Разработка урока русской литературы в 7 классе
Оценка 4.7

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Оценка 4.7
docx
19.12.2019
Разработка урока русской литературы в 7 классе
на семинар (Автосохраненный).docx

Предмет:

Русская литература

Раздел: 1

Притчи и легенды в литературе

Школа: №19

Дата:

22.10

ФИО учителя: Янгуй Р.Н.

Класс:                                    

7

Кол-во уч-ся: отсутствующих     -           

                          присутствующих  -              

Тема:

Образы  и  художественные  детали  в  повести «Станционный  смотритель»

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

7.2.2.1-определять  тему  и  идею  произведения, выражая  своё  мнение  о поступках  героев.

7.1.6.1 давать аргументиро­ванный ответ на проблемный вопрос

7.2.5.1 характери­зовать героев произведе­ния на основе деталей и цитат из текста

7.3.1.1 участвовать в обсуждении произведе­ния, выражая мнение героя и событиях

7.2.6.1 анализиро­вать сюжет и компози­цию, художест­венные образы и оформлять своё представле­ние в таблицах, схемах, кластерах, презентаци­ях и др.

Цели урока

- формулировать основную тему текста и идею произведения,

- выражать свое мнение о поступках Вырина и Дуни

- давать аргументированный ответ на проблемный вопрос

- перечислить  особенности жанра притчи и объяснить роль притчи  в повести

Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если

- формирует навыки работы над художественной деталью

-высказывает свое мнение, называя хотя бы одну причину.

- выдвигает необходимые тезисы, обнаруживая понимание проблемы, предложенной в вопросе;

- подтверждает собственную позицию аргументами;

- приводит примеры из произведений для поддержки своего ответа;

- демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения;

- делает соответствующие выводы.

- называет детали

Языковые цели

Акцентирование  внимания учащихся на академическом языке        (лексика, включающая терминологию «аллегория», «притча» и фразы);

поощрение учащихся использовать литературный язык более точно при пересказе и обсуждении иллюстраций.

Привитие ценностей

воспитание нравственных понятий; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Межпредметные связи,

 «Всемирная история»,  «Искусство».

Навыки     

использования ИКТ

Используют  поисковую систему интернета  при поиске нужной информации, а именно слов:  «шлафрок»,  «смиренная» и «обитель», «рубище, трапеза» и др., а также  понятия термина «историзмы».

Предварительные знания

Обучение производится на базе знаний, полученных в процессе изучения прозаических произведений в 6 классе, в частности,  определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы, выделять в  тексте  произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения, давать развернутый ответ на вопрос.

ПЛАН

Этапы урока

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало

Оргмомент:

Приветствие

Психологический настрой

1. Учащимся показаны иллюстрации  «Притчи о блудном сыне»

Задание:

-Ребята, как вы думаете, зачем здесь висят эти картинки?

давайте вместе составим дескрипторы

Дескрипторы

Учащиеся рассматривают картинки и обсуждают

-рассмотрите иллюстрации и расскажите о чем они

Обсудите:

- в чем особенность жанра «притчи»?

- С кем из героев повести связана притча о блудном сыне?

- Можно ли считать, что мораль притчи отражает смысл повести А.С. Пушкина?».

- Какую роль играет описание картинок в повести?(мрачные пророчества)

- Как называется такой художественный приём?(худ.деталь)

- Какие художественные детали использует А.С. Пушкин при описании домика станционного смотрителя?

(ФО словесное)

Итак, сегодня на уроке мы будем с вами говорить о художественных деталях, раскрывающих образы персонажей повести «Станционный смотритель»

1. Иллюстрации

«Притча о блудном сыне»

2.Портрет  художника В.А Тропинина «А.С.Пушкин»

3. Фотографии музея «Дом станционного смотрителя»

4. Иллюстрации М. Добужинского и Д.Шмаринова к повести.

5. Музыка И.Шварца к фильму «Станционный смотритель»

 

Середина  урока

Слово учителя:

- Запишем тему нашего урока « Образы  и  художественные  детали  в  повести «Станционный  смотритель»  

Учащиеся записывают в тетрадях

(по слайду вопросы)

- Перед вами портрет писателя - «А.С.Пушкин» работы художника Тропинина и обложка повести «Станционный смотритель».

 

- Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тыс. верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить. со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз был он и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Предполагают, что и имя главному герою повести он дал от названия этой станции. Местные легенды также утверждают, что именно здесь жил герой повести, что будто бы отсюда проезжий гусар увез его дочь Дуню и что Самсон Вырин и похоронен на местном кладбище.

 

- Сейчас здесь располагается музей «Дом станционного смотрителя». Это первый в нашей стране музей литературного героя. Планировка и интерьер музея воссозданы по архивным документам и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Переступив порог музея, мы попадаем в обстановку типичной почтовой станции пушкинского времени. Музей «Дом станционного смотрителя» находится в Гатчинском районе Ленинградской области в деревне Выра.

В музее литературных героев словно оживают все образы повести: голубоглазая красавица Дуня, молодой гусар Минский и Самсон Вырин, станционный смотритель, - главный герой повести и нашего урока.

 

-Я предлагаю вам составить интеллект – карту трёх приездов нашего героя в дом станционного смотрителя, которые помогут нам раскрыть образы наших персонажей

Дескрипторы

Учащиеся  делятся на группы и составляют ментальные карты

Презентация  работы

(ФО стикерами)

- Давайте посмотрим, какими же предстают в повествовании образы станционных смотрителей.

 

Выразительное чтение текста.

 

Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».

 

- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

- Каким мы увидели его впервые?

- Найдите в повести  другой портрет этого героя

 

Записи в тетрадях:  по половине класса

 

1 встреча                                                    2 встреча

 

свежий                                                         седина

бодрый                                                        морщины

мужчина                                                      небритое лицо

                                                                сгорбленная спина

                                                                    хилый старик

 

- Каким термином мы назовем прием подобного противопоставления?

 

Запись понятия «антитеза».

Антитеза – (от греч. – против; положение) – противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов

(далее зачитать из словаря)

 

- Чем были вызваны эти перемены?

- Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Жалость, сочувствие его горю.)

- Каким вы видите Самсона Вырина в эпизоде приезда Минского?

(Робкий, слабый, забитый, беспомощный. униженный. бесправный; но нежный и любящий, с чувством собственного достоинства.)

(Работа с текстом)

- Найдите в повести эпизод, который подтверждает, что униженный и бесправный человек не потерял чувства собственного достоинства

 

- Бедный человек выбрасывает деньги, которыми Минский пытается от него откупиться.

 

- А теперь посмотрите на иллюстрации «Станционный смотритель». Самсон Вырин .Художник М.Добужинский. 1905 г.

- Какой эпизод изобразил художник?

- Сумел ли он передать чувства героя?

- Можно ли, глядя на иллюстрацию, сказать, что перед нами робкий, неуверенный человек?

- Какие чувства вызывает он у вас? (Сочувствие, жалость, сострадание.)

Сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем «маленьким человеком»?

Учитель вводит понятие «маленький человек». Учащиеся записывают определение в тетрадь.

 

Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный, обладающий высокими душевными и духовными качествами.

 «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса…»

- Как объяснить его слова? Вырин понимает, что Дуня и Минский  принадлежат к разным социальным слоям, и это грозит ей трагедией. Но трагичной оказывается судьба самого героя. Не вынеся разлуки с дочерью, Самсон Вырин спивается и умирает.

Дескрипторы

Учащиеся составляют синквейн

Образ Дуни

Составляем концептуальную таблицу детали поведения Дуни в момент до побега, в доме у Минского, на могиле у отца

-Как раскрывается через эти детали образ Дуни?

Дескрипторы

Учащиеся составляют синквейн

Образ Минского

Составляем концептуальную таблицу детали  портрета Минского в момент приезда на станцию смотрителя и в петербургских эпизодах.

- Как через эти описания раскрывается характер гусара?

Дескрипторы

Учащиеся составляют синквейн

Звучит музыка. На экране иллюстрации М.Добужинского и Д.Шмаринова «Дуня на могиле отца».

- Самсон Вырин умер, так и не дождавшись своей Дуни. Умер, глубоко убежденный в том. что Дуня не может быть счастлива с Минским. В этом его трагедия и трагедия таких, как он, маленьких людей, живущих в жестоком, несправедливом мире с очень «удобным» правилом: чин чина почитай.

 

- Что же хотел сказать нам Пушкин?

Данная повесть и проблемы поднимаемые в ней актуальны и сейчас. Это важные нравственные проблемы о взаимоотношениях между родителями и детьми, о чести, о взаимоотношениях между сословий, о чувстве долга перед родителями

 

 

 

Описание 1 слайда:

 

 

Описание 2 слайда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание 3 слайда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание 4 слайда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание 5 слайда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание 6 слайда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание 7 слайда:

 

 

 

 

Описание 8 слайда:

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание 9 слайда:

 

Конец

1 урока

5 мин.

Рефлексия  А теперь проверим, что вам удалось понять на сегодняшнем уроке, выполнив тест

Вар.1

1А,2б,3в,4а,5а,6б,7в,8а,9в

Вар.2

1б,2а,3б,43,5а,6б,7в,8б,9в

Домашняя работа

Напишите творческую работу на  тему «Мораль притчи в повести» ( ?)

взаимооценивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация

Дифференциация  – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи Здоровье и безопасность Связи с ИКТ Связи с ценностями (воспит. элемент)

Группы будут поддерживать друг друга. Дифференциация по результату, так как некоторые группы могут иметь меньше информации, чем

Метод наблюдения Вопрос и ответ (целевые и случайные). Оценивание ответа одноклассника

Кабинет организован для групповой работы. Навыки ИКТ, чтобы посмотреть видео. Умение работать в группе (взаимоуважение) Отвечать на вопросы и активно слушать других в ходе обсуждения в классе.

Рефлексия

Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?

 

Общая оценка:

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1:

 

2: 

 

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

1:  

 

2: 

 

Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно. В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке. Побег дочери надломил его личность. Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика. Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.

 

1.       Дуня — молодая девушка. Она оставляет отца и уезжает с гусаром не из корыстных или недобрых побуждений. Девушка любит родителя, но по наивности доверяется мужчине. Как и любую молодую женщину, ее влечет великое чувство. Она следует за ним, забыв обо всем. В конце повести мы видим, что она переживает за смерть одинокого отца, ей стыдно. Но сделанного не исправить, и вот она, будучи уже матерью, плачет на могиле родителя, сожалея о том, что так поступила с ним. Спустя годы Дуня остается прежней милой и заботливой краса                          вицей, на облике которой не отразилась трагическая история дочери станционного смотрителя. Всю боль разлуки вобрал в себя ее батюшка, так и не увидевший внуков.

Тема

§  В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека». Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.

  • Тема любви тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом.  Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.

Главная мысль

По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других. Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни. Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.

Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.

О чем заставляет задуматься?

Автор как раз и заставляет задуматься над своим поведением. Он говорит, что надо быть внимательнее к другим, не стоит относиться к людям предвзято.

Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.

 

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе

Разработка урока русской литературы в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2019