Разработка внеклассного урока по экологическому воспитанию «Пробуждение природы»

  • docx
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пробуждение природы.docx

«Центр детско – юношеского творчества «Достық»»

                                                                                       

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка внеклассного урока

 по экологическому воспитанию

«Пробуждение природы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог: Ильтнер З.Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Приозерск

Урок – беседа: «Пробуждение природы»

Цели:

Образовательная. Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе.

Развивающая. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Обучать работать в группе.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

– У нас сегодня очень необычный урок. Это урок – беседа. Он проходит в необычное для нас время и в необычной обстановке. Но работать мы будем как всегда активно и покажем наши умения. А начнем беседу с того, что отправимся на лесную полянку и посмотрим, что там происходит. 

Слайд. Лесная полянка и голоса птиц.

Сценка в лесу.

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур подсчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк. Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня.

Увидал обед у пня.

А обед во все лопатки

Припустился от меня.

Вот несчастье, вот беда –

Быстроногая еда.

Лиса. Миша, расскажи, как у тебя дела?

Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!

– В какое время года такой разговор мог произойти?

– А сейчас за окном какое время года? 

– Мы сегодня будем говорить о весне, о ее приметах.

– А знаете ли вы весенние месяцы?

– У вас на столах лежат таблички с названиями месяцев. Я буду читать стихи, а

вы поднимите табличку с названием того месяца, о котором идет речь.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц, кто узнает? (Март)

Слайд «Март»

– Март – это время, когда солнце посылает на землю своих помощников.

Поэтому и называют эту пору «весной света».

В Древнем Риме март был не только первым месяцем весны, но и года и

посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад.

Февраль силен метелью, а март – капелью.

Открывает весну март – протальник.

Засияло мартовское солнышко, зарядила капель.

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся, 

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Месяц к нам пришел … (апрель)

Слайд «Апрель».

Родина слова «апрель» – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный».

Апрель – снегогон, растопил снега.

Апрельские лужи землю будят.

Где в апреле вода, там в июле трава.

Апрель – пора большой воды.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад.

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?… (май).

Слайд «Май».

– В честь богини Майи, богини земли и плодородия. Май в народе называют «травень».

Зеленеют луга, распускаются почки.

Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

Дождь в мае хлеба поднимает.

Как в мае дождь, так и будет рожь.

Народные приметы можно заранее поручить найти детям по рядам.

– Почему говорят, что весной природа пробуждается?

3. Беседа о неживой природе весной

Динамическая картина.

http://festival.1september.ru/articles/621463/img1.jpg

Рисунок 1

– Давайте посмотрим, что же происходит весной в неживой природе?

Тает снег (становится грязным)

Появляются проталины

Бегут ручьи

Осадки в виде дождя

Теплеет

Солнце поднимается выше

Весной ослепительно светит солнце. Свет от него густой, золотистый. Солнечные лучи греют лицо и руки. Небо весной синее, синее, а по нему раскинулись белые облака. На буграх появились первые проталины. На лесной опушке слышится пение птиц.

Слайд.

Картину родной природы особенно остро чувствуют художники, композиторы, поэты. В своих произведениях они передают настроение ожидания весны, надежды на счастье, необычайное воодушевление, подъем духа, радость.

– Посмотрите на картину великого русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

Слайд. Картина «Грачи прилетели»

– Какое время года?

– По каким признакам догадались?

– Кто первым принес весть о весне? Картина так и называется «Грачи прилетели».
Маленькая деревенька, небольшая церквушка. На березках еще не распустились листья. Грачи строят гнезда. С весенними криками летают они над деревьями, хлопочут о жилье. Сколько звуков в этой картине. Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель? Ветер шелестит в мокрых ветвях.

– Давайте послушаем весну. Музыка замечательного композитора П.И.Чайковского. Он замечательно в своей музыке передал все звуки весны.

Клип на музыку пьесы П.И. Чайковского «Апрель».

4. Беседа о живой природе

– А какие еще птицы прилетают к нам весной?

На доске картинки с изображениями разных птиц. Озвучить их названия (прикрепить таблички).

5. Работа в группах

Среди табличек с названиями птиц выбрать только перелетных и прикрепить на доске. 
Проверка. (Слайд)

Грач       

Скворец

Ласточка

Жаворонок

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Наш веселый друг … (скворец

Слайд с пением скворца.

Прилетели к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.   (Ласточка)  

Слайд

Еще в низинах снег и лед,

Но небеса весенние,

А он летает и поет,

Блистая оперением.

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.   (Жаворонок)  

Слайд.

Отгадайте загадку.

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Слайд.

– От весеннего тепла оттаивает почва, просыпаются травы. Появляются первые цветы.
Узнайте эти растения по описанию.

Это растение зацветает первым. Мы все с нетерпением ждем маленькие желтые солнышки. Почему у растения такое странное имя? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать и мачеха)

Это растение ты заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро находят. Цветок своего сока-нектара не жалеет, угощает всех сладкоежек. За сладкий, медовый вкус его и назвали. (Медуница)

– Всю эту красоту мы увидим с вами совсем скоро. С каждым днем весна все  смелее будет вступать в свои права.

Ну а сейчас т самая середина весны. Мы сегодня говорили о приметах весны. Назовите их.

Солнце поднимается все выше.

Потеплело

Тает снег

Появляются проталины

Текут ручьи

Прилетают птицы

Распускаются листья.

– У вас на столах таблички с признаками весны. Сейчас каждая группа выберет на ваш взгляд самую главную причину изменений в природе.
Солнце поднимается все выше.  Потеплело.
День становится длиннее. И наступит момент, а произойдет это 21 марта, когда день станет равен ночи. Это время называется ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕЙСТВИЯ.

Слайд.

– Весна – самое красивое время года. Весной начинается новая жизнь в природе. У человека, который смотрит на эту красоту, поднимается настроение, хочется петь,  танцевать, пойти на улицу.
– Давайте создадим картину весны у нас в классе. Поместите на доску цветочки, того цвета, который соответствует вашему настроению.

Желтый – отличное настроение. Вам понравился урок, и вы для себя открыли, что-то новое.

Зеленый – много понравилось, но что-то не совсем удалось или не все поняли.

Коричневый – вы недовольны собой.– Ну, а я довольна вами. Молодцы!