МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Разработка урока-викторины
«Музыкальный марафон»
в рамках творческой недели для 4-5 классов
Составитель: учитель музыки А.В. Куксина
Усть-Илимск
Тема урока: «Музыкальный марафон» (викторина для учащихся 4-х – 5-х классов).
Цель урока:
1. Метапредметная: создать условия для совместной деятельности школьников на основе сотрудничества, распределения функций и ролей, закрепить навыки логического мышления, речевого и психологического общений, развивать общий кругозор обучающихся.
2. Предметная: обобщить теоретические знания о музыке в новой ситуации, развивать навыки актёрского мастерства через музыкальную импровизацию.
3. Личностная: развивать мотивации к музыкально-учебной деятельности, создать позитивный эмоциональный отклик детей на занятие игровой формы.
Музыкальный материал: 1. «Улыбка» - муз. В. Шаинского, сл.
или «Вместе весело шагать» - муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. (на выбор детей)
2. Музыкальные фрагменты разнохарактерных танцев: рок-н-ролл, сиртаки, русская пляска и др.
3. «Звуки музыки» - музыка Роджерса (попевка без звукоряда)
Оборудование: музыкальное сопровождение – фонограммы песен и танцев на дисках; картинки с отображением слов попевки, нотная хрестоматия для 5- классов(«Звуки музыки»); распечатки заготовок кроссвордов по числу групп; заготовка вопросов для интеллектуальной разминки; портреты композиторов: П.Чайковского, Э.Грига, Г.Свиридова, А.Хачатуряна, М.Глинки; киндер-сюрпризы и мелкие игрушки в мешочке; атрибуты для инсценировки песни – маски лягушки, кошки, собаки, мышки, поросёнка; 6 пластмассовых шариков для танцев; карточки с буквами (3 комплекта) для выкладывания слова «Спасибо!».
Ход урока. Этапы урока.
1-й этап – организационный – 2-3мин.
1.Задачи этапа: настроить детей на продуктивную познавательно-творческую деятельность.
2. Форма организации деятельности уч-ся: коллективная, индивидуальная.
3. Методы обучения: стимулирование и мотивации на познавательно-творческую деятельность: приёмы учителя - объяснение, наглядный показ; приёмы учеников – подражание, слушание.
4. Средства обучения: вступительное слово учителя.
5. Содержание этапа:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Объяснение учителем темы, цели и задач занятия - *; |
Знакомство с темой, целью и задачами урока; |
разделить детей на подгруппы по 5-6 человек используя разные геометрические фигуры четырёх цветов; |
объединиться в группы по цвету; |
снять с обучающихся психологическое напряжение через показ упражнения «оставим позитив» - **; |
повторить за учителем упражнение по снятию имеющихся негативных эмоций; |
определить лидера в каждой группе - ***; |
выполнить предложенное задание; |
Пояснения к этапу:
* объяснение учителем темы, цели и задач занятия:
-Наш марафон будет проходить по территории музыкального искусства и поэтому, называется «Музыкальный марафон». Цель занятия – в соревновательной форме определить теоретические знания ребят в области музыки и музыкально-творческие способности;
**для снятия психологического напряжения предложить ребятам выполнить упражнение из следующих элементов: поднять руки вверх и потянуться к солнцу с напряжением всех мышц тела одновременно. Далее, начиная с кистей рук, поэтапно, начинаем расслаблять тело, имитируя сброс отрицательной энергии с его отдельных частей, начиная сверху и завершая стопами ног.
- А теперь, сбросив всю отрицательную энергию, все переживания и неудачи, оставив лишь один позитив, мы приступим к следующей части нашего занятия.
***определить лидера в каждой группе по заданию на развитие такого качества как интуиция – предложить ребятам каждой подгруппы молча, не договариваясь, основываясь чисто на интуицию, на счёт -3, встать со своего места (лидеры будут всегда вставать). В других случаях, ведущего в группах можно менять по принципу – самый высокий или низкий, самые светлые глаза и тёмные волосы.
6.Ожедаемый результат данного этапа: концентрация внимания, готовность к дальнейшим видам деятельности.
2-й этап – основной:
1.Задачи этапа: активизировать мыслительные процессы детей, способствовать развитию их вокальных и творческих способностей, а так же, развитию общего и музыкального кругозора.
2. Форма организации деятельности уч-ся: индивидуальная, групповая, коллективная.
3. Методы обучения: методы осуществления учебных действий и операций: метод музыкальных композиций, метод « музыкальный театр», методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль ранее изученного материала и общих знаний детей.
4. Средства обучения: вопросы учителя и ответы учащихся; решение кроссворда,; музыкальные произведения – песня, фрагменты танцев; карточки с буквами; театральные маски; певческий голос.
5. Содержание этапа:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1-й шаг – «Интеллектуальная размин-ка» - * 1 мин. Печатное приложение 1. Озвучивание серии вопросов |
Индивидуальные ответы школьников на ряд вопросов. |
2-й шаг – «Разгадай кроссворд» - 10 мин.+2мин.Наглядное приложение 1. Раздать по группам приготовленные ранее кроссворды. Предложить групповую форму работы. |
Групповое обсуждение вопросов кроссворда и заполнение их в колонки. |
3-й шаг – «Портрет композитора» - 2 мин. Печатное приложение 4. Предложить рассмотреть ряд портретов композиторов, обратить внимание на номер каждого портрета. Раздать в группы карточки с такими же номерами, как и на портретах - ** |
Рассмотреть портреты композиторов и закреплённый за каждым из них порядковый номер. По истечению 10 секунд после каждого вопроса и группового обсуждения, участники группы должны поднять тот номер, который соответствует истинному номеру портрета. |
4-й шаг – «Нотный слог» - 5 мин. Печатное приложение 2. Наглядно исполнить попевку с названием нот. Показать место расположения каждой ноты на нотоносце записью на доске. Подкрепить текст картинками (наглядное приложение 5). Через игровой приём, предложить командам поочерёдно называть слова с наличием «нотных слогов». Объяснить правило игры. |
Прослушать попевку. Рассмотреть название и правописание нот на нотоносце. Разучить текст, подкреплённый картинками.
Назвать слова с наличием «нотных слогов». При отсутствии слова, команда выбывает из игры. |
5 - й шаг - «Ансамбль вокалистов»- 7-10 мин. Печатное приложение 3. Предложить мешочек с киндер-сюрпризами. Подкрепить исполнение песни ребятами фонограммой или аккомпанементом. Приготовить необходимые для исполнения атрибуты. |
Из мешочка, не глядя, выбрать фигурку киндер-сюрприза и определить роль какого персонажа будет играть группа при исполнении знакомой песни (тексты – печатное приложение 3). Для выразительности импровизации можно использовать атрибуты. |
6 - й шаг – «В гостях у танца»- 2мин. Объяснить правило данного конкурса - *** |
Двигаться в соответствии с музыкой по установленным правилам игры - *** |
7 - й шаг - «Сложи слово» - 1мин. Наглядное приложение 4. Раздать в команды нарезку слова по буквам. Уточнить правила соревнования - **** Уточнить, что бал получит та команда, которая быстрее всех правильно сложит слово. |
Из предложенных букв, на скорость, сложить слово очень важное в общении людей (спасибо). |
8 – й шаг – «Подведём итог»- подсчёт баллов, объявление победителей- ***** - 2мин. |
* - наш музыкальный марафон предлагаю начать с небольшой интеллектуальной разминки, состоящей из серии вопросов. Будьте внимательны, каждый имеет шанс себя проявить.
** - под каким номером находится портрет П. Чайковского? Э. Грига? Г. Свиридова? А Хачатуряна? М. Глинки? В. Моцарт? Портреты заранее разместить на доске.
*** - из каждой команды выбрать по два представителя, не называя название конкурса. Детей определить по кругу, раздать по одному пластиковому шарику на каждого ребёнка для определения самых ловких участников, а следовательно – самой ловкой команды. При звучании разнохарактерной музыки дети должны двигаться в соответствии с указанными перед началом танца движениями: держать шарик под коленом одной ноги, прижав к правому плечу головой или локтём к туловищу, под подбородком или шар между коленями т.д.
**** - сказать, что дополнительный, поощрительный бал получит та команда, которая быстрее всех правильно сложит слово. Поблагодарить ребят за активное участие в «музыкальном марафоне» используя озвученное слово – СПАСИБО!
***** - наша музыкальная дистанция подходит к завершению, позвольте подвести итоги. В качестве поощрения каждую команду «искупать» в аплодисментах.
6.Используемые измерители: подборка вопросов; кроссворд на каждую подгруппу; карточки с изображением нот и картинок, соответствующих данным нотам.
7.Ожедаемый результат: данный этап позволит определить, на сколько ученики владеют теоретическими знаниями в области музыки и за её пределами, а так же, будет способствовать развитию актёрского мастерства и сплочению подгрупп через совместную импровизационную деятельность.
8-й этап – Заключительный. Рефлексия урока. Предложить ребятам продолжить фразу: «Сегодня на занятии мне понравилось….или мне было….» (высказаться должен каждый ученик). Поблагодарить всех за активное сотрудничество. Пожелать участникам дальнейших успехов в творческой недели.
Р.S. В зависимости от слаженности и скорости работы подгрупп с пошаговыми заданиями второго основного этапа можно варьировать с количеством вопросов или опустить 3-й или 4-й шаги.
Приложение.
Печатные приложения.
Приложение 1. Вопросы для задания «Интеллектуальная разминка»:
1. Музыкальный спектакль, все герои которого танцуют? (Балет.)
2. Что дарят музыканту, певцу, актёру в знак своей благодарности и уважения присутствующие на концерте слушатели и зрители? (Аплодисменты.)
3. Как называется вид пения без инструментального сопровождения? (А капелла.)
4. Самый древний струнный музыкальный инструмент на Руси? (Гусли.)
5. Скорость произведения в музыке называется…? (Темпом.)
6. Как называется в песни та часть, которая повторяется многократно, без изменений? (Припев.)
7. Как звали героя русской былины, сумевшего завлечь своей игрой на гуслях морского царя? (Садко.)
8. Как называется чувственная песня, в которой сопровождения на музыкальном инструменте играет изобразительную роль? (Романс.)
9. Какое государство считается родиной оперы? (Италия.)
10.Сам пустой – голос густой. Дробь отбивает, ребят созывает. (Барабан.)
Приложение 2. Текст музыкальной попевки «Звуки музыки» - Роджерса.
«До» – воробышка гнездо, «РЕ» - деревья во дворе.
«Ми» - котёнка покорми, «Фа» - в лесу кричит сова.
«Соль» - резвится детвора, «Ля» - кружится вся земля.
«Си» - поём мы для того, чтобы вновь вернуться в «До»!
Приложение 3. Тексты к инсценировки песен.
«Улыбка» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
1. От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкой своей
И он ещё не раз к тебе вернётся.
Припев: И тогда, на вирника, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
«Вместе весело шагать» - муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.
1. Вместе весело шагать по просторам,
И конечно запевать лучше хором.
Припев: спой-ка снами перепёлка – перепёлочка.
Раз иголка, два иголка – будет ёлочка.
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка.
Раз словечко, два словечко – будет песенка.
Приложение 4. Портреты композиторов
Портрет 1. Портрет 2. Портрет 3.
Портрет 4. Портрет 5. Портрет 6.
Приложение 5. Картинки для попевки
Гнездо деревья детвора
Земля котёнок сова
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.