Разработка урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения"
Оценка 4.7

Разработка урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
28.01.2022
Разработка урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения"
В данной разработке урока дан материал о главных и второстепенных членах предложения
главные и второстепенные члены предложения.docx

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

                     Подлежащее, выраженное именем

                    существительным  и  местоимением

Цели:

         -актуализировать знания учащихся о  

          грамматических признаках предложения;

        - развить и закрепить представление о подлежащем

            и способах его выражения, 

         -повышать активность и эмоциональное восприятие, расширить кругозор.

Тип урока: усвоение нового материала

Методы обучения: словесный, практический

Технология обучения: элементы критического мышления

Оборудование: слайды, интерактивная доска, компьютер.

Лексическая тема: Школа

Х о д   у р о к а

I. Организационный момент

    Подготовка класса к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

У ч и т е л ь. Первая тема, над которой мы будем работать, называется «Предложение». Давайте вспомним, что мы с вами знаем о предложении.

1. И г р а  «Найди и докажи».

О п и с а н и е. На доске записаны группы слов, среди которых учащиеся должны найти и назвать предложения.

У ч и т е л ь. Прочитайте группы слов и найдите среди них предложения. Назовите найденные предложения.

а) В нашей реке водятся щуки и окуни.

б) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается.

в) Завтра мы рано утром вчетвером.

г) Грачи слетелись на вспаханное поле.

– Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)

– Какой вывод можно сделать? (Предложение может состоять из одного или нескольких слов.)

– Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации.

На доске схема:

http://tak-to-ent.net/matem/4rus/image001.jpg

III.  Фронтальный опрос

- Что такое словосочетание?

- Из чего состоит словосочетание?

- Как ставится вопрос ?

                         

IV. Формирование новых знаний.

Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Подлежащее — это главный член предложения, отвечающий на вопросы к т о? и ч т о ?Главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы ч т о д е л а е т предмет? к а к о в предмет? ч т о т а к о е предмет?, называется сказуемым. Остальные члены предложения называются второстепенными.
Чаще всего подлежащее выражается именительным падежом имени существительного: Девочка играет на домбре.

Кроме этого, подлежащее может выражаться:

Личными местоимениями: Он посмотрел направо, затем налево.

Числительным: Семеро одного не ждут.

Стихотворение-подсказка.

                       Когда перед вами задача – найти

                             Главные члены предложения,

                             Прежде всего отыщите глагол,

                             Глагол в любом наклонении.

                                         Когда обнаружится этот глагол

                                         Между другими словами,

                                         То подчеркните его поскорей

                                         Сразу двумя чертами.

                             Потом от него мы вопросы кто? что?

                             К другим словам направляем

                             И подлежащее, как на крючок,

                             На эти вопросы поймаем.

                                         Тут мы его одною чертой

                                          Вмиг подчеркнем без сомнения.

                                         И полюбуйся – перед тобой

                                         Главные члены предложения.

 


         
Дополнение — это второстепенный член предложения, отвечающий  на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного):
кого?   чего?   кому?   чему?   кого?   что?   кем?   чем?   о ком?   о чём?

        Дополнение в предложении выражается именем существительным
или местоимением:
Чёрные облака закрыли(что?)солнце.

Определение –  это второстепенный член предложения, отвечающий  на вопросы какой? какая? какое? какие? и в предложении выражается именем прилагательным , подчёркивается волнистой чертой.

Например: Он выполняет общественные поручения.

Обстоятельство –  это второстепенный член предложения, отвечающий  на вопросы как? где? куда? откуда? и в предложении выражается наречием, подчёркивается тире точка тире.

Например: Осенний  ветер бросает  листья на мокрую землю.

V. Установление связи слов в предложении.

1. И г р а  «Распредели по группам».

О п и с а н и е. К доске прикреплены карточки с предложениями и словосочетаниями в центре, а по обеим сторонам конверты-домики, куда учащиеся должны сложить соответствующие карточки.

У ч и т е л ь. Распределите карточки по группам (в «домики»).

http://tak-to-ent.net/matem/4rus/image002.jpg

Дети играют.

Веселые праздники.

Бежит река.

Бегущий мальчик.

Интересная книга.

Идет дождь.

Дождливый день.

Птицы прилетели.

Птичий домик.

http://tak-to-ent.net/matem/4rus/image003.jpg

VI. Самостоятельная работа.

Составьте рассказ. Пусть героем вашего рассказа будет загадочный он(она). Не говорите ,кто он, она (человек, зверь, какая-нибудь птица.) Опишите , как он(она) ведёт себя, что с ним (с ней) случается; называйте его(ее)только местоимением. Пусть ваши товарищи догадаются, о ком вы рассказываете.

Найдите в предложениях подлежащее. Определите способ его выражения.

1. Я живу здесь уже три дня. (местоимение)

2.  Какая неистощимая сила  творчества таится в человеке (сущ.)

3. Один в поле не воин. (числит.)

4. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

(числит. +сущ.)

5. Она изготовляет лекарства для больных.

VII. Работа с учебником.

Упр.1 на стр.110

Найдите главные и второстепенные  члены предложения.

Звонок прозвенел. Кончился урок. Началась большая перемена.

Ребята выбежали на спортплощадку. Они бегали ,играли в разные  игры.

Упр.2 на стр.110

Замените  подлежащие-существительные местоимениями

ОН,ОНА,ОНИ.

Сестра переписывается с девочкой из Болгарии.

Мальчик научился играть в хоккей.

Ребята в прошлом году заняли первое место на республиканской олимпиаде.

Упр.3 на стр.111

Соедините грамматические основы предложений:

        1. Кружки                               А.  записался

2. Он                                       Б. научилась

3. Анвар                                  В. работают

4. Ребята                                  Г. играют

5.Они                                      Д. занимается

6.Валя                                     Е. выступали

7.Володя и Эрик                     Ж. вырастили                 

Ответ: 1В  2Д    3А   4Ж    5Е 6Б    7Г

VIII. Коллективная работа.

1 Вопрос : Интересно ли вам учиться? («да» или «нет» постарайтесь доказать)

2 вопрос: Что нового и интересного вы узнаёте на уроках, какой предмет любите больше всего других и почему?

 3 вопрос: Почему  школьные годы навсегда остаются в памяти  многих людей?

IX. Итог урока.

Чему вы научились, изучив тему «Главные и второстепенные члены предложения»

 

Составьте кластер на тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 


У ч и т е л ь. Закончите предложение.

Предложение выражает…

Подлежащее и сказуемое – это…

Грамматическая основа предложения не является…

 

Дом.задание.

Оценивание.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения

Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль

Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль

Между другими словами,

Между другими словами,

О п и с а н и е. К доске прикреплены карточки с предложениями и словосочетаниями в центре, а по обеим сторонам конверты-домики, куда учащиеся…

О п и с а н и е. К доске прикреплены карточки с предложениями и словосочетаниями в центре, а по обеим сторонам конверты-домики, куда учащиеся…

Три девицы под окном пряли поздно вечерком

Три девицы под окном пряли поздно вечерком

I V . Формирование новых знаний

I V . Формирование новых знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2022