Технологическая карта урока
Учитель: Кондратьева А.С.
Предмет математика
Класс: 5 класс
Автор УМК: С.М.Никольский, М.К. Потапов. Математика 5 класс, М.: Просвещение, 2014.- 272с.
Тема урока: «Углы. Измерение углов»
Тип урока урок открытия нового знания
Цель урока: познакомить учащихся с инструментом измерения углов; научить использовать транспортир для измерения и построения углов; ввести определения прямого, острого и тупого углов; сформировать умение классифицировать углы по их градусной мере; развивать пространственное воображение, активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность, развивать умение обобщать, конкретизировать.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Здравствуйте, ребята! Проверьте, чтобы у вас на столе находились: линейка, карандаш и резинка . Сегодня нас ждет вновь геометрический материал и все это очень пригодится на нашем уроке. |
Включаются в деловой ритм урока, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.
|
2 мин |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. Посмотрите на чертеж, изображенный на слайде 1
Если вы работали дома внимательно, то вы без труда ответите на следующие вопросы: 1. Как называется изображенная фигура? 2. Что обозначают изображенные на чертеже дуги? 3. Как называются элементы этой фигуры обозначенные АВ и СВ? Что за фигуры они представляют? 4. Как называется точка В для данной фигуры? Отвечая на вопросы, работайте в парах и используйте материал учебника.
|
Слушают учителя и размышляют над поставленными вопросами , участвуют в выдвижении догадок и гипотез, обосновывают свой ответ |
8 мин |
Регулятивные: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное усвоение новых знаний |
Объясняет материал, создавая условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня? Значит, наша цель сегодня: узнать, что такое угол, его элементы, обозначение, в каких единицах измеряются углы. Разобрать виды углов. А сейчас, откройте учебник на странице 92 и письменно ответьте на вопросы: 1. Что такое угол? 2. Назовите элементы угла. 3. Как обозначается угол? 4. Какие углы называются равными? Давайте послушаем ваши ответы. А сейчас давайте вспомним, какие виды углов вы изучали в начальной школе? Давайте рассмотрим четыре вида углов и соотнесем чертеж с названием угла слайд 2:
Названия углов: тупой, развернутый, острый, прямой. Давайте выясним, каковы единицы измерения углов? Соотнесем вид угла и его градусную меру: 1. Тупой, развернутый, острый, прямой 2. 900,1800, меньше 900,больше 900. А сейчас в своей тетради начертите 4 вида углов. Затем передайте свою тетрадь соседу для проверки. Задайте ему вопрос о названии и градусной мере какого-нибудь угла.
|
Работают с текстом учебника, составляют письменный конспект по вопросам, отвечают на вопросы учителя. Работают в парах. |
10 мин |
Познавательные: уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, использовать речь для регуляции своего действия, Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания
|
Раздает таблицы и просит внести информацию. Заполните таблицу, которую вам раздали слайд 3. Виды углов
Сравните свои ответы: слайд 4
|
Заполняют таблицу используя информацию , полученную на уроке.
|
5 мин |
Коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление.
|
Организует проверку знаний. Выводит задания на слайд |
Выплняют задания
|
10 мин |
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: оформлять свои мысли в письменной форме. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Инструктаж по домашнему заданию |
Дает инструктаж по домашнему заданию Выучить основные понятия темы. Нарисовать один из видов углов красочно на листе формата А4, сочинить или найти стихотворение, загадку про этот вид угла в интернете. Например: Мы сейчас возьмем листок И загнем в нем уголок, Что за угол получили? Отгадай скорей дружок. Угол меньше 90, Но побольше я нуля. Отгадайте, что за угол? Ну конечно, острый я. Кто-то может придумать стих прямо сейчас? Выполнить устно № 419,420,421 из учебника. Принести транспортир.
|
Слушают учителя, пытаются выполнить творческое задание. Записывают домашнее задание. |
5 мин |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение |
Организует повторение изученного ранее материала, а также фиксирует содержание нового материала в другой ситуации. Скажите, какие математические понятия мы изучали на прошлом уроке? Назовите основные понятия, связанные с окружностью. Как в окружности можно получить угол?
|
Отвечают на вопросы учителя. |
3 мин |
Регулятивные: уметь высказывать свое предположение. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний |
||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
Организует
самооценку учебной деятельности. Какие открытия сделали? Какие
трудности возникали? Нарисуйте смайлик. |
Отвечают на вопросы. Рассказывают что узнали. Осуществляют самооценку. |
2 мин |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Технологическая карта урока. |
||||||||
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий. |
||||||||
Предмет: математика |
Класс: 5 |
УМК: С.М.Никольского |
||||||
Урок 58 Построение и измерение углов. |
||||||||
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся |
Деятельность учащихся |
Время |
УУД |
|||
Мотивация к учебной деятельности. |
Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Проверим готовность к уроку: на парте должны быть транспортир, карандаш, линейка. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Сегодня мы проверим, как вы усвоили основные понятия темы «Углы», а также научимся строить и измерять углы. Математический диктант 1. Геометрическая фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки – это… 2. Лучи, исходящие из одной точки – это… 3. Угол, который меньше прямого угла – это… 4. Угол, который больше прямого угла – это… 5. Равные углы - это углы, у которых… 6. Угол, равный 900 –это… 7. Угол, равный 1800 –это… |
Включаются в деловой ритм урока, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Проговаривают шаги учебной деятельности.
|
5 мин |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. |
|||
Актуализация знаний |
Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности. |
Наша задача сегодня научиться строить углы заданной градусной меры и измерять их. Каким инструментом пользуются для измерения углов? Кто знает или может предположить откуда появился транспортир? История возникновения транспортира: Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней.
|
Слушают учителя и размышляют над поставленными вопросами , участвуют в выдвижении догадок и гипотез, обосновывают свой ответ |
3 мин |
Регулятивные: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
|||
Первичное усвоение новых знаний |
Объясняет материал, создавая условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.
Объясняет материал, создавая условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность |
Наша первая задача: измерить углы, которые вы видите на своих картах урока. Попытайтесь найти способ измерения углов. Работайте в парах. Кто может показать на доске, как измерить угол? Давайте сверим ваши результаты измерения. Попробуйте создать алгоритм измерения градусной меры угла. По вашему алгоритму сосед должен измерить заданный вами угол. Итак, алгоритм измерения углов: 1. Совместим вершину угла с центром транспортира. 2. Расположим транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира; 0 – начало отсчета 3. Находим штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла; используем ту шкалу для определения градусной меры угла, где располагается нулевой градус 4. Смотрим, через какой штрих проходит вторая сторона и какой градус соответствует этому штриху. Наша вторая задача: построить углы заданной градусной меры:
Попытайтесь найти способ построения углов. Работайте в парах. Кто может показать на доске, как построить угол? Попробуйте создать алгоритм построения угла с заданной градусной мерой. По вашему алгоритму сосед должен построить заданный вами угол. Итак, алгоритм построения углов: Построить,например, угол ВАС=500 1. Отметьте произвольную точку и обозначьте ее буквой А. 2. Начертите луч с началом в точке А и на нем отметьте произвольную точку В. Получили луч АВ. 3. Наложите транспортир так, чтобы центр его совпал с точкой А, а луч АВ прошел через начало отсчета на шкале. 4. На этой же шкале транспортира найдите штрих, который соответствует 50°. Отметьте на чертеже точку С против штриха с отметкой 50°. 5. Проведи луч АС. Построенный угол ВАС есть искомый. 6. Запиши ВАС = 50°. |
Слушают учителя и размышляют над поставленным им вопросами , участвуют в выдвижении догадок и гипотез, обосновывают свой ответ.
Работают в парах.
Слушают учителя и размышляют над поставленным им вопросами , участвуют в выдвижении догадок и гипотез, обосновывают свой ответ.
Работают в парах.
|
18 мин |
Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать свое мнение в коммуникации.
Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать свое мнение в коммуникации.
Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок |
|||
Закрепление новых знаний |
|
Практическая работа: 1. Исправить ошибки в названии углов. 2. Найти равные углы и указать их вид. 3. Измерить градусную меру заданных углов с помощью транспортира. |
Выполняют задание самостоятельно. |
10 мин |
Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать свое мнение в коммуникации. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок. |
|||
Инструктаж по домашнему заданию |
Дает инструктаж по домашнему заданию |
Выполнить письменно № 424, 425 из учебника. При выполнении использовать изученные алгоритмы и запомнить последовательность их выполнения. |
Записывают домашнее задание. |
2 мин |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
|
|||
Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
Организует самооценку учебной деятельности. |
Какие
алгоритмы мы сегодня изучили? Какие
трудности возникали? Нарисуйте смайлик. А сейчас, мы послушаем ваши стихи, посвященные теме: «Углы». |
Отвечают на вопросы. Рассказывают что узнали. Осуществляют самооценку. |
7 мин |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.