«Центр детско – юношеского творчества «Достық»»
Разработка внеклассного мероприятия
"Экскурсия на озеро. Животные и растения озера, родного края"
Педагог: Павленко П.П.
г. Приозерск
"Экскурсия на озеро. Животные и растения озера, родного края"
Цель: формирование у детей определённого объёма систематизированной информации о многообразии адаптаций живых организмов к условиям водной среды.
Задачи:
Обучающая: познакомить детей с многообразием живых организмов, обитающих в нашем озере.
Развивающая: развитие навыков самостоятельного наблюдения; развитие поэтического восприятия природы; развитие у детей внимания, воображения, восприятия, разных форм мышления.
Воспитательная: разрушение
барьера эстетической глухоты и чёрствости ко всему живому; осознание детьми как
соучастников происходящих природных явлений, уважающих права остальных
обитателей этого мира;
Оценка детьми своих поступков в природе; закладка основ экологической этики у
детей.
Оборудование: сачки, полиэтиленовые мешочки, баночки, лупы, ботаническую папку (для сбора растений), альбомы, мольберты, краски, карандаши, ватман. Походный завтрак.
Продолжительность занятия: 2 урока.
План проведения экскурсии
№п/п |
Этапы |
1 |
Определение места для экскурсии: Озеро «Балхаш». |
2 |
Проверка санитарных норм водоёма (лёгкий подход к воде). |
3 |
Подбор и изучение литературы по теме экскурсии. |
4 |
Выбор конкретных объектов – обитателей озера – для поисковой самостоятельной работы по группам или индивидуально. |
5 |
Составление конспекта: цели и задачи, вводная часть, исследование объектов наблюдения по заданию. Обобщающая беседа. |
6 |
Разработка для воспитанников доэкскурсионных, экскурсионных послеэкскурсионных карточек заданий. |
7 |
Провести беседу о том, какая должна быть одежда во время экскурсии, познакомить с правилами поведения в природе. |
8 |
Подготовить и принести на экскурсию необходимое оборудование: сачки (водные и воздушные), банки, полиэтиленовые пакеты, лупы. |
9 |
Самостоятельно попробовать собрать информацию о выбранных объектах (растениях и животных данного водоема); стихи, рассказы, загадки, пословицы, легенды. Стихи можно выучить наизусть. |
10 |
Экскурсия на озеро Балхаш. |
Ход урока
1. Организационный момент
прибытие на озеро Балхаш
расположение воспитанников и родителей на берегу озера
проверка готовности к экскурсии
2. Эмоциональное и поэтическое восприятие окружающего мира.
Перед вами большое озеро. Как оно назывется? Почему? Кто из вас знает? Оглянитесь вокруг, как кругом тихо и мирно. Давайте послушаем эту тишину. Попробуйте использовать во время молчания все свои органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. (После недолгого молчания рекомендуется задать вопросы).
Что слышали ваши уши?
Что видели ваши глаза?
Какие запахи вы ощутили?
Какие ваши ощущения? После ответов детей можно сделать вывод.
3. Самостоятельно-исследовательская работа.
Ребята, обратите внимание, как водная гладь, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и познакомиться со всеми его обитателями. Но уже прохладно! Нельзя! А может быть, кто-то знает и расскажет нам, какие животные живут в озере? Сегодня мы с вами попробуем стать учёными-исследователями и познакомимся с жителями этого водного царства.
По заданию педагога проводятся самостоятельные групповые наблюдения – исследования, т.е. воспитанники, разбиваются на группы, которые возглавляют взрослые. Получают карточки с заданиями.
Первая группа обследует берег озера. Для этого потребуются баночки, воздушные сачки, мешочки.
Вторая группа обследует, какие растения растут вокруг озера. Потребуется ботаническая папка, куда вкладываются растения для гербария.
Третьей группе познакомиться с обитателями водоёма. Для этого потребуются водные сачки, баночки.
Встречаемся через 10 минут.
4. Обобщение сведений, полученных в ходе самостоятельно-исследовательских работ:
– Какие животные живут в озере?
– Назовите растения, которые растут в этом водоёме? Их роль в жизни озера?
– Что обнаружили на берегу нашего озера?
– Сравните строение тела и окраску карася и окуня? И т.д.
Примечание. Чтобы получить полный объём знаний о растениях и животных мелких водоёмов, педагог и родители заранее подготавливают их, в случае, если дети не встретят этих животных во время самостоятельного наблюдения (улитка, ракушки, пиявки, дафния, паук-серебрянка, разнообразные жуки и пауки, окунь, карась, лещ).
Вывод. Живут в озёрах разные животные: лягушки, рыбы, насекомые. Вот перед вами клоп-водомерка. Скажите, а почему не он не тонет? Верно, их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде.
Послушайте загадку
Как заправский конькобежец |
Что ещё вы узнали про клопа-водомерку? Он хищник. Ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.
Наше озеро покрыто разными растениями, среди которых много интересных. Перед вами элодея. Это маленькое растение, ветвистый стебель которого сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро. Водоёмы быстро зарастают ею. За это в народе её называют “водяной чумой”.
Между растениями и животными существует тесная связь. Водные растения выделяют кислород и очищают воду от загрязнений и служат пищей и убежищем для животных.
Что помогает жить животным в воде?
Что произойдёт с ними, если озеро пересохнет или кто-нибудь выбросит их на берег?
В природе всё связано. Вымирание одних живых существ ведёт за собой исчезновение других. Лягушка питается комарами, мухами, тем самым помогая человеку бороться с неприятными насекомыми. Если не будет лягушек, нас одолеют комары. Эту цепочку можно продолжить. Поэтому никогда не причиняй вреда всем животным. Все животные на Земле приносят пользу.
Домашнее задание
Рассказать о любом растении или животном мелких водоёмов. Сочините рассказ, сказку или загадку про насекомых.
Ребята, я предлагаю продолжить нашу экскурсию. Вам понравилось наше озеро?
Давайте попробуем изобразить наше озеро.
С чем можно сравнить его?
На кого или на что оно похоже? (Зеркало, блюдце, аэродром для стрекоз – вертолётов, каток для водомерок).
“И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега”. (И. Бунин)
Кому трудно нарисовать озеро, можно нарисовать насекомых или кувшинки на лоне воды. Проводится конкурс рисунков.
Подводится итог экскурсии.
Я знаю, вам очень понравилось занятие на природе. На берегу этого озера часто отдыхают дети и взрослые. Какую памятку вы хотели оставить людям, приходящим к водоёму? Какие плакаты вам бы хотелось нарисовать. Дети вместе с родителями рисуют и пишут правила поведения в природе.
Если спросят вас друзья: «Где сегодня были?» Дружно отвечайте: «Были мы на озере - окуней ловили.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.