«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
через нетрадиционные техники рисования»
Виктория Ивановна Палай,
методист ИЗО
Уровень развития мелкой моторики важен на всех этапах жизни ребенка. Наиболее благоприятным периодом для развития творческих и интеллектуальных способностей человека является возраст от 3 до 9 лет, в течение которого кора головного мозга еще не полностью сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени сформированности и развития мелкой моторики. Если отстает развитие мелкой моторики, то происходит задержка развития ребенка, что в свою очередь не позволяет полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет понимание и познание окружающего мира, ухудшает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, если регулярно использовать разные способы развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно благополучно решить.
Важнейшими этапами в период от рождения и до трех лет являются развитие мелкой моторики и развитие речи. Эти два этапа тесно связаны друг с другом, и если не развита мелкая моторика, то и речь будет развиваться не так активно. И наоборот, если с ребенком не общаться, а только играть с ним, то его развитие сильно замедлиться. Пальцы маленьких ручек становятся умелыми и ловкими не сразу. Игры, пальчиковые разминки, лепка, конструирование, рукоделие, рисование, упражнения, ручной труд помогают детям уверенно держать ручку и карандаш, самостоятельно завязывать шнурки, делать разнообразные поделки.
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному периоду. Ребенок с более высоким уровнем будет логически мыслить, у него хорошо развиты память, внимание и умение связно говорить, он может приступать к приобретению навыков письма. Однако, наблюдения показывают, что у многих детей дошкольного возраста отмечается низкий уровень развития мелкой моторики рук: дети плохо держат карандаш, линии получаются кривыми, нечеткими и слабыми, у некоторых детей наблюдается плохая координация движений, все эти показатели свидетельствуют об общей неготовности детей к письму.
По мнению И.М. Соловьева одной из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия изобразительной деятельностью, в ходе которых обращается внимание на то, чтобы не занижать коррекционно-развивающее значение картинки, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, и даже какого уровня она достигает в каждом возрасте. Большую роль отводится использованию нетрадиционных техник рисования.
Ранее нетрадиционные техники рисования использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Однако, их можно использовать и нужно брать за основу при организации творческой деятельности воспитанников. Многие воспитатели в основном придерживаются стандартного набора изобразительных и наглядных материалов и традиционных способов подачи изученной и полученной информации. Однако традиционных методов часто бывает недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы и технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным и продуктивным.
Через эмоции можно оценить, чем интересуется ребенок, что ему нравится, чем он угнетен, что характеризует его сущность, характер, характер. Имея разные приемы и приемы описания предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Необычные материалы и оригинальные методики привлекут детей тем, что здесь нет слова «нет», можно рисовать то, что хочется и хочется, и даже придумывать свою необычную технику. Для работы с большинством из них не нужны обычные инструменты — не нужна ни кисть, ни карандаш. Когда ладонь и пальцы слушаются ребенка гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальный, нетрадиционный рисунок привлекает своей простотой и доступностью, раскрывая возможность использования известных предметов в качестве художественного материала. Приобретя соответствующий опыт рисования нетрадиционными методами и тем самым преодолев страх неудачи, ребенок получит удовольствие от работы с кистью и красками и сможет свободно осваивать технику рисования. Ребенок приобретает опыт в искусстве, учится быть оригинальным, учится пользоваться средствами речи, учится оценивать свои и чужие действия, учится проявлять самостоятельность, инициативу, вырабатывает умения и навыки в использовании разных приемов.
Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте очень актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторных навыков – согласованность в работе глаз и рук, координация движений, гибкость, точность в выполнении действий, коррекция мелкой моторики пальцев рук.
Наблюдая и анализируя деятельность детей первой младшей группы в непосредственно организованной и самостоятельной деятельности, была выявлена необходимость развития мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро утомлялись, работоспособность у них низкая. В группу пришли дети «домашние», у которых практически отсутствовали навыки самообслуживания. Хотя в группе создана соответствующая развивающая среда: разнообразная наполняемость материалами для сенсорного центра: (мозаика, втулки, пирамидки, палочки,, различные дидактические игры и др.), конструкторского центра (конструкторы, напольная мозаика, игрушки различных фактур, бросовый материал и др.), театрально-музыкального центра (пальчиковые театры, дергунчики, игрушки и куклы различных фактур и др.), результаты диагностики по определению уровня развития мелкой моторики у детей не соответствовали ожиданиям от использования данного материала. Уровень развития мелкой моторики у детей повысился на небольшой процент. Поэтому необходимо обратить особое внимание на данную проблему.
В педагогической деятельности эффективно применение технологии нетрадиционного рисования. Пальчиковая работа – основной способ изобразительной деятельности, приносящий большую радость дошкольникам, особенно, когда творческий процесс не ограничивается строгими правилами создания рисунка и можно использовать собственные коктейльные трубочки, ладошки, спонжи, губки, трафареты, ватные палочки, зубные щетки и т.д. Такие нестандартные решения пробуждают познавательный интерес, воображение, дарят детям новую гамму эмоциональных ощущений. За счет овладения способами изобразительной деятельности развиваются движения рук ребенка; в процессе творческой работы с художественными материалами происходит естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-моторная координация.
При ознакомлении детей с несколькими способами и техниками нетрадиционного рисования, целесообразно обратиться к сочетанию, комбинированию этих техник, так как этот вид работы подводит ребенка к сознательному самостоятельному творчеству, побуждает его к выбору подходящих приемов для создания неповторимых, более выразительных произведений. В этом случае создается ситуация успеха. Ребенок непроизвольно учится думать, наблюдать и фантазировать. Результат изобразительной деятельности нетрадиционными техниками и методами не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Именно такой вид рисования создает атмосферу открытости, непринужденности, позволяет детям проявлять творческую инициативу и самостоятельность, создает эмоционально благоприятное отношение к деятельности у детей. Нетрадиционная художественная деятельность включает в себя элементы психотерапии, позволяет испытать незабываемые положительные эмоции.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, преследую цели успешного овладения детьми умениями и навыками, но особенно важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их пожелания и интересы. По мере взросления у ребенка постепенно расширяется содержание, усложняются элементы, форма и вид бумаги, используются новые выразительные средства.
В процессе рисования дети учатся думать, рассуждать и делать выводы, их словарный запас обогащается.
Работая с изобразительным материалом, находя удачное сочетание цветов, узнавая предметы на рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают и развиваются положительные эмоции, повышается работа воображения.
Благодаря рисованию развивается зрительно-моторная координация, развиваются функции руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную среду не только за счет изучения свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, стимулируются познавательные интересы ребенка (использования предметов, окружающих ребенка каждый день в новом ракурсе, – можно рисовать ладошкой, пальцами, вместо кистей можно использовать колосок или березовый листок).
Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей (что еще можно нарисовать?, что можно нарисовать этим материалом?). За счет использования разнообразных изобразительных материалов и новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном удержании карандаша), создаются условия для устранения общего дискомфорта в развитии мелкой моторики.
Именно нетрадиционные техники рисования, создающие атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-приятный подход к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.
Работа с родителями – одно из важных направлений в данной работе. Для повышения компетентности родителей, представления необходимой информации по тому или иному вопросу, используются различные формы: индивидуальные и групповые консультации на темы : «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования», «Развиваем мелкую моторику дошкольника через художественное слово», «Роль нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики рук у дошкольников», «Тестопластика-это увлекательно» и т.д., информационные листовки, листовки-памятки, папки-передвижки на тему: «Игры для развития мелкой моторики, «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста», «Рисуем ладошками», и т.д. ,мастер-классы на темы «Волшебные ладошки», «Развитие мелкой моторики», «Маленькие художники» и т.д., совместные проекты. Для родителей организовываются выставки творческих работ детей на темы: «Красочное лето», «Осенняя фантазия, «Лесная сказка», «Зима своими руками», «Новогодние игрушки», «Елочка пушистая, елочка душистая», «Моя семья» и др. где они могут увидеть, как развивается их ребенок, узнать про используемые техники и получить рекомендации по наиболее понравившимся им техникам.
Проводятся также консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье. Даются родителям рекомендации о том, как заниматься пальчиковой гимнастикой с детьми. Родители дошкольников получают рекомендации о практике в домашних условиях нетрадиционных техник рисования. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей.
Делюсь опытом своей работы на районных методических семинарах и различных мероприятиях, проводимых для педагогов внутри дошкольного учреждения.
В нашей группе развитию мелкой моторики изначально уделяется много внимания, такая работа ведется, начиная с группы младшего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирала в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
С детьми средней и старшей группы мной ведется кружок по изодеятельности «Волшебные ладошки», на котором дети овладевают различными техниками нетрадиционного рисования.
Проводятся НОД на разные темы: «Свитер для моих друзей»(рисование пальчиками), «Солнышко, которое мне светит»(рисование ладошкой), «Ветка мимозы» (скатывание бумажной салфетки), «Мой любимый дождик» (рисование пальчиками), «Вкусный компот»(оттиски), «Ночь и звезды»( рисование манкой, скатывание салфеток), «Сказочные цветы» (ниткография), «Бабочка» (скатывание бумаги), «Грибы на поляне» (точечный рисунок), «Зимушка-зима» (набрызг) и др.
Работу провожу поэтапно:
на первом этапе – репродуктивном, ведется активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности;
на втором этапе – конструктивном, ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. На этом этапе работа делится на совместную деятельность воспитателя с детьми, когда проводилось закрепление знаний, умений, навыков. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включаю цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий;
самостоятельную деятельность детей, когда полученные знания, умения и навыки дети используют в свободное время. Свободную самостоятельную деятельность детей обеспечиваю возможностью саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
За короткое время мы достигли следующих результатов:
улучшилась мелкая моторика рук;
повысился уровень развития зрительно - моторной координации, мышления, внимания, усидчивости; развивается фантазия и воображение;
снизилась утомляемость и сохраняется высокая активность и работоспособность;
улучшилась речь детей.
Ожидаемый результат: предполагаю, что к выпуску в школу у детей:
повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук; изучат и освоят техники работы с нетрадиционными материалами, будут применять изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности; будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Подводя итоги , нужно отметить эмоциональный подъем у детей, проявление самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала. У меня появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является основным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Развитие мелкой моторики – это не стихийный, спонтанный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук.
Внедрение нетрадиционных методов рисования в работу с детьми позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с различными материалами для рисования, благодаря чему осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка.
Литература:
1. Белая М.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры, М.: АСТ, 1999.
2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М, 1997.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.
6. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2008.
7. Казакова Р. Г, Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Цветной мир», 2012.
10. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. - СПб: КАРО, 2008.
11. Новиковская О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. –М: СПб, 2011.
12. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 .
13. Художественно – эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование/ авт.-сост. Н.Н. Леонова. – В.: «Учитель», 2014.
14. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.