Разработка урока по творчеству А.И.Солженицына.
Анализ рассказа А.И.Солженицына
«Один день Ивана Денисовича ».
Автор: Лизякина И.К.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Сосновская СШ №2
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа.
Задачи:
1) Познакомить с рассказом ; показать мастерство писателя; раскрыть значение произведения Солженицына.
2) Развивать навыки анализа художественного текста; совершенствовать умения производить сравнительную характеристику героев литературных произведений.
3) Вызвать эмоциональный отклик при анализе рассказа.
Методические приемы:
1) аналитическая беседа;
2) работа в группах;
3) сопоставление художественных текстов;
4) проблемный вопрос.
Ход урока:
Орг. момент:
Здравствуйте ! Откройте тетради и
запишите тему урока.
Слово учителя:
Произведению А.И.Солженицына «Один
день Ивана Денисовича» принадлежит особое место в литературе и общ. сознании.
Рассказ , написанный в 1959 году , был
задуман еще в лагере в 1950 году .
Первоначально название рассказа «Щ-854(Один
день одного зека)». Жанр рассказа определил сам писатель, подчеркнув этим
контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью
назвал «Один день…» Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.
У: Как родился замысел «Одного
дня…»?
у: Как пишет сам Солженицын, замысел рассказа возник в один из лагерных дней. Он, занимаясь тяжелым лагерным трудом, подумал, что достаточно описать только один день ничем не примечательного человека с утра до вечера, и будет понятно все.
Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова , воевавшего с автором в советско-германскую войну ( и никогда не сидевшего ),общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица- все из лагерной жизни ,с их подлинными биографиями.
Аналитическая беседа.
У: Восстановите прошлое Ивана Денисовича .Как он попал в лагерь?
у: Иван Денисович Шухов – один из многих ,попавших в лагерь .В 1941 году он ,простой человек, крестьянин ,честно воевавший, оказался в окружении потом в плену .Бежав из плена ,он попадает в советскую контрразведку .Единственный шанс остаться в живых -это признание в том , что даже следователь не может придумать , какое же задание было дано «шпиону».Так и написали просто «задание».Шухова сильно избивали ,и он решил подписать признание .Так Иван Денисович оказался в лагере.
У : Почему день ,описанный в повести ,кажется Шухову
«почти счастливым»?
у: Прожитый в лагере день не принес особых неприятностей .Это уже счастье в данных условиях.
У: Какие «счастливые события» происходят с
героем?
у : Ивана Денисовича не посадили в карцер .Он не попался на шмоне ,купил табачку ,не заболел.
У: Почему для рассказа автор выбрал именно
«счастливый день»?
у: Если такой день счастливый, то какие несчастливые?
У: Что помогает герою устоять ,остаться человеком?
у: Он не поддался процессу расчеловечивания ,несмотря на нечеловеческие условия устоял, сохранил внутреннюю свободу.
Он живет в согласии с собой ,не мучается размышлениями :за что? почему? Шухов и в лагере работает добросовестно ,как на воле ,у себя в колхозе. Работая ,он чувствует прилив сил. Для Шухова труд-это жизнь .Здравый смысл помогает ему выстоять.
У: О ком из зеков автор пишет с симпатией?
у: Солженицын пишет с симпатией о Сеньке Клевшине, латыше Кильдигисе , кавторанге Буйновском ,помощнике бригадира Павло и бригадире Тюрине. Бригадир Тюрин для всех «отец» от того ,как « процентовку » закрыл ,зависит жизнь бригады .Тюрин и сам жить умеет ,и за других думает.
У: Кто из героев противопоставлен Шухову?
у: Шухову противопоставлены те ,кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется».Это кинорежиссер Цезарь Маркович .У него меховая шапка ,присланная с воли. Все работают на морозе ,а Цезарь в тепле.
У: Какого героя из романа Толстого «Война и мир» напоминает Шухов?
у: Иван Денисович напоминает нам Платона Каратаева.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ.
У: Действительно ,эти два образа очень похожи .Давайте проведем сопоставительный анализ и ответим на вопрос: Почему образ Платона Каратаева ,созданный Толстым в19 в.(1863-1869),так близок образу Шухова из произведения Солженицына 20в.(1959г.)?
Для наглядности заполним талицу.1 группа выписывает из текста р-за Солженицына характеристику Шухова ,а 2 группа -характеристику Платона Каратаева из текста романа Толстого.
ТАБЛИЦА СОПОСТАВЛЕНИЯ
Платон Каратаев |
Иван Денисович Шухов |
1.крестьянская домовитость |
1.простой человек из крестьянской семьи |
2.простота |
2.честен |
3.спокойствие |
3.порядочен |
4.умение приспособиться жить в любых обстоятельствах |
4.живет по совести |
5.вера в жизнь |
5.окружающие ему доверяют |
6.доброжелательность |
6.приспосабливается к жизни в лагере, но это не приспособленчество ,т.к.он не теряет человеческого достоинства |
7.мастер на все руки |
7.работает много, добросовестно ;в труде –свобода |
8.любовное отношение к миру без эгоистического чувства |
8.крестьянская бережливость(припрятал мастерок) |
9.способен выдержать любое испытание и не сломаться ,не утратить веры в жизнь |
9.ценит непосредственную жизнь |
10.любил и любовно жил со всеми - с кем сводила его судьба |
10.не поддался расчеловечиванию, устоял, сохранив нравственную основу |
11.полное согласие с жизнью , внутренняя свобода |
11.живет в согласии с собой ,радуется малому,чувствует себя свободным в условиях несвободы |
У: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос:
Почему образ Каратаева близок образу Шухова?
Ответ: Л.Н.Толстой и А.И.Солженицын воссоздали символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту и любовь к людям.
И Шухов,и Каратаев «вечное олицетворение духа простоты и правды русского народа».
Вывод:
В рассказе Солженицына соединились художественный вымысел и документальность .В нем много деталей: бытовых, поведенческих ,психологических , что говорит о мастерстве писателя .
Закончить урок я хочу цитатой ак . Д .Сахарова «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной истории страны связана с бескомпромиссным ,точным и глубоким освещением страданий людей и преступлений режима ,неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости …Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство в современном трагическом мир».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.Перечитать рассказ Солженицына «Матренин двор».
2.Сопоставить этот рассказ с «Одним днем…..»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.