Разработка вводного занятия по литературе для 9-11 класса "Литфуршет"
Оценка 5

Разработка вводного занятия по литературе для 9-11 класса "Литфуршет"

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
Междисциплинарный 4
9 кл—11 кл +1
22.03.2021
Разработка вводного занятия по литературе для 9-11 класса "Литфуршет"
Литфуршет - это вводное занятие по литературе, с целью знакомства с новым классом (группой колледжа) и формирования различных навыков Soft Skills.
Литфуршет Андреева Ж.О..docx

Андреева Жанна Олеговна

Преподаватель ГБПОУ

«Педагогический колледж №4 СПб»

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФУРШЕТ

Все, кому доводилось бывать на фуршетах, понимают, что это рекреационное мероприятие не гастрономического направления, а скорее коммуникативного. Игра в «фуршет» имитирует идею лёгкого угощения, использует механизм хаотичного движения от одного собеседника к другому, подразумевает лёгкое и приятное общение, цель которого знакомство (если партнёры не знакомы лично), представление, обмен информацией о себе, своём деле, по теме встречи и, если контакт удался, заинтересовал, то – обмен визитками, договор о дальнейших встречах, сотрудничестве. Литературный фуршет определяет содержание «угощения», тему беседы. Поскольку фуршет можно отнести к игровой форме взаимодействия, то он решает целый комплекс задач формирования навыков Soft-Skills от умения представиться, войти в контакт и заинтересовать собеседника содержанием своей информацией до саморефлексии.

Литература – это учебный предмет, но он имеет дело с произведениями искусства, а значит подразумевает включение воображения, своего личного жизненного опыта, эмоциональный отклик-сопереживание и диалог читателя с текстом, а через него с автором произведения, иной эпохой, с самим собой, с другими читателями. Это творческий процесс. Каждый читатель – это интерпретатор, поэтому очень важно овладеть языком, чтобы точно и грамотно истолковывать чужой текст, быть понятным и понятым.

Разговор о литературном произведении – это не столько упражнение в филологии, сколько разговор о себе, своём собственном мировосприятии, ценностях, нравственных установках, эстетических предпочтениях. Поэтому особенно важно, чтобы в аудитории возникла доброжелательная, доверительная атмосфера – это главное условие для самораскрытия и творческого процесса.

Начало каждого учебного года в колледже – это новые группы, лица, характеры. За каждым – свой опыт школьных отношений в сообществе класса, с педагогами, опыт изучения данного учебного  предмета. А значит это постоянный поиск новых форм выстраивания взаимодействия преподавателя со студентами-будущими коллегами, педагогами.  Можно сказать, что каждое занятие – это модельное занятие, на котором учащимися осваивается не только содержание предмета, но и деятельность (исследовательская, проектная, игровая и т.д.), формируется модель поведения.

Как видим, перечисленные особенности уроков литературы в педагогическом колледже – это один из магистральных путей формирования умений и навыков Soft-Skills.

Цели игрового занятия: развитие Soft skills (англ. «мягкие» навыки) будущих педагогов: коммуникативные, самопрезентация на тему: «Мои литературные предпочтения», работа с информацией однокурсников, самодиагностика и саморефлексия.

Предварительно студентам было дано задание: каждый приносит тарелочку (бумажную, пластиковую), на которой размещены три блюда:

1-ое - какой книгой вы бы хотели поделиться с новыми товарищами (здесь может быть просто листок с автором и названием, копия обложки, иллюстрация с цитатой, у кого на что фантазии хватит)

2-ое -  4 поэтические строки (оформление зависит от творческого потенциала)

3-ье -  ваш выбор – это литературный десерт, то чем можете удивить, увлечь, порадовать, это интерактивное задание.

Пространство и реквизит: фуршет требует перемещений с «угощением» в руке. Для хаотического движения, объединения и смены партнёров понадобится просторное помещение. Образующиеся пары и малые группы (не более трёх человек) не должны мешать друг другу во время общения, поэтому пространство необходимо максимально освободить от мебели (столы, стулья). Оформление помещения должно соответствовать теме – это может быть кабинет литературы, читальный зал библиотеки или рекреация, специально оформленная портретами писателей, книжными выставками-стеллажами, постерами книг. Для начала и завершения фуршета нужен звуковой сигнал: колокольчик, фонограмма песни соответствующего содержания (напр., песня В.Высоцкого «Баллада о борьбе (о книжных детях)»).

Время: учебная пара (90 мин.): 20-30 минут этап хаотичного общения, 30 минут – обсуждение, рефлексия; 30 мин. – заполнение ГУГЛ формы «Самооценка навыков базовой коммуникации» (по итогам фуршетного общения).

Ход занятия

1. Вступительное слово преподавателя.

Прошло несколько дней со дня вашей первой встречи. Вероятно, вы уже успели познакомиться с несколькими одногруппниками, преподавателями. Для решения задач освоения не только учебной дисциплины «Литература», но и педагогической профессии мы будем использовать различные формы игрового взаимодействия. Сегодня мы сыграем литературный фуршет. Фуршет – это…. (кто пояснит?)

Важно, что это свободное общение, желательно с наименее знакомыми вам однокурсниками, расширяйте свой круг.

Каждый из вас приготовил своё литературное блюдо и готов поделиться им с другими. Важно, чтобы вы не только предъявили себя, но и отведали «угощения», услышали своих товарищей, что-то позаимствовав у них (название книги, имя нового автора, мысль или поэтическую строку, атмосферу разговора, внимательность собеседника, заинтересованный вопрос или неожиданный ответ). Фуршет обычно длится недолго, поэтому общение с понравившимся собеседником тоже не может длиться бесконечно, ваша задача поговорить не с одним человеком, узнать больше о литературных интересах товарищей по группе. Но и спешка, перехода от одного к другому - не позволит получить удовольствие от блюда, его необходимо «распробовать», оказать внимание партнёру, ведь каждый старался, готовился к встрече.

Условия: активность, внимательность к партнёру и его содержанию, доброжелательность, благодарность. Следите за уровнем шума в аудитории, ваш голос должен быть тише или равен фоновому шуму, не выделяться из общего «жужжания».

Во время общения записи не ведутся, старайтесь запоминать.

Итак, у вас 30 минут. Используйте это время с наибольшей эффективностью и пользой для себя и других.

В начале и в конце игры прозвучит такой сигнал (колокольчик или фонограмма песни).

2. Свободное общение (20-30 минут).

Через 20-30 минут общения по звуковому сигналу все садятся на своё место в аудитории и 5 минут записывают в тетради, с кем познакомились ближе, что успели узнать от собеседников за это время, выделить наиболее интересную информацию, которую получили о книгах, поэзии, ещё о чём?

3. Рефлексия (проводится в два этапа: малыми группами (4-5 человек) – 15 мин. и далее 15 мин. - фронтально).

Вопросы для групповой рефлексии:

1.     Что было легко в подготовке и на занятии? Благодаря чему?

2.     Что было проблематично, сложно в подготовке к занятию? Сложно в момент общения?

3.     Что я сделаю уже завтра или сегодня для достижения наилучших результатов?

От каждой группы выступает один из участников.

 Вопросы для фронтальной рефлексии:

1.   Кому из товарищей хочется сказать спасибо и за что?

2.   На какой из вопросов группового обсуждения хотите ответить?

4. Заполнение с помощью гаджетов ГУГЛ формЫ «Самооценка навыков базовой коммуникации» (по итогам игры)

Необходимо объяснить учащимся цель самодиагностики и её повторного проведения в конце года.

Самооценка навыков базовой коммуникации (по итогам игры)

Идеальные проявления компетенции

всегда

часто

иногда

редко

никогда

 

Вы понимали цели данной коммуникации

 (и свою, и собеседника)

 

 

 

 

 

Внимательно и с интересом отнеслись к каждому собеседнику

 

 

 

 

 

В общении опирались на свои интересы и интересы собеседника

 

 

 

 

 

Регулировали свои невербальные проявления во время коммуникации, понимали невербальную обратную связь собеседника

 

 

 

 

 

Адаптировали (приспосабливались) под уровень собеседника

 

 

 

 

 

Во время общения удерживали зрительный контакт с собеседником

 

 

 

 

 

Заинтересовывали собеседников и вовлекали в обсуждение предлагаемой темы

 

 

 

 

 

Строили беседу по принципу диалога: задавали вопросы, слушали собеседника, не перебивая, комментировали.

 

 

 

 

 

Четко и по делу формулировали ответы на вопросы собеседника

 

 

 

 

 

Игровое занятие «Литературный фуршет» можно считать успешным если:

- во время рефлексии учащиеся называют имена своих товарищей, книги и стихи, о которых шла речь в парном взаимодействии;

- выражают желание прочитать книги, о которых услышали от товарищей, благодарно оценивают творческий подход к оформлению блюда, заданиям;

- объективно оценивают собственные удачи и неудачи в процессе общения;

- могут назвать проблемы, с которыми столкнулись в общении и видят пути их разрешения;

- атмосфера ведения итоговой рефлексии деловая, искренне заинтересованная и доброжелательная;

- Участники готовы продолжить работу в игровом интерактивном взаимодействии.

Риски и что необходимо предусмотреть преподавателю при подготовке и проведении данного занятия?

 

 

Риски и затруднения

Варианты разрешения

1.

Иметь в виду, что в классе могут оказаться совсем не читающие дети, которые не выполнят задания и будут мешать работе других.

1.                  Для них может быть накрыт свой стол от преподавателя, где могут быть разложены книги с закладками на острых, увлекательных страницах. Могут быть разложены парадоксальные, яркие краткие высказывания о чтении, книгах, поэзии, писателях и популярных в молодёжной среде личностей (артистов, спортсменов, политиков, шоуменов и проч.). Спойлеры и инфографика известных произведений, например, сказок, знакомых с детства. Занимательные вопросы и задания к находящимся на столе произведениям.

 

2.

Активные, читающие собираются в свою интересную компанию и не переходят к другим участникам.

Хорошо, если ведётся видеозапись игры и ребята видят оператора, фиксирующего процесс, это заставляет соответствовать условиям игры.

3.

            Могут быть застенчивые, нерешительные, замкнутые люди, которым трудно подойти и начать разговор, плохо владеющие речью.

Необходимо во время занятия наблюдать и модерировать процесс, ненавязчиво направить к таким ребятам наиболее активных и подготовленных читателей, чтобы они инициировали процесс общения (учимся этому искусству у А.П.Шерер в первых главах романа «Война и мир»).

4.

На этапе рефлексии участники повторяют высказывания друг друга, говорят односложно, неискренни в своих высказываниях, стараются угодить преподавателю.

Можно обозначить безометочность данного занятия, своим словом показать образец рефлексивного высказывания; провести рефлексию в письменном виде.

 

 

Групповая работа после игры – рефлексия и заполнение таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Задания для фуршета по учебному предмету (литература)

 

Цель: мотивация к изучению новой темы.

Взаимообучение.

Тема: знакомство с биографией автора и его творчеством.

Примерные задания к фуршету:

o   Три факта биографии писателя из писем и воспоминаний.

o   Аннотация к одному из произведений, не входящих в программу.

o   Инфографика или инсталляция: три предмета-символа писателя.

o   Три главных адреса писателя.

Интерактив:

Игра: веришь ли ты что… ? (любопытный факт биографии может быть ложный)

Предметный мир. Показать изображение какого-то предмета, портрет, герб  – какое отношение это имеет к данному писателю?

Одна дата (событие перевернувшее жизнь) – назови событие, связанное с этой датой.

Узнай  писателя - показать несколько фотографий, среди которых есть и фото писателя (м.б. в детском, юношеском возрасте, т.е. изображён в непривычном варианте).

Перечень названий с одним ложным. Какое из перечисленных произведений принадлежит другому автору?

 

Урок - закрепления, обобщения темы

 

        

Любимая цитата из произведения.

Непонятный герой – вопрос, связанный с героем.

Любимый герой – три тезиса

Что удивило в произведении?

Вопрос о финале произведения. Я бы закончил не так… или я бы продолжил…

Интерактив:

·        Что значит слово…? – необычные слова (архаичные, неологизмы, диалектизмы)

·        совместное сочинение синквейна, посвящённого герою или автору.

·        Кого выбираешь (из двух героев), почему?

·        Заноза произведения. Мысль, которая застряла в голове.

 

Приложение 2

Темы фуршетов для кл. часов в старшей школе:

o   «Смотрите, кто пришёл! (Давайте познакомимся! если класс сформирован заново)

o   Этот трек у меня на повторе

o   День кино

o   Мир увлечений

o   День рождения Петербурга (Мой Петербург)

o   Моя малая родина (для приезжих - рассказ о местах, из которых приехал; для коренных жителей города – рассказ о своём районе)

o   Чему я могу научить? Чему я хочу научиться?

o   Путешествия (где бывал – где ещё хочу побывать)

o   Мои законы и правила

o   Я и будущая профессия

o   Я в трёх словах

 

Задание:

рассказать об одном из (фильмов, музыкальных композиций, исполнителе, черте своего характера, об одном правиле своей жизни)…

дать послушать, посмотреть, показать

Интерактив: задать вопрос-загадку по теме.

 

 

 

Приложение 3

 

Правила фуршета

Фуршет - мероприятие чаще всего деловое, не увеселительное, потому обычно заранее гостям рассылаются приглашения, в которых указывается соответствующий дресс-код. Если форма одежды не оговаривается, уместно прийти в деловом костюме.

О сути фуршета. Данное мероприятие придумано в первую очередь для полезных знакомств и деловых контактов. Организация фуршета — оптимальный выбор для неформального общения. На подобном приеме каждый приглашенный сможет без особых усилий найти себе приятного и интересного собеседника.

 

Правило 1.

Это выход в свет, и вы должны соответствовать, ведь в любой момент можете познакомиться с важными людьми, поэтому нужно уже одним своим видом показать, что вы культурный человек. Главное - каждое действие должно быть совершено не спеша, с чувством собственного достоинства. Даже если случилась какая-то оплошность, не нужно возводить её в степень и привлекать внимание окружающих.

Правило №2

3 «базы», о которых вы не должны забывать:

— улыбка,

— походка,

— осанка.

3

Доброжелательное отношение к собеседнику, заинтересованность в том, что он рассказывает, наводящие вопросы — это залог успешной неформальной вечеринки. Не набрасывайтесь на одного собеседника и не старайтесь продемонстрировать весь свой арсенал знаний - на фуршете просто дегустируйте, то есть заинтересовывайте так, чтобы захотелось с вами встретиться ещё.

4

Не забывайте о том, что подобные мероприятия созданы для укрепления контактов и заведения новых, поэтому ведите себя так, будто за вами кто-то следит. Не упускаете уникальную возможность обменяться комплиментами, улыбками, визитками с нужными и интересными людьми.

Возможно, природная стеснительность не дает вам подойти первой к нужному человеку, от которого зависит будущее. В этом случае следует заручиться поддержкой общего знакомого и попросить, чтобы вас представили и порекомендовали как отличного специалиста.


Необходимо помнить, что деловым людям не нравится панибратство и навязчивость. Не следует бояться вежливо отказать


Read more:
https://sostinas.com/raznoe/desyat-pravil-povedeniya-na-furshete-prodolzhenie#ixzz6oZ0r77tr

 

 

Правило хозяйки (хозяина) он же модератор

Чтобы уделить внимание каждому гостю, приготовьте какое-нибудь фирменное блюдо, которое необходимо подавать самой.— сможете сказать им пару приятных слов и поблагодарить за то, что они приняли ваше приглашение. Кроме того, этим «ритуалом» вы можете объединить гостей, заинтересовав их общей темой беседы.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Андреева Жанна Олеговна Преподаватель

Андреева Жанна Олеговна Преподаватель

Начало каждого учебного года в колледже – это новые группы, лица, характеры

Начало каждого учебного года в колледже – это новые группы, лица, характеры

Оформление помещения должно соответствовать теме – это может быть кабинет литературы, читальный зал библиотеки или рекреация, специально оформленная портретами писателей, книжными выставками-стеллажами, постерами книг

Оформление помещения должно соответствовать теме – это может быть кабинет литературы, читальный зал библиотеки или рекреация, специально оформленная портретами писателей, книжными выставками-стеллажами, постерами книг

Условия: активность, внимательность к партнёру и его содержанию, доброжелательность, благодарность

Условия: активность, внимательность к партнёру и его содержанию, доброжелательность, благодарность

Заполнение с помощью гаджетов

Заполнение с помощью гаджетов

Участники готовы продолжить работу в игровом интерактивном взаимодействии

Участники готовы продолжить работу в игровом интерактивном взаимодействии

Могут быть застенчивые, нерешительные, замкнутые люди, которым трудно подойти и начать разговор, плохо владеющие речью

Могут быть застенчивые, нерешительные, замкнутые люди, которым трудно подойти и начать разговор, плохо владеющие речью

Приложение 1 Задания для фуршета по учебному предмету (литература)

Приложение 1 Задания для фуршета по учебному предмету (литература)

Смотрите, кто пришёл! (Давайте познакомимся! если класс сформирован заново) o

Смотрите, кто пришёл! (Давайте познакомимся! если класс сформирован заново) o

Это выход в свет, и вы должны соответствовать, ведь в любой момент можете познакомиться с важными людьми, поэтому нужно уже одним своим видом показать, что…

Это выход в свет, и вы должны соответствовать, ведь в любой момент можете познакомиться с важными людьми, поэтому нужно уже одним своим видом показать, что…

Read more : https :// sostinas

Read more : https :// sostinas
Скачать файл