Разработка урока (технологическая карта)
по теме: «Особенности морали».
(предмет ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». 4 класс)
Выполнила: Мягкова Светлана Викторовна,
учитель истории и обществознания
Предмет: ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». 4 класс |
|||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока: Особенности морали |
|||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||
Предметные Называть особенности морали. Выявить связь моральных норм общества и поведения человека |
Метапредметные Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Различать мораль и закон, определив их место в системе социальных норм
Регулятивные : читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста . Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы
Коммуникативные: Умение определять общую цель и достигать ее, согласовывать свои действия с другими людьми. Развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе групповой работы |
Личностные Формирование личностного отношения к морали и принятие нравственных норм. Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. |
|||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: Способствовать формированию представлений об особенностях морали, о важности моральных качеств человека в общении с другими людьми. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление. Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке: усвоение понятий «социальные нормы», «мораль», «право».
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, электронная презентация
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке
|
Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, схемы библейская легенда «Золотой телец», иллюстрации |
||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этап1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||||||||||||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||
5 мин |
Диагностика эмоционального состояния учащихся. Коррекция эмоционального состояния. Проверка готовности учащихся к уроку.
Задание:
- Ходом шахматного коня, начиная со значка *, прочитайте высказывание американского философа Д. Дьюи (1859 -1952)
Мораль - не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами.
Вопросы к классу:
- Есть ли единый список моральных правил?
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
- Тема урока: Особенности морали
|
Личностные: Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету.
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
15 мин |
В обществе человек подчиняет свое поведение особым правилам – социальным нормам СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения Работа со схемой. Обратите внимание на схему: «Социальные нормы»
Социальные нормы охватывают различные группы норм, действующих в определенных взаимосвязях друг с другом.
Вы уже знаете, что мораль — система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей.
- В чём же особенности морали? Рассмотрим на примере взаимосвязи таких близких, в сущности, понятий как мораль и право. Работа со схемой, понятиями, иллюстрацией в учебнике с.10 - Что такое право? Право - это система обязательных правил поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых силой государства (например, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т.д.)
- В чем заключается сходство и различие этих двух понятий?
- Черты сходства: право нередко называют нравственным минимумом. Едва ли не все нормы права имеют моральную основу. Право способствует повышению авторитета моральных предписаний, а мораль служит дополнительным доводом необходимости строгого выполнения юридических норм.
- Отличия: нарушение моральных норм наказывается нравственным осуждением со стороны общества, коллектива, отдельных людей; нарушение правовых норм преследуется по закону и предполагает применение государственного принуждения.
Работа с учебником (с.10-11) - Назовите еще особенности морали Вывод:
Моральные нормы (правила) нигде не записаны
Моральные нормы не имеют документального оформления
Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.
- Кто заботится о морали в обществе?
О хорошем, добром поведении детей заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых — сотрудники — люди, с которыми они работают. И конечно, сам человек. Это значит, что от каждого человека, в значительной степени, зависит, каким моральным нормам следует он сам и какова мораль в том обществе, в котором он живёт. Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное — не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.
- Некоторые люди считают, что социальные нормы
их ограничивают, заставляют жить по определенным правилам, а не так, как они
хотят.
Социальные нормы позволяют людям контролировать свое поведение мирного и бесконфликтного сосуществования с другими представителями общества. При отсутствии социальных норм общество «утонет» в конфликтах и само его существование будет поставлено под угрозу.
|
Познавательные: выполнение логических операций, анализируют, делают выводы.
Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить
Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя; выделяют необходимую информацию, в результате анализа делают вывод
Личностные: осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Этап 3. Практикум
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
12 мин |
Работа групп с основными понятиями и текстом.
1.Какие поступки в большей мере регулируются нормами морали («М»), а какие – права («П») ?
2. Некоторые моральные нормы – это запреты делать то, что вредит людям, всему обществу. Эти запреты известны уже тысячи лет. Когда законы еще не существовали, эти нормы удерживали многих людей от совершения опасных для общества поступков. Такие запреты еще называют заповедями.
В библейской легенде о Моисее говорится о том, как мальчик Моисей выводил рабов из Египта, чудесным образом победив фараона. Рабов было шестьсот тысяч, и все они привыкли поклоняться египетским богам - глиняным птицам с кошачьими глазами, каменным тиграм с женскими лицами. Фараон любил эти страшилища, потому что они пугали народ. Моисей решил освободить людей от этого страха. Для этого нужно было сделать так, чтобы люди перестали поклоняться египетским идолам. Об этом говориться в легенде, части которой называются:
Золотой телец Законы …Наконец законы были составлены. Моисей назвал их заповедями, а плиты, на которых писал, - скрижалями. Поднял Моисей скрижали и пошел вниз, к людям. И вдруг за поворотом он увидел золотого тельца, а вокруг него пьяных людей. Рассердился Моисей. Горько стало ему, что народ вернулся к идолопоклонству. Поднял Моисей скрижали и разбил их о скалу. Оборвалось веселье. Поняли люди, что они поступили недостойно. Сломали золотого тельца. Растерли золото в порошок и развеяли по ветру. И стали у Моисея прощения просить, как дети. Моисей был добрый. Он не умел долго сердиться. Поднялся во второй раз на гору, чтобы все начать сначала. Во второй раз составил заповеди. Во второй раз стал спускаться с горы. И когда он наконец сошел с горы, люди увидели, что Моисей стал совсем седой. Притихли люди. - Почему ты белый? – крикнула маленькая девочка и подбежала к Моисею. - Если ты будешь исполнять то, что здесь написано, то не поседеешь раньше времени, - сказал Моисей. И стал читать: << Не поклоняйся идолам, не создавай себе кумира… Люби мать и отца… Не убивай… Не кради… Не завидуй никому… Не лги и не ябедничай…>>
( В пересказе К. И. Чуковского) - О каких нормах идет речь в этой легенде?
3. Прочитайте историю и ответьте на вопросы.
На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно. А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга. Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его…. - Какие нормы были нарушены? - Перед каким выбором оказался Вадим? Какой выбор есть у Кости?
|
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, отстаивают свою точку зрения, уважая при этом партнера и самого себя.
Познавательные: применяют полученные знания в практической деятельности, анализируют, сравнивают, делают выводы.
Регулятивные: контролируют и корректируют свои действия и действия партнера.
Личностные: развиваются мотивы учебной деятельности, учение приобретает личностный смысл; демонстрируют навыки сотрудничества. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
5 мин |
Блиц-опрос (да/нет)
Особенности морали
1) Моральные нормы (правила) нигде не записаны 2) Существует единый список моральных правил 3) Моральные нормы не имеют документального оформления 4) В обществе существуют особые «моральные организации», «моральные стражи», «смотрители за моралью» 5) Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание 6) От каждого человека зависит, каким моральным нормам следует он сам и какова мораль в том обществе, в котором он живёт 7) Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. |
Коммуникативные: выражают свои мысли, строят речевое высказывание.
Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.
Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.
Личностные: имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому на уроке. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
8 мин |
“Конкурс шпаргалок” (по группам) Участники за определенное время (5 минут) должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает та группа, которая сможет, соблюдая все условия, "запротоколировать" наибольшее количество текста, и воспроизведет свой текст бегло, без ошибок.
|
Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли. Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний. Познавательные: Оценивают процесс и результаты своей деятельности. Личностные: осознают важность полученных знаний. |
|||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Найти примеры неравнодушного поведения в сложных или опасных ситуациях в сказках, рассказах, притчах.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.