Данный урок адресован и составлен в соответствии с программными требованиями и с учетом психо – физичеких особенностей детей с депривацией зрения
Класс – 5
Предмет – Литературное чтение
Тема. Устное народное творчество.
Цель – систематизировать и обобщить знания по теме «Устное народное творчество».
Задачи урока:
Уметь определять жанры произведений устного народного творчества (песня загадка, поговорки, пословицы, сказки), тематику и идею произведений фольклора; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; совершенствовать навыки чтения рельефно – точечным шрифтом Брайля; выделять главную информацию; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; сотрудничать с педагогом и одноклассниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Развивать аналитическое мышление, умение устанавливать пр-сл. связи; работать над внятностью произношения, развивать навык слухового восприятия, находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Воспитывать уважительное отношение к истории и социокультурным традициям лиц с нарушениями зрения; с учетом коммуникативных, познавательных и социокультурных потребностей использование в межличностном общении; чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну, любовь к книге.
Коррегировать слуховое восприятие и тактильное восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении; развивать фонематический слух; расширять активный словарь; вырабатывать привычку слухового контроля; совершенствовать быстроту, полноту и точность восприятия.
Тип урока – урок систематизации и обобщения ЗУН
Жанр урока – урок – путешествие
Оборудование: презентация, карточки с названиями станций, волшебный ларец мудрости, карточки с названиями мудрости, карточка с текстом считалки, карточки с текстом скороговорок, рельефное изображение дерева, рельефные изображения яблок (красного, желтого, зеленого цвета) подписанных рельефно – точечным шрифтом Брайля.
Ход урока
I.Организационный этап
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой
Уч.- Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Уч.- Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками.
Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (тепло)
Желаю нам с вами тёплой атмосферы на уроке и удачной плодотворной работы.
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Уч.- Сегодня на уроке мы обобщим знания по тем «Устное народное творчество» и отправимся в путешествие в далекое-далекое прошлое! В то время, когда люди еще не умели ни читать, ни писать, но людям ничего не мешало придумывать сказки, загадки, пословицы, считалки и песни. Но как же это все сохранилось до нашего времени, спросите вы, а сохранилось это благодаря тому, что люди бережно передавали друг другу из уст в уста, от родителей к детям все то, что знали сами.
- Ребята, скажите, что такое устное народное творчество?
-Правильно.
(На слайде записана тема: «Устное народное творчество. Фольклор».)
Уч.- Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого
слова из названия темы нашего урока.
Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор
безымянен.
Творчество (творить, творенье): создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста.
Уч.: - Произведение устного народного творчества называют фольклор. Фольклор слово английское. Фольклор, т.е. произведения устного народного творчества любого народа содержит в себе огромные воспитательные силы.
Уч.: - Ребята, кто-то стучится к нам в дверь, кто же это мог быть? (в дверь заходит «Емеля - дурачок»)
Е.: - Привет ребята, а ем это вы тут занимаетесь?
Е.: - Учитесь? А как это?
Е.: - Ааа… а я вот никогда не учился. Я вот все время на печи лежу, ах как бы я хотел учится вместе с вами.
Уч.: - Емеля, не расстраивайся, я думаю, ребята не будут против, чтобы ты учился с нами. Ну как ребята, возьмем к себе Емелю с нами учиться?
Уч.: - Емеля, а ты знаешь, что такое устное народное творчество?
Е.: - Да, это я знаю! Это сказки, загадки, поговорки.
Уч.: - Отлично, а знаешь ли ты, Емеля, для чего нужны все эти произведения?
Е.: - Нет, и для чего же?
Знакомство со схемой путешествия.
Уч.: - А вот об этом тебе расскажут ребята. Сегодня мы отправимся в путешествие по карте. Нам предстоит побывать на различных станциях. (на доске изображение карты с карточками с названиями станций написанных рельефно – точечным шрифтом Брайля)
Уч.: - Давайте прочтем, как же называются эти станции?
Е.: - Как же здорово! А я буду собирать все знания в волшебный ларец. Давайте же скорее отправимся в путешествие.
Виртуальное путешествие по станциям жанров устного народного творчества
Уч.- Если вы все готовы – отправляемся в путешествие по стране: «Устное народное творчество», там мы с вами обобщим изученное, а для этого вам понадобится думать, фантазировать, вспоминать то, что вы уже изучили.
Уч.- Ребята, а на чем же нам отправится в путешествие?
Е.: - Ой, у меня же есть печь, на ней то мы и отправимся в путешествие. Только нужно произнести волшебные слова, вы готовы, дети? Тогда повторяйте за мной!
По щучьему веленью
По-нашему хотенью,
Ступай, печь на станцию «Пословицы».
III. Работа по теме урока
Уч.- И так, ребята, первая станция, к которой мы прибыли – это станция «пословицы». Кто же нам прочтет определение этому слову? (на обратной стороне карточки с названием написано определение рельефно – точечным шрифтом Брайля)
Пословица – это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, орудии труда, о природе. Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет. Важные слова выделяют голосом.
Уч.- О чем бывают пословицы?
Уч.- Какие пословицы о труде вы знаете?
Делу время, потехе – час.
Терпение и труд все перетрут.
Семь раз примерь, один – отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Уч.- Какие о дружбе?
Все за одного, один за всех.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Уч.- В русском
фольклоре много пословиц и поговорок. А как хорошо вы знаете, мы узнаем, пройдя
задания. Для каждой пословицы найти концовку к своему началу.
(Слайд проверка ответа по щелчку)
Один в поле -----не воин
Век живи, ----- век учись
Что посеешь, -----то и пожнешь
Сто раз отмерь, ----один отрежь.
Уч.- О чем эти пословицы?
Уч.- Правильно ребята, так какую мудрость мы положим в ларец Емели?
(в волшебный ларец мудрости кладем карточки со словами «дружба», «труд»
Уч.- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание.
2 станция «Считалки»
Уч.- И так, ребята, вторая станция, к которой мы прибыли – это станция «считалки». Кто же нам прочтет определение этому слову? (на обратной стороне карточки с названием написано определение рельефно – точечным шрифтом Брайля)
СЧИТАЛКА – это стишок со счетом в различных детских игра, которым определяют ведущего в игре
Уч.- Какие считалки знаете вы?
Уч.- Где вы их используете?
Уч.- Давайте выучим русскую народную считалку. (раздаются карточки с текстом считалки)
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
Уч.- Эти считалку вы
можете использовать в своих играх, например, когда выбираете ведущего.
Уч.- Как вы думаете, какую мудрость несут считалки? Что мы можем положит в
ларец Емели? «Уважение», «Честность», «Доверие».
3 станция «Песни»
Уч.- И так, ребята, третья станция, к которой мы прибыли – это станция «песни». Кто же нам прочтет определение этому слову? (на обратной стороне карточки с названием написано определение рельефно – точечным шрифтом Брайля)
Наро́дная пе́сня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.
Уч.- В древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, играя в игры, напевая песни, совершая обряды. Душа поет – это случается, когда человеку слов мало, рождается задушевная песня.
Уч.- Песни бывают:
- хороводные - праздничные;
- частушки;
- колыбельные.
Уч.- Посмотрите и послушайте, и назовите, какие это песни? Если знаете, подпевайте (звучат различные музыкальные произведения, изученные ранее на уроках музыкально – ритмических занятий)
Начинаю я припевку
Первую начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Эх, ребята – кавалеры,
Отодвинтеся от нас
Мой дружочек всех пониже,
Мне не видно из-за вас. (частушки)
Баю-баю, за рекой
Солнце скрылось на покой,
А у Машиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки-заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Маше на перинку. (колыбельная)
Во поле береза
стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли-люли, стояла,
Люли-люли, стояла.
Некому березу
заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли-люли, заломати,
Люли-люли, заломати. (хороводная)
Уч.- Как вы думаете, какую мудрость несут песни? Что мы можем положит в ларец Емели? «любовь к матери», «патриотизм».
4 станция «Скороговорки»
Уч.- Ребята, мы уже долго путешествуем по станциям устного народного творчества и сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. А отдыхать мы будем на станции «Скороговорки».
Уч.- Много существует скороговорок. Скороговорка – это шутка, забава, игра. Много похожих по звучанию слов, когда произносим, получается смешно. Люди играют в скороговорки. Они учатся быстро, четко говорить. Давайте посоревнуемся, кто лучше произносит скороговорки. (карточки с текстом скороговорок)
1)Как на горке на пригорке
Стоят три Егорки
2) От топота копыт пыль по полю летит
3) шла Саша по шоссе и сосала сушку.
(Выбирается
лучший чтец)
Уч.- Отдохнули, ребята? Пора отправляться в путь. Произносим заклинание.
5 станция «Загадки»
Уч.- И так, ребята, следующая станция, к которой мы прибыли – это станция
«загадки». Кто же нам прочтет определение этому слову? (на обратной стороне
карточки с названием написано определение рельефно – точечным шрифтом Брайля)
Загадка – это задача, головоломка, описание
предмета, предлагаемое для разгадки.
Уч.- Дети, загадайте друг другу загадки.
Жёлтая тарелка на
небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
Ветерок-пастушок
затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки.
(Облака)
Как над речкой,
над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
(Радуга)
Набежали тучи
злые,
Хлынул дождь, как из ведра,
Капли падают большие,
В лужах пенится ... (вода).
Уч.- Молодцы ребята, вы все загадки отгадали! А как вы думаете, какую мудрость несут эти загадки? Что мы можем положит в ларец Емели? «бережное отношение к природе». Уч.- Отправляемся дальше. Произносим заклинание.
6 стация «Сказки»
Уч.- И так, ребята, следующая станция, к которой мы прибыли – это станция
«загадки». Кто же нам прочтет определение этому слову? (на обратной стороне
карточки с названием написано определение рельефно – точечным шрифтом Брайля)
Сказка – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.
Уч.- Сказка – сказывать, рассказ. О чем-то необычном, фантастическом, о невероятном. Добро всегда побеждает зло. В сказках происходят чудеса. Назовите народную сказку и перечислите ее героев.
(По иллюстрациям к сказкам ребята говорят название и героев)
«Колобок», «Зайкина избушка», «Лиса и журавель», «Маша и медведь»
Уч.- Молодцы ребята. А как вы думаете, какую мудрость несут сказки? Что мы можем положит в ларец Емели? «добро», «прощение», «сострадание», «ум», «смелость».
Тренировочное упражнение на закрепление изученного материала
Уч.- Ну что ребята, наше приключение подходит к концу. И что бы вернуться домой, нам необходимо вспомнить, о чем мы говорили на уроке. Для этого нам необходимо выполнить задание. Перед вами лежат карточки на которых написаны произведения устного народного творчества, вам необходимо определить к которому именно жанру относиться то или иное произведение. После этого вам необходимо найти «дорожку» из пластилина около произведения и провести пальцем к жанру и тем самым проверить себя.
Пример: (текст на карточке написан рельефно – точечным шрифтом брайля)
Как над речкой, над рекой
От топота копыт пыль по полю летит Загадка |
IV.Итоги урока
У.- Молодцы ребята. Мы проделали такой большой путь и собрали очень много народной мудрости в ларец для Емели. Давайте же прочтем, какую именно народную мудрость мы собрали? (из ларца берем карточки и читаем)
У.- Ну что, Емеля, понравилось ли тебе наше путешествие? Что же нового ты узнал?
Е.- Да, мне очень понравилось путешествовать с ребятами. Я узнал много чего нового и интересного о устном народном творчестве и о его мудрости. Спасибо вам большое, ребята, а мне пора отправляться домой, до встречи!
Рефлексия
У.-В волшебных сказках часто встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас
выросла яблонька, но на ней пока нет яблочек. Давайте украсим её яблочками. (на столе рельефные изображения яблок (красного, желтого, зеленого цвета) подписанных рельефно – точечным шрифтом Брайля.)
- ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ
- ИСПЫТЫВАЛИ ЗАТРУДНЕНИЯ
- ПОЛУЧИЛОСЬ, НО НЕ ВСЁ
У.-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним все, что мы с вами делали сегодня на уроке. (ответы детей). Вам было интересно?
У.-Я думаю, что наш урок удался, и вы были дружными, активными, смело высказывали свое мнение.
У.-В заключении я хочу сказать:
«Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
И взрослые и дети».
Сообщение домашнего задания. Оценивание работы учеников
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.