Конспект урока математики
в 5 классе на тему «Умножение десятичных дробей»
Учитель: Акимова Елена Сергеевна
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель:
Научить обучающихся выполнять умножение десятичных дробей
Задачи:
Формировать умение выполнять умножение десятичных дробей, умение определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои предположение.
Учить добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и самостоятельной работе, формировать положительную мотивацию, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- готовность оценивать свое поведение и поступки;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого
Метапредметные:
Познавательные:
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.
Коммуникативные:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
Регулятивные:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
Предметные: уметь выполнять умножение десятичных дробей.
Оборудование и технические средства обучения: доска, мел, компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентация к уроку.
Технологическая карта урока
№п/п |
Этапы урока, продолжительность
|
Содержание этапа, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. |
Организационный момент (2 мин.) |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, готовы ли вы к уроку. Ручка, тетрадь, учебник на столе? Замечательно, прошу садиться. Открывайте тетради, записывайте «23 марта. Классная работа» (Слайд 1)
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату в рабочей тетради. |
|
2. |
Актуализация знаний (6 мин.) |
1. - Давайте вспомним, какие действия мы умеем выполнять с десятичными дробями.
2. - Сформулируйте правила, которыми мы пользуемся для выполнения данных действий. 3. - А теперь, пользуясь изученными правилами, найдите ошибки в вычислениях и объясните их появление. (Слайд 2) |
1. Отвечают: - Умножение десятичной дроби на натуральное число. - Умножение / деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
2. Формулируют соответствующие правила.
3. Вычисляют, ищут ошибки, объясняют. |
Фронтальная работа |
3. |
Мотивационный этап. Постановка проблемы, определение темы урока.(9 мин.) |
1. – А сейчас работаем в парах. Задание следующее: найдите значение следующих выражений. (Слайд 3)
- Проверяем свою работу (Слайд 4)
- Заметили какую-нибудь закономерность?
- Верно, поэтому какой вывод мы можем сделать?
- Прочитайте правило на доске (Слайд 5)
2. – Давайте попробуем решить следующую задачу (Слайд 6): Известно, что стороны прямоугольника равны 0,6 дм и 0,2 дм. Требуется найти его площадь. По какой формуле находится площадь прямоугольника? (Слайд 7)
- Верно, решите задачу.
- Вы обнаружили, что не умеете умножать десятичные дроби? Ребята, так как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 8) |
1. Вычисляют значения выражений, обсуждая решение в парах
Проверяют.
Отвечают: - Значения 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 выражений равны.
Отвечают: умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. то же самое, что разделить число на 10, 100, 1000 и т.д. Один из учеников читает правило на слайде 5.
Отвечают: - S=ab
Пробуют решить. При вычислении площади, дети обнаруживают, что не умеют умножать десятичные дроби, говорят об этом.
Учащиеся формулируют тему урока «Умножение десятичных дробей».
|
Работа в парах
Фронтальная работа
|
4. |
Построение выхода из затруднительного положения. Реализация построенного плана (5 мин) |
- Но, может быть, попробуем решить задачу другим способом?
- Какая связь между сантиметрами и дециметрами? Сколько см в 0,6 дм? В 0,2 дм?
Учитель записывает на доске: 0,6 дм·0,2дм=6 см·2см=12 см² = (Учитель: давайте теперь переведем кв.см. в кв.дм.) = 0,12 дм²
- Посмотрите на подчеркнутую часть нашей записи. Попробуйте сформулировать правило умножения десятичных дробей? (Слайд 9) |
Учащиеся переводят дециметры в сантиметры. Отвечают на вопросы.
Записывают решение в тетрадь, параллельно отвечая.
Учащиеся формулируют правило умножения десятичных дробей.
|
Фронтальная работа
|
5. |
Физкультминутка (2 мин) |
- Устали? Немного отдохнем. Кто проведет физкультминутку? |
Выполняют упражнения.
|
Ученики 5 класса знают разные стихи для выполнения упражнений, и каждый урок проводят их по очереди. |
6. |
Закрепление полученных знаний (14 мин) |
1. (Слайд 10) - А теперь поможем Незнайке. Он переписывал в тетрадь решенные на черновике примеры, и растерял все запятые. Работаем самостоятельно, записываем в тетрадь только номер примера и ответ с правильно поставленной запятой.
- Выполнили задание? Теперь меняемся тетрадями с соседом по парте, выполняем проверку. (Слайд 11)
2. Учитель раздает задания для сам.работы.(Приложение 1)
- А теперь выполняем самостоятельную работу. Обводим в кружок букву, соответствующую правильному ответу.
После выполнения СР всеми обучающимися:
- Выпишите в таблицу в нижней части листа обведенные буквы по порядку. - Какое слово у вас получилось? Если это слово МОЛОДЕЦ, то задание вы выполнили верно! |
Выполняют задание.
Меняются тетрадями, выполняют проверку.
Выполняют сам. работу.
Выписывают.
Отвечают, проверяют себя. |
1.Взаимопроверка
2. Самостоятельная работа |
7. |
Рефлексия. Подведение итогов урока (4 мин) |
Притча. (Слайд 12) Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с усталостью ответил, что целый день возил тяжеленные камни. Второй ответил: «А я просто добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок: Кому было трудно работать на уроке? Кто просто работал добросовестно? А кто испытал радость от работы и полученных знаний? Подведение итогов урока. - Что вам особенно понравилось на уроке? Всё ли было понятно? Есть ли вопросы по изученной теме? На возникшие вопросы учитель отвечает. - Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за урок? Учитель выставляет оценки и объясняет за что. |
Отвечают. |
|
8 |
Домашнее задание (3 мин) |
(Слайд 13) Учитель проводит инструктаж по выполнению и оформлению домашнего задания (Фото из учебника в Приложении 2)
|
Выучить правила на стр. 230, № 913, № 915(1,2,5,6,9,10), №917 Творческое задание (по желанию): придумать задачу на умножение десятичных дробей и решить ее. |
|
Источники:
1. Математика : 5 класс : учебник / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир; под ред. В.Е.Подольского .- 8-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 304 стр.: ил.
2. https://infourok.ru/pritchi-na-urokah-matematiki-658909.html - притча для рефлексии.
Приложение 1
Самостоятельная работа
1. 5,76·100 =
М) 576; К) 57,6; А) 5,76; Т) свой ответ.
2. Произведение чисел 3,8 и 15 равно:
О) 57; М) 570; Н) 5,70; А) свой ответ.
3. Произведение чисел 0,735 и 1 равно:
О) 1; Д) 0; Л) 0,735; Ц) свой ответ.
4. Если первый множитель 1,9, а второй множитель 2,1, то произведение равно:
М) 399; Д) 39,9; О) 3,99; Ц) свой ответ.
5. Произведение чисел 25 и 0,1 равно:
М) 0,25; Н) 25; Д) 2,5; Ц) свой ответ.
6. Корень уравнения х : 0,4=8 равен:
М) 2; Д) 32; Е) 3,2; Ц) свой ответ.
7.Если длина комнаты 7,6 м, а ширина 5,4 м, то ее площадь равна:
М) 41,04 м; Ц) 41,04 м²; О) 26 м²; Д) свой ответ.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.