Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе
Оценка 5

Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
17.03.2019
Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе
В работе с одаренными детьми необходима система, факультатив по литературе -часть этой системы, также это эффективный способ подготовки к олимпиаде. Урок посвящен комплексному анализу поэтического текста, который включает в себя как литературоведческий, так и лингвистический аспекты анализ и формирует нравственные ценности.
конспект урока.doc
В свое время академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск  способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни  одного способного человека». О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным  предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о  каком ­ либо другом аспекте школьного образования. Наиболее эффективным способом работы по подготовке к олимпиадае (по моему мнению)  являются  факультативные занятия.  Предлагаю разработку факультативного занятия по литературе в 8классе. Тема: Анализ произведения А.Толстого «Спесь»  Цель: выполнить комплексный анализ поэтического текста, включающий в  себя как литературоведческий, так и лингвистический аспекты. Задачи урока:  Обучающие:   1. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста в аспекте его   жанрового своеобразия; интерпретации языковых фактов; 2.Довести   до   учащихся   на   конкретном   поэтическом   материале   важнейшие положения теории литературы, а именно положения единства содержания и формы.  3.Пополнить   знания   учащихся   об   употреблении   языковых   средств   в художественной речи, тропах и приемах речи и т.д. Развивающие: 1.Формировать умение высказывать  собственные  оценочные суждения и  аргументировать  свою точку зрения. 2. Развивать коммуникативные умения и навыки, творческие способности  учащихся. 3. Развивать личность ученика, его мировоззрение. Воспитывающие : 1.Воспитывать уважение  к творчеству писателя, эстетический вкус  школьников. 2.Формировать нравственные ценности в ходе изучения поэтических  произведений.  Ход урока: 1.Орг. момент. 2.Актуализация знаний. Анализ «заголовка» (заголовок – великое дело! Выход на тему!) ­Что такое спесь? ­Есть выражение «спесивый барин». Какой барин? (Обращаемся к словарю  Даля) ­Высокомерный, эгоистичный! ­Итак, Спесь­ главный герой стихотворения.   ­Прочитаем, какие вопросы могут возникнуть? 3. Чтение произведения учителем или подготовленным учеником. Ходит Спесь, надуваючись, С боку на бок переваливаясь. Ростом – то Спесь  аршин с четвертью, Шапка – то на нем во целу сажень,  Пузо – то его все в жемчуге,  Сзади – то у него раззолочено. А и зашел бы Спесь  к отцу, к матери, Да ворота не крашены! А и помолился б Спесь во церкви божией, Да пол не метен! Идет Спесь, видит: на небе радуга; Повернул спесь во другую сторону: Не пригоже – де мне нагибатися! 4. Анализ текста. ­О чем текст? О ком? ( О высокомерном, спесивом человеке). ­Почему просто не написать? (Способ создания яркого образа). ­Как этот образ показан А.Толстым? Какие средства использует автор? С  какой целью? ­Автор пишет: «С боку на бок переваливаясь». Почему? ( Спесь толстый,  неуклюжий). ­Аршин с четвертью ( маленького роста – 71см.  + четверть = 87 см.) ­Шапка на нем в сажень (1 метр 86 см.) ­Зачем такая шапка?! (Чтобы казаться выше в своих глазах) ­ Какой прием использует автор? Для чего? ­Как одет Спесь? (Богато! Пузо в жемчуге) ­ Обратите внимание ­ не живот, а пузо. Почему?( Авторское отношение).  ­ «Сзади – то у него раззолочено». О чем это говорит? (Богат, очень себя  любит! Так одеться!) Вывод: итак, перед нами персонифицированный образ гордости, чванства,  надменности, тщеславия. 5.Работа со словарем: Тщеславие ­ тщета – пустота; слав – слава на пустом месте. ­Почему? В чем это проявляется? Почему не идет к родителям, в церковь?  (Это выше его достоинства! « Я – с золотым пузом! Да с золотым задом!». Родителям надо кланяться, шапку снимать. Куда же он без шапки ?!) ­Дальше – больше! ( гиперболизация образа) ­  «Идет Спесь, видит: на небе радуг. Повернул Спесь в другую сторону». ­ Почему? Нагибаться не хчется. ­ Понятно, что даже великану под радугой нагибаться не нужно, а Спесь ­  великан только в собственном представлении, так что его тщеславие и  надутость гиперболизированы – преувеличены. 7. Работа по определению жанра произведения. ­ Почему Толстой выбрал такую странную форму, жанр? Если посмеяться над героем, можно выбрать форму попроще. ­Вы мне поверили, что это стихотворении? ( Да!) ­Почему? (визуально похоже на стихотворение, строки сбиты, есть ритм!) ­Рифма есть? (нет, но есть окончания) ­Как они называются?  (Повторяется схема  трехсложного размера стиха ­  дактиля (ударение на  третьем слоге; в переводе с греческого дактилюс –палец, в пальце 3  фаланги). ­А здесь дактилические окончания, они свойственны русскому народному стиху. ­ Вспомните былины. В них есть рифма? ­ Нет. Есть дактилические окончания. Таким образом, А.Толстой хочет, чтобы это произведение вызывало в памяти  народный стих, нерифмованный, с дактилическими окончаниями. Вывод: итак, перед нами не былина, потому что сюжет не былинный, скорее  басенный, причем, в такой басне читатель сам должен делать вывод. Такая вот стилизация под древнерусский юмор, отсюда – сажень, аршин, да =  но, частица де – все это работает на создание такого вот народного  стилизованного под фольклор текста (отчасти былина, отчасти басня) 8.Творческая работа. ­ Дети формулируют мораль произведения, сохраняя стиль, 9.Домашняя работа (на выбор)  1.Написать сочинение – интерпретацию поэтического текста.  2. Составить синквейн.  3.Создать плейкаст или «облако», используя веб – сервисы.

Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе

Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе

Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе

Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе

Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе

Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе

Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе

Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2019