Конспект урока математики в
10 классе
Тема: Производная и ее применение.
Тип: урок обобщение и контроль знаний.
Цели урока:
Форма урока: урок- соревнование.
Оборудование: карточки с заданиями для групп, тестовые распечатки, ИД, оценочные листы.
Домашнее задание: карточки с заданиями на применение производной.
Структура урока:
Этапы урока |
Время |
Учитель |
Ученик |
|
1 |
Сообщает тему и цели |
Готовность к уроку |
|
15 |
Проверяет ЗУН |
Работаю индивидуально |
- Теорет. повторение |
|||
- Смотри, не ошибись |
|||
- Исправь ошибку |
|||
- Установи соответствие |
|||
|
17 |
Координирует и проверяет работу учащихся |
Решают в группах |
- Угадай слово |
|||
- Задачи на геом. и физ. смысл производной |
|||
- Задания с применение производной |
|||
|
10 |
Контролирует |
Выполняют тест |
|
2 |
Подведение итогов |
Запись д/з |
Ход урока: 1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Тема нашего урока « Производная и ее применение». Цель урока – обобщить знания о приложениях производной, закрепить свои навыки и умения в процессе выполнения различных упражнений.
Как говорил Аристотель: «… Ум заключается не только в знании,
Но и в умении прилагать знания на деле…»
Сегодня мы проведем урок – соревнование, состоящее из 7 этапов. Подвести итоги поможет оценочный лист, который лежит у вас на столе. Итак, в состязании участвуют две группы учащихся.
2. Актуализация ЗУН.
2) В чем состоит геометрический смысл производной?
3) В чем состоит механический смысл производной?
4) Сформулировать достаточный признак возрастания и убывания функции.
5) Какие точки называются критическими?
6) Сформулировать определение точек экстремума и экстремума функции. В чем их различие?
Закончить формулы, записанные на доске.
Каждый, кто выходит к доске, исправляет ошибку, зачеркнув неверное.
(sin X) / = - cos X (tgX) / = 1/cos2X
(Xn) / = Xn-1 (ctg X) / = 1/sin2X
(cos X) / = sin X ( 9X2) / = 9X
Учащиеся выходят к доске и стрелками устанавливают соответствие между столбцами таблицы.
f(x) |
1/x8+2 |
X+ cos X |
Sin2 X |
cos 2X |
4/ х2 |
х5+2х |
f/ (x) |
1- sin X |
-8/x9 |
-2 sin 2X |
sin 2X |
-8/х3 |
5х4+2 |
как И. Ньютон называл производную
С |
f(x)=5x3 f (2)=? |
Я |
f(x)=(1/2x-3)2 f (6)=? |
Ю |
f(x)=-3x-cos2x f (0)=? |
Ф |
f(x)=x2-3x f (2)=? |
К |
f(x)=3-sin2x f ( /2)=? |
И |
f(x)=4x2-21x-5 f (2)=? |
Л |
f(x)=2x6-2x2-3x f (1)=? |
1 |
5 |
-3 |
2 |
60 |
-5 |
0 |
Ф |
Л |
Ю |
К |
С |
И |
Я |
как И. Ньютон называл функцию
А |
f(x)= x2-3x f (2)=? |
Л |
f(x)=2x6-2x2-3x f (1)=? |
Н |
f(x)=5x3 f (2)=? |
Е |
f(x)=3-sin2x f ( /2)=? |
Т |
f(x)=4x2-21x-5 f (2)=? |
Ф |
f(x)=(1/2x-3)2 f (6)=? |
Ю |
f(x)=-3x-cos2x f (0)=? |
0 |
5 |
-3 |
2 |
60 |
-5 |
1 |
Ф |
Л |
Ю |
Е |
Н |
Т |
А |
1 группа
f(x)=2x3-5x в точке М(2;6).
2 группа
Выполним взаимопроверку по группам.
Каждой группе найти промежутки возрастания и убывания функции и расшифровать слово.
1 группа |
|
Э |
Хmin=1/3; / (1/3;∞) / (-∞;1/3) |
|
К |
Хmin=3; / (3;∞) / (-∞;3) |
|
|
С |
Хmin=1/9; / (1/9;∞) / (-∞;1/9) |
|
|
Т |
Хmin=4; / (4;∞) / (-∞; 4) |
|
2 группа |
|
Р |
Хmax=2; / (-∞;2) / (2;∞) |
|
Е |
Хmin=5; / (5;∞) / (-∞;5) |
|
|
М |
Хmin=1/2; / (1/2;∞) / (-∞;1/2) |
|
|
У |
Хmax=8; / (-∞;8) / (8;∞) |
|
|
М |
Хmin=1/2; / (1/2;∞) / (-∞;1/2) |
Какие из критических точек являются точками максимума, а какие точками минимума?
Самопроверка.
Каждый ученик получает тест, в виде таблицы. В клетках таблицы в беспорядке записаны функции и их производные. Для каждой функции найти ее производную и записать соответствие номеров.
Ответы:
ВариантА: 1-9; 2-3; 3-19; 4-14; 5-10; 6-20; 8-12; 9-15; 12-11; 16-7; 17-13; 18-17;19-11.
Вариант Б: 1-6; 4-20; 5-18; 6-3; 7-17; 8-13; 9-14; 10-7; 11-9; 15-10; 16-2; 17-15; 19-2.
Оцените свои знания и умения на конец урока. Был ли полезен урок для каждого из вас?
Завершить урок я хотела бы словами Ян Амоса Каменского: «Считать несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию».
Пожелать хочу вам ребята, чтобы функция вашей успеваемости всегда имела положительную производную.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.