснять или описывать ЕН явления на основе имеющихся научных знаний, умение прогнозировать изменения

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели решения учебных и познавательных задач (метапредметный результат образования).

Умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (метапредметный результат образования). [1]

Сравнение показывает, что компетентности, составляющие ЕН грамотность, и требования стандарта согласуются друг с другом.

Нельзя не согласиться с высказыванием российского академика В.А. Болотова: «На протяжении веков человечество создавало систему обучения, настроенную, прежде всего, на решение именно типичных заданий, учила действовать по шаблону, поскольку шаблон предполагает некий стандарт, принятый всеми... Но и пытаться выстроить обучение только на таких задачах также было бы большой ошибкой, ибо прежде, чем научить творчеству, нужно развить репродуктивное мышление. А значит, всё дело в умелом сочетании того и другого». [6]

На практике отмечается, что невысокие результаты обучающихся связаны с недостаточным овладением некоторыми метапредметными умениями. Решить эту проблему можно таким образом, как переход от решения задач по алгоритму, шаблону к проведению исследований, к поиску смыслов и альтернативных решений.  На центральное место ставится стимулирование учебной деятельности самих обучающегося; создание мотивирующей образовательной среды; обучение через исследование, и вместе с педагогом оценивание выполнения поставленной задачи. Оценка результатов показывает слабые и сильные стороны работы, указывает направления и цели дальнейшей работы.

При составлении заданий на формирование ЕН грамотности нужно учесть: в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная обучающемуся; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны; требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (физики); использование рисунков, таблиц и т.п.

Пример контекстности задания на ЕН грамотность (см.рис. 1). Ставим вопрос перед обучающимися: «Проанализируйте рекомендации инструкции и дайте пояснение».

 

Рис.1 – Пример задания на формирование ЕН грамотности

Приведем несколько примеров заданий на формирование ЕН грамотности обучающихся по физике.

Задание 1 (7 класс, тема «Диффузия»). Когда готовят малосольные огурцы, их заливают рассолом (вода с солью). Через несколько дней огурцы готовы к употреблению. Если же залить огурцы таким же рассолом, но другой температуры, то огурцы могут стать малосольными уже через несколько часов. Дайте ответ на вопросы: Что нужно сделать с рассолом: нагреть или остудить, чтобы огурцы засолились быстрее?  Когда огурцы заливают рассолом, они через некоторое время становятся солёными. В то же время рассол приобретает огуречный вкус. Почему?

Задание 2 (7 класс, тема «Диффузия»)

1.                 Иногда случается так, что сельдь купили пересоленую. Что же делать в таком случае? Дайте свой ответ.

2.                 Совет от соседки тети Анны: если селёдка пересолена, но не слишком сильно, то разделываем её на филе, нарезаем кусочками, складываем в баночку или контейнер и добавляем к ней одну-две головки репчатого лука, нарезанного полукольцами. Заливаем растительным маслом и перемешиваем. На следующий день сельдь станет менее соленой.

А соседка Любовь Ивановна советует: если селёдка очень пересолена, то её нужно вымачивать. Рыбу потрошим, делаем небольшой надрез по спинке. Заливаем селёдку холодной кипяченой водой на 1 час. Затем меняем воду  вымачиваем еще 1-2 часа в зависимости от того насколько соленая рыба. Ответьте на вопросы: Почему при первом способе лук и подсолнечное масло становятся солёными? При втором способе предлагают заменить воду через 1 час. Для чего это делают?

Задание 3 (7 класс, тема «Условие плавания тел»). Рыбы могут свободно перемещаться в вертикальном направлении. Некоторые рыбы обладают важным органом – плавательным пузырём. С его помощью рыба может погружаться на дно и подниматься к поверхности воды. Плавательный пузырь располагается в брюшной полости и занимает очень много места. Он представляет собой мешочек, заполненный газами. Если рыбе нужно опуститься на дно, стенки пузыря при помощи грудных и брюшных мышц сжимаются, и рыба погружается. При движении наверх всё происходит наоборот.

Проанализируйте текст и ответьте на вопросы: Как рыба с плавательным пузырём поднимается к поверхности воды? Почему рыбы с плавательным пузырём, когда умирают, всплывают на поверхность водоёма?

Задание 4 (8 класс, тема «Теплопроводность»)

4.1. Известно, что тела бывают в трёх агрегатных состояниях, отличающихся расстоянием между частицами в веществе. В твёрдых телах оно наименьшее, а в газах –наибольшее. Чтобы тело нагрелось, нужно, чтобы механическая энергия движения молекул перешла в тепловую: чем быстрее двигаются молекулы, тем выше температура вещества. Поскольку в газах частицы дальше, то и нагреваться газы будут медленнее, а твёрдые тела – быстрее. Скорость нагревания вещества равна скорости потери им тепла. Многие твёрдые тела быстро принимают и так же быстро отдают тепло – у них хорошая теплопроводность. Газы же нагреваются и остывают медленно, поэтому говорят, что они обладают плохой теплопроводностью. Это свойство газов активно используется в быту: например, при изготовлении прихваток между слоями оставляют воздух, чтобы при контакте с горячей поверхностью тепло медленнее передавалось.

 Изучите текст, дайте ответ на вопрос: Почему для изготовления чайников, кастрюль и т.п. используют не пластмассы, а сплавы металлов?

4.2. Вы уже знаете, что теплопроводность различных твёрдых веществ не одинакова. Перед вами значения теплопроводности некоторых из них.

Название вещества

Теплопроводность  

Название вещества

Теплопроводность  

Серебро

428,0

Пластмасса

0,15

Алюминий

237,0

Древесина

0,2-0,1

Фарфор

1,6

Железо

80,0

Золото

308,2

Олово

64,0

Основываясь на приведенных данных, ответьте на вопросы:  Почему для изготовления тарелок используется не алюминий, а фарфор?  Почему кухонные лопатки изготавливают из дерева, а не из металлов? При объяснении укажите, как назначение предмета связано с материалом изготовления.

4.3. Начало формы

Конец формы

Почему в бане висит объявление «Перед входом в парную убедительно просим Вас снять все золотые и серебряные украшения. Вы можете их оставить в камере хранения»?  Что может произойти, если этого не сделать?

Конечно, формирование ЕН функциональной грамотности - это очень длительный процесс и реализуется во всех образовательных областях, а не только на уроках физики. В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития ЕН функциональной грамотности:

- метод проблемного обучения, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации;

- метод «корзина идей» - организация индивидуальной и групповой работы обучающихся в начале урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний;

- приём «найди ошибку», активизирующий внимание обучающихся, совместный или индивидуальный поиск решения;

- исследовательский метод направлен на решение практических задач;

- метод кейс-стади, позволяющий обучающемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.

Немало важную роль в развитии ЕН функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, в том числе и практических, которые способствует развитию самостоятельного мышления обучающихся, возможность творчества, возбуждая интерес. Приведем примеры домашних заданий: «Придумать рекламу закона, понятия, явления», «Составить задачу (кроссворд) по теме «…»,  «Придумать домашний эксперимент по теме …, используя домашние подручные средства», «Усовершенствовать прибор школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты)» и др.

Пример домашней практической работы по теме «Расчёт стоимости электроэнергии бытовых приборов».

Цель: научиться пользоваться паспортом электрического прибора, определять с его помощью мощность бытовых электроприборов и вычислять затраченную им электроэнергию и ее стоимость.

Оборудование: технические паспорта приборов, различные электробытовые приборы (компьютер, зарядное устройство, лампочка).

Порядок выполнения работы

(в первый день):

1.                 Найдите в технических паспортах или на корпусе прибора мощность предложенных вам электрических приборов.

2.                 Определите работу, совершенную током в этих приборах  за указанное время, за сутки и за месяц (30 дней).

3.                 Рассчитайте стоимость затраченной электроэнергии за месяц по формуле:

Стоимость = Работа эл.тока * тариф.

Порядок выполнения работы

(во второй день):

1.                 Не включайте электроприборы без надобности (в частности электрические лампочки, телевизор…)

2.                 Выполните расчет сэкономленной энергии за день, месяц, год.    

3.                 Подсчитайте экономию в рублях и сделайте анализ проделанной работы.

4.                 Составьте план, куда можно потратить сэкономленный бюджет.

 

Таким образом, использование  активных форм обучения на уроках и во внеурочное время создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве.

При подготовке к урокам педагогу уместно использовать задания ВПР (всероссийских проверочных работ). Эти задания проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, физики; проверяет сформированность методологических умений – снимать показания приборов, определять значения искомой величины по экспериментальному графику или таблице данных значения искомой величины, выделять цель проведения опыта по его описанию или самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение;  проверяют умение применять полученные знания для описания устройства и объяснения принципов действия различных технических объектов или узнавать проявление явлений в окружающей жизни. Есть контекстные задания, где обучающимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования. Есть задания на проверку умения работать с текстовой информацией физического содержания, содержащие  различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики).  

Таким образом, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся современности. Чему учить? А главное - как учить результативно? Это вопросы, которые решают педагоги ежедневно. Ведь функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников.

Список литературы:

1.                 Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2020 г. №121-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 80-НП). – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1YPYNnVQkCxy1wwyM-uI_ccCWgk9OP1Cf/view .

2.                 Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / А.А. Леонтьев; Сост., предисл., комментарии Д.А. Леонтьева. – Москва: Смысл, 2016. –  528 c.

3.                 Елманова, И. В. Значение формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся / И.В. Елманова // Вестник научных конференций . – 2015. – № 1. – С. 68-70.

4.                 Демидова, М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся /  М.Ю. Демидова, Д.Ю. Добротин, В.С. Рохлов // Педагогические измерения. – 2020. – № 2. – С. 8-19.

5.                 Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций: образование для всех: резолюция: принята Генеральной Ассамблеей / Генеральная Ассамблея ООН (56-я сессия: 2001-2002). –  [Нью-Йорк]: ООН, 2002. – 4 с. – URL: file:///C:/Users/Елена/Downloads/A_RES_56_116-RU.pdf (дата обращения 24.10.2021).  

6.                 Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8–14.

7.                 Абдулаева, О.А. Естественнонаучная грамотность. Физические системы. Тренажер. 7-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцева ; под ред. И.Ю. Алексашиной. – Москва: Просвещение, 2020. – 224 с.

8.                 Мацкевич, В. Функциональная грамотность / В. Мацкевич, С. Крупник // Всемирная энциклопедия: Философия. – Москва: АСТ; Минск: Харвест - Современный литератор, 2001. – С 1172-1173.


 

9.                 Скачано с www.znanio.ru

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ

Функциональную грамотность можно рассматривать в образовании как переход от утверждения «образование на всю жизнь» к «образование через всю жизнь»

Функциональную грамотность можно рассматривать в образовании как переход от утверждения «образование на всю жизнь» к «образование через всю жизнь»

Компетентности, определяющие ЕН грамотность

Компетентности, определяющие ЕН грамотность

А значит, всё дело в умелом сочетании того и другого»

А значит, всё дело в умелом сочетании того и другого»

Задание 1 (7 класс, тема «Диффузия»)

Задание 1 (7 класс, тема «Диффузия»)

При движении наверх всё происходит наоборот

При движении наверх всё происходит наоборот

Основываясь на приведенных данных, ответьте на вопросы :

Основываясь на приведенных данных, ответьте на вопросы :

Пример домашней практической работы по теме «

Пример домашней практической работы по теме «

Есть контекстные задания, где обучающимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного…

Есть контекстные задания, где обучающимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного…

Елманова, И. В. Значение формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся /

Елманова, И. В. Значение формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2021