«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Оценка 5

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Оценка 5
docx
11.01.2023
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
статья.docx

      

     «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

через нетрадиционные техники рисования»

Виктория Ивановна Палай,

  методист ИЗО

 

Уровень развития мелкой моторики важен на всех этапах жизни ребенка. Наиболее благоприятным периодом для развития творческих и интеллектуальных способностей человека является возраст от 3 до 9 лет, в течение которого кора головного мозга еще не полностью сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени сформированности и развития мелкой моторики. Если отстает развитие мелкой моторики, то происходит задержка развития ребенка, что в свою очередь не позволяет полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет понимание и познание окружающего мира, ухудшает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, если регулярно использовать разные способы развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно благополучно решить.

Важнейшими этапами в период от рождения и до трех лет являются развитие мелкой моторики и развитие речи. Эти два этапа тесно связаны друг с другом, и если не развита мелкая моторика, то и речь будет развиваться не так активно. И наоборот, если с ребенком не общаться, а только играть с ним, то его развитие сильно замедлиться. Пальцы маленьких ручек становятся умелыми и ловкими не сразу. Игры, пальчиковые разминки, лепка, конструирование, рукоделие, рисование, упражнения, ручной труд помогают детям уверенно держать ручку и карандаш, самостоятельно завязывать шнурки, делать разнообразные поделки.

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному периоду. Ребенок с более высоким уровнем будет логически мыслить, у него хорошо развиты память, внимание и умение связно говорить, он может приступать к приобретению навыков письма. Однако, наблюдения показывают, что у многих детей дошкольного возраста отмечается низкий уровень развития мелкой моторики рук: дети плохо держат карандаш, линии получаются кривыми, нечеткими и слабыми, у некоторых детей наблюдается плохая координация движений, все эти показатели свидетельствуют об общей неготовности детей к письму.

По мнению И.М. Соловьева одной из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия изобразительной деятельностью, в ходе которых обращается внимание на то, чтобы не занижать коррекционно-развивающее значение картинки, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, и даже какого уровня она достигает в каждом возрасте. Большую роль отводится использованию нетрадиционных техник рисования.

Ранее нетрадиционные техники рисования использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Однако, их можно использовать и нужно брать за основу при организации творческой деятельности воспитанников. Многие воспитатели в основном придерживаются стандартного набора изобразительных и наглядных материалов и традиционных способов подачи изученной и полученной информации. Однако традиционных методов часто бывает недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы и технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным и продуктивным.

Через эмоции можно оценить, чем интересуется ребенок, что ему нравится, чем он угнетен, что характеризует его сущность, характер, характер. Имея разные приемы и приемы описания предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Необычные материалы и оригинальные методики привлекут детей тем, что здесь нет слова «нет», можно рисовать то, что хочется и хочется, и даже придумывать свою необычную технику. Для работы с большинством из них не нужны обычные инструменты — не нужна ни кисть, ни карандаш. Когда ладонь и пальцы слушаются ребенка гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальный, нетрадиционный рисунок привлекает своей простотой и доступностью, раскрывая возможность использования известных предметов в качестве художественного материала. Приобретя соответствующий опыт рисования нетрадиционными методами и тем самым преодолев страх неудачи, ребенок получит удовольствие от работы с кистью и красками и сможет свободно осваивать технику рисования. Ребенок приобретает опыт в искусстве, учится быть оригинальным, учится пользоваться средствами речи, учится оценивать свои и чужие действия, учится проявлять самостоятельность, инициативу, вырабатывает умения и навыки в использовании разных приемов.

Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте очень актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторных навыков – согласованность в работе глаз и рук, координация движений, гибкость, точность в выполнении действий, коррекция мелкой моторики пальцев рук.

Наблюдая и анализируя деятельность детей первой младшей группы в непосредственно организованной и самостоятельной деятельности, была выявлена необходимость развития мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро утомлялись, работоспособность у них низкая. В группу пришли дети «домашние», у которых практически отсутствовали навыки самообслуживания. Хотя в группе создана соответствующая развивающая среда: разнообразная наполняемость материалами для сенсорного центра: (мозаика, втулки, пирамидки, палочки,, различные дидактические игры и др.), конструкторского центра (конструкторы, напольная мозаика, игрушки различных фактур, бросовый материал и др.), театрально-музыкального центра (пальчиковые театры, дергунчики, игрушки и куклы различных фактур и др.), результаты диагностики по определению уровня развития мелкой моторики у детей не соответствовали ожиданиям от использования данного материала. Уровень развития мелкой моторики у детей повысился на небольшой процент. Поэтому необходимо обратить особое внимание на данную проблему.

В педагогической деятельности эффективно применение технологии нетрадиционного рисования. Пальчиковая работа – основной способ изобразительной деятельности, приносящий большую радость дошкольникам, особенно, когда творческий процесс не ограничивается строгими правилами создания рисунка и можно использовать собственные коктейльные трубочки, ладошки, спонжи, губки, трафареты, ватные палочки, зубные щетки и т.д. Такие нестандартные решения пробуждают познавательный интерес, воображение, дарят детям новую гамму эмоциональных ощущений. За счет овладения способами изобразительной деятельности развиваются движения рук ребенка; в процессе творческой работы с художественными материалами происходит естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-моторная координация.

При ознакомлении детей с несколькими способами и техниками нетрадиционного рисования, целесообразно обратиться к сочетанию, комбинированию этих техник, так как этот вид работы подводит ребенка к сознательному самостоятельному творчеству, побуждает его к выбору подходящих приемов для создания неповторимых, более выразительных произведений. В этом случае создается ситуация успеха. Ребенок непроизвольно учится думать, наблюдать и фантазировать. Результат изобразительной деятельности нетрадиционными техниками и методами не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Именно такой вид рисования создает атмосферу открытости, непринужденности, позволяет детям проявлять творческую инициативу и самостоятельность, создает эмоционально благоприятное отношение к деятельности у детей. Нетрадиционная художественная деятельность включает в себя элементы психотерапии, позволяет испытать незабываемые положительные эмоции.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, преследую цели успешного овладения детьми умениями и навыками, но особенно важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их пожелания и интересы. По мере взросления у ребенка постепенно расширяется содержание, усложняются элементы, форма и вид бумаги, используются новые выразительные средства.

В процессе рисования дети учатся думать, рассуждать и делать выводы, их словарный запас обогащается.

Работая с изобразительным материалом, находя удачное сочетание цветов, узнавая предметы на рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают и развиваются положительные эмоции, повышается работа воображения.

Благодаря рисованию развивается зрительно-моторная координация, развиваются функции руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную среду не только за счет изучения свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, стимулируются познавательные интересы ребенка (использования предметов, окружающих ребенка каждый день в новом ракурсе, – можно рисовать ладошкой, пальцами, вместо кистей можно использовать колосок или березовый листок).

Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей (что еще можно нарисовать?, что можно нарисовать этим материалом?). За счет использования разнообразных изобразительных материалов и новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном удержании карандаша), создаются условия для устранения общего дискомфорта в  развитии мелкой моторики.

Именно нетрадиционные техники рисования, создающие атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-приятный подход к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.

Работа с родителями – одно из важных направлений в данной работе. Для повышения компетентности родителей, представления необходимой информации по тому или иному вопросу, используются различные формы: индивидуальные и групповые консультации на темы : «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования», «Развиваем мелкую моторику дошкольника через художественное слово», «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики рук у дошкольников», «Тестопластика-это увлекательно» и т.д., информационные листовки, листовки-памятки, папки-передвижки на тему: «Игры для развития мелкой моторики, «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста», «Рисуем ладошками», и т.д. ,мастер-классы на темы «Волшебные ладошки», «Развитие мелкой моторики», «Маленькие художники» и т.д., совместные проекты. Для родителей организовываются выставки творческих работ детей на темы: «Красочное лето», «Осенняя фантазия, «Лесная сказка», «Зима своими руками», «Новогодние игрушки», «Елочка пушистая, елочка душистая», «Моя семья» и др. где они могут увидеть, как развивается их ребенок, узнать про используемые техники и получить рекомендации по наиболее понравившимся им техникам.

Проводятся также консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье. Даются родителям рекомендации о том, как заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми. Родители дошкольников получают рекомендации о практике в домашних условиях нетрадиционных техник рисования. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей.

Делюсь опытом своей работы на районных методических семинарах и различных мероприятиях, проводимых для педагогов внутри дошкольного учреждения.

В нашей группе развитию мелкой моторики изначально  уделяется много внимания, такая работа ведется, начиная с группы младшего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда,  мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирала в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

С детьми средней и старшей  группы мной ведется  кружок по изодеятельности «Волшебные ладошки», на котором дети овладевают различными техниками нетрадиционного рисования.

Проводятся НОД на разные темы: «Свитер для моих друзей»(рисование пальчиками), «Солнышко, которое мне светит»(рисование ладошкой), «Ветка мимозы» (скатывание бумажной салфетки), «Мой любимый дождик» (рисование пальчиками), «Вкусный компот»(оттиски), «Ночь и звезды»( рисование манкой, скатывание салфеток), «Сказочные цветы» (ниткография), «Бабочка» (скатывание бумаги), «Грибы на поляне» (точечный рисунок), «Зимушка-зима» (набрызг) и др.

Работу провожу поэтапно:

на первом этапе – репродуктивном, ведется активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности;

на втором этапе – конструктивном, ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. На этом этапе работа делится  на совместную деятельность воспитателя с детьми, когда проводилось закрепление знаний, умений, навыков. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включаю цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий;

самостоятельную деятельность детей, когда полученные знания, умения и навыки дети используют в свободное время. Свободную самостоятельную деятельность детей обеспечиваю возможностью саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

За короткое время мы достигли следующих результатов:

улучшилась мелкая моторика рук;

повысился уровень развития зрительно - моторной координации, мышления, внимания, усидчивости; развивается фантазия и воображение;

снизилась утомляемость и сохраняется высокая активность и работоспособность;

улучшилась речь детей.

Ожидаемый результат: предполагаю, что к выпуску в школу у детей:

повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук; изучат и освоят техники работы с нетрадиционными материалами, будут применять изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности; будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Подводя итоги , нужно отметить эмоциональный подъем у детей, проявление самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала. У меня появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является основным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Развитие мелкой моторики – это не стихийный, спонтанный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук.

Внедрение нетрадиционных методов рисования в работу с детьми позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с различными материалами для рисования, благодаря чему осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Белая М.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры, М.: АСТ, 1999.

2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М, 1997.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.

6. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2008.

7. Казакова Р. Г, Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

9.​ Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Цветной мир», 2012.

10.​ Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. - СПб: КАРО, 2008.

11.​ Новиковская О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. –М: СПб, 2011.

12.​ Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 .

13.​ Художественно – эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование/ авт.-сост. Н.Н. Леонова. – В.: «Учитель», 2014.

14.​ Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

      

    


 

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Многие воспитатели в основном придерживаются стандартного набора изобразительных и наглядных материалов и традиционных способов подачи изученной и полученной информации

Многие воспитатели в основном придерживаются стандартного набора изобразительных и наглядных материалов и традиционных способов подачи изученной и полученной информации

Такие нестандартные решения пробуждают познавательный интерес, воображение, дарят детям новую гамму эмоциональных ощущений

Такие нестандартные решения пробуждают познавательный интерес, воображение, дарят детям новую гамму эмоциональных ощущений

Именно нетрадиционные техники рисования, создающие атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-приятный подход к деятельности у детей

Именно нетрадиционные техники рисования, создающие атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-приятный подход к деятельности у детей

С детьми средней и старшей группы мной ведется кружок по изодеятельности «Волшебные ладошки», на котором дети овладевают различными техниками нетрадиционного рисования

С детьми средней и старшей группы мной ведется кружок по изодеятельности «Волшебные ладошки», на котором дети овладевают различными техниками нетрадиционного рисования

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является основным стимулом…

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является основным стимулом…

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.