Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
17.03.2019
В работе с одаренными детьми необходима система, факультатив по литературе -часть этой системы, также это эффективный способ подготовки к олимпиаде. Урок посвящен комплексному анализу поэтического текста, который включает в себя как литературоведческий, так и лингвистический аспекты анализ и формирует нравственные ценности.
конспект урока.doc
В свое время академик М.А. Лаврентьев высказал такую мысль: «Поиск
способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать
такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни
одного способного человека».
О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным
предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о
каком либо другом аспекте школьного образования. Наиболее эффективным
способом работы по подготовке к олимпиадае (по моему мнению) являются
факультативные занятия.
Предлагаю разработку факультативного занятия по литературе в 8классе.
Тема: Анализ произведения А.Толстого «Спесь»
Цель: выполнить комплексный анализ поэтического текста, включающий в
себя как литературоведческий, так и лингвистический аспекты.
Задачи урока:
Обучающие:
1. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста в аспекте его
жанрового своеобразия; интерпретации языковых фактов;
2.Довести до учащихся на конкретном поэтическом материале важнейшие
положения теории литературы, а именно положения единства содержания и
формы.
3.Пополнить знания учащихся об употреблении языковых средств в
художественной речи, тропах и приемах речи и т.д.
Развивающие:
1.Формировать умение высказывать собственные оценочные суждения и
аргументировать свою точку зрения.
2. Развивать коммуникативные умения и навыки, творческие способности
учащихся.
3. Развивать личность ученика, его мировоззрение.
Воспитывающие :
1.Воспитывать уважение к творчеству писателя, эстетический вкус
школьников.
2.Формировать нравственные ценности в ходе изучения поэтических
произведений.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
Анализ «заголовка» (заголовок – великое дело! Выход на тему!)
Что такое спесь? Есть выражение «спесивый барин». Какой барин? (Обращаемся к словарю
Даля)
Высокомерный, эгоистичный!
Итак, Спесь главный герой стихотворения.
Прочитаем, какие вопросы могут возникнуть?
3. Чтение произведения учителем или подготовленным учеником.
Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом – то Спесь аршин с четвертью,
Шапка – то на нем во целу сажень,
Пузо – то его все в жемчуге,
Сзади – то у него раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,
Да ворота не крашены!
А и помолился б Спесь во церкви божией,
Да пол не метен!
Идет Спесь, видит: на небе радуга;
Повернул спесь во другую сторону:
Не пригоже – де мне нагибатися!
4. Анализ текста.
О чем текст? О ком? ( О высокомерном, спесивом человеке).
Почему просто не написать? (Способ создания яркого образа).
Как этот образ показан А.Толстым? Какие средства использует автор? С
какой целью?
Автор пишет: «С боку на бок переваливаясь». Почему? ( Спесь толстый,
неуклюжий).
Аршин с четвертью ( маленького роста – 71см. + четверть = 87 см.)
Шапка на нем в сажень (1 метр 86 см.)
Зачем такая шапка?! (Чтобы казаться выше в своих глазах)
Какой прием использует автор? Для чего?
Как одет Спесь? (Богато! Пузо в жемчуге)
Обратите внимание не живот, а пузо. Почему?( Авторское отношение).
«Сзади – то у него раззолочено». О чем это говорит? (Богат, очень себя
любит! Так одеться!)
Вывод: итак, перед нами персонифицированный образ гордости, чванства,
надменности, тщеславия.
5.Работа со словарем:
Тщеславие тщета – пустота; слав – слава на пустом месте.
Почему? В чем это проявляется? Почему не идет к родителям, в церковь?
(Это выше его достоинства! « Я – с золотым пузом! Да с золотым задом!».
Родителям надо кланяться, шапку снимать. Куда же он без шапки ?!)
Дальше – больше! ( гиперболизация образа) «Идет Спесь, видит: на небе радуг. Повернул Спесь в другую сторону».
Почему? Нагибаться не хчется.
Понятно, что даже великану под радугой нагибаться не нужно, а Спесь
великан только в собственном представлении, так что его тщеславие и
надутость гиперболизированы – преувеличены.
7. Работа по определению жанра произведения.
Почему Толстой выбрал такую странную форму, жанр? Если посмеяться над
героем, можно выбрать форму попроще.
Вы мне поверили, что это стихотворении? ( Да!)
Почему? (визуально похоже на стихотворение, строки сбиты, есть ритм!)
Рифма есть? (нет, но есть окончания)
Как они называются?
(Повторяется схема трехсложного размера стиха дактиля (ударение на
третьем слоге; в переводе с греческого дактилюс –палец, в пальце 3
фаланги).
А здесь дактилические окончания, они свойственны русскому народному
стиху.
Вспомните былины. В них есть рифма?
Нет. Есть дактилические окончания.
Таким образом, А.Толстой хочет, чтобы это произведение вызывало в памяти
народный стих, нерифмованный, с дактилическими окончаниями.
Вывод: итак, перед нами не былина, потому что сюжет не былинный, скорее
басенный, причем, в такой басне читатель сам должен делать вывод.
Такая вот стилизация под древнерусский юмор, отсюда – сажень, аршин, да =
но, частица де – все это работает на создание такого вот народного
стилизованного под фольклор текста (отчасти былина, отчасти басня)
8.Творческая работа.
Дети формулируют мораль произведения, сохраняя стиль,
9.Домашняя работа (на выбор)
1.Написать сочинение – интерпретацию поэтического текста.
2. Составить синквейн.
3.Создать плейкаст или «облако», используя веб – сервисы.
Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе
Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе
Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе
Разработка факультативного занятия по литературе в 8 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.