Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии"
Оценка 4.8

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии"

Оценка 4.8
docx
29.11.2021
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии"
Доклад Здоровьесберегающие технологии....docx

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 г. Пугачева

имени М.В. Ломоносова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни

у учащихся начальных классов»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Белая Ирина Семеновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г

 

Здоровье никогда не может

потерять своей цены в глазах человека,

потому что и в довольстве

и в роскоши плохо жить без здоровья.

Чернышевский Н. Г.

 

На современном этапе развития общества ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Здоровье человека - высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности младших школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Для успешного решения этой задачи важно беречь здоровье смолоду, укреплять его с первых дней жизни. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

Своей главной задачей считаю создать условия и научить ребенка сохранять и укреплять здоровье с первого класса и полноценно подготовить младших школьников к самостоятельной жизни. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

- в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

- в социальном плане — он коммуникабелен, общителен;

- в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

 - в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности;

- в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Как утверждал В. А. Сухомлинский,  «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Задача любого учителя состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.

Состояние здоровья влияет на успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни младших школьников: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления. Учитывая сказанное, я  в своей работе придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Главная цель на уроках — это обеспечение младшему школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе. Для этого реализую в своей практической деятельности следующие задачи:

- организация учебного процесса с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

- создание условий ощущения у младших школьников радости в процессе обучения;

- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;

- воспитание культуры здорового образа жизни;

- развитие творческих способностей младших школьников;

- мотивация на здоровый образ жизни;

- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;

- внедрение инновационных педагогических технологий.

Считаю, что образовательный процесс, организуемый учителем начальных классов, должен носить творческий характер. Творческий характер образовательного процесса, как считает Л. С. Выготский, крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности младшего школьника, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Включая ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, а это в свою очередь снижает наступление утомления.

Это я достигаю путем использования:

- игровых ситуаций на уроках и разных форм уроков;

- драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов;

 - подвижными играми на переменах;

- занимательных упражнений на уроках.

Все это способствует развитию коммуникативных компетенций, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение и повышает интерес к урокам. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому во время урока я чередую различные виды учебной деятельности:

- чтение;

- письмо;

- слушание;

- рассказ;

- рассматривание наглядных пособий;

- ответы на вопросы и. т.д.

Обязательно провожу  на уроках физкультурные минутки:

- упражнения по формированию осанки;

- упражнения для ног

- расслабление кисти рук;

- массаж пальцев рук;

- предупреждение утомление глаз и. т.д.

Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма младших школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

 

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

 

1.Снятие эмоционального напряжения

       Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

2.Создание благоприятного психологического климата на уроке

       Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

      Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

      Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

      К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

      Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

      По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

 

3.Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

       Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

      Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

 

4.Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

       Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

      При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

      Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

2) использование проблемных творческих заданий;

3)стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов  выполнения задания;  

4)применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную,  графическую, условно-символическую);

5)рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

      Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

      Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

 

      Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

       Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Быть здоровым — это естественное желание каждого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.


 

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 г

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 г

Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья

Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без здоровья

Главная цель на уроках — это обеспечение младшему школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе

Главная цель на уроках — это обеспечение младшему школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе

Обязательно провожу на уроках физкультурные минутки: - упражнения по формированию осанки; - упражнения для ног - расслабление кисти рук; - массаж пальцев рук; - предупреждение…

Обязательно провожу на уроках физкультурные минутки: - упражнения по формированию осанки; - упражнения для ног - расслабление кисти рук; - массаж пальцев рук; - предупреждение…

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты: 1) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; 2) использование проблемных творческих заданий;…

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты: 1) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; 2) использование проблемных творческих заданий;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2021