Урок литературного чтения. Устное народное творчество
Оценка 4.9

Урок литературного чтения. Устное народное творчество

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл—5 кл
05.04.2022
Урок литературного чтения. Устное народное творчество
урок культуры.docx

Данный урок адресован и составлен в соответствии с программными требованиями и с учетом психо – физичеких особенностей детей с депривацией зрения

Класс – 5

Предмет – Литературное чтение                                                                                              

Тема. Устное народное творчество.

Цель – систематизировать и обобщить знания по теме «Устное народное творчество».

Задачи урока:

Уметь определять жанры произведений устного народного творчества (песня загадка, поговорки, пословицы, сказки), тематику и идею произведений фольклора; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; совершенствовать навыки чтения рельефно – точечным шрифтом Брайля; выделять главную информацию; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; сотрудничать с педагогом и одноклассниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Развивать аналитическое мышление, умение устанавливать пр-сл. связи; работать над внятностью произношения, развивать навык слухового восприятия, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Воспитывать уважительное отношение к истории и социокультурным традициям лиц с нарушениями зрения; с учетом коммуникативных, познавательных и социокультурных потребностей использование в межличностном общении; чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну, любовь к книге.

Коррегировать слуховое восприятие и тактильное восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении; развивать фонематический слух; расширять активный словарь; вырабатывать привычку слухового контроля; совершенствовать быстроту, полноту и точность восприятия.

Тип урока – урок систематизации и обобщения ЗУН

Жанр урока – урок – путешествие

Оборудование: презентация, карточки с названиями станций, волшебный ларец мудрости, карточки с названиями мудрости, карточка с текстом считалки, карточки с текстом скороговорок, рельефное изображение дерева, рельефные изображения яблок (красного, желтого, зеленого цвета) подписанных рельефно – точечным шрифтом Брайля.

 

Ход урока

I.Организационный этап

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой

Уч.- Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Уч.- Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. 

Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (тепло)

Желаю нам с вами тёплой атмосферы на уроке и удачной плодотворной работы.

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

Уч.- Сегодня на уроке мы обобщим знания по тем «Устное народное творчество» и отправимся в путешествие в далекое-далекое прошлое! В то время, когда люди еще не умели ни читать, ни писать, но людям ничего не мешало придумывать сказки, загадки, пословицы, считалки и песни. Но как же это все сохранилось до нашего времени, спросите вы, а сохранилось это благодаря тому, что люди бережно передавали друг другу из уст в уста, от родителей к детям все то, что знали сами.

- Ребята, скажите, что такое устное народное творчество?

-Правильно. (На слайде записана тема: «Устное народное творчество. Фольклор».)
Уч.- Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока. 

Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец. 

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор 

безымянен. 

Творчество (творить, творенье): создавать, рождать, придумывать, сочинять. 

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста.

Уч.: - Произведение устного народного творчества называют фольклор. Фольклор слово английское. Фольклор, т.е. произведения устного народного творчества любого народа содержит в себе огромные воспитательные силы.

Уч.: - Ребята, кто-то стучится к нам в дверь, кто же это мог быть? (в дверь заходит «Емеля - дурачок»)

Е.: - Привет ребята, а ем это вы тут занимаетесь?

Е.: - Учитесь? А как это?

Е.: - Ааа… а я вот никогда не учился. Я вот все время на печи лежу, ах как бы я хотел учится вместе с вами.

Уч.: - Емеля, не расстраивайся, я думаю, ребята не будут против, чтобы ты учился с нами. Ну как ребята, возьмем к себе Емелю с нами учиться?

Уч.: - Емеля, а ты знаешь, что такое устное народное творчество?

Е.: - Да, это я знаю! Это сказки, загадки, поговорки.

Уч.: - Отлично, а знаешь ли ты, Емеля, для чего нужны все эти произведения?

Е.: - Нет, и для чего же?

Знакомство со схемой путешествия.

Уч.: - А вот об этом тебе расскажут ребята. Сегодня мы отправимся в путешествие по карте. Нам предстоит побывать на различных станциях. (на доске изображение карты с карточками с названиями станций написанных рельефно – точечным шрифтом Брайля)

Уч.: - Давайте прочтем, как же называются эти станции?

Е.: - Как же здорово! А я буду собирать все знания в волшебный ларец. Давайте же скорее отправимся в путешествие.

Виртуальное путешествие по станциям жанров устного народного творчества

Уч.- Если вы все готовы – отправляемся в путешествие по стране: «Устное народное творчество», там мы с вами обобщим изученное, а для этого вам понадобится думать, фантазировать, вспоминать то, что вы уже изучили.

Уч.- Ребята, а на чем же нам отправится в путешествие?

Е.: - Ой, у меня же есть печь, на ней то мы и отправимся в путешествие. Только нужно произнести волшебные слова, вы готовы, дети? Тогда повторяйте за мной!

 

По щучьему веленью

По-нашему хотенью,

Ступай, печь на станцию «Пословицы».

III. Работа по теме урока

  1. Станция «Пословицы»  

Уч.- И так, ребята, первая станция, к которой мы прибыли – это станция «пословицы». Кто же нам прочтет определение этому слову? (на обратной стороне карточки с названием написано определение рельефно – точечным шрифтом Брайля)

Пословица – это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, орудии труда, о природе. Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет. Важные слова выделяют голосом.

Уч.- О чем бывают пословицы?

Уч.- Какие пословицы о труде вы знаете?


Делу время, потехе – час.

Терпение и труд все перетрут.

Семь раз примерь, один – отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Уч.- Какие о дружбе?

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Уч.- В русском фольклоре много пословиц и поговорок. А как хорошо вы знаете, мы узнаем, пройдя задания. Для каждой пословицы найти концовку к своему началу. 
(Слайд проверка ответа по щелчку)

Один в поле -----не воин

Век живи, ----- век учись

Что посеешь, -----то и пожнешь

Сто раз отмерь, ----один отрежь.

Уч.- О чем эти пословицы?

Уч.- Правильно ребята, так какую мудрость мы положим в ларец Емели?

(в волшебный ларец мудрости кладем карточки со словами «дружба», «труд»

Уч.- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание.

2 станция «Считалки»

Уч.- И так, ребята, вторая станция, к которой мы прибыли – это станция «считалки». Кто же нам прочтет определение этому слову? (на обратной стороне карточки с названием написано определение рельефно – точечным шрифтом Брайля)

СЧИТАЛКА – это стишок со счетом в различных детских игра, которым определяют ведущего в игре

Уч.- Какие считалки знаете вы?

Уч.- Где вы их используете?

Уч.- Давайте выучим русскую народную считалку. (раздаются карточки с текстом считалки)

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Уч.- Эти считалку вы можете использовать в своих играх, например, когда выбираете ведущего.
Уч.- Как вы думаете, какую мудрость несут считалки? Что мы можем положит в ларец Емели? «Уважение», «Честность», «Доверие».

3 станция «Песни»

Уч.- И так, ребята, третья станция, к которой мы прибыли – это станция «песни». Кто же нам прочтет определение этому слову? (на обратной стороне карточки с названием написано определение рельефно – точечным шрифтом Брайля)

Наро́дная пе́сня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

 

Уч.- В древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, играя в игры, напевая песни, совершая обряды. Душа поет – это случается, когда человеку слов мало, рождается задушевная песня.

Уч.- Песни бывают:

хороводные - праздничные;

- частушки;

- колыбельные.

Уч.- Посмотрите и послушайте, и назовите, какие это песни? Если знаете, подпевайте (звучат различные музыкальные произведения, изученные ранее на уроках музыкально – ритмических занятий)

Начинаю я припевку

Первую начальную

Я хочу развеселить

Публику печальную.

 

Эх, ребята – кавалеры,

Отодвинтеся от нас

Мой дружочек всех пониже,

Мне не видно из-за вас. (частушки)

 

Баю-баю, за рекой
Солнце скрылось на покой,
А у Машиных ворот
Зайки водят хоровод.


Заиньки-заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Маше на перинку. (колыбельная)

 

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли-люли, заломати,
Люли-люли, заломати. (хороводная)

 

Уч.- Как вы думаете, какую мудрость несут песни? Что мы можем положит в ларец Емели? «любовь к матери», «патриотизм».

4 станция «Скороговорки»

Уч.- Ребята, мы уже долго путешествуем по станциям устного народного творчества и сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. А отдыхать мы будем на станции «Скороговорки».

Уч.- Много существует скороговорок. Скороговорка – это шутка, забава, игра. Много похожих по звучанию слов, когда произносим, получается смешно. Люди играют в скороговорки. Они учатся быстро, четко говорить. Давайте посоревнуемся, кто лучше произносит скороговорки. (карточки с текстом скороговорок)

 

1)Как на горке на пригорке

Стоят три Егорки

2) От топота копыт пыль по полю летит

3) шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(Выбирается лучший чтец)
Уч.- Отдохнули, ребята? Пора отправляться в путь. Произносим заклинание.
5 станция «Загадки»
Уч.- И так, ребята, следующая станция, к которой мы прибыли – это станция «загадки». Кто же нам прочтет определение этому слову? (на обратной стороне карточки с названием написано определение рельефно – точечным шрифтом Брайля)
Загадка – это задача, головоломка, описание предмета, предлагаемое для разгадки.
Уч.- Дети, загадайте друг другу загадки.

Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)

 

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки.
(Облака)

 

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
(Радуга)

 

Набежали тучи злые,
Хлынул дождь, как из ведра,
Капли падают большие,
В лужах пенится ... (вода).

 

Уч.- Молодцы ребята, вы все загадки отгадали!  А как вы думаете, какую мудрость несут эти загадки? Что мы можем положит в ларец Емели? «бережное отношение к природе». Уч.- Отправляемся дальше. Произносим заклинание.

6 стация «Сказки»
Уч.- И так, ребята, следующая станция, к которой мы прибыли – это станция «загадки». Кто же нам прочтет определение этому слову? (на обратной стороне карточки с названием написано определение рельефно – точечным шрифтом Брайля)

Сказка – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов. 

Уч.- Сказка – сказывать, рассказ. О чем-то необычном, фантастическом, о невероятном. Добро всегда побеждает зло. В сказках происходят чудеса. Назовите народную сказку и перечислите ее героев. 

(По иллюстрациям к сказкам ребята говорят название и героев) 

«Колобок», «Зайкина избушка», «Лиса и журавель», «Маша и медведь»

Уч.- Молодцы ребята. А как вы думаете, какую мудрость несут сказки? Что мы можем положит в ларец Емели? «добро», «прощение», «сострадание», «ум», «смелость».

Тренировочное упражнение на закрепление изученного материала

Уч.- Ну что ребята, наше приключение подходит к концу. И что бы вернуться домой, нам необходимо вспомнить, о чем мы говорили на уроке. Для этого нам необходимо выполнить задание. Перед вами лежат карточки на которых написаны произведения устного народного творчества, вам необходимо определить к которому именно жанру относиться то или иное произведение. После этого вам необходимо найти «дорожку» из пластилина около произведения и провести пальцем к жанру и тем самым проверить себя.

Пример: (текст на карточке написан рельефно – точечным шрифтом брайля)

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
                                                                                 Скороговорка
Чудо мостик подвесной.

 

 

 


От топота копыт пыль по полю летит                                                            Загадка

IV.Итоги урока

У.- Молодцы ребята. Мы проделали такой большой путь и собрали очень много народной мудрости в ларец для Емели. Давайте же прочтем, какую именно народную мудрость мы собрали? (из ларца берем карточки и читаем)

У.- Ну что, Емеля, понравилось ли тебе наше путешествие? Что же нового ты узнал?

Е.- Да, мне очень понравилось путешествовать с ребятами. Я узнал много чего нового и интересного о устном народном творчестве и о его мудрости. Спасибо вам большое, ребята, а мне пора отправляться домой, до встречи!

Рефлексия

У.-В волшебных сказках часто встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас

выросла яблонька, но на ней пока нет яблочек. Давайте украсим её яблочками. (на столе рельефные изображения яблок (красного, желтого, зеленого цвета) подписанных рельефно – точечным шрифтом Брайля.)

 -  ВСЁ  ПОЛУЧИЛОСЬ 

-  ИСПЫТЫВАЛИ  ЗАТРУДНЕНИЯ 

  - ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ  

У.-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним все, что мы с вами делали сегодня на уроке. (ответы детей). Вам было интересно?

У.-Я думаю, что наш урок удался, и вы были дружными, активными, смело высказывали свое мнение.

У.-В заключении я хочу сказать:

«Книжки могут рассказать

Обо всем на свете.

Очень любят их читать

И взрослые и дети».

Сообщение домашнего задания. Оценивание работы учеников


Данный урок адресован и составлен в соответствии с программными требованиями и с учетом психо – физичеких особенностей детей с депривацией зрения

Данный урок адресован и составлен в соответствии с программными требованиями и с учетом психо – физичеких особенностей детей с депривацией зрения

Правильно. (На слайде записана тема: «Устное народное творчество

Правильно. (На слайде записана тема: «Устное народное творчество

Уч.- О чем бывают пословицы?

Уч.- О чем бывают пословицы?

Уч.- И так, ребята, третья станция, к которой мы прибыли – это станция «песни»

Уч.- И так, ребята, третья станция, к которой мы прибыли – это станция «песни»

Уч.- Ребята, мы уже долго путешествуем по станциям устного народного творчества и сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть

Уч.- Ребята, мы уже долго путешествуем по станциям устного народного творчества и сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть

Уч.- Сказка – сказывать, рассказ

Уч.- Сказка – сказывать, рассказ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2022