Разработка урока по теме "Периодическая система химических элементов" 11 класс
Оценка 4.9

Разработка урока по теме "Периодическая система химических элементов" 11 класс

Оценка 4.9
docx
23.01.2022
Разработка урока по теме "Периодическая система химических элементов" 11 класс
11 класс ПСХЭ.docx

11 класс                                                                                                                     Периодический закон и периодическая система химических элементов                   Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.

Повторение и обобщение изученного материала

 

Цель урока: обобщить знания периодического закона и периодической системы, систематизировать знания о важнейших закономерностях, заложенных в периодической системе, уметь применять знания о строении атомов, о периодичности изменения свойств элементов.

Планируемые результаты:

1. Предметные УУД:  уметь применять знания о строении атома на основании его положения в ПСХЭ, создать условия для развития у учащихся умений анализировать результаты лабораторных исследований, работать с реактивами и оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности.

2. Метапредметные:

§     познавательные: давать определение понятиям, обобщать понятия; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы, обобщать информацию, представленную в рисунках, схемах и таблицах

§     регулятивные: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, осуществлять само- и взаимоконтроль,  коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата

§     коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, уметь слушать собеседника,  осознанно использовать устную и письменную речь, умение формулировать собственное мнение, сравнивать, анализировать;                                                                                          

3. Личностные: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом,

формирование уверенности в своих силах.

Методы: частично-поисковый

Оборудование: карточки с тестовым заданием, учебник Химия-11 Рудзитис Г.Е., компьютерная презентация

Тип урока: урок контроля знаний и умений.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

 

Ход урока

 

I.       Организационный этап

 

II.     Подготовка к основному этапу занятий.

На предыдущих уроках была рассмотрена тема «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома».

В своих дневниковых записях в 1905 г. Дмитрий Иванович отметил: «По видимости периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает...» (слайд №2)

Совместно с учащимися формулируем цели урока.

Цель урока:

1. Обобщить знания периодического закона и периодической системы.

2. Систематизировать знания о важнейших закономерностях, заложенных в периодической системе.

3. Уметь применять знания о строении атомов, о периодичности изменения свойств элементов при решении химических задач.

 

III.    Фронтальный устный опрос (на слайдах 3 -7).

Вопросы к классу:

1.В каком году был открыт периодический закон?(1 марта 1869г.)

2.Дайте современную формулировку периодического закона. (Свойства химических элементов, а также их соединений находятся в периодической зависимости от зарядов ядер атомов.)

3. Чем отличается современная формулировка периодического закона от данной Менделеевым? (За основу Менделеев брал атомный вес элемента.)

4.При создании периодической системы Д.И.Менделеев расположил два соседних элемента (какие?) V периода не в порядке возрастания атомного веса. Почему это пришлось сделать? (Te, I)

5.Можете ли вы привести дополнительные примеры подобных несоответствий? (Ar-K, Co-Ni)

Следующий этап работы - фронтальный письменный опрос. (В тестовой форме.)

 

IV.     Фронтальный письменный опроса.

1. Химические свойства вещества определяются тремя субатомными частицами. Две из них имеют одинаковый по величине, но противоположный по знаку заряд, а третья не имеет заряда.

Эти частицы называются______________, _________________ и _______________.

2.Из перечисленных ниже характеристик атомов элементов периодически изменяются:

а) заряд ядра атома;

б) относительная атомная масса;

в) число энергетических уровней в атоме;

г) число электронов на внешнем энергетическом уровне.

3.Атом какого из элементов легче всего отдает один электрон:

а) натрий, порядковый номер 11;

б) магний, порядковый номер 12;

в) алюминий, порядковый номер 13;

г) кремний, порядковый номер 14?

4. Число протонов в ядре равно:

а) числу нейтронов в ядре;

б) номеру группы;

в) числу электронов в атоме;

г) суммарному числу электронов и нейтронов?

5. Атом элемента имеет порядковый номер 13 и массовое число 27. Число валентных электронов у него равно:

а) 5;                                      в) 3;

б) 2;                                      г) 4.

6. Массовое число изотопа равно:

а) числу протонов в ядре;

б) числу нейтронов в ядре;

в) числу орбитальных электронов;

г) суммарному числу нейтронов и протонов.

7.Элемент с порядковым номером 38 должен обладать свойствами, сходными с:

а) платиной;                         в) кальцием;

б) свинцом;                          г) ртутью.

8. Неметаллические свойства элементов, расположенных в главных подгруппах периодической системы Д.И.Менделеева, наиболее ярко выражены у тех из них, которые находятся:

а) в верхней части подгруппы;

б) в нижней части подгруппы;

в) в середине подгруппы;

г) у всех элементов подгруппы выражены примерно в одинаковой степени.

 

9. Неизвестный элемент Э образует хлорид состава ЭCl3. Какая наиболее вероятная формула у его оксида:

а) ЭО2;    в) Э2О3;    б) ЭО3;    г) Э3О2.

10. Элементы IА группы периодической системы

а) называются щелочными металлами;

б) принимают электроны;

в) имеют атомы с числом электронов на один меньше, чем нужнодля достижения электронной конфигурации инертного газа;

г) образуют высшие оксиды с общей формулой R2О3.

- Выполненные работы передаем соседу по столу и выполняем взаимопроверку. Оцениваем работы.

Ответы (на слайде 8):

1)    электрон, протон и нейтрон

2)    г

3)    а

4)    в

5)    в

6)    г

7)    в

8)    а

9)    в

10)    а

 

V. Следующий этап урока - лабораторный эксперимент(на слайдах 9 -12).

Перед проведением эксперимента повторим правила техники безопасности.

1.  При работе со спиртовкой соблюдайте следующие правила:

1) Пользуясь спиртовкой, нельзя зажигать ее от другой спиртовки.

2) Чтобы погасить пламя спиртовки, ее следует закрыть колпачком.

2. Особую осторожность соблюдайте при работе со щелочами. Если случайно щелочь попадет на руки или на одежду, немедленно смойте ее большим количеством воды.

Задача. Подтвердите закономерное изменение свойств элементов и их соединений по периодической системе в периоде на примере взаимодействия натрия, магния и алюминия с водой. Объяснить причину закономерности ослабления металлических свойств в периоде в ряду Na - Mg - Al.

Задание. Объясните химическую активность исследуемых металлов в свете строения их атомов (слайд 13).

Формулируем вывод(слайд 14):

1.     В периодах слева направо металлические свойства ослабевают, а неметаллические усиливаются, т.к. заряд ядра и количество валентных электронов увеличивается и радиусы атомов уменьшаются.

2.     Свойства химических элементов, а также формы и свойства образуемых ими простых веществ и соединений находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов.

 

VI              Домашнее     задание

Повторить стр 10 -22, письменно выполнить следующее задание:

1. Определите элемент по указанному числу протонов, нейтронов и электронов:

протонов - 6, нейтронов -6, электронов - 6. Элемент ...

2. Изобразите схему строения атома кремния.

3. На основании положения элемента в периодической системе напишите его соединения, формы которых указаны ниже:

Элемент                Гидрид                  Высший оксид              Гидроксид

    K                           …                              …                                  …

4. Определите элемент по указанному числу протонов, нейтронов и электронов:

протонов - 10, нейтронов - 10, электронов - 10. Элемент . . .

6. Изобразите схему строения атома серы.

7. На основании положения элемента в периодической системе напишите его соединения, формы которых указаны ниже:

Элемент                Гидрид                  Высший оксид              Гидроксид

    Cs                          …                              …                                  …

 

 

 

VII. Рефлексия. Подведение итогов

В завершение я прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке           ( слайд 15).

·        Все ли вам было понятно в течение урока?

·        Какая часть урока показалась самой интересной?

·        Какая часть урока вызвала затруднение?

·        Какое у вас настроение после урока?


 

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Периодический закон и периодическая система химических элементов

В своих дневниковых записях в 1905 г

В своих дневниковых записях в 1905 г

Атом элемента имеет порядковый номер 13 и массовое число 27

Атом элемента имеет порядковый номер 13 и массовое число 27

V . Следующий этап урока - лабораторный эксперимент(на слайдах 9 -12)

V . Следующий этап урока - лабораторный эксперимент(на слайдах 9 -12)

Все ли вам было понятно в течение урока? ·

Все ли вам было понятно в течение урока? ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2022