Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню финансовой грамотности
Оценка 4.7

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню финансовой грамотности

Оценка 4.7
docx
1 кл—4 кл
29.10.2020
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню финансовой грамотности
Метод_рекомендации_1-4 классы.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ по ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Изучение материалов, представленных в виде заданий Марафона финансовой грамотности и пояснений к ним, можно синхронизировать с учебно-методическим комплексом (УМК), рекомендованным для освоения основ финансовой грамотности Министерством финансов РФ и предназначенным для данной возрастной группы (находятся в свободном доступе на сайте http://финграмотностьвшколе.рф)

 

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» для учащихся данной возрастной группы является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

деньги, их история и виды;

семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира.

Основы финансовой грамотности могут изучаться в первом, втором, третьем или четвертом классах, следовательно, уровень знаний и навыков учащихся различен. Учитывая, что даже в одной параллели могут использоваться разные программы, педагог имеет возможность самостоятельно отобрать материал для занятия и дифференцировать задания с учетом уровня подготовки учащихся, особенностей класса в целом и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Представленная в заданиях Марафона финансовой грамотности информация выходит за рамки рекомендованных материалов для учащихся, в связи с чем, учитель самостоятельно принимает решение о включении дополнительной информации в содержание занятия.

 

Планируемые результаты изучения основ финансовой грамотности

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как активного члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых

отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности

за свои решения в сфере финансов;

• развитие навыков сотрудничества с учителем, родителями, сверстниками во время подготовки к заданиям и обсуждению их итогов;

•  развитие навыков рефлексии во время обсуждения результатов Марафона.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового

характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки,

анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений одноклассников, учителей, родителей

коммуникативные:

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек

зрения и право каждого иметь свою;

• умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчетов.

 

 

Материал заданий Марафона финансовой грамотности и пояснений к ним можно структурировать в виде двух Модулей и использовать как во время уроков, так и во внеурочной работе, например, в виде двух условных занятий.

Модули выделены согласно основным содержательным линиям курса финансовой грамотности, рекомендованным для изучения учащимися данной возрастной группы Федеральным методическим центром по финансовой грамотности и Министерством финансов РФ. Педагог по своему усмотрению на основании материалов Марафона может составить календарно-тематический план для каждого класса по проведению уроков и внеурочной работы по финансовой грамотности.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

изучения основ финансовой грамотности

с использованием заданий Марафона

 

МОДУЛЬ 1. Деньги, их история и виды

 

Основные понятия

Деньги, понятие, виды, функции. Товарные деньги. «Меховые деньги». Копейка. Рубль. Драгоценные металлы. Монеты. Аверс. Реверс. Банкноты.

Иностранная валюта. Доллары. Евро. Валютный калькулятор.

Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Защита денег от подделки. Водяные знаки и другие признаки подлинности банкнот. Приложения, предназначенные для определения подлинности банкнот.

Наличные и безналичные деньги. Банки. Банковская карта. Банкомат. Правила безопасности использования банковских карт. ПИН-код. Основы цифровой финансовой грамотности.

 

Компетенции

Ø Приводить примеры товарных денег и описывать их свойства

Ø Описывать современные российские деньги

Ø Приводить примеры иностранных валют и описывать их отличительные свойства

Ø Определять признаки подлинности купюр

Ø Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является

преступлением

Ø Объяснять, кто выпускает деньги

Ø Описывать функции денег и приводить соответствующие примеры

Ø Объяснять, что такое безналичный расчет и банковская карта

 

Контрольные вопросы

1)    Для чего нужны деньги?

2)    Как появились деньги?

3)    Какие предметы использовались в качестве товарных (примитивных) денег в разных странах?

4)    Какие функции выполняют деньги?

5)    Кто выпускает деньги?

6)    Валюты каких стран Вы знаете, и каковы их отличия?

7)    Почему изготовление фальшивых денег является преступлением?

8)    Как защищают деньги от подделки?

9)    Что такое безналичные деньги?

10) Что такое банковская карта и как правильно ею пользоваться?

11) Что такое ПИН-код и для чего он нужен? Каковы правила безопасности его использования?

 

 

 

МОДУЛЬ 2. Семейный бюджет

 

Основные понятия

Финансово грамотный человек, его отличия. Финансовое планирование семьи. Семейный бюджет. Приложения и продукты, помогающие грамотно управлять финансами семьи.

Доходы семьи. Заработная плата. Социальные пособия. Пенсия. Другие источники доходов семьи. Вклады в банках и проценты по ним.

Расходы семьи. Обязательные и необязательные расходы. Чрезвычайные расходы. Финансовая подушка безопасности семьи и правила ее формирования. Сбережения. Долги. Кредит.   

 

Компетенции

Ø Понимать, кто такой финансово грамотный человек и уметь его описывать

Ø Описывать и сравнивать источники доходов семьи

Ø Объяснять причины различий в заработной плате

Ø Объяснять, кому и почему платят социальные пособия

Ø Приводить примеры дополнительных источников доходов семьи

Ø Объяснять, в какой форме можно делать сбережения

Ø Приводить примеры доходов от различных вложений денег

Ø Сравнивать разные виды сбережений

Ø Описывать и сравнивать расходы семьи

Ø Различать планируемые и непредвиденные расходы, обязательные, необязательные и чрезвычайные

Ø Сравнивать покупки по степени необходимости

Ø Объяснять, что влияет на решение о покупке

Ø Понимать последствия необдуманных покупок

Ø Объяснять, как появляются долги

Ø Объяснять влияние кредита на семейный бюджет

Ø Пояснять значение финансовой подушки безопасности семьи и правила ее формирования

Ø Сравнивать доходы и расходы семьи

Ø Объяснять, как можно экономить

Ø Составлять бюджет на простом примере

Ø Производить элементарные финансовые расчеты

Ø Рассчитывать проценты на простых примерах

 

Контрольные вопросы

1)    Какие основные и дополнительные источники доходов семьи Вы можете назвать?

2)    Как можно увеличить доходы семьи?

3)    Как формируются сбережения в семье и для чего они нужны?

4)    Какие расходы семьи относятся к обязательным?

5)    Можно ли снизить обязательные расходы семьи?

6)    У кого можно взять в долг? Каковы причины и последствия этого шага?

7)    Как формируется финансовая подушка безопасности семьи? Нужно ли формировать свою личную финансовую подушку безопасности?

8)    Как правильно составлять личный бюджет, бюджет семьи?

9)    Для чего необходимо финансовое планирование в семье? Нужно ли вести личное финансовое планирование?

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации самостоятельной работы учащихся

при изучении основ финансовой грамотности

с использованием заданий Марафона

 

Освоение финансовой грамотности предполагает постоянное самообразование на протяжении всей жизни гражданина, так как появляются новые финансовые продукты, происходят серьезные изменения на финансовых рынках, возрастает объем финансовой информации и уровень ответственности за принятые решения в сфере личных финансов и финансов семьи.

Главной задачей повышения финансовой грамотности населения является не изучение определенного объема знаний о финансах и финансовых продуктах, а понимание необходимости вести ежедневную работу в области управления личными и семейными финансами, самостоятельно находить источники достоверной финансовой информации, уметь анализировать ее, применять на практике, нести личную ответственность за принятые финансовые решения.

Следовательно, с самого раннего возраста необходимо развивать навыки самостоятельной работы учащихся, направленной на постоянное повышение уровня их финансовой грамотности.

Задания Марафона финансовой грамотности и пояснения к ним разработаны таким образом, чтобы пробудить интерес к изучению основ финансовой грамотности школьников с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Проблемно-поисковый и практико-ориентированный характер заданий Марафона поддерживает высокий уровень мотивации к изучению данных тем, к самостоятельному поиску ответов на вопросы, все более глубокому погружению в мир финансовых знаний.

Ряд заданий и пояснений к ним носит характер своеобразного квеста и предполагает изучение материала в несколько этапов (Материал для учащихсяМатериалы для обсуждения с родителями и учителями, Методические материалы для учителей).

Освоение более сложного материала требует активного участия родителей и педагогов, помощи с их стороны в разъяснении отдельных понятий и закономерностей.

 

Возможные формы организации самостоятельной работы учащихся при изучении основ финансовой грамотности:

ü Подготовка докладов, сообщений (например, на основе ссылок на дополнительные материалы в рамках заданий Марафона)

ü Подготовка презентаций (например, о валютах разных стран или способах защиты денег от подделки)

ü Подготовка аналитических материалов (например, о динамике курса рубля по отношению к доллару и евро и т.д.) и др.

 

 

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

При проведении занятий по основам финансовой грамотности зачастую учитель сталкивается с проблемой объективной оценки учащихся. При разработке системы оценивания курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать основные подходы, рекомендованные создателями учебно-методических материалов, подготовленных в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и одобренных Федеральным методическим центром по финансовой грамотности.

Предлагаемая система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

 

Критерии оценивания:

A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

E. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления

 

В целях повышения объективности и прозрачности оценивания работы учащихся при проведении урочных и внеурочных занятий по финансовой грамотности рекомендуется применять элементы балльно-рейтинговой оценки.

Например, полное соответствие критерию может быть оценено в 5 баллов, несоответствие – 0 баллов. Учитель может разработать свою собственную систему оценивания, опираясь на данные рекомендации.

По итогам такой работы можно составить рейтинг учащихся, обсудив его результаты со всеми учениками, сделав систему оценки максимально понятной и прозрачной, вовлекая учащихся в процесс оценивания, развивая навыки рефлексии, самооценки и объективной взаимной оценки в рамках требований ФГОС.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2–4 КЛАССОВ

 

УМК

Издания подготовлены в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Находятся в свободном доступе на сайтах:

-  «ВАШИ ФИНАНСЫ», вкладка «Новые УМК» (2018 г.) https://vashifinancy.ru/books/metodicheskie-materialy-dlya-uchashchikhsya-4-klassov/

- «Финансовая грамотность в школе»,  вкладка  «Методические материалы для учащихся 2–3 классов»

http://xn--80aebklphfgdkbcuundy3gvd.xn--p1ai/page/3

- «Финансовая грамотность в школе»,  вкладка  «Методические материалы для учащихся 4 классов»

http://финграмотностьвшколе.рф/page/53

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Материалы по финансовой грамотности, рекомендованные Министерством финансов Российской Федерации 

 

Ссылка на портал финансовой грамотности, предназначенный для детей, родителей, учителей https://vashifinancy.ru/library/

 

Материалы, рекомендованные Экспертным советом по финансовой грамотности при Банке России 

 

Ссылка на презентации для детей по финансовой грамотности http://dnifg.ru/materials/materialy/

 

Интернет-ресурсы

Сайт «Вашифинансы.рф» (Национальная программа повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами». Проект Министерства финансов совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) - https://vashifinancy.ru/library/

Сайт «Хочу. Могу. Знаю» помогает защитить права потребителей финансовых услуг. Содержит интерактивные материалы и специальную вкладку «Школьникам» (Разработано в рамках Проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» при поддержке Роспотребнадзора) - http://хочумогузнаю.рф

Сайт Банка России «Финансовая культура». Fincult.info — информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации. Его цель — формирование финансовой культуры граждан. Сайт предназначен для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике и разными финансовыми возможностями. В материалах сайта в простой форме, с некоторыми допущениями и упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый. Отдельный раздел fincult.info предназначен для преподавателей, методистов и волонтеров финансового просвещения (https://fincult.info/prepodavanie/) - https://fincult.info/

Сайт «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» (Всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» организуется Ассоциацией «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР» и Международной Гильдией финансистов при поддержке Банка России, Министерства финансов Российской федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации) - http://dnifg.ru/

 

Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности  аккумулирует огромное количество различных методических материалов и разработок учителей  - https://www.hse.ru

Сайт «Финансовая грамотность в школе» предназначен для учителей, методистов, и в целом направлен на создание кадрового потенциала обучения финансовой грамотности в образовательных организациях -  http://финграмотностьвшколе.рф

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

Марафона. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: познавательные : • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора,…

Марафона. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: познавательные : • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора,…

Модули выделены согласно основным содержательным линиям курса финансовой грамотности, рекомендованным для изучения учащимися данной возрастной группы

Модули выделены согласно основным содержательным линиям курса финансовой грамотности, рекомендованным для изучения учащимися данной возрастной группы

Какие предметы использовались в качестве товарных (примитивных) денег в разных странах? 2)

Какие предметы использовались в качестве товарных (примитивных) денег в разных странах? 2)

Пояснять значение финансовой подушки безопасности семьи и правила ее формирования Ø

Пояснять значение финансовой подушки безопасности семьи и правила ее формирования Ø

Следовательно, с самого раннего возраста необходимо развивать навыки самостоятельной работы учащихся, направленной на постоянное повышение уровня их финансовой грамотности

Следовательно, с самого раннего возраста необходимо развивать навыки самостоятельной работы учащихся, направленной на постоянное повышение уровня их финансовой грамотности

Критерии оценивания: A . Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов

Критерии оценивания: A . Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Материалы по финансовой грамотности, рекомендованные

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Материалы по финансовой грамотности, рекомендованные

Ассоциацией «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР» и

Ассоциацией «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР» и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020