Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее, выраженное именем
существительным и местоимением
Цели:
-актуализировать знания учащихся о
грамматических признаках предложения;
- развить и закрепить представление о подлежащем
и способах его выражения,
-повышать активность и эмоциональное восприятие, расширить кругозор.
Тип урока: усвоение нового материала
Методы обучения: словесный, практический
Технология обучения: элементы критического мышления
Оборудование: слайды, интерактивная доска, компьютер.
Лексическая тема: Школа
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
Подготовка класса к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
У ч и т е л ь. Первая тема, над которой мы будем работать, называется «Предложение». Давайте вспомним, что мы с вами знаем о предложении.
1. И г р а «Найди и докажи».
О п и с а н и е. На доске записаны группы слов, среди которых учащиеся должны найти и назвать предложения.
У ч и т е л ь. Прочитайте группы слов и найдите среди них предложения. Назовите найденные предложения.
а) В нашей реке водятся щуки и окуни.
б) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается.
в) Завтра мы рано утром вчетвером.
г) Грачи слетелись на вспаханное поле.
– Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
– Какой вывод можно сделать? (Предложение может состоять из одного или нескольких слов.)
– Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации.
На доске схема:
III. Фронтальный опрос
- Что такое словосочетание?
- Из чего состоит словосочетание?
- Как ставится вопрос ?
IV. Формирование новых знаний. Подлежащее и сказуемое — это главные члены
предложения. Подлежащее — это главный член предложения, отвечающий на вопросы к т о? и ч т о ?Главный член предложения, который связан с подлежащим и
отвечает на вопросы ч т о д е л а е т предмет? к а к о в предмет? ч т о т а к
о е предмет?, называется сказуемым. Остальные члены предложения называются
второстепенными. Кроме этого, подлежащее может выражаться: Личными местоимениями: Он посмотрел направо, затем налево. Числительным: Семеро одного не ждут. Стихотворение-подсказка. Когда перед вами задача – найти Главные члены предложения, Прежде всего отыщите глагол, Глагол в любом наклонении. Когда обнаружится этот глагол Между другими словами, То подчеркните его поскорей Сразу двумя чертами. Потом от него мы вопросы кто? что? К другим словам направляем И подлежащее, как на крючок, На эти вопросы поймаем. Тут мы его одною чертой Вмиг подчеркнем без сомнения. И полюбуйся – перед тобой Главные члены предложения.
Определение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? какая? какое? какие? и в предложении выражается именем прилагательным , подчёркивается волнистой чертой. Например: Он выполняет общественные поручения. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы как? где? куда? откуда? и в предложении выражается наречием, подчёркивается тире точка тире. Например: Осенний ветер бросает листья на мокрую землю. V. Установление связи слов в предложении. 1. И г р а «Распредели по группам». О п и с а н и е. К доске прикреплены карточки с предложениями и словосочетаниями в центре, а по обеим сторонам конверты-домики, куда учащиеся должны сложить соответствующие карточки. У ч и т е л ь. Распределите карточки по группам (в «домики»).
VI. Самостоятельная работа. Составьте рассказ. Пусть героем вашего рассказа будет загадочный он(она). Не говорите ,кто он, она (человек, зверь, какая-нибудь птица.) Опишите , как он(она) ведёт себя, что с ним (с ней) случается; называйте его(ее)только местоимением. Пусть ваши товарищи догадаются, о ком вы рассказываете. Найдите в предложениях подлежащее. Определите способ его выражения. 1. Я живу здесь уже три дня. (местоимение) 2. Какая неистощимая сила творчества таится в человеке (сущ.) 3. Один в поле не воин. (числит.) 4. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (числит. +сущ.) 5. Она изготовляет лекарства для больных. VII. Работа с учебником. Упр.1 на стр.110 Найдите главные и второстепенные члены предложения. Звонок прозвенел. Кончился урок. Началась большая перемена. Ребята выбежали на спортплощадку. Они бегали ,играли в разные игры. Упр.2 на стр.110 Замените подлежащие-существительные местоимениями ОН,ОНА,ОНИ. Сестра переписывается с девочкой из Болгарии. Мальчик научился играть в хоккей. Ребята в прошлом году заняли первое место на республиканской олимпиаде. Упр.3 на стр.111 Соедините грамматические основы предложений: • 1. Кружки А. записался 2. Он Б. научилась 3. Анвар В. работают 4. Ребята Г. играют 5.Они Д. занимается 6.Валя Е. выступали 7.Володя и Эрик Ж. вырастили Ответ: 1В 2Д 3А 4Ж 5Е 6Б 7Г VIII. Коллективная работа. 1 Вопрос : Интересно ли вам учиться? («да» или «нет» постарайтесь доказать) 2 вопрос: Что нового и интересного вы узнаёте на уроках, какой предмет любите больше всего других и почему? 3 вопрос: Почему школьные годы навсегда остаются в памяти многих людей? IX. Итог урока. Чему вы научились, изучив тему «Главные и второстепенные члены предложения»
Составьте кластер на тему
У ч и т е л ь. Закончите предложение. Предложение выражает… Подлежащее и сказуемое – это… Грамматическая основа предложения не является… |
Дом.задание.
Оценивание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.