Разработка занятия по кружку «История и культура кубанского казачества» «Кубань-ты наш казачий край» 3 класс
Оценка 4.9

Разработка занятия по кружку «История и культура кубанского казачества» «Кубань-ты наш казачий край» 3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +2
06.02.2021
Разработка занятия по кружку «История и культура кубанского казачества» «Кубань-ты наш казачий край» 3 класс
Цель: знакомить детей с жизнью и традициями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям, любовь к родному краю, чувство патриотизма к родным местам. Предварительная работа: просмотр иллюстраций с изображением казаков, казачек, беседа о том, как жили казачьи семьи. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок. Словарные слова: лиманы, грань, станицы, пожитки, град, курень
ЕфименкоЕ.,разработка.docx

Бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования Динской район

«Основная общеобразовательная школа № 7 имени Н. И. Кондратенко»

 

 

 

 

 

Разработка занятия по кружку

«История и культура кубанского казачества»

 

 

 

«Кубань-ты наш казачий край»

3 класс

Автор:

 Ефименко Екатерина Евгеньевна, учитель начальных классов БОУООШ№7;  МО Динской район, ст. Пластуновская, ул. Базарная 82; 

тел. 8(967)6747806; iefimienko85@bk.ru

 

 

2019 год

Цель: знакомить детей с жизнью и традициями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям,  любовь к родному краю, чувство патриотизма к родным местам.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций с изображением казаков, казачек, беседа о том, как жили казачьи семьи. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.

Словарные слова: лиманы, грань, станицы, пожитки, град, курень

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам «Радости,

Удач, успехов и везения!»,

Чтоб пожелать вам в этой студии

Прекраснейшего настроения!

ü Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?

Ответы детей: Россия

ü А как называют людей, живущих в России?

Ответы детей: Россияне

Правильно, мы россияне и Россия наша Родина

Среди просторов нашей большой страны есть, край, где мы живем, где наш родной дом.

Как называется наша родная земля? Наш край?

Ответы детей: Краснодарский край

А как еще называют наш край?

Ответы детей: Кубань.

Послушайте стихотворения, которые подготовили Ваши одноклассники:

Дети читают стихи:

https://cf.ppt-online.org/files2/slide/w/wJM0xcSVKjZuI7ok5riBsvFbUq2gd49YamW31nHEe/slide-0.jpg 

Все вы должны знать, что мы – потомки кубанских казаков, которые очень давно прошли с берегов Черного моря на кубанскую землю. Долгим казался казакам путь по цветущей кубанской земле. Наконец подошли они к высокому берегу Кубани, к тому месту, где Кубань впадала маленькая речка Коросун. Место было удобно, его с трех сторон окружала вода быстрой реки Кубань. Атаман Захария Чепега сказал: «Здесь граду быть». Сюда привезли нехитрые пожитки, оружие и походную церковь, и стали строить крепость – центр города, который получил какое название?

Ответы детей: Екатеринодар.

А сейчас как мы называем этот город?

Ответы детей: Краснодар.

 Казаки переселялись на Кубань целыми куренями.

Кто знает, что такое курень?

Ответы детей: курень – это казацкое поселение, позже их стали называть станицами.

Где создавались куреня?

Ответы детей: казаки создавали куреня около рек, на плодородных землях. Улицы были широкими, с центральной площадью и церковью посередине. Центральная площадь называлась – Майдан.

В целях обороны селенья окружались глубоким рвом и земляным валом.  Станица охранялась караулом. Мужчины всегда были вооружены, даже во время ловли рыбы, полевых работ, охоты. Женщины и девушки тоже владели оружием и в отсутствие мужчин защищали свои станицы. Разными были казаки: большая часть русские, а также украинцы, татары, осетины. У каждого войска были свои обычаи, но всех их объединяло одно: доблесть, честь, любовь к родной земле.

Какие казацкие пословицы о любви к Родине вы знаете?

Ответы детей:

·        Казаку милее родная сторона.

·        Казаку честь родину беречь.

·        Казацкому роду нет переводу.

 

А сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка:

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки!

Мы ладони к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из–под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плече.

Наклонились влево, вправо

Получается на славу.

 

 

 

 

 

Какими были казаки?

Ответы детей:казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Ответы детей:

·        С уважением относись к старшим.

·        Уважай мать, сестру, жену.

·        Надо заботиться о своих родителях, когда они станут старенькими.

·        Защищать от врагов свою Родину.

 

В казачьих семьях почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В общении со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. А вы знаете, как на Кубани обращались к отцу и матери?

Ответы детей: к отцу и матери обращались только на Вы.

 

Обычаи уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил: при появлении старшего по возрасту все должны были встать; если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке; если без формы, то снять шапку и поклониться; в присутствии старших не разрешалось сидеть, разговаривать, курить; нельзя обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти.

Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Он их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними.

А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках?

Ответы детей:

·        Казак в беде не плачет.

·        Казак без службы – не казак.

·        Где враг, там и казак.

 

Молодцы, ребята! А знаете ли вы, где казаки большую часть жизни проводили?

Ответы детей:  на службе, в боях, в походах.

 Но, несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками.

 

Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили жители Кубани?

Ответы детей: жители Кубани ездили верхом на лошадях, а еще на повозках, телегах.

Так кого же можно назвать верным другом казака?

Ответы детей: конь-верный друг казака

Правильно конь был верным другом казака.

У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки и призом на этих скачках были племенные, отборные кони.

А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьих лошадях?

Ответы детей:

·        Конь казаку – лучший друг.

·        Казак сам не ест, а коня накормит.

·        Сам погибай, а коня выручай.

Хорошие пословицы вы знаете молодцы!

 

О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках:

Давайте их прочитаем

Дети читают:

•        Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

•        И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

•        Казачья смелость порушит любую крепость.

•        Где тревога, туда казаку и дорога.

•        Казак без коня, что солдат без ружья

•        Казак родился – Отчизне пригодился.

•        Казачье братство милее богатства.

Кроме пословиц и поговорок существуют казачьи заповеди. Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.

 

Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Передай подкову».

Правила игры: дети становятся в круг, звучит музыка, под музыку передают подкову друг другу. У кого в руках останется подкова, когда музыка остановится, тот называет заповедь или традиции казаков.

 

Главным оружием у казаков был кинжал. Покупать его считалось позором. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.

 

Ребята, а еще у казаков были священные символы. Кто знает, какие?

Ответы детей: герб, флаг.

И сейчас на Кубани есть свои символы.

 

 

Много загадок можно встретить изучая историю казачества. Давайте попробуем отгадать некоторые.

Разгадывание загадок:

1.      Крепка, звонка, да отточена,

Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)

2.      Летит птица крылата,

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьет. (Стрела)

3.      Мал мужичок – костяная ручка. (Нож).

4.      На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

5.      Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

6.      Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)

7.Погоны желтые, шашки острые, Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю чести, а себе – славы! (казаки)

 

Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели и веселились.

 

Учитель:

- А сейчас, я предлагаю Вам поучаствовать в викторине.

Викторина.

Правила викторины: нужно из этой макитры вытащить записку с вопросом и попробовать ответить на вопрос.

1.      Для обряда крещения нужна вода. За водой ходили, не взяв коромысло. Почему? (Чтобы ребёнок не был горбатым)

 

2.      Эту рубашку у казаков одевали один раз в жизни, хранили её и после смерти казака сжигали её вместе с первой срезанной прядью волос. Если казак погибал или без вести пропадал, то рубашку клали в гроб матери. О какой рубашке идёт речь? (Крещальная)

 

3.      Почему невеста-казачка стоит по левую руку жениха? (Чтобы он мог воспользоваться оружием)

 

4.      Когда мальчику-казаку исполнялся 1 год, крёстный отец сажал его на коня на шёлковый платок и проводил вокруг церкви три раза. Он внимательно следил за тем, что будет делать ребёнок. Что означало, если мальчик хватался за гриву? (быть казаком), плакал? (не быть казаком), падал? (умрёт, хранил тайну)

 

5.      Казак заводил на земельный удел коня. Там, где конь ел траву или даже ложился, забивали колышки. Для чего? (Чтобы построить новый дом).

 

6.      Иногда у казаков на верёвках можно было увидеть выстиранные казацкие рубахи с завязанными рукавами. Почему? (Чтобы муж жену не бил)

 

7.      Казачкам с детства перепадало много подарков, а казакам никогда ничего не дарили. Почему? (Чтобы казаки привыкали к тому, что им всё необходимо зарабатывать своим трудом)

 

8.      Старейшины на кубанском Майдане поднимали посохи с надетыми на них папахами. Что это значило? (Так происходило голосование)

9.      Уходя из дома (чаще всего это была хозяйка) вешали на тын кверху дном крынку. Что это значило? (Дома никого нет)

 

10.    При строительстве дома не использовали гвозди. Почему? (Это инструмент, при помощи которого распяли Иисуса Христа)

 

11.    Зачем в новый дом запускали кота? (Кот видит и выгоняет из жилья нечистую силу)

 

12.    Перед дальней дорогой надо было молча посидеть. Почему? (Послушать Домового, чтобы он дал совет, как правильно ехать)

 

Учитель:

Ну вот и подошло к концу наше занятие. Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою  Родину.

В заключении. Давайте все вместе споём песню «Ой, да на Кубани»,

так как рожденные народом песни отражают стремление человека жить в мире, добре, согласии друг с другом, любви.

Исполнение  песни «Ой, да на Кубани»

 

Список литературы:

 

1.     «Кубанская старина.  Жизнь и быт казаков».  Маслов А.В., Краснодар:

2.     ОИПЦ «Перспективы образования», 2006

3.     Бондарь В.В., Ратушняк В.Н. «Родная Кубань», 2004

4.     Бондарь Н.И. «Традиционная культура и дети», 1997

5.     Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 


 

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования

Цель: знакомить детей с жизнью и традициями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим…

Цель: знакомить детей с жизнью и традициями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим…

Дети читают стихи: Все вы должны знать, что мы – потомки кубанских казаков, которые очень давно прошли с берегов

Дети читают стихи: Все вы должны знать, что мы – потомки кубанских казаков, которые очень давно прошли с берегов

У каждого войска были свои обычаи, но всех их объединяло одно: доблесть, честь, любовь к родной земле

У каждого войска были свои обычаи, но всех их объединяло одно: доблесть, честь, любовь к родной земле

Ответы детей: к отцу и матери обращались только на

Ответы детей: к отцу и матери обращались только на

Давайте их прочитаем Дети читают: •

Давайте их прочитаем Дети читают: •

Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели и веселились

Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели и веселились

Зачем в новый дом запускали кота? (Кот видит и выгоняет из жилья нечистую силу) 12

Зачем в новый дом запускали кота? (Кот видит и выгоняет из жилья нечистую силу) 12

Приложение 1.

Приложение 1.

Разработка занятия по кружку «История и культура кубанского казачества» «Кубань-ты наш казачий край» 3 класс

Разработка занятия по кружку «История и культура кубанского казачества» «Кубань-ты наш казачий край» 3 класс

Разработка занятия по кружку «История и культура кубанского казачества» «Кубань-ты наш казачий край» 3 класс

Разработка занятия по кружку «История и культура кубанского казачества» «Кубань-ты наш казачий край» 3 класс

Разработка занятия по кружку «История и культура кубанского казачества» «Кубань-ты наш казачий край» 3 класс

Разработка занятия по кружку «История и культура кубанского казачества» «Кубань-ты наш казачий край» 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2021