Разработка урока-викторины «Музыкальный марафон» в рамках творческой недели для 4-5 классов
Оценка 4.7

Разработка урока-викторины «Музыкальный марафон» в рамках творческой недели для 4-5 классов

Оценка 4.7
Игры +2
doc
музыка
30.12.2020
Разработка урока-викторины «Музыкальный марафон» в рамках творческой недели для 4-5 классов
Цель мероприятия -обобщить теоретические знания о музыке в новой ситуации, развивать навыки актёрского мастерства через музыкальную импровизацию, развивать мотивации к музыкально-учебной деятельности, создать позитивный эмоциональный отклик детей на занятие игровой формы.
Разработка занятия Муз. марафона (4-5 кл.).doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №17»

 

 

 

 

 

 

           

Разработка урока-викторины

«Музыкальный марафон»

в рамках творческой недели для 4-5 классов

      

 

 

Составитель:    учитель музыки     А.В. Куксина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усть-Илимск

 

 

Тема урока: «Музыкальный марафон» (викторина для учащихся 4-х – 5-х классов).

Цель урока:

1. Метапредметная:    создать условия для совместной деятельности школьников на основе сотрудничества, распределения функций и ролей, закрепить навыки логического мышления,  речевого и  психологического общений, развивать общий кругозор обучающихся.

2. Предметная: обобщить  теоретические знания о музыке в новой ситуации, развивать навыки актёрского мастерства через   музыкальную импровизацию.

3. Личностная: развивать мотивации к музыкально-учебной деятельности, создать позитивный эмоциональный отклик детей на занятие игровой формы.

Музыкальный материал: 1. «Улыбка» - муз. В. Шаинского, сл.    

или «Вместе весело шагать» - муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.     (на выбор детей)

2. Музыкальные фрагменты разнохарактерных танцев: рок-н-ролл, сиртаки, русская пляска и др.

3. «Звуки музыки» - музыка Роджерса (попевка без звукоряда)

Оборудование: музыкальное сопровождение – фонограммы песен и танцев на дисках; картинки с отображением слов попевки, нотная хрестоматия для 5- классов(«Звуки музыки»); распечатки заготовок кроссвордов по числу групп; заготовка вопросов для интеллектуальной разминки; портреты композиторов: П.Чайковского, Э.Грига, Г.Свиридова, А.Хачатуряна, М.Глинки; киндер-сюрпризы и мелкие игрушки в мешочке; атрибуты для инсценировки песни – маски лягушки, кошки, собаки, мышки, поросёнка; 6 пластмассовых шариков для танцев; карточки с буквами (3 комплекта) для выкладывания слова «Спасибо!».                                                                      

                                                      Ход урока. Этапы урока.

1-й этап – организационный – 2-3мин.

1.Задачи этапа: настроить детей на продуктивную познавательно-творческую деятельность.

2. Форма организации деятельности уч-ся: коллективная, индивидуальная.

 3. Методы обучения: стимулирование и мотивации на познавательно-творческую деятельность: приёмы учителя - объяснение, наглядный показ; приёмы учеников – подражание, слушание.

4. Средства обучения: вступительное слово учителя.

5. Содержание этапа:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Объяснение учителем темы, цели и задач занятия - *;

Знакомство с темой, целью и задачами урока;

разделить детей на подгруппы по 5-6 человек используя разные геометрические фигуры четырёх цветов;

объединиться в группы по цвету;

снять с обучающихся  психологическое напряжение через показ упражнения «оставим позитив» - **;

повторить за учителем упражнение по снятию имеющихся негативных эмоций;

определить лидера в каждой группе - ***;

выполнить предложенное задание;

 

Пояснения к этапу:

* объяснение учителем темы, цели и задач занятия:

-Наш марафон будет проходить по территории музыкального искусства и поэтому, называется «Музыкальный марафон». Цель занятия – в соревновательной форме определить теоретические знания ребят в области музыки и музыкально-творческие способности;

**для снятия психологического напряжения предложить ребятам выполнить упражнение из следующих элементов: поднять руки вверх и потянуться к солнцу с напряжением всех мышц тела одновременно. Далее, начиная с кистей рук, поэтапно, начинаем расслаблять тело, имитируя сброс отрицательной энергии с его отдельных частей, начиная сверху и завершая стопами ног.

- А теперь, сбросив всю отрицательную энергию, все переживания и неудачи, оставив лишь один позитив, мы приступим к следующей части нашего занятия.

***определить лидера в каждой группе по  заданию на развитие такого качества как интуиция – предложить ребятам каждой подгруппы молча, не договариваясь, основываясь чисто на интуицию, на счёт -3, встать со своего места (лидеры будут всегда вставать). В других случаях, ведущего в группах можно менять по принципу – самый высокий или низкий, самые светлые глаза и тёмные волосы.

6.Ожедаемый результат данного этапа: концентрация внимания, готовность к дальнейшим видам деятельности.

2-й этап – основной:

1.Задачи этапа: активизировать мыслительные  процессы детей, способствовать развитию их вокальных и творческих способностей, а так же, развитию общего и музыкального кругозора.

2. Форма организации деятельности уч-ся: индивидуальная, групповая, коллективная.

3. Методы обучения: методы осуществления учебных действий и операций: метод музыкальных композиций, метод « музыкальный театр», методы контроля и самоконтроля: устный и письменный  контроль ранее изученного материала и общих знаний детей.

4. Средства обучения: вопросы учителя и ответы учащихся; решение кроссворда,;  музыкальные произведения – песня, фрагменты танцев; карточки с буквами; театральные маски; певческий голос.

5. Содержание этапа:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1-й шаг – «Интеллектуальная  размин-ка» - * 1 мин.        Печатное приложение 1.

Озвучивание серии вопросов

 

Индивидуальные  ответы школьников на ряд вопросов.

2-й шаг – «Разгадай кроссворд» -

10 мин.+2мин.Наглядное приложение 1.

Раздать  по группам приготовленные ранее кроссворды. Предложить групповую форму работы.

 

Групповое обсуждение вопросов кроссворда и заполнение их в колонки.

3-й шаг – «Портрет композитора» -

2 мин. Печатное приложение 4.

Предложить рассмотреть ряд портретов композиторов, обратить внимание на номер каждого портрета. Раздать в группы карточки с такими же номерами,  как и на портретах - **

Рассмотреть портреты композиторов и закреплённый за каждым из них порядковый номер. По истечению 10 секунд после каждого вопроса и группового обсуждения, участники группы должны поднять тот номер, который соответствует истинному номеру портрета.

4-й шаг – «Нотный слог» - 5 мин.

  Печатное приложение 2.

Наглядно исполнить попевку с названием нот. Показать место расположения каждой ноты на нотоносце записью на доске. Подкрепить текст картинками (наглядное приложение 5). Через игровой приём, предложить командам поочерёдно называть слова с наличием «нотных слогов». Объяснить правило игры.

 

Прослушать попевку. Рассмотреть название и правописание нот на нотоносце. Разучить текст, подкреплённый картинками.

 

Назвать слова с наличием «нотных слогов». При отсутствии слова, команда выбывает из игры.

5 - й шаг - «Ансамбль вокалистов»-

7-10 мин. Печатное приложение 3.

Предложить мешочек с киндер-сюрпризами. Подкрепить исполнение песни ребятами фонограммой или аккомпанементом. Приготовить необходимые для исполнения атрибуты.

Из мешочка, не глядя, выбрать фигурку киндер-сюрприза и определить роль какого персонажа будет играть группа при исполнении знакомой песни

(тексты – печатное приложение 3).  Для выразительности импровизации можно использовать атрибуты.

6 - й шаг – «В гостях у танца»-  2мин.

Объяснить правило данного конкурса - ***

Двигаться в соответствии с музыкой по установленным правилам игры - ***

7 - й шаг - «Сложи слово» - 1мин.

Наглядное приложение 4.

Раздать в команды нарезку слова по буквам.

Уточнить правила соревнования - **** Уточнить, что бал получит та команда, которая быстрее всех правильно сложит слово.

 

Из предложенных букв, на скорость, сложить слово очень важное в общении людей (спасибо).

8 – й шаг  – «Подведём итог»- подсчёт баллов, объявление победителей- ***** - 2мин.

 

* - наш музыкальный марафон предлагаю начать с небольшой интеллектуальной разминки, состоящей из серии вопросов. Будьте внимательны, каждый имеет шанс себя проявить.

** - под каким номером находится портрет П. Чайковского? Э. Грига? Г. Свиридова? А Хачатуряна? М. Глинки? В. Моцарт? Портреты заранее разместить на доске.

*** - из каждой команды выбрать по два представителя, не называя название конкурса. Детей определить по кругу, раздать по одному пластиковому шарику на каждого ребёнка для определения самых ловких участников, а следовательно – самой ловкой команды. При звучании разнохарактерной музыки дети должны двигаться в соответствии с указанными перед началом танца движениями: держать шарик под коленом одной ноги, прижав к правому плечу головой или локтём к туловищу, под подбородком или шар между коленями т.д.

**** - сказать, что дополнительный, поощрительный бал получит та команда, которая быстрее всех правильно сложит слово. Поблагодарить ребят за активное участие в «музыкальном марафоне» используя  озвученное слово – СПАСИБО!

***** - наша музыкальная дистанция подходит к завершению, позвольте подвести итоги. В качестве поощрения каждую команду «искупать» в аплодисментах.

 

6.Используемые измерители: подборка вопросов; кроссворд на каждую подгруппу; карточки с изображением нот и картинок, соответствующих данным нотам.

7.Ожедаемый результат: данный этап позволит определить, на сколько ученики владеют теоретическими знаниями в области музыки и за её пределами, а так же, будет  способствовать развитию актёрского мастерства и сплочению подгрупп через совместную импровизационную деятельность.

 

8-й этап – Заключительный. Рефлексия урока. Предложить ребятам продолжить фразу: «Сегодня на занятии мне понравилось….или мне было….» (высказаться должен каждый ученик). Поблагодарить всех за активное сотрудничество. Пожелать участникам дальнейших успехов в творческой недели.

 

Р.S. В зависимости от слаженности и скорости работы подгрупп с пошаговыми заданиями второго основного этапа можно варьировать с количеством вопросов или опустить 3-й или 4-й шаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

                                             Печатные приложения.

Приложение 1. Вопросы для задания «Интеллектуальная разминка»:

1.     Музыкальный спектакль, все герои которого танцуют?  (Балет.)

2.     Что дарят музыканту, певцу, актёру в знак своей благодарности и уважения присутствующие на концерте слушатели и зрители?  (Аплодисменты.)

3.     Как называется вид пения без инструментального сопровождения?  (А капелла.)

4.     Самый древний струнный музыкальный инструмент на Руси?  (Гусли.)

5.     Скорость произведения в музыке называется…? (Темпом.)

6.     Как называется в песни та  часть, которая повторяется многократно, без изменений?  (Припев.)

7.     Как звали героя русской былины, сумевшего завлечь своей игрой на гуслях морского царя? (Садко.)

8.     Как называется чувственная песня, в которой сопровождения на музыкальном инструменте играет изобразительную роль?   (Романс.)

9.     Какое государство считается родиной  оперы?  (Италия.)

10.Сам пустой – голос густой.  Дробь отбивает, ребят созывает.  (Барабан.)

Приложение 2. Текст музыкальной попевки «Звуки музыки» - Роджерса.

«До» – воробышка гнездо, «РЕ» - деревья во дворе.

«Ми» - котёнка покорми, «Фа» - в лесу кричит сова.

«Соль» - резвится детвора, «Ля» - кружится вся земля.

«Си» - поём мы для того, чтобы вновь вернуться в «До»!

Приложение 3. Тексты  к инсценировки песен.

                              «Улыбка» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

1.     От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкой своей

И он ещё не раз к тебе вернётся.

Припев: И тогда, на вирника, вдруг запляшут облака,

                И кузнечик запиликает на скрипке.

                С голубого ручейка начинается река,

                Ну а дружба начинается с улыбки.

                                «Вместе весело шагать» -  муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. 

1.     Вместе весело шагать по просторам,

И конечно запевать лучше хором.

Припев: спой-ка снами перепёлка – перепёлочка.

                 Раз  иголка, два  иголка – будет ёлочка.

                 Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка.

                 Раз словечко, два словечко – будет песенка.

 

Приложение 4. Портреты композиторов

                Описание: D:\с флэшки Саша\Картинки интернет\муз. Чайковского\Чайковский2.jpg          

Портрет 1.                                   Портрет 2.                               Портрет 3.  

                         

  Портрет 4.                                  Портрет 5.                                  Портрет 6.

 

Приложение 5. Картинки для попевки

Описание: C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\гнедо воробья.jpeg          Описание: C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\дерево.jpg    Описание: C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\смеющиеся дети.jpeg

                   Гнездо                                   деревья                                       детвора

Описание: C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\земной шар.jpg Описание: C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\котик на клавишах пианино.jpg   Описание: C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\сова.jpg

                                  Земля                                 котёнок                           сова


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема урока: «Музыкальный марафон» (викторина для учащихся 4-х – 5-х классов)

Тема урока: «Музыкальный марафон» (викторина для учащихся 4-х – 5-х классов)

Пояснения к этапу: * объяснение учителем темы, цели и задач занятия: -Наш марафон будет проходить по территории музыкального искусства и поэтому, называется «Музыкальный марафон»

Пояснения к этапу: * объяснение учителем темы, цели и задач занятия: -Наш марафон будет проходить по территории музыкального искусства и поэтому, называется «Музыкальный марафон»

Портрет композитора» - 2 мин

Портрет композитора» - 2 мин

Поблагодарить ребят за активное участие в «музыкальном марафоне» используя озвученное слово –

Поблагодарить ребят за активное участие в «музыкальном марафоне» используя озвученное слово –

Приложение.

Приложение.

Приложение 4. Портреты композиторов

Приложение 4. Портреты композиторов
Скачать файл